Исследование поздних потенциалов предсердий и желудочков у пациентов с пароксизмальной формой фибрилляции предсердий на фоне профилактического приема кордарона

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск

Введение. Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) являются ведущими причинами инвалидности и смертности трудоспособного населения во всём мир [2].

Основной причиной внезапной сердечной смерти (ВСС) являются нарушения ритма сердца (НРС) [6]. Для оценки риска ВСС используют показатели: фракция выброса (ФВ), поздние потенциалы желудочков (ППЖ), вариабельность сердечного ритма (ВРС), альтернация зубца Т [5].

Фибрилляция предсердий (ФП) - наиболее распространенное нарушение ритма сердца. Её частота в общей популяции составляет 1-2% [3]. Одним из механизмов развития ФП является механизм re-entry. Основное условие для формирования re-entry - неоднородность проведения, которая формируется при различных заболевания и патологических состояниях [10]. ФП встречается у больных с ишемической болезнью сердца (ИБС), ревматизмом, миокардитом, митральными пороками сердца, хронической сердечной недостаточности, гипертонической болезни, кардиомиопатии и др. [8].

Электрокардиография высокого разрешения (ЭКГ ВР) позволяет с помощью компьютерной обработки электрокардиографического сигнала регистрировать низкоамплитудные сигналы, не видимые на обычной электрокардиограмме [1]. Наиболее широко изучено значение поздних потенциалов желудочков и предсердий (ППЖ, ППП). ППП и ППЖ отражают зону замедленного фракционированного проведения (замедленную деполяризацию) в пораженном миокарде предсердий и желудочков и являются маркерами физиологического субстрата наджелудочковой и желудочковой тахикардии, возникающей по механизму re-entry [9].

В доступной литературе недостаточно информации об исследованиях ППП и ППЖ у больных с пароксизмальной формой фибрилляции предсердий. При лечении пароксизмальной формы ФП используют две тактики: контроль ЧСС и профилактика приступов. Наиболее часто с профилактической целью принимают кордарон. Влияние кордарона на ППП и ППЖ у больных с пароксизмальной формой ФП недостаточно исследованы.

Поэтому целью нашего исследования явилось изучение ППП и ППЖ у больных с пароксизмальной формой ФП на фоне профилактического приема кордарона.

Материалы и методы. Было проведено обследование 28 человек в возрасте от 40 до 70 лет (средний возраст 56,64±1,50), которые в свою очередь были разделены на 3 группы. Первую составили 6 здоровых человек; вторую (n=12) - пациенты с ишемической болезнью сердца (без указания на нарушения ритма), третью (n=10) - пациенты с ИБС, имеющие пароксизмальную форму фибрилляции предсердий, профилактически принимающие кордарон. Всем пациентам проведено суточное мониторирование ЭКГ, регистрировались параметров высокого разрешения с использованием экспертной системы «Инкарт» КТ-07-3/12Р.

Оценивали следующие показатели, свидетельствующие о наличии поздних потенциалов. Для ППП - PTotal, RMS 20 и для ППЖ - FQRSd, LAS 40, RMS 40.

Для ППЖ характерны: а) продолжительность фильтрованного комплекса QRS (ТоtQRS) >120 мс; б) средняя квадратичная амплитуда последних 40 мс в комплексе QRS (RMS40) <25 мкВ; в) продолжительность низкоамплитудных (<40 мкВ) сигналов в конце комплекса QRS (LAS40 >39 мс). О ППЖ говорят при наличии, по крайней мере, двух из перечисленных выше критериев [4,7].

К сожалению, остаются невыработанными единые критерии оценки ППП. Нами были взяты нормативы, характерные для ППП PTotal ≥120 мс и RMS 20 <3,5 мкВ [11].

Полученные результаты обработаны с помощью пакета статистических программ Microsoft Office 2007. Математическая обработка включала расчет средних арифметических данных (М), ошибок средних арифметических (m), достоверности различия средних арифметических (p) с помощью t-критерия Стьюдента.

Исследование осуществлялось на основании добровольного согласия.

Полученные результаты. Средний возраст первой группы составил 49,00±2,63, второй - 58,50±2,47, третьей - 59,00±1,67. Характеристика каждой группы приведена в табл. 1. По возрасту и полу группы не отличались.

Таблица 1. Характеристика групп

Таблица 1. Характеристика групп

По данным ЭКГ высокого разрешения было выявлено наличие ППП и ППЖ во всех трех группах. Среднее значение показателей представлены в табл. 2 и 3.

Таблица 2. Показатели поздних потенциалов предсердий

Таблица 2. Показатели поздних потенциалов предсердий

Примечание: здесь и далее * - достоверность различий по сравнению со здоровыми - р1; # - достоверность различий по сравнению с пациентами с ИБС, без ФП - р2..

