Летальные исходы от пневмонии у госпитализированных пациентов: анализ факторов риска

Ижевская государственная медицинская академия

Первая Республиканская клиническая больница, г. Ижевск

Введение. Важнейшей инфекционной респираторной патологией с учётом высокой заболеваемости в общей популяции, клинической гетерогенности и вариабельности тяжести течения является пневмония, обусловливающая наиболее высокую частоту летальных исходов среди инфекци­онных причин [1]. В ряде регионов Российской Федерации наблюдается рост смертности от пневмонии, в некоторых из них она выступает причиной летальности в 20-25% случаев [2]. Наиболее высокие показатели смертности от внебольничной пневмонии регистрируют у мужчин трудоспособного возраста [3]. Болезни органов дыхания в структуре общей заболеваемости взрослого населения Удмуртской Республики по данным официальной статистики за 2013 г. заняли 2 ранговое место, на них пришлось 24,2% заболеваемости взрослого населения. Больничная летальность от пневмоний в Удмуртской Республике составила 4,1 на 100 больных [4]. По данным Алтайского краевого пульмонологического центра показатель госпитальной летальности при тяжелой пневмонии составляет 19,8% [5]. Заболеваемость и летальность при пневмониях весьма существенно зависят от имеющихся у пациента факторов риска [6]. Наряду с целым рядом факторов, обусловливающих тяжелое течение заболевания, большое значение в определении неблагоприятного исхода заболевания имеют дефекты качества медицинской помощи, во многом касающиеся рациональной медикаментозной поддержки (в том числе применение антибактериальных средств) [7]. Существенный вклад вносят пневмонии в смертность при другой фоновой соматической патологии. Показано значительное увеличение риска летального исхода у пациентов с заболеваниями печени в случае развития у них пневмонии [8, 9].

Значительный вклад пневмоний в негативную динамику демографических показателей настоятельно требует разработки прогностических шкал для оценки влияния отдельных факторов на исход заболевания с учетом анамнестических, физикальных и лабораторно-инструментальных данных [10], так как имеющиеся варианты оценки прогноза у больных пневмонией обладают целым рядом существенных недостатков [11].

Цель работы: выявить предикторы летального исхода у больных пневмонией, госпитализированных в пульмонологическое отделение.

Материалы и методы. Проведен анализ данных анамнеза, лабораторного и инструментального обследования всех пациентов с пневмонией, находившихся на лечении в пульмонологическом отделении БУЗ УР «Первая Республиканская клиническая больница МЗ УР» в 2014 г., - 84 человека (50 мужчин и 34 женщины).

Группу наблюдения составили 10 больных с летальным исходом, группу сравнения - 74 пациента, выписанных с улучшением. Анализировали социальный статус больных, количество вовлеченных в патологический процесс сегментов, наличие осложнений, сопутствующую патологию, результаты общего и биохимического анализов крови в динамике, анализ мокроты, результаты лучевых методов диагностики. Также проведена сравнительная характеристика применяемых лекарственных средств.

Оценка значимости факторов риска проводилась с помощью определения величины относительного риска (ОР), который характеризует связь между воздействием и патологией. Чем больше величина ОР, тем важнее этиологическая и патогенетическая роль рассматриваемого влияния в возникновении патологии. Также определялась этиологическая фракция (ЭФ), выражающая долю случаев в экспонированной группе, которая вызвана изучаемым воздействием при допущении существования причинной связи. Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке с вычислением средних величин, ошибок средних величин, критерия достоверности разницы показателей Стьюдента (t), корреляционной связи.

Результаты и обсуждение. Среди обследованных у 81 человека (96,5%) была внебольничная пневмония, у 3 (3,5%) - госпитальная. Средний возраст пациентов группы наблюдения составил 48,1±4,1 лет, группы сравнения - 47,7±1,7 лет, то есть преобладали люди трудоспособного возраста. Тенденция к уменьшению возраста пациентов (особенно мужского пола), умерших от пневмонии в условиях специализированного пульмонологического центра, отмечена и другими исследователями [12]. Социальный статус больных пневмонией представлен в табл. 1.

