Анализ качества жизни пациентов c хронической сердечной недостаточностью на фоне терапии убидекареноном

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург

Актуальность. По данным крупных эпидемиологических исследований, проведенных в Российской Федерации (РФ) за последние 10 лет, в том числе ЭПОХА-ХСН, ЭПОХА-О-ХСН, распространенность хронической сердечной недостаточности (ХСН) составила 7% [1-3].

Основными причинами развития ХСН в РФ являются артериальная гипертензия (АГ) - в 88% случаев и ишемическая болезнь сердца (ИБС) - в 59%; кроме того, у половины больных встречается их сочетание [4].

Несмотря на широкий спектр лекарственных препаратов, внедрение новых технологий лечения, в том числе ресинхронизирующей терапии, устройств механической поддержки сократительной функции сердца, проблема лечения больных с ХСН не решена. Распространенность ХСН ежегодно увеличивается в среднем на 1,2 человека на 1000 населения [5]. Удручающим фактом является высокая летальность среди пациентов с ХСН (I - IV функционального класса), достигающая 6% в год [6]. В связи, с чем поиск новых возможностей (в том числе лекарственной терапии) для лечения ХСН и улучшения качества жизни больных остается актуальной проблемой современной кардиологии.

Использование препаратов коэнзима Q10 в лечении ХСН является одним из перспективных направлений [7]. Как известно, коэнзим Q10 синтезируется в организме человека и является основным компонентом митохондрий, играя ключевую роль в дыхательной цепи, осуществляя перенос электронов в процессе окислительного фосфорилирования, что способствует увеличению синтеза АТФ (аденозинтрифосфат) в миокарде. Известны антиоксидантные свойства коэнзима Q10, его влияние на функцию эндотелия [8].

В последние годы при выборе лекарственной терапии уделяется внимание влиянию на качество жизни (КЖ). По определению ВОЗ, «качество жизни - это характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования, основанная на его субъективном восприятии» [9].

Оценка КЖ с помощью многообразных опросников получила широкое распространение в нашей стране и во всем мире. Качество жизни является динамическим показателем, изменяющимся под влиянием различных эндогенных и экзогенных причин. Анализ изменений параметров качества жизни, отражающих состояние пациента (психологическое, физическое, социальное) дает возможность оценить эффективность проводимого лечения и при необходимости провести его коррекцию.

В связи, с чем продолжается поиск новых лекарственных препаратов и оценка их влияния на клиническое состояние и качество жизни больных с сердечной недостаточностью, перенесших инфаркт миокарда.

Цель работы: оценить влияние убидекаренона на качество жизни у больных с ХСН, развившейся после перенесенного инфаркта миокарда (ИМ).

Материалы и методы. В исследование было включено 120 больных (по 60 в каждой группе) с диагнозом ХСН II-III функционального класса (ФК), после перенесенного ИМ (в срок не более 6 месяцев после ИМ) в возрасте до 75 лет, при наличии информированного согласия пациента на участие в исследовании. Наблюдение за пациентами обеих групп осуществляли не менее 12 месяцев. Проводили блочную рандомизацию больных (2х2) в 2 группы: 1 группа - пациенты, получавшие стандартную терапию и дополнительно убидекаренон (Кудевита®) в дозе 120 мг в сутки в течение 3 месяцев; 2 группа - получавшие только стандартную терапию. Исследование было открытое, проспективное, сравнительное, рандомизированное, контролируемое, с параллельным дизайном. Стандартную терапию ХСН подбирали в соответствии с рекомендациями Национальными рекомендациями ВНОК (Всероссийское научное общество кардиологов) и ОССН (Общество специалистов по сердечной недостаточности) по диагностике и лечению ХСН [5]. В связи с тем, что все включенные в исследование пациенты имели ИБС и перенесли ИМ не более 6 мес. назад, все больные получали статины и двойную антиагрегантную терапию. Всем больным исходно, через 3 и 12 мес. проводили оценку качества жизни с помощью опросника SF- 36 («SF-36 Health Status Survey»), который включает в себя 36 пунктов, сгруппированных в следующие 8 шкал: GF - шкала, отражающая показатели состояния общего здоровья; PF - показатели физического функционирования; RP - ролевого функционирования, обусловленного физическим состоянием; RE - ролевого функционирования, обусловленного эмоциональным состоянием; SF - социального функционирования; BP - интенсивности боли; VT - жизненной активности; MH - психического здоровья. Шкалы с 1 по 4 характеризуют оценку пациентами своего физического здоровья, а в шкалах с 5 по 8 отражаются основные параметры психического здоровья. Пациенты, отвечая на предложенные вопросы, оценивали свое состояние; что затем выражали в баллах (от 0 до 100).

