Оценка исходного вегетативного тонуса и реактивности у детей и подростков с пролапсом митрального клапана

Дагестанская государственная медицинская академия, г. Махачкала

В настоящее время в детском возрасте наиболее общепринятыми и приемлемыми терминами, обозначающими так называемые «функциональные расстройства» сердечно-сосудистой систем являются вегетативная дистония или вегетативно-сосудистая дистония, а у взрослых – кардиальный невроз, нейроциркуляторная астения [10]. Однако с методологических позиций разделение поражения сердечно-сосудистой системы на функциональные и органические весьма условно, так как не может быть только функциональных или только морфологических нарушений в отдельности.

Вегетативную дистонию рассматривают как состояние, в формировании которого принимает участие комплекс эндо - и экзогенных факторов, среди которых можно выделить две большие группы: врожденные и приобретенные [3-9]

Полученные многочисленные доказательства говорят о наличии особенностей обмена веществ на органном клеточном и субклеточном уровнях у детей, предрасположенных к вегетативным расстройствам [3-9].

Среди экзогенных факторов в генезе вегетативной дистонии большинство исследователей ведущую роль отводят отрицательным психоэмоциальным воздействиям. Состояние хронического психоэмоциального напряжения отмечено у 45% больных с вегето-сосудистой дистонией [3-9].

На сегментарном уровне выделяют симпатический и парасимпатический отделы, по функционированию и взаимодействию которых судят о вегетативном гомеостазе организма. Вегетативный гомеостаз не означает абсолютного постоянства, а лишь определяет диапазон возможных отклонений без нарушения функции, поэтому, по мнению некоторых исследователей более правильно говорить о вегетативном гомеокинезе [9]. Современный подход к характеристике вегетативного гомеостаза предполагает оценку исходного вегетативного тонуса, вегетативной реактивности, вегетативного обеспечения деятельности, что позволяет получить общее представление о состоянии вегетативной нервной системы.

Общим недостатком проведенных исследований является отсутствие комплексности в оценке состояния вегетативной нервной системы. При этом часто путают понятия исходного вегетативного тонуса, вегетативной реактивности и вегетативного обеспечения деятельности, которые могут носить разнонаправленный характер, или по одному из этих показателей делают заключение о состоянии вегетативной нервной системы в целом [9].

В этой связи нами проведена детальная оценка вегетативного гомеокинеза с изучением исходного вегетативного тонуса, вегетативной реактивности и вегетативного обеспечения деятельности у детей с пролапсом митрального клапана (ПМК).

Данное исследование было проведено в следующих подгруппах:

ПМК – как вариант астенической конституции – 140 детей и подростков;

ПМК – при недифференцированной соединительнотканной дисплазии (НСТД) – 340 детей и подростков (в эту группу включены первичный, семейный ПМК и ПМК на фоне дисплазии соединительной ткана – СТ);

ПМК – при дифференцированной соединительнотканной дисплазии (ДСТД) – 65 детей и подростков (в эту группу включены больные с синдромом Марфана и Элерса-Данлоса).

Контрольную группу составили 200 детей и подростков аналогичного возраста.

Данные субъективной оценки исходного вегетативного тонуса, по таблицам А.М. Вейна [2] в модификации Н.А. Белоконь [1] суммированы и представлены в табл. 1.

Таблица 1. Субъективные проявления вегетативного дисбаланса у детей и подростков с различными вариантами пролапса митрального клапана (в %)

Таблица 1. Субъективные проявления вегетативного дисбаланса у детей и подростков с различными вариантами пролапса митрального клапана (в %)

Признаки вегетативного дисбаланса определялись во всех группах и имели разнонаправленный характер.

Распределение типов ИВТ по оценке клинических признаков в изучаемых группах детей представлено на рис. 1.

 

Рис. 1. Распределение типов ИВТ у пациентов в контроле и при различных вариантах ПМК.

Рис. 1. Распределение типов ИВТ у пациентов в контроле и при различных вариантах ПМК.

Как видно из распределения ИВТ у здоровых детей и подростков преобладал эйтонический профиль исходного вегетативного тонуса. При астенической конституции ПМК НСТД – симпатикотонический, а при ПМК ДСТД – исходной вегетативный тонус носил преимущественно смешанный характер.

Группа ПМК и НСТД распределилась на три подгруппы. Аналогичное распределение на три группы нами выявлено и при оценке ИВТ (рис. 2). Можно отметить, что при увеличении степени соединительнотканной дисплазии происходит достоверное увеличение ваготонических признаков, что может быть связано с компенсаторной реакцией на исходную симпатикотонию.