Таблица 1. Социальное положение больных пневмонией

Таблица 1. Социальное положение больных пневмонией

Оценка значимости социального положения как фактора риска неблагоприятного исхода показала повышение его вероятности у пенсионеров (ЭФ=53,2%) и инвалидов (ЭФ=64,2%), что очевидно связано с возрастным ослаблением противоинфекционной защиты и отягчающим действием сопутствующей патологии, характерной для данных категорий населения. Анализ семейного положения пациентов выявил большую летальность от пневмонии у не состоящих в браке (ЭФ=57,6%). Проживание в городе оказалось неблагоприятным фактором (ЭФ=38,4%) в сравнении с постоянным местом жительства в сельской местности (ЭФ=-11,0%). Преобладание горожан над селянами среди умерших от пневмонии отмечено и в других регионах Российской Федерации [3]. Среди всех заболевших 41,6% отмечали табакокурение (ЭФ=7,4%).

С учетом распространенности воспалительного процесса в легких и тяжести заболевания установлена большая вероятность летального исхода при правосторонней (ЭФ=41,2%) и двусторонней пневмонии (ЭФ=50,0%), что очевидно связано с вовлечением большего объема легочной ткани в патологический процесс (табл. 2).

Таблица 2. Локализация и степень тяжести пневмонии

Таблица 2. Локализация и степень тяжести пневмонии

Для уточнения влияния распространенности воспалительного процесса в легких на исход заболевания был проведен анализ количества сегментов, в которых имелась воспалительная инфильтрация (табл. 3).

Таблица 3. Объем вовлеченной в патологический процесс легочной ткани

Таблица 3. Объем вовлеченной в патологический процесс легочной ткани

Примечание: * - вовлечение в патологический процесс 1-2 сегментов.

У больных с полисегментарной пневмонией вероятность неблагоприятного исхода оказалась существенно выше (ОР=4,50; ЭФ=77,8%), чем при поражении 1-2 сегментов любой локализации. В группе наблюдения у 9 человек (90%) была диагностирована полисегментарная пневмония и лишь у 1 (10%) - нижнедолевая с вовлечением в патологический процесс 2 сегментов. В группе сравнения у 47 человек (63,5%) диагностирована полисегментарная пневмония, у остальных 27 (36,5%) - поражение 1-2 сегментов легкого различных локализаций. Неблагоприятное влияние массивного поражения паренхимы легкого на исход пневмонии показано и другими исследователями [13].

Средний срок госпитализации составил 9,5±2,2 дня в группе наблюдения (до наступления летального исхода), 15±0,9 дней - в группе сравнения (до выписки с клиническим выздоровлением). Наиболее часто больные находились на стационарном лечении 10 дней (17,5% пациентов). Наибольший срок пребывания в стационаре оказался у пациентов с тяжелым течением пневмонии (коэффициент корреляции (КК) 0,38) и более высокой степенью дыхательной недостаточности (КК 0,41).

Пациенты группы наблюдения поступали в пульмонологическое отделение в более тяжелом состоянии, что подтверждается большей степенью дыхательной недостаточности зафиксированной у них при первичном осмотре врачом (табл. 4). Частота дыхательных движений и сатурация гемоглобина крови у больных с летальным исходом достоверно отличаются от группы сравнения.

Таблица 4. Признаки дыхательной недостаточности у пациентов с пневмонией, M±m

Таблица 4. Признаки дыхательной недостаточности у пациентов с пневмонией, M±m

Примечание: * - отличие достоверно с вероятностью 95%; ** - отличие достоверно с вероятностью 99,9%.

