Сердечно-сосудистые заболевания - в частности такие, как ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, инфаркты и инсульты - на протяжении последних десятилетий уверенно лидируют в структуре причин смертности во всем мире. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно от различных сердечно-сосудистых заболеваний умирает 17,5 млн. чел. По данным Госкомстата за 2018 г., заболеваемость в России ужасающая - практически четверть населения (246 чел. из 1000) имеет, как минимум, одну из нозологических единиц, а смертность от них составляет 57% от всех причин. По сравнению с Европой, распространенность кардиопатологии среди трудоспособного населения в нашей стране в 5-10 раз выше, как среди мужчин, так и среди женщин [1].
На этом фоне особенно остро в России стоит проблема изучения факторов, способствующих возникновению и развитию сердечно-сосудистых заболеваний. По данным той же Всемирной организации здравоохранения, 80% случаев возникновения таких заболеваний можно было бы предупредить. Наряду с такими общепризнанными факторами, как алкоголь и курение, неправильное питание, отсутствие адекватной физической нагрузки и сидячий образ жизни, возникает необходимость в исследовании новых, малоизученных пока факторов. В последнее время наиболее интенсивно развивается направление, связанное с психологией, адаптацией и реакцией человека на стресс, т.е. психосоматические и психические аспекты этиологии и патогенеза различных сердечно-сосудистых заболеваний (например, последствия хронического стресса, депрессии, враждебная настроенность). Параллельно и в связке этим направлением идут и социальные причины сердечно-сосудистых заболеваний (сложности на работе и в личной жизни, отсутствие поддержки, низкий социально-экономический статус). Исследователи, занимающиеся этой проблемой на протяжении последних лет, приходят к единому для всех выводу о том, что при профилактике и лечении кардиологической патологии подход должен быть системным, с учетом характерологических и психологических особенностей личности для более тонкого понимания механизмов развития и патогенеза заболевания, а также влияния конкретных типов нарушений адаптации человека к окружающей его среде и различным стрессовым воздействиям на качество жизни, развитие патологии, и даже результат лечения и реабилитации [5].
Чаще всего работы по изучению влияния психосоциальных факторов касаются тяжелых психотравмирующих событий и одновременному возникновению заболевания у большого числа людей на фоне этих событий.
Другой, значительно более близкий к проблеме распространенности сердечно-сосудистой заболеваемости материал составляют различные по интенсивности регулярно повторяющиеся стрессовые воздействия на современного человека и индивидуальная реакция личности на них, приводящая или не приводящая в итоге к развитию заболевания [2].
С одной стороны, стрессовые воздействия, в особенности острые, нужны для адаптации человека к различного рода чрезвычайным ситуациям. Такие воздействия тренируют систему кровообращения, а также мозг, эндокринную и вегетативную нервную систему. Но так происходит только в случае кратковременного действия активирующего фактора. Если же стрессовые факторы идут один за другим, вызывая таким образом состояние постоянной активации нейроэндокринной системы, т.е. хронический стресс, это приводит к накоплению негативного влияния на психологическое состояние человека, а затем и на физическое здоровье [3].
Современный ритм жизни требует от человека постоянного напряжения внутренних ресурсов. Основными причинами хронического стресса в разной степени могут быть различные изменения в жизни - от переезда до рождения детей, напряженные социальные отношения с коллегами, родственниками и незнакомыми людьми (например, «холодные» переговоры), различные виды рабочего стресса (нестабильная ситуация на работе, риск потери работы, потери социального статуса, ненормированный рабочий день, конфликты с персоналом и коллегами, длительное пребывание в вынужденном положении за компьютером). Но каждый из этих факторов сам по себе не может однозначно быть расценен как причина развития, например, гипертонической болезни. Все эти внешние воздействия работают в паре с личностными особенностями, умением управлять своим отношением к ситуации, привычками, особенностями мышления и поведения, что может свести на нет все риски.
