Антиоксидантная терапия экссудативно-гиперемической формы красного плоского лишая слизистой оболочки полости рта

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова

В настоящее время заболевания слизистой оболочки полости рта (СОПР) являются актуальной и сложной проблемой в связи с малой изученностью их этиопатогенеза, трудностью постановки диагноза, назначения лечения и профилактики. Одним из наиболее распространенных и часто рецидивирующих дерматозов является красный плоский лишай (КПЛ) [1].

Красный плоский лишай – это воспалительное, иммунозависимое заболевание кожи и слизистых оболочек, характеризующееся хроническим рецидивирующим течением, торпидностью к проводимой традиционной терапии, полиморфизмом клинических проявлений и возможностью опухолевой трансформации. Поражение слизистой оболочки полости рта может сочетаться с поражением гладкой кожи, но нередко носит изолированный характер и выявляется у 78% пациентов [2,3].

Среди всех заболеваний СОПР данный дерматоз занимает 2 место после парестетического симптома, а его распространенность составляет 30-35% среди всей патологии с данной локализацией [4]. Болеют преимущественно женщины в возрасте 40-60 лет (62 - 67% всех больных), но в последнее десятилетие отмечается «омоложение» контингента с преимущественным диагностированием атипичных формКПЛ СОПР [2,3,4,5]. Также существуют сведения о возникновении красного плоского лишая слизистой оболочки полости рта у детей. Причем у мальчиков заболевание выявляется в два раза чаще, чем у девочек [6,7].

КПЛ СОПР характеризуется наличием тяжело протекающих клинических форм, которые могут трансформироваться одна в другую. А исследования ряда авторов показали, что возникновение данного дерматоза, длительность его течения, устойчивость к терапевтическим воздействиям в определенной степени зависят от наличия у данной категории пациентов различных хронических заболеваний, ослабляющих защитные свойства организма [8]. Так, например, течение КПЛ СОПР в 72-89% осложняется хроническим генерализованным пародонтитом (ХГП). Непрерывное течение заболевания затрудняет проведение гигиены полости рта, что способствует контаминации СОПР патогенными микроорганизмами и угнетению местного иммунитета. Последнее, в свою очередь, увеличивает вероятность злокачественной трансформации очагов поражения [9].

Несмотря на многочисленные исследования, единой гипотезы об этиологии и патогенезе КПЛ не существует. В настоящее время принято рассматривать КПЛ как мультифакторное заболевание, при котором эндогенные и экзогенные факторы могут играть определенную роль в формировании, характере течения и исходе патологического процесса. Согласно данным последних публикаций, выделяются несколько теорий возникновения красного плоского лишая слизистой оболочки полости рта: теория, предусматривающая роль функциональных и органических расстройств нервной системы, токсико-аллергическая, наследственная, иммунологическая, инфекционная и мембранодеструктивная теории [10,11].

Одним из важнейших аспектов патогенеза красного плоского лишая слизистой оболочки полости рта является активация процессов перекисного окисления липидов. С возрастом и под влиянием различных отягчающих факторов система антиоксидантной защиты организма человека ослабевает и становится не способной реагировать адекватно на любого рода раздражители и синтезировать достаточное количество антиоксидантных комплексов, таких как ферменты супероксиддисмутаза, каталаза, пероксидазы, а также альбумин и трансферрин, что приводит к возникновению дисбаланса в системе свободно-радикального окисления и антиоксидантной защиты со сдвигом в сторону первого [12,13].

Целью настоящего исследования являлось определение клинической эффективности антиоксидантной терапии при лечении больных с экссудативно-гиперемической формой красного плоского лишая слизистой оболочки полости рта.

Материалы и методы. Под наблюдением находились 60 пациентов с экссудативно-гиперемической формой КПЛ СОПР: 42 женщины (70,0%) и 18 мужчин (30,0%), в возрасте от 18 до 80 лет, с длительностью заболевания от 3-х месяцев до 10 лет, и 34 здоровых донора – группа сравнения.

Из исследования исключались пациенты с другими формами красного плоского лишая слизистой оболочки полости рта, тяжелыми соматическими заболеваниями, беременные и женщины в период лактации.

Степень тяжести красного плоского лишая слизистой оболочки полости рта оценивалась по площади пораженной поверхности: тяжёлая - (S>3см2), средняя - (S от 1 до 3 см2), легкая - (S<1см2). Границы патологического процесса (площадь поражения СОПР) определялись контактным неинвазивным методом - эпилюминесцентной диаскопии, с помощью карманного цифрового микроскопа - Handheld Digital Microscope фирмы Celestron (США).

