Введение. Использование в медицине общей теории управления обозначило такие новые понятия, как «управление здоровьем населения», «управление заболеваемостью». С этих позиций процесс управления заболеваемостью представляет собой циклическую форму деятельности, каждый отдельный цикл которой включает три взаимосвязанные подсистемы − информационную, аналитическую и организационную [3].
Эпидемиологический надзор за социально-значимыми заболеваниями позволяет оценить эпидемиологическую ситуацию на конкретный момент времени, составить краткосрочный прогноз, разработать комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваемости, болезненности и смертности населения [1, 4, 5].
В настоящее время в условиях реформирования и совершенствования различных сфер жизни общества, в том числе санитарно-эпидемиологической службы, как никогда актуален вопрос организации ее деятельности для достижения высоких показателей эффективности и результативности работы [3].
Особое значение приобретает вопрос разработки и внедрения информационных систем, которые позволят качественно в короткие сроки выполнить поставленные задачи, эффективно предоставлять государственные услуги населению [2, 4].
Для оптимизации процессов унификации сбора, хранения и анализа данных о проявлениях эпидемического процесса социально-значимых заболеваний, повышения эффективности работы сотрудников санитарно-эпидемиологической службы был разработан и внедрен в работу врачей-эпидемиологов, осуществляющих эпидемиологический надзор программный комплекс «Служебный портал» [2].
Цель работы. Оценка эпидемиологической эффективности применения программного средства «Служебный портал» в деятельности учреждений Роспотребнадора на территории Омской области.
Материалы и методы. Исследование носило комплексный характер с использованием описательных и аналитических эпидемиологических методов. Проведено ретроспективное описательное эпидемиологическое исследование проявлений заболеваемости населения Омской области туберкулезом, вирусными гепатитами В и С, инфекциями, передающимися половым путем за период 2009-2013 г. Выравнивание динамических рядов показателей осуществлялось по методу наименьших квадратов. Уровень и структура заболеваемости и ее исходов оценивались по интенсивным (инцидентности, превалентности).
Эпидемиологическая эффективность оценивалась по величине показателя, отражающего изменение уровня заболеваемости населения Омской области социально-значимыми инфекционными нозологиями (туберкулез, инфекции передающиеся половым путем, вирусный гепатит В и С).
При разработке программного комплекса были использованы языки программирования PHP, JavaScript и HTML, сервер базы данных MySQL 5.1.6, веб-сервер Apache 2.2.19 (Win64) и API Яндекс Карты [6].
Результаты и обсуждение: Программный комплекс представляет собой служебный интернет-портал, где размещено более 100 форм сбора информации, из которых формируется более 500 видов отчетов.
Служебный портал является организационно-коммуникативной подсистемой, состоящей из единого центра сбора, хранения и обработки данных, электронного документооборота, системы сообщений и электронного архива документов. Модульность служебного портала позволяет создавать разделы без изменения имеющихся, кроме тех случаев, когда их нужно логически связать (рис.1).
Рис.1. Схема единого информационного пространства систем государственного санитарно-эпидемиологического надзора и здравоохранения Омской области.
Создание единого информационного пространства было необходимо для принятия своевременных управленческих решений, направленных на предупреждение возникновения и распространения социально-значимых инфекционных заболеваний.
На сегодняшний день в рамках служебного портала возможно формирование аналитических отчетов по 11 разделам:
1. Мониторинг заболеваемости населения гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями.
2. Мониторинг заболеваемости населения острыми кишечными инфекциями.
3. Мониторинг профилактического медицинского осмотра населения в целях раннего выявления туберкулеза.
4. Мониторинг охвата населения профилактическими прививками против вакциноуправляемых инфекций:
- сведения об обеспечении лечебно-профилактических учреждений области медицинскими иммунобиологическими препаратами для профилактики бешенства (антирабическая вакцина, антирабический иммуноглобулин);
- сбор данных и формирование форм федерального статистического наблюдения №5 «Сведения о профилактических прививка» и №6 «Сведения о контингентах детей, подростков и взрослых, привитых против инфекционных заболеваний»;
- сведения о вакцинации населения против клещевого энцефалита (9 отчетов);
- сведения об обеспеченности лечебно-профилактических учреждений области вакциной против полиомиелита;
- формирование плана профилактических прививок и прививок по эпидемическим показаниям на следующий год;
- сведения о вакцинации групп риска против вирусного гепатита А, брюшного тифа и дизентерии;
- сведения о вакцинации населения против вирусного гепатита В, кори, полиомиелита (еженедельный режим);
- сведения о вакцинации населения против гриппа (еженедельный режим).
5. Демографическая структура населения области (распределение населения по полу, возрастным группам, социальным и профессиональным группам).
6. Мониторинг заболеваемости населения инфекциями, передаваемыми клещами.
7. Мониторинг заболеваемости населения энтеровирусными инфекциями.
8. Сведения о мигрантах и вынужденных переселенцах.
9. Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи.
10. Годовые отчеты.
11. Государственное задание.
В служебном портале наряду с Управлением Роспотребнадзора по Омской области и Центром гигиены и эпидемиологии ежедневно работают более 300 пользователей – лечебно-профилактические учреждения, организации различных министерств и ведомств.
Одним из новшеств является симбиоз программного средства с географической информационной системой Яндекс.Карты (рис. 2). Данная тактика позволяет осуществлять картографирование заболеваемости населения и отображать административные территории Омской области в зависимости от заданных параметров (превышение эпидемических порогов по заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ), низкий охват профилактическими прививками, низкий охват населения флюорографическим обследованием и т.д.).
Рис. 2. Картограмма территориального распределения эпидемических очагов туберкулезной инфекции в г. Омске (https://maps.yandex.ru).
Появилась возможность визуализации случаев социально-значимых заболеваний на карте города с указанием места расположения сформировавшего эпидемического очага.
Это позволяет отслеживать вспышечную и групповую заболеваемость населения, наиболее точно формулировать гипотезы о причинах осложнения эпидемиологической ситуации, осуществлять поиск источников инфекции, путей и факторов передачи возбудителей при проведении эпидемиологического расследования.
Поступающие информационные потоки позволяют врачу-эпидемиологу оперативно проводить эпидемиологический анализ, прогнозировать развитие эпидемического процесса и своевременно принимать адекватные управленческие решения в части профилактики социально-значимых заболеваний.
Так, за период 2009-2013 г. в результате оперативного принятия управленческих решений, построенных на анализе поступающей на интернет-портал информации, разработки и внедрения комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий удалось влиять на заболеваемость населения. Отмечено снижение заболеваемости населения Омской области туберкулезной инфекцией на 45% (с 130,7 до 89,6 на 100 тысяч населения), в 2 раза (с 15,5 до 7,5 на 100 тысяч населения) хроническим вирусным гепатитом В, острым вирусным гепатитом С на 65% (с 1,59 до 0,96 на 100 тысяч населения).
Выводы. Таким образом, использование служебного интернет-портала возможно в любом регионе для различных разделов деятельности, не требует значительных затрат на содержание и администрирование, удобен в использовании, универсален в разработке, создание новых модулей не влияет на работоспособность имеющихся.
Функционирование интернет портала позволило в Омской области оптимизировать управляемость инфекционной заболеваемостью населения, повысить качество и эффективность профилактических мероприятий в отношении социально-значимых заболеваний.