Что же происходит в организме в ответ на стресс? Почему это может приводить к развитию устойчивого заболевания? Есть множество научных трудов, посвященных физиологии и патофизиологии стресса. Основоположником учения о стрессе является Г. Селье, в настоящее же время передовыми исследователями и экспертами в этой теме считаются подопечные профессора Брюса Мак Ивена. Согласно их данным, в ответ на стрессовое воздействие происходит параллельная активация двух систем: вегетативная нервная система, ее симпатический отдел, и эндокринная система, представленная, в основном, надпочечниками. Симпатическая активация происходит как под действием повышенного уровня катехоламинов, так и за счет возбуждения особого древнего отдела головного мозга - ретикулярной формации, которая реагирует на стрессовый фактор и мобилизует все остальные выше и нижележащие отделы головного мозга для формирования адекватного ответа на ситуацию. Реакция же эндокринной системы достаточно однообразна и реализуется посредством выброса так называемых адапторных гормонов - глюкокортикоидов, глюкагона, адреналина и норадреналина. Активация этих систем приводит к типичным проявлениям стресса: учащению дыхания и сердцебиения, спазму периферических сосудов, повышению артериального давления и централизации кровообращения для преимущественного обеспечения головного мозга и сердечной мышцы, высвобождению глюкозы из запасов гликогена в печени. Несложно догадаться, что постоянное пребывание в состоянии стресса приводит к избыточной активации симпатоадреналовой системы, повышению коагуляционного потенциала крови, концентрации провоспалительных цитокинов, изменениям в стенках сосудов, сердца, срывам сердечного ритма, учащению эпизодов ишемии за счет укорочения периода расслабления сердца во время тахикардии и повышенной нагрузки на сердце в результате повышения периферического сосудистого сопротивления, активация ренин-ангиотензиновой системы за счет реакции почек на централизацию кровообращения, и даже за счет ускорения атерогенеза [3,6]. Поведенческие реакции при стрессе варьируют от легкого беспокойства до истерики и шока. Чаще всего отмечается чувство тревоги, повышенной опасности, бдительность. С одной стороны, все это помогает приспосабливаться к меняющимся условиям среды, с другой - последствия при неконтролируемой стрессовой реакции могут быть плачевными для отдельных индивидуумов, и даже фатальными - вплоть до внезапной коронарной смерти, инфаркта миокарда или гипертонического криза [3]
Каким образом конкретный индивидуум будет реагировать на стрессовое воздействие, зависит от его генетических, социальных, характерологических и психопатологических особенностей.
Еще в середине 80-х г. появилась работа, в которой было проведено психологическое обследование около 3,5 тысяч добровольцев с диагнозом ишемическая болезнь сердца. На основе этого исследования выстроена теория о различных типах личностей, которые обладают определенными характерологическими чертами, реакцией на внешние события и, соответственно, подвержены определенным заболеваниям. Пациенты, страдающие ишемической болезнью сердца, в 70% случаев являлись обладателями такого набора черт, который впоследствии был назван типом «А». Этот тип отличается беспокойным образом жизни (постоянная спешка, неумение переключаться, отсутствие терпения, постоянное стремление к новым достижениям), привычкой контролировать количество времени, затраченное на дела одновременно с непрекращающимися попытками за минимум времени переделать максимум действий, быстрыми резкими движениями (ускоренная речь, жестикуляция, передвижение почти бегом, еда «на ходу»), постоянным пребыванием в состоянии многозадачности - одновременное рассуждение о множестве вопросов, попытки making decision по нескольким направлениям, а также стремлением уместить все происходящее вокруг в узкие рамки значений типа «верно-неверно» (так называемое дихотомическое мышление). Помимо этих основных качеств, личности с типом мышления А склонны к избыточному, почти патологическому, перфекционизму, доминирующему и конкурирующему поведению, стремлению подавить окружающих, тщеславием, карьерными и статусными амбициями, нетерпимостью к недостаткам или особенностям других людей, в различной степени выраженными коммерческими качествами. В связи со своей гиперактивной жизненной позицией и высокими целями, такие личности чаще других попадают в чрезвычайные ситуации, которые нередко сами же и создают, а с другой стороны более эмоционально и тяжело переживают отрицательный жизненный опыт, часто вступают в конфликты в попытках доказать собственную правоту, срывают зло на окружающих людях, также имеет место зацикливание на негативных эмоциях. Соответственно, стрессовые состояния и активация симпатоадреналовой системы у таких людей происходит гораздо чаще и с большей периодичностью, что и приводит к запуску патологических процессов типа тахикардии, гиперкоагуляции, гиперхолестеринемии и гипергликемии, которые при отсутствии профилактики переходят в тахиаритмии, артериальную гипертензию, атеросклероз, тромбозы мелких и крупных сосудов, ишемическую болезнь сердца, и сахарный диабет [4].