Непосредственным действием на антиоксидантную систему обладает препарат «Мексидол» (3-гидрокси-6-метил-2-этилпиридина сукцинат), являющийся мощным антиоксидантом, который ингибирует свободнорадикальное окисление биологических мембран, повышает активность антиоксидантных ферментов, обладает антигипоксической, психотропной, антистрессорной активностью, сочетает в себе эффекты транквилизаторов и ноотропов, участвует в регуляции метаболической активности клеток, влияет на содержание биогенных аминов, катехоламинов и на энергетический обмен клеток.

В зависимости от проводимой терапии больные были распределены следующим образом: 1-я группа пациентов (29 больных) получали базовую терапию с использованием глюкокортикостероидных препаратов перорально (метилпреднизолон по 16 мг в сутки – 20 дней, с постепенным снижением дозы каждые 10 дней на 4 мг); 2-я группа пациентов (31 человек) получали курс терапии с использованием антиоксиданта Мексидол системно по 125 мг 3 раза в сутки – 3 недели, по 125 мг 2 раза в сутки – 2 недели и по 125 мг в сутки 1 неделю.

В комплексе с основной терапией пациентам обеих групп применялись местные эпителизирующие и противовоспалительные средства ( солкосерил дентальная паста, холисал гель).

Результаты исследования. Все пациенты до начала лечения прошли дерматологический осмотр, в результате которого была выявлена следующая локализация очагов поражения при экссудативно-гиперемической форме красного плоского лишая СОПР: на слизистой щек по линии смыкания зубов у 57 пациентов (95,0%), в ретромолярных участках у 36 (60,0%), на боковых поверхностях языка у 23 (38,33%), на спинке языка у 10 (16,67%), деснах у 32 (53,33%) (рис. 1).

Тяжелое течение КПЛ СОПР отмечалось у 41 пациента (68,33%), средняя степень тяжести - у 12 (20,0%), легкая степень – у 7 (11,67%) (рис. 2).

Рис. 1. Локализация очагов поражения у пациентов с экссудативно-гиперемической формой КПЛ СОПР

Рис. 1. Локализация очагов поражения у пациентов с экссудативно-гиперемической формой КПЛ СОПР

Рис. 2. Оценка степени тяжести у пациентов с экссудативно-гиперемической формы КПЛ СОПР

Рис. 2. Оценка степени тяжести у пациентов с экссудативно-гиперемической формы КПЛ СОПР

Всем пациентам с экссудативно-гиперемической формой красного плоского лишая слизистой оболочки полости рта до назначения терапии было проведено исследование антиоксидантного статуса в сыворотке венозной крови (табл. 1).

Таблица 1. Сравнение антиоксидантного статуса до начала лечения у здоровых доноров и пациентов с экссудативно-гиперемической формой КПЛ СОПР

Таблица 1. Сравнение антиоксидантного статуса до начала лечения у здоровых доноров и пациентов с экссудативно-гиперемической формой КПЛ СОПР

В результате сравнительного исследования показателей антиоксидантного статуса у больных с экссудативно-гиперемической формой КПЛ СОПР и здоровых доноров было выявлено увеличение биохимического показателя ПОЛ и одновременное снижение активности антиоксидантной системы.

В результате проводимого лечения, в первой группе ремиссия наблюдалась у 20 больных (68,97%), значительное улучшение – у 9 (31,03%), без эффекта – у 0 (0%). Незначительная положительная динамика наблюдалась на 10-15 день лечения. Полное исчезновение симптоматики пациенты отметили лишь после завершения полного курса лечения.

Побочные явления были зарегистрированы у всех больных, независимо от исхода терапии. Диспепсические явления в виде тошноты, рвоты, снижения или повышения аппетита отмечались у 23 пациентов (79,31%), нарушение ритма – у 16 (55,17%), артериальная гипертензия – у 11 (37,93%).

Во второй группе отмечались следующие результаты лечения: ремиссия – у 24 пациентов (77,42%), значительное улучшение – у 6 (19,35%), без эффекта – у 1 (3,23%). Субъективно все пациенты отмечали уменьшение дискомфорта, отека и воспаления, возможность безболезненного приема пищи. Побочные явления в виде диспепсических расстройств наблюдались только у 9 человек (29,03%) (рис. 3).

Рис. 3. Клиническая оценка результатов терапии экссудативно-гиперемической формы КПЛ СОПР

Рис. 3. Клиническая оценка результатов терапии экссудативно-гиперемической формы КПЛ СОПР

Сравнительное исследование показателей антиоксидантного статуса в результате лечения показало общий депрессивный эффект в 1 группе, тогда как во второй группе было отмечено снижение активности ПОЛ и повышение активности АО системы организма (табл. 2).

При осмотре пациентов через 3 месяца после окончания лечения, обострение красного плоского лишая слизистой оболочки полости рта выявлялось в обеих группах наблюдения, и оценивалось по степени тяжести течения заболевания при помощи эпилюминесцентной диаскопии.