 

 Рисунок 2. Показатели вегетативного распределения при ПМК на фоне недифференцированной дисплазии соединительной ткани.

 Рисунок 2. Показатели вегетативного распределения при ПМК на фоне недифференцированной дисплазии соединительной ткани.

Характеристика исходного вегетативного тонуса по данным КИГ представлена в табл. 2.

Таблица 2. Показатели кардиоинтервалографии у детей и подростков с различными вариантами пролапса митрального клапана (M±m)

Таблица 2. Показатели кардиоинтервалографии у детей и подростков с различными вариантами пролапса митрального клапана (M±m)

При изучении реализующего пути центрального стимулирования (АМо/Мо) и баланса симпатических и парасимпатических влияний на сердце (АМо/ΔX) оказалось, что эти показатели у обследованных больных по сравнению с данными контроля были значительно выше соответственно на 49,1% и 20,9% (p<0,01).

Результаты изучения вегетативной реактивности у подростков с ПМК приведены в табл. 3 и на рис. 3.

Таблица 3. Вегетативная реактивность у подростов с различными вариантами ПМК

Таблица 3. Вегетативная реактивность у подростов с различными вариантами ПМК

 

Рис. 3. Распределение типов вегетативной реактивности у пациентов с различными вариантами ПМК ГС – гиперсиматикотоническая, АС – асимпатикотоническая.

Рис. 3. Распределение типов вегетативной реактивности у пациентов с различными вариантами ПМК ГС – гиперсиматикотоническая, АС – асимпатикотоническая.

У детей и подростков контрольной группы преобладала нормотоническая реактивность. В подгруппе детей с ПМК и астеническим телосложением достоверно чаще наблюдалась гиперсимпатикотоническая реактивность. При ПМК на фоне недифференцированной и дифференцированной дисплазии соединительной ткани преобладающей была нормотоническая реактивность, гиперсимпатикотоническая и асимпатикотоническая реактивность наблюдались в равной степени выраженности (рис 3).

Таким образом, проведенное исследование состояния вегетативной нервной системы позволило установить характерный вегетативный паттерн, когда исходная симпатикотония сочетается с асимпатикотонической реактивностью. Данный факт свидетельствует о низкой адаптационной способности и быстрой «истощаемости» симпатического звена ВНС.

Список использованных источников:

  1. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. - М.: Медицина.1987.
  2. Вейн А.М., Соловьёва А.Д., Колосова О.А. Вегетососудистые дистонии. - М.: Медицина,1981.- 318с.
  3. Осокина Г.Г., Бухны Д.И., Школьникова М.А. и др. К компьютерная диагностика форм вегетативно-сосудистой дистонии у детей. В сб.: Информатика и кибернетика в педиатрии. - М.;1990, с. 69-72.
  4. Осокина Г.Г., Шварков С.Б., Школьникова М.А. Диагностические возможности одномерной электроэнцефалоскопии у детей с вегетативно-сосудистой дистонией// Ультразвуковая диагностика в педиатрии. – Горький,1988, с.94-8.
  5. Осокина Г.Г. Характеристика адаптивных реакций здоровых детей при различных функциональных состояниях организма: Автореф. дис. … канд. мед. наук. - М., 1986.
  6. Хамидова М.Х., Облаяров Д.О. Нейроциркуляторная дистония: диагностика и лечение// Медицинский журнал Узбекистана 1990;5: 51-5.
  7. Царегородцева Л.В., Леонтьева И.В., Мурашко Е.В. Характеристика психовегетативного синдрома у детей с болями в сердце// Педиатрия 1995;6:30-3.
  8. Чхиквишвили ЧШ, Сомунджан АА, Сихарелидзе ГШ. О природе вегетативно-сосудистых пароксизмов у детей старшего возраста. - Сб. научн. тр. – Казань, 1983,151-2.
  9. Шадрина Р.Д. Дисфункция системной гемодинамики у детей с перинатальным поражением головного мозга и возможности их коррекции// Вегетативная дистония у детей и подростков. – Пермь, 1991, с.60-3.
  10. Шварков С.Б., Вейн А.М., Ковров Г.В. и др. Эпидемиология вегетативных нарушений у московских школьников// Журнал нервных и психических болезней им. С.С.Корсакова, 1993, 93 (6):59-61.