Изучение распространенности желчнокаменной болезни на основе прогностических исследований заболеваний гепатобилиарной системы

Ижевская государственная медицинская академия

По данным VI Всемирного конгресса гастроэнтерологов в настоящее время желчнокаменная болезнь (ЖКБ) встречается более чем у 10% населения земного шара, причем отмечается рост заболеваемости приблизительно в два раза за каждое десятилетие во всех развитых странах мира [1,2]. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что распространенность ЖКБ колеблется в достаточно широких пределах и зависит от многих факторов: географических, этнических, национальных и др. [3,4]. В Удмуртской Республике (УР) общая заболеваемость ЖКБ с 2005 по 2009 г. в среднем составила среди мужчин 97,3 на 100 000 взрослого населения, среди женщин – 333,8 на 100 000 взрослого населения. Другими словами, ЖКБ страдает каждая 3–4 женщина и каждый 13–15 мужчина. Соотношение женщин и мужчин в УР составляет в среднем 5:1, что согласуется с многочисленными литературными данными [5,6,7]. Смертность от ЖКБ в УР составляет 1,9 на 100 тыс. населения. Широкая распространенность, устойчивая тенденция к увеличению заболеваемости, охват наиболее работоспособной части населения позволяет отнести ЖКБ к разряду социально значимых заболеваний [8,9].

Установить истинную распространенность ЖКБ трудно по ряду причин. Во-первых, во многих случаях она протекает латентно [10,11]. Во-вторых, регистрируется она как заболевание при II и III стадиях (в стадии формирования желчных камней, стадии хронического рецидивирующего калькулезного холецистита).

Заболевания гепатобилиарной системы часто сопровождаются нарушением физико-химических свойств желчи и формированием билиарного сладжа, являющихся признаками начальной (предкаменной) стадии ЖКБ [8,9]. В этой связи результаты изучения распространенности патологии печени и желчевыводящих путей могут явиться определяющими показателями в прогнозировании заболеваемости ЖКБ.

Целью нашего исследования явилось изучение динамики заболеваемости органов гепатобилиарной системы и прогноза заболеваемости ЖКБ на ближайшие годы.

Материал и методы исследования. В клинических условиях проведено целенаправленное и углубленное