После окончания комплексного лечения с применением глюкокортикостероидного препарата ремиссия отмечалась у 2 человек (6,90%), легкая степень тяжести – у 5 (17,24%), средняя степень тяжести – у 12 (41,38%), тяжелая степень КПЛ СОПР наблюдалась у 10 больных (34,48%). У пациентов с экссудативно-гиперемической формой КПЛ СОПР через 3 месяцев после окончания комплексной терапии с использованием антиоксидантного препарата Мексидол ремиссия отмечалась у 11 пациентов (35,48%), легкая степень тяжести – у 9 (29,03%), средняя степень тяжести – у 8 (25,81%), тяжелая степень заболевания отмечалась у 3 (9,68%) (рис. 4).

Таблица 2. Сравнение антиоксидантного статуса после лечения у здоровых доноров и пациентов с экссудативно-гиперемической формой КПЛ СОПР

Таблица 2. Сравнение антиоксидантного статуса после лечения у здоровых доноров и пациентов с экссудативно-гиперемической формой КПЛ СОПР

Примечание: * - различия статистически значимы ( p<0,05) при сравнении показателей антиоксидантного статуса в обеих группах до лечения и после; ** - различия статистически значимы (p<0,001) при сравнении показателей антиоксидантного статуса в обеих группах до лечения и после

Рис. 4. Отдаленные результаты клинического обследования больных в группах I и II

Рис. 4. Отдаленные результаты клинического обследования больных в группах I и II

Резюме. В результате проведенного исследования была констатирована высокая клиническая эффективность антиоксидантного препарата Мексидол при лечении экссудативно-гиперемической формы красного плоского лишая слизистой оболочки полости рта, которая выражалась в быстром снижении островоспалительных явлений и уменьшении субъективных ощущений у всех больных, что способствовало повышению качества жизни пациентов.

Полученные во время исследования клинические данные позволяют сделать вывод о высокой терапевтической эффективности препарата Мексидол при комплексном лечении больных с экссудативно-гиперемической формой КПЛ СОПР в сравнении с группой, где проводилось комплексное лечение с использованием метилпреднизолона, что проявлялось наличием у всех пациентов побочных явлений и высокой частотой рецидивов.

Список использованных источников:

1. Перламутров Ю.Н., Терещенко А.В., Глазкова Ю.П., Виха Г.В. Оценка эффективности и переносимости иммуносупрессивной терапии в комплексном лечении красного плоского лишая слизистой оболочки полости рта// Клиническая дерматология и венерология.-2010.-№4.- С.40-44.

2. Al-Hashimi I. Oral lichen planus and oral lichenoid lesions: diagnostic and therapeutic considerations// Oral Surg Oral Med Pathol Oral Radiol Endod. - 2007. – Mar. – 103. – Suppl: S25. – P.1-12.

3. Dissemond J. Oral lichen planus: an overview// J Dermatolog Treat. – 2004. – Vol.15. – P.136-140.

4. Анисимова И.В., Недосеко В.Б., Ломиашвили Л.М. Клиника, диагностика и лечение заболеваний слизистой оболочки рта и губ. - М.: Мед. книга; Изд-во «Стоматология», 2008. - С. 117-130.

5. Cendras J., Bonnetblanc J.M. Erosive oral lichen planus// Ann. Dermatol Venereol.- 2009. – Vol.136, №5. – P. 458-68.

6. Lehman J.S., Tollefson M.M., Gibson L.E. Lichen planus// International Journal of Dermatology.- 2009.- Vol 48, №7. – P.682 – 694.

7. Laeijendecker R. et al. Oral lichen planus in childhood// Pediatr. Dermatol. – 2005.- Vol.22, №4. – P. 299-304.

8. Wright J. Oral lichen planus// Br Dent Journal. – 2004.- Vol.197, №5. – Р.224-225.

9. Torrente-Castells E. Clinical features of oral lichen planus. A retrospective study of 65 cases// Med. Oral. Patol. Oral. Cir. Bucal. – 2010. – Vol.15,№5. – Р.685-690.

10. Chuang T.Y. Lichen Planus//Journal of the American Academy of Dermatology. – 2008. - Vol.39, №2. – P. 681-695.

11. Sugerman P.B., Savage N.W., Walsh L.J., Zhao Z.Z., Zhou X.J., Khan A., Seymour G.J., Bigby M.. The pathogenesis of oral lichen planus// Critical Reviews in Oral Biology & Medicine. - 2002. - Vol.13, No 4. – P. 350-365.

12. Просвирова Е.П., Дмитриева Л.А., Яснецов В.В. Исследование эффективности применения антиоксидантного препарата «Мексидол» в комплексном лечении хронического генерализованного пародонтита// «Dental forum» 2005. - №1.- С. 17-23.

13. Battino M. et al. Oxidative stress markers in oral lichen planus// Biofactors. -2008. - Vol. 33, № 4. - P. 301-310.