Температура тела у больных группе сравнения при поступлении составила 38,2±0,10С, её нормализация происходила на 2-3 день лечения, что свидетельствовало об эффективности применяемой антибактериальной терапии. У находящихся длительное время в стационаре температура тела нормализовалась в более поздние сроки (КК 0,34). В группе наблюдения температура тела пациентов при поступлении - 39,1±0,30С, ее снижение происходило лишь на 8 сутки лечения, свидетельствуя о критическом снижении реактивности организма накануне наступления летального исхода.

Из 10 пациентов группы наблюдения у 3 (30%) смерть наступила в пульмонологическом отделении, у 7 (70%) - в отделении реанимации и интенсивной терапии, что возможно свидетельствует о недостаточно своевременной адекватной оценке тяжести состояния пациентов.

По результатам лабораторных исследований пациенты группы наблюдения исходно имели следующие достоверные отличия: более выраженные анемия (с уменьшением объема и степени гемоглобинизации эритроцитов), тромбоцитопения и лейкоцитоз (у женщин) (табл. 5).

Таблица 5. Показатели полного анализа крови, M±m

Таблица 5. Показатели полного анализа крови, M±m

Примечание: в числителе показатели для мужчин, в знаменателе - для женщин; * - отличие между группами достоверно с вероятностью 95%; ** - отличие между группами достоверно с вероятностью 99,9%; # - отличие в процессе лечения достоверно с вероятностью 95%; ## - отличие в процессе лечения достоверно с вероятностью 99,9%.

В процессе лечения у пациентов группы наблюдения прогрессировала тромбоцитопения, в группе сравнения - уменьшилась скорость оседания эритроцитов (СОЭ), имелась тенденция к нормализации количества лейкоцитов. К окончанию лечения все оцениваемые показатели полного анализа крови оказались достоверно хуже в группе наблюдения. Сравнительный анализ биохимических показателей выявил более выраженные гипопротеинемию (53,4±3,9 г/л) и увеличение уровня С-реактивного белка (282,0±29,5 мг/л), а также тенденцию к гипогликемии у больных с летальным исходом.

По данным анализов мокроты вероятность неблагоприятного исхода у пациентов с гнойным (ЭФ=56,1%) и слизисто-гнойным отделяемым (ЭФ=69,2%) оказалась выше, чем у пациентов с серозной (ЭФ= -900,0%) и слизистой (ЭФ= -108,3%) мокротой.

Вероятность летального исхода увеличивали следующие диагностические признаки, обнаруженные при проведении рентгенографии, магнитно-резонансной томографии, спиральной компьютерной томографии органов грудной клетки: экссудативный плеврит (ЭФ=84,3%), длительно не разрешающаяся воспалительная инфильтрация (ЭФ=66,2%) и ателектаз легкого (ЭФ=42,8%).

Из осложнений у больных пневмонией наиболее часто встречались плеврит и дыхательная недостаточность разной степени (ДН) (табл. 6). Максимально увеличивался риск летального исхода при развитии ДНII-III, нефропатии, инфекционно-токсическом шоке (ИТШ), плеврите и пиопневмотораксе.

Таблица 6. Частота осложнений пневмонии и их значимость для исхода

Таблица 6. Частота осложнений пневмонии и их значимость для исхода

При анализе сопутствующей патологии чаще встречались хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), сахарный диабет (СД), хроническая сердечная недостаточность разной степени (ХСН) как проявление артериальной гипертонии и ишемической болезни сердца (табл. 7). При этом риск летального исхода значительно увеличивался у имеющих ХСН и СД.

Таблица 7. Частота сопутствующей патологии и ее значимость для исхода

Таблица 7. Частота сопутствующей патологии и ее значимость для исхода

Все пациенты получали комбинированную антибактериальную терапию (табл. 8).

Таблица 8. Частота применения антибактериальных средств

Таблица 8. Частота применения антибактериальных средств

Стартовая комбинация антибактериальных препаратов определялась исходной тяжестью состояния пациента, в дальнейшем проводилась ее коррекция с учетом динамики клинических и лабораторно-инструментальных данных.