Таблица 3. Показатели поздних потенциалов желудочков

Таблица 3. Показатели поздних потенциалов желудочков

По данным ХМ ЭКГ было выявлено, что показатели, свидетельствующие о ППП, регистрировались в первой группе у четверых, во второй у двоих, в третьей - у четверых пациентов. В группе здоровых ППЖ выявлены у двоих, у больных ИБС - у четверых, у больных с пароксизмами ФП - у четверых. Сочетание ППЖ и ППП - в первой группе у двоих, во второй ни у кого не регистрировались, в третьей - у двоих. В третьей группе у двоих зарегистрированы 2 показателя ППЖ (таких как TotQRSF и LAS40).

У здоровых ППП в течение всей записи зарегистрированы в 4% случаев, ППЖ - в 1%; во второй - 15% и 3%, соответственно, в третьей - в 8% и 10%. Данные представлены на рис. 1.

Рис. 1. Наличие ППП и ППЖ в группах: # - достоверно выше по сравнению со здоровыми, р1≤0,05; * - значения выше по сравнению со здоровыми, р1≤0,1.

Рис. 1. Наличие ППП и ППЖ в группах: # - достоверно выше по сравнению со здоровыми, р1≤0,05; * - значения выше по сравнению со здоровыми, р1≤0,1.

Частота выявления случаев ППП в суточной записи в группе пациентов с ИБС без нарушения ритма сердца достоверно, более чем в 3 раза выше, по сравнению со здоровыми. Тогда как в группе пациентов с пароксизмальной формой ФП количество случаев выявления ППП не отличалось от показателей здоровых лиц. В группе пациентов с ИБС, без ФП и пациентов с пароксизмальной формой ФП частота случаев ППЖ в суточной записи в 3 и 10 раз соответственно по сравнению со здоровыми (р1<0,1).

Выводы:

  1. У пациентов с пароксизмальной формой фибрилляции предсердий выше показатели поздних потенциалов предсердий по сравнению со здоровыми и пациентами без фибрилляции предсердий.
  2. Показатель поздних потенциалов желудочков TotQRSF чаще встречается повышенным у пациентов с пароксизмальной формой фибрилляции предсердий по сравнению со здоровыми и пациентами с ишемической болезнью сердца, без указания на фибрилляцию предсердий.
  3. В группе пациентов с пароксизмальной формой фибрилляции предсердий встречается сочетание показателей поздних потенциалов предсердий и желудочков.
  4. Частота выявления случаев поздних потенциалов предсердий в суточной записи в группе пациентов с ишемической болезнью сердца без нарушения ритма сердца достоверно выше по сравнению со здоровыми.

Список использованных источников:

  1. Иванько Е.О. Обнаружение низкоамплитудных составляющих в системе электрокардиографии высокого разрешения // Электроника и связь: темат. вып. Проблемы электроники. - 2008. - Ч.2. - С. 57-60.
  2. Национальные клинические рекомендации. Сборник/ Под ред. Р.Г. Оганова. - М.: Изд-во «Силицея-Полиграф», 2011. - с. 19-112.
  3. Национальные рекомендации по диагностике и лечению фибрилляции предсердий. РКО, ВНОА, АССХ. - М., 2012. - с. 6-7.
  4. Национальные российские рекомендации по применению методики холтеровского мониторирования в клинической практике. РКО, РОХМИНЭ, РАСФД, ВНОА, ОССН// Российский кардиологический журнал 2014, 2 (106): 6-71.
  5. Попов В.В., Буланова Н.А., Князева М.Ю. Диагностика электрической нестабильности миокарда и прогнозирование риска внезапной сердечной смерти у больны ишемической болезнью сердца// Дальневосточный медицинский журнал. №1. - 2007. С. 119-123.
  6. Филиппов Е.В., Якушин С.С. Внезапная сердечная смерть: проблема стратификации риска и выбора лекарственного препарата// Рациональная Фармакотерапия в Кардиологии 2011; 7(2). - с. 212-218.
  7. Электрокардиография высокого разрешения / Под ред. Г.Г. Иванова, С.В. Грачева, А.Л. Сыркина. М.: Изд-во «Триада-Х», 2003. 304 с.
  8. Bigger J.T., Fleiss J.L., Kjeiger R. et al. The relationships among ventricular arrhythmias, left ventricular dysfunction and mortality in the 2 years after myocardial infarction // Circulation. - 2005. - v.69. - Р. 250.
  9. Dixen U., J. Parner J., Rasmussen V., Jensen G. Prolonged signal-averaged p-wave duration indicates increased short-term risk of relapse of atrial fibrillation // European Heart Journal. Vol. 22, Abstr. Suppl. September 2001, p. 325.
  10. Podrid Ph.J., Kowey P.R. Handbook of cardiac arrhythmia. Baltimore, Williams & Wilkins. - 2006. - 459 p.
  11. Simpson M.B. Use of signals in the terminal QRS complex to identify patients with ventricular tachycardia after myocardial infarction // Circulation. - 1991. - №. 64. - P. 235-242.