Молекулярно-генетические полиморфизмы ренин-ангиотензин-альдостероновой системы у молодых пациентов с артериальной гипертензией на фоне метаболического синдрома

Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск

В настоящее время метаболический синдром (МС) является одной из наиболее актуальных и приоритетных проблем медицины [1-3]. В последние годы интерес к метаболическому синдрому неуклонно возрастает. Это обусловлено широким распространением данной патологии (до 30% в популяции), а также высокой частотой осложнений [4]. Установлено, что у лиц с артериальной гипертензией (АГ) в 60% случаев обнаруживаются различные компоненты МС [5, 6]. Ренин-ангиотензин-альдостероновая система (РААС) является важным регулятором артериального давления и электролитного баланса, а также участвует в поражении органов-мишеней при АГ через модуляцию экспрессии генов, факторов роста, фиброза и воспалительного ответа. В литературе существуют противоречивые данные об ассоциации генов РААС и МС в различных популяциях [7-9]. Представляется актуальным изучение ассоциации генов РААС у молодых пациентов с АГ на фоне МС, что позволит не только выделять пациентов с высоким риском развития данного синдрома при наличии его отдельных компонентов, но и своевременно проводить превентивные мероприятия еще на доклинической стадии его развития [10].

Целью исследования явилась оценка частоты встречаемости полиморфизмов генов ренин-ангиотензин-альдостероновой системы у молодых пациентов с артериальной гипертензией на фоне метаболического синдрома.

Материалы и методы

Тип исследования: поперечный срез.

Источниковая популяция: пациенты, обратившиеся к кардиологу или терапевту в поликлинику МБУЗ «Городская клиническая больница №11» г. Челябинска за период 2013-2014 г.

Метод выборки: сплошной по мере обращаемости.

Критерии включения: наличие абдоминального ожирения и/или артериальной гипертензии, возраст от 18 до 44 лет, согласие на участие в исследовании.

Критерии исключения: симптоматические артериальные гипертензии, III стадия АГ, сахарный диабет, онкологические заболевания на момент обследования либо в анамнезе; туберкулёз, ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты, психические заболевания, декомпенсированные сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ), приём гормональных препаратов, беременность и период лактации.

В исследование включено 113 пациентов, которые были разделены на 4 группы: в группу 1 включено 30 пациентов с АГ на фоне МС (14 мужчин и 16 женщин), в группу 2 - 20 пациентов с АГ без МС (9 мужчин и 11 женщин), в группу 3 - 15 пациентов с АО без АГ (6 мужчин и 9 женщин), в группу 4 (контроля) - 48 практически здоровых пациентов (18 мужчин и 30 женщин).

Диагнозы метаболического синдрома и артериальной гипертензии устанавливались на основании Национальных рекомендаций Российского кардиологического общества и клинических рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации [4, 6].

Все пациенты дали информированное согласие на участие в исследовании. План исследования был одобрен этическим комитетом ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (протокол № 11 от 09.11.2013).

Биохимические показатели (концентрацию глюкозы, общего холестерина, холестерина липопротеидов высокой плотности (Хс-ЛПВП), триглицеридов) определяли с помощью наборов реагентов «ОльвексДиагностикум». Концентрацию холестерина липопротеидов низкой плотности (Хс-ЛПНП) рассчитывали по формуле Фридвальда. Полиморфизмы генов РААС (ангиотензин-превращающего фермента (ACE I/D), ангиотензиногена I (AGT T174M), ангиотензина II (AGT M235T), рецептора ангиотензина II 1-го типа (AGTR1 A1166C)) определяли методом полимеразной цепной реакции (амплификатор Tercik-TP-RCR-01, ДНК-технология, Россия; реактивы НПО «Литех», Москва). Статистический анализ данных проводился при помощи пакета статистических программ MedCalc® версия 11.5.0 (2011). Данные в тексте представлены в виде средней арифметической и ее среднеквадратичного отклонения (M±σ). Применялись дисперсионный анализ, критерии Краскелла-Уоллиса, χ2 с поправкой Йетса, точный критерий Фишера в зависимости от типа данных и количества сравниваемых групп. Проводился расчет отношения шансов (ОШ) с 95% доверительным интервалом (95% ДИ). Для всех видов анализа статистически достоверными считались значения p<0,05.

Результаты исследования. Общая характеристика и частота факторов сердечно-сосудистого риска в исследуемых группах представлены в табл. 1.

Таблица 1. Общая характеристика и частота факторов сердечно-сосудистого риска у пациентов в исследуемых группах

Таблица 1. Общая характеристика и частота факторов сердечно-сосудистого риска у пациентов в исследуемых группах

Примечание: здесь и далее * р 1-4<0,05, ** р 2-4<0,05, *** р 3-4<0,05.

При оценке факторов сердечно-сосудистого риска у пациентов в группах 1, 2 и 3 чаще отмечались отягощенная наследственность по сердечно-сосудистым заболеваниям до 55 лет и дислипидемия по сравнению с контрольной группой. Курение и нарушение гликемии натощак чаще встречались в группе 1 в сравнении с контрольной группой.

Отягощенная наследственность по сахарному диабету чаще наблюдалась у пациентов с изолированным АО по сравнению с контрольной группой.