Заключение. Анализ факторов риска летального исхода при пневмонии у госпитализированных в пульмонологическое отделение пациентов показал отягчающее действие на течение заболевания ряда социальных факторов (пенсионеры, инвалиды, не состоящие в браке), размеров воспалительного инфильтрата (количество вовлеченных сегментов), тяжести дыхательной недостаточности при поступлении. Лабораторными критериями, определяющими неблагоприятный прогноз при пневмонии, являются прогрессирующие анемия, лейкоцитоз и тромбоцитопения, гипопротеинемия и увеличение уровня СРБ. Экссудативный плеврит и длительно неразрешающаяся воспалительная инфильтрация в легких по данным лучевых методов исследования также увеличивают риск неблагоприятного исхода. Ухудшают прогноз такие осложнения как ДНII-III, нефропатия, инфекционно-токсический шок, плеврит и пиопневмоторакс, а также сопутствующие заболевания (сахарный диабет, сердечнососудистая патология, сопровождающаяся хронической сердечной недостаточностью).

Список использованных источников:

  1. Woodhead M. Pneumonia/ ERS Handbook: Respiratory medicine; Eds. P. Palange, A.K. Simonds. - Sheffield, European Respiratory Soc., 2013. - P. 199-202.
  2. Мустафин Т. И., Кудояров Р. Р. Актуальные вопросы диагностики и лечения госпитальной пневмонии // Медицинский вестник Башкортостана. 2012. - №4. - С. 73-78.
  3. Шаймуратов Р. И., Лысенко Г. В., Визель А. А. Структурный анализ состояния пациентов, поступивших в стационары Республики Татарстан, со смертельным исходом от внебольничной пневмонии за 2012 год // Вестник современной клинической медицины. - 2013. - №4. - С. 25-29.
  4. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Удмуртской Республики за 2013 год. - Ижевск, 2014.
  5. Мартыненко Т. И., Балацкая И. В., Капитулин С. Ю., Шойхет Я. Н. Клинические варианты тяжелой пневмонии // Клиническая медицина. - 2013. - №10. - С. 48-52.
  6. Шпрыков, А. Влияние интенсивного табакокурения на течение внебольничных пневмоний // Врач. - 2010. - №4. - С. 5-6.
  7. Хамитов Р. Ф., Малова А. А., Григорьева И. В. Лечение внебольничных пневмоний: предикторы летальных исходов // Казанский медицинский журнал. - 2014. - №3. - С. 356-361.
  8. Шкляев А. Е., Малахова И. Г., Горбунов Ю. В., Коварина Ж. А., Рачихина А. Н. Факторы риска летального исхода при заболеваниях печени (ретроспективный и проспективный анализ) // Практическая медицина. - 2014. - №1. - С. 74-77.
  9. Казакова Р. В. Пневмонии у больных циррозами печени // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. - 2013. - №2-2 (90). - С. 183-190.
  10. Никитин Ю. Е., Никитин Е. Н., Шкляев А. Е. Клиническое значение гепцидина при внебольничной пневмонии, осложненной анемией // Практическая медицина. - 2014. - №1. - С. 175-180.
  11. Фесенко О. В., Синопальников А. И. Тяжелая внебольничная пневмония и шкалы оценки прогноза // Практическая пульмонология. -2014. - №2. - С.20-26.
  12. Бородулина Е. А., Бородулин Б. Е., Поваляева Л. В., Черногаева Г. Ю., Вдоушкина Е. С. Предикторы летальности от внебольничной пневмонии в современных условиях работы пульмонологического центра // Вестник современной клинической медицины. - 2015. - №4. - С. 19-22.
  13. Лещенко И. В., Бобылева З. Д., Трифанова Н. М. Внебольничная пневмония: от национальных рекомендаций к региональным стандартам // Клиническая медицина. - 2014. - №6. - С. 35-40.