Всем пациентам, включенным в исследование исходно, через 3, и 12 месяцев оценивали клиническое состояние по шкале ШОКС (в модификации Мареева В.Ю. 2000) [4].

Критерии исключения из исследования были следующие: ХСН I и IV ФК по классификации New York Heart Association (NYHA), аневризма левого желудочка (ЛЖ), стенокардия напряжения выше 2 ФК, тяжелые нарушения сердечного ритма и проводимости, артериальная гипертензия выше 2 степени, наличие в анамнезе нарушений мозгового кровообращения, тромбоэмболических осложнений, синкопальных состояний; тяжелые сопутствующие заболевания, сопровождающиеся выраженными нарушениями функции внутренних органов.

Статистическую обработку данных проводили с помощью пакетов статистических программ Ms Excel 2007, Statistica 8.0 для Windows. Полученные результаты представлены в виде среднего и его стандартного отклонения (M±SD), а в случаях несоответствия нормальному распределению - медианы (Ме) и интерквартильного размаха (25 и 75 процентили). Показатели, полученные в группах, сравнивали с помощью Т-критерия Стьюдента и U критерия Манна-Уитни. Попарное сравнение показателей в зависимых выборках производили с помощью критерия Вилкоксона. Различия в показателях между группами считали значимыми при p<0,05.

Результаты и обсуждение. Завершили исследование 104 пациента из 120, включенных в исследование, из них: 51 пациент - 1 группы, получавшие оптимально подобранную стандартную терапию и дополнительно убидекаренон (Кудевита®) в дозе 120 мг в сутки; и 53 - 2 группы, получавшие только оптимально подобранную стандартную терапию. Проводимая терапия представлена в табл. 1.

Таблица 1. Медикаментозная терапия, проводимая пациентам, включенным в исследование, n (%)

Таблица 1. Медикаментозная терапия, проводимая пациентам, включенным в исследование, n (%)

Среди пациентов, включенных в исследование, преобладали мужчины (67,3%). Пациенты 1 и 2 группы не различались по полу и возрасту (средний возраст в 1 группе составил 61,0 (52,0;65,0) лет, во 2 группе - 60,0 (55,5; 65,0) лет (р˃0,05). У большинства пациентов как 1, так и 2 группы были выявлены следующие факторы риска ИБС: АГ (88,5%), курение (47,1%), хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) (21,3%), избыточная масса тела (18,3%), сахарный диабет (13,5%) (табл. 2). Течение заболевания осложнилось развитием желудочковых нарушений ритма (ЖНР) у 15,4% больных.

Таблица 2. Клиническая характеристика пациентов, включенных в исследование, n (%)

Таблица 2. Клиническая характеристика пациентов, включенных в исследование, n (%)

За время проспективного наблюдения в течение 1 года были зарегистрированы следующие неблагоприятные клинические исходы: в 1 группе - 7 (13,7%) случаев (6 случаев повторных острых коронарных синдромов (ОКС) и 1 случай госпитализации в связи с декомпенсацией ХСН); во 2 группе - 9 (17%) случаев: 5 случаев повторных ОКС, 1 случай тромбоэмболии легочной артерии и 3 случая госпитализации в связи с декомпенсацией ХСН.

Полученные результаты показали, что на фоне проведенной терапии клиническое состояние пациентов обеих групп улучшилось. В 1 группе число баллов по шкале ШОКС (Шкала оценки клинического состояния при ХСН) исходно составило 4 (4;5) и на фоне терапии через 3 месяца снизилось до 3(3;4) (р<0,05). Во 2 группе исходно число баллов также составило 4(4;5) и через 3 месяца снизилось до 3(3;4) баллов (р<0,05). На фоне оптимально подобранной медикаментозной терапии у больных ХСН II-III ФК, развившейся после перенесенного ИМ, улучшалось клиническое состояние, уменьшились проявления сердечной недостаточности (одышка, отеки), у пациентов был более низкий функциональный класс ХСН. Через 3 месяца лечения в 1 группе II ФК ХСН определялся у 23 пациентов (45,1%), I ФК - у 28 (54,9%), во 2 группе II ФК - у 26 больных (49,1%) и I ФК - у 27 пациентов (50,9%). Через 12 месяцев у 1 пациента 2 группы была ХСН IV ФК; в 1 группе 82,4% больных имело I ФК и 17,6% - II ФК ХСН.