Результаты биохимического профиля крови в исследуемых группах представлены в табл. 2.

Таблица 2. Показатели биохимического профиля крови у пациентов в исследуемых группах

Таблица 2. Показатели биохимического профиля крови у пациентов в исследуемых группах

У пациентов в группе 1 оказались выше показатели глюкозы, общего холестерина и ЛПНП по сравнению с группой 2 и контролем. В группе 2 отмечены более высокие показатели общего холестерина за счет ЛПНП и триглицеридов по сравнению с контрольной группой.

Распределение генотипов и аллелей генов РААС в исследуемых группах представлено в табл. 3.

Таблица 3. Распределение генотипов и аллелей генов ренин-ангиотензин-альдостероновой системы в исследуемых группах

Таблица 3. Распределение генотипов и аллелей генов ренин-ангиотензин-альдостероновой системы в исследуемых группах

У пациентов в группе 1 чаще выявлялся Т-аллель (ОШ 4,8; 95% ДИ 1,7-13,3) и M/T полиморфизм гена ангиотензина II (ОШ 6,1; 95% ДИ 2,3-16,6) в сравнении с контрольной группой. В группе 2 у большинства пациентов обнаружен С-аллель полиморфизма гена рецептора 1-го типа ангиотензина II в сравнении с другими группами.

Различий в распределении в частоте аллелей и генотипов изучаемых полиморфизмов между мужчинами и женщинами выявлено не было.

Таким образом, у молодых пациентов вне зависимости от пола была показана ассоциация Т-аллеля и МТ-генотипа полиморфизма гена ангиотензина II (M235T) с АГ на фоне МС. Среди пациентов с отдельными компонентами МС показана ассоциация С-аллеля полиморфизма гена рецептора 1-го типа ангиотензина II (A1166C) с АГ без МС.

Выводы

  1. Молодые пациенты с артериальной гипертензией на фоне метаболического синдрома имеют особенности в распределении генетических и приобретенных факторов сердечно-сосудистого риска в сравнении с пациентами с изолированными формами патологии и здоровыми людьми.
  2. В данной группе чаще выявляются отягощенная наследственность по сердечно-сосудистым заболеваниям до 55 лет, дислипидемия и курение. Кроме того, у них обнаруживается высокая частота носительства Т-аллеля и МТ-генотипа полиморфизма гена ангиотензина II (AGT M235T).
  3. У большинства пациентов с изолированной артериальной гипертензией выявляется носительство «мутантного» С-аллеля полиморфизма гена рецептора 1-го типа ангиотензина II (ATR1 A1166C) в сравнении с другими группами.

Список использованных источников:

  1. Гендерные особенности системы свертывания крови, углеводного и липидного обмена при метаболическом синдроме и изолированном абдоминальном ожирении / В.А. Сумеркина, Вл.С. Чулков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т. 16. - №5(4). - 2014. - С. 1422-1426.
  2. Состояние системы гемостаза у пациентов с метаболическим синдромом / В.А. Сумеркина, Вл.С. Чулков, В.С. Чулков // Здоровье и образование в XXI веке. - 2014. - № 16 (4). - С. 85-88.
  3. Частота неалкогольной жировой болезни печени у молодых пациентов с абдоминальным ожирением на фоне артериальной гипертензии / Вл.С. Чулков, В.А. Сумеркина, О.С. Абрамовских, В.С. Чулков // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. - 2014. - № 111 (11). - С. 42-45.
  4. Рекомендации по ведению больных с метаболическим синдромом. Клинические рекомендации. - https://clck.ru/DU5zP
  5. Артериальная гипертензия в молодом возрасте / И.И. Шапошник, С.П. Синицын, В.С. Бубнова, В.С. Чулков. - М.: «МЕДПРАКТИКА-М», 2011. - 140 с.
  6. Диагностика и лечение артериальной гипертензии. Российские рекомендации (четвертый пересмотр)// Кардиоваскулярная терапия и профилактика. -2010. -№ 6 (прил. 2). -С. 3-32.
  7. Association between angiotensin-1 converting enzyme gene polymorphism and the metabolic syndrome in a Mexican population / C. Alvarez-Aguilar, M.L. Enriquez-Ramirez, B. Figueroa-Nunez et al. // Exp. Mol. Med. - 2007. - Vol. 39. - P. 327-334.
  8. Impact of renin-angiotensin-aldosterone system genes on the treatment response of patients with hypertension and metabolic syndrome / H.J. Milionis, M.S. Kostapanos, K. Vakalis et al. // J. Renin Angiotensin Aldosterone Syst. - 2007. - Vol. 8. - P. 181-189.
  9. ACE insertion/deletion polymorphism and its relationships to the components of metabolic syndrome in elderly Slovaks / D. Sivakova, A. Lajdova, Z. Basistova, M. Cvicelova et al. // Anthropol. Anz. - 2009. - Vol. 67. - P. 1-11.
  10. Ацетилсалициловая кислота - «палитра возможностей» в профилактике и лечении сердечно-сосудистых заболеваний / Н.К. Вереина, В.С. Чулков // Русский медицинский журнал. - 2015. - № 5. - С. 288-292.