Бельгийскими учеными при дальнейших поисках в дополнение к личности типа А был выделен другой тип личности, имеющий положительную корреляцию с сердечно-сосудистыми заболеваниями типа ишемической болезни сердца в различных ее проявлениях - тип D. Этому типу личности присущи две патогномоничные черты. С одной стороны, это активный устойчивый пессимизм и постоянные отрицательные эмоции (печаль, раздражение, злость, тревога, обеспокоенность). С другой стороны, это намеренное подавление всех своих эмоций, особенно отрицательных, во взаимоотношениях с другими людьми из-за боязни неодобрения [5].
С точки зрения стороннего наблюдателя, индивидуумы с типом личности D представляют собой (в подавляющем большинстве случаев) тревожных, несчастных, напряженных, раздражительных людей с пессимистическими взглядами на жизнь и окружающих, с трудом вступающие в новые социальные взаимоотношения и чаще всего тщательно сдерживают свои эмоции при общении [5].
Личность с мышлением типа D не является патологией, имеет место своеобразный защитный ответ психики на воздействие стрессовых факторов, проявляющийся как вариант нормы. К тому же, постоянство этой реакции еще более отличает ее от других психопатологических состояний, таких как, например, депрессивное. Вторым названием такого типа личности является «дистрессорный» тип. Помимо общей неудовлетворенности жизнью и собой, такие люди могут испытывать симптомы истощения и усталости и даже отказываться от возвращения к работе. Учитывая, что он выделен фактически только в исследованиях одной группы ученых, тип D требует более детального и глубокого изучения в дальнейшем, как в плане дополнительных характерологических особенностей, так и в направлении степени влияния этого типа мышления на развитие психосоматических заболеваний [5].
Для современных ученых еще не вполне ясно, какой же тип личности чаще подвержен сердечно-сосудистым заболеваниям. Высказываются различные гипотезы о том, что тип А является достаточно гетерогенной структурой, в основе поведения которой лежит враждебность и склонность к конфликтам, и все-таки стрессовым воздействиям подвергается периодически, не боясь изливать свои эмоции на окружающих, тогда как тип D - это достаточно гомогенная популяция, в которой объединены сразу два отягощающих фактора - постоянное негативное отношение ко всему и сознательное подавление своих эмоций при общении с окружающими [5].
В результате проведения дальнейших исследований выявлено, что не важен не только тип переживаемых эмоций, но и способ их выражения [Denollet c соавт]. Эта же группа ученых выяснила, что и течение уже имеющихся сердечно-сосудистых заболеваний у индивидуумов со «страдающим» типом личности имеет свои особенности, такие как выраженная кардиалгия и другие неспецифические жалобы, часто не связанные с какой-либо органической патологией либо не соответствующие тяжести имеющейся, постоянная зависимость от успокоительных средств, низкая приверженность рекомендациям врача.
Практическая часть
В дополнение хотелось бы привести проведенное нами исследование, целью которого явилось изучение природы психологических процессов, инициирующих функциональные расстройства и патологию сердечно-сосудистой системы.
В исследовании приняли участия 71 человек женского пола, наблюдавшиеся амбулаторно у врача-кардиолога, в возрасте от 30 до 60 лет.
Исследование проводилось с информированного согласия пациентов методом анкетирования и опроса. Из экспериментально-психологических практик использовали диагностическую часть методики психокатализа из соматопсихотерапии [7]. Психокатализ - это метод регуляции психических процессов через погружение внимания в телесные и пространственные ощущения, связанные с переживаниями. В диагностике она практикует обращение к телесным ощущениям, нахождение нереализованных переживаний по их «массе» (техника «опредмечивания ощущений»).
При диагностике выяснялись следующие параметры пережитого:
- «Где?» (Ощущения, связанные с переживанием, - на уровне головы, груди, живота).
- «Что?» (Это что-то большое, маленькое? Светлое, темное? Тяжелое, легкое? Какой возраст у него? Образ чего имеет? А есть ли у этого сознание? Какое оно? Укажите промежуток выраженности сознания от 1 до 10).
В результате исследования были выявлены следующие интересные моменты. Большая часть психотравмирующих ситуаций среди обследованных были обусловлены конфликтами (между родителями, родителями и детьми), предательством, разводом, утратой или расставанием с близкими, потерей работы и социального статуса, финансовыми проблемами.
Среди пациенток попадались такие личности, которые признавали тот факт, что в их заболевании виновато, в первую очередь, их поведение и некоторые особенности характера. Среди пациенток в равной пропорции присутствовали и типы личности А и типы личности D. Основными причинами, которые они называли в качестве причин своей патологии являлись: работа сверхурочно и при отсутствии нормального режима, мелкие постоянные переживания, связанные с недоверием к миру, беспокойство и тревожность без видимой причины. У 42 опрошенных (59 %) после психотравмирующего события и/или пережитого стресса осталось ощущение боли, обиды, страха, гнева и чувство вины в области груди, у 20 респондентов (28 %) - в области горла (рис.1).
Рис. 1. Полученные данные после проведения диагностической части методики психокатализа из СПТ.
Большинство испытуемых описывает это ощущение как некое образование - осадок, сгусток, комок, имеющий следующие параметры: присутствие или форму (использовались выражения типа «бесформенный, как дым», «неправильной формы», округлый, плотный, с шипами), цвет (темно-дымчатый, темно металлический, «грязный», черный), вес (от 5-10 грамм у большинства опрошенных до 50 грамм у 5 пациентов) и срок давности (от 1 до 15 лет). 9 пациенток (13 %) не смогли детально описать ощущение и охарактеризовали его как «тяжесть на сердце».
На вопрос о наличии у ощущения сознания 37 опрошенных (52 %) дали утвердительный ответ, и по десятибалльной шкале оценили его в пределах от 1 до 3.
Также в процессе опроса было выявлено, что женщины, имеющие ощущение переживания в виде «комка в горле», страдают различной сопутствующей патологией щитовидной железы. В связи с этим, следует отметить, что снижение уровня гормонов щитовидной железы может приводит к развитию сердечно-сосудистой патологии и так называемому «гипотиреоидному» сердцу.
Исходя из опроса и наблюдения кардиологических пациенток, нами выдвинута гипотеза о том, что нереализованные застарелые ощущения переживаний в виде сгустков энергии в различных частях тела - в горле, груди - могут приводить к нарушению работы близлежащих к нему органов в этих областях и развитию патологии. Это утверждение требует дальнейшего более глубокого изучения для получения доказательной базы. Но, если учесть всю теоретическую основу и данную гипотезу, следует сделать следующие выводы:
- Источником или причиной возникновения сердечно-сосудистых заболеваний у человека - это накопившиеся с годами деструктивные эмоции как страх, обида, чувство вины, злость и т.д., которые в свою очередь по ощущениям имеют место и пространство в теле, форму, цвет, возраст и сознание;
- Современный подход к организации помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях предполагает активное участие в лечебно-реабилитационном процессе не только врача, но и психотерапевта или медицинского психолога, так как источник заболевания имеет психологическую природу.
Для профилактики возникновения сердечно-сосудистых и других, связанных с хроническим стрессом и давними переживаниями, заболеваний, индивидуумам, особенно с типом личности А и D, стоит, в первую очередь, научиться переключаться и справляться со стрессовой ситуацией, легче, оптимистичнее и реалистичнее смотреть на события, реализовывать и выражать эмоции, например, в творческом процессе (например, писать, рисовать, вышивать и так далее), не пренебрегать помощью близких, а также специалистов, если это требуется, вплоть до медикаментозного лечения.