При проведении оптимально подобранной терапии ХСН у пациентов улучшается КЖ. Как в 1, так и во 2 группе улучшились показатели по всем шкалам (табл. 3).

Таблица 3. Показатели качества жизни (по опроснику SF36), у пациентов 1 и 2 группы, баллы Ме (25%;75%)

Таблица 3. Показатели качества жизни (по опроснику SF36), у пациентов 1 и 2 группы, баллы Ме (25%;75%)

Примечания: * - р˂0,05 критерия Мана-Уитни при сравнении исходных показателей; # - р˂0,05 критерия Мана-Уитни при сравнении показателей через 3 месяца; **- р˂0,05 критерия Фридман ANOVA при сравнении показателей внутри группы.

Следует отметить, что в обеих группах были пациенты с низкими значениями баллов (менее 30,0). Через 3 мес. показатели по шкалам GF, PF и RP были выше у пациентов 1 группы. При сравнении исходных показателей было выявлено, что SF и VT различались существенным образом у пациентов 1 и 2 группы, что не позволяет сравнивать эти параметры в 1 и 2 группе через 3 и 12 мес.

Полученные нами данные о влиянии убидекаренона на клиническое течение ХСН аналогичны представленным в мета-анализе 13 двойных слепых рандомизированных исследований по лечению сердечной недостаточности различного генеза препаратами коэнзима Q10 (Mortensen S.A., 2003 г.) [10]. Следует обратить внимание, что еще в 1993 г. были опубликованы результаты двойного слепого плацебо-контролируемого исследования Morisco С. с соавторами, в которое был включен 641 пациент с застойной сердечной недостаточностью (III-IV ФК NYHA) Пациенты основной группы принимали коэнзим Q10 в дозе 2 мг/кг в сутки [11]. Через год у всех пациентов основной группы значительно уменьшились тяжесть симптомов и частота госпитализаций по причине сердечной недостаточности при отсутствии улучшений в группе плацебо. Также известно, что снижение концентрации коэнзима Q10 в плазме ниже 0,63 мкг/мл (0,73 мкмоль/л) является независимым фактором ухудшения прогноза клинического течения ХСН [12]. Введение коэнзима Q10 извне обеспечивает повышение его концентрации в крови и миокарде, что сопровождается кардиопротективным эффектом, последний выражается в улучшении сократительной функции левого желудочка [13]. В последние годы большое внимание уделялось оценке качества жизни у пациентов с хронической сердечной недостаточностью на фоне терапии коэнзимом Q10. В проспективное плацебо-контролируемое исследование M. Berman и соавторов, были включены пациенты с терминальной ХСН, ожидающие трансплантацию сердца. В группе пациентов, получающих коэнзим Q10 в дополнение к стандартной терапии, отмечалось уменьшение проявления клинических симптомов, улучшение качества жизни пациентов, определяемых по данным теста с 6-минутной ходьбой, опросника (Minnesota Living with Heart Failure Questionnaire) [14].

В рандомизированное проспективное исследование лекарственного препарата Кудевита (коэнзима Q 10), проведенного в РФ, было включено 40 пациентов с ХСН II—III ФК, перенесшие в анамнезе ИМ, с фракцией выброса (ФВ) левого желудочка сердца менее 45% (по Simpson) по данным эхокардиографического исследования. В группе пациентов, получавших препарат коэнзима Q10 в дополнение к стандартной терапии в течение трех месяцев, отмечалось улучшение показателей (систолический объем ЛЖ уменьшился на 4,3%, ФВ увеличилась на 3,7% (р<0,05), значимо уменьшился градиент давления на уровне правый желудочек - правое предсердие (ПЖ/ПП) (р<0,05). В контрольной группе никаких изменений не было зафиксировано. Однако, в отличие от полученных нами результатов, по данным анкетирования (опросник по оценке качества жизни по Д.М. Аронову) в обеих группах не было выявлено изменений [15]. В нашем исследовании получены результаты, свидетельствующие об улучшении КЖ при проведении оптимально подобранной медикаментозной терапии ХСН, которое при назначении пациентам дополнительно убидекаренона было более значимым в отношении показателей, характеризующих состояние общего здоровья; физического функционирования и ролевого функционирования, обусловленного физическим состоянием пациента.

Заключение. Под влиянием оптимально подобранной терапии у пациентов с хронической сердечной недостаточностью II-III ФК, перенесших инфаркт миокарда, улучшается клиническое течение сердечной недостаточности, что подтверждается при оценке течения заболевания по шкале ШОКС и анализе изменений функционального класса ХСН. Кроме того, под влиянием оптимально подобранной терапии происходит улучшение качества жизни пациентов с ХСН. Однако, показатели по шкалам, характеризующим общее здоровье, физическое здоровье и ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием, через 3 месяца терапии были выше у пациентов, получавших дополнительно убидекаренон.

Список использованных источников:

  1. Первые результаты Российского эпидемиологического исследования по ХСН / Ю.Н. Беленков, Ф.Т. Агеев, Г.П. Арутюнов, и др. // Сердечная недостаточность. - 2003. - Том 4, №1. - С. 26-30.
  2. Больные с хронической сердечной недостаточностью в российской амбулаторной практике: особенности контингента, диагностики и лечения (по материалам исследования ЭПОХА-О-ХСН) / Ф.Т. Агеев, М.О. Даниелян, В.Ю. Мареев и др. // Сердечная недостаточность. - 2004. - Том 5, №1. - С. 4-7.
  3. Распространенность хронической сердечной недостаточности в европейской части Российской Федерации - данные ЭПОХА-ХСН / Ф.Т. Агеев, Ю.Н. Беленков, И.В. Фомин и др. // Сердечная недостаточность. - 2006. – Т. 7, №1. - С. 112-115.
  4. Фомин И.В. Артериальная гипертония в Российской Федерации - последние 10 лет. Что дальше? / Сердце. - 2007. - Т. 6, №3. - С.1-6.
  5. Национальные рекомендации ОССН, РКО и РНМОТ по диагностике и лечению ХСН (третий пересмотр) // Сердечная недостаточность. - 2010. -Том 11, №1 (57). - С. 102-143.
  6. Бадин Ю.В., Фомин И.В. Выживаемость больных ХСН в когортной выборке Нижегородской области (данные 1998-2002 годов)// Всеросс. конф. ОССН: «Сердечная недостаточность, 2005 год» - М., 2005. - С. 31-32.
  7. Коэнзим Q10 в кардиологической практике - теоретические основы и результаты клинических исследований / О.С. Медведев и др. - www.rmj.ru/articles_6724.htm.
  8. Dai Y.L., Luc T.H., Yiu K.H. et al. Reversal of mitochondrial dysfunction by coenzyme Q10 supplement improves endothelial function in patients with left ventricular systolic dysfunction: a randomized controlled trial // Atherosclerosis. - 2011. - S. 216 №2. - P. 395-401.
  9. World Health Organisation. Quality of life group. What is it quality of life? // Wid. Hth. Forum. - 1996. - Vol. 1. - P. 29.
  10. Mortensen S.A. Overview on coenzyme Q10 as adjunctive therapy in chronic heart failure. Rationale, design and end-points of «Q-symbio» - a multinational trial. // Biofactors. - 2003. - S.18. - №1. - P. 79-89.
  11. Morisco C., Trimarco B., Condorelli M. Effect of coenzyme Q10 therapy in patients with congestive heart failure: a long-term multicenter randomized // Clinical Investigator. - 1993. - S.8. -№ 71. - Р.134-136.
  12. Molyneux S.L. et al. Coenzyme Q10: an independent predictor of mortality in chronic heart failure // J Am Coll Cardiol. - 2008 Oct 28. - S. 52. - № 18. - P. 1435-41
  13. Langsjoen P., Langsjoen P., Willis R., Folkers K. Treatment of essential hypertension with coenzyme Q10. // Mol Aspects Med. - 1994. - S.15. - P. 265-72.
  14. Berman M., Erman A., Ben-Gal T., Dvir D., Georghiou G.P., Stamler A., Vered Y., Vidne B.A., Aravot D. Coenzyme Q10 in patients with end-stage heart failure awaiting cardiac transplantation: a randomized, placebo-controlled study// Clin Cardiol. - 2004 May. - S. 27. - №5. - P. 295-299.
  15. Рандомизированное проспективное исследование лекарственного препарата Кудевита (коэнзима Q) в лечении пациентов с ишемической болезнью сердца с сердечной недостаточностью II—III функционального класса / Д.М.Аронов, Д.Г.Иоселиани, В.Б.Красницкий, Е.В.Ярных, Т.В.Ковтун // Cons. Med. - 2012. - Т. 14, № 1. - С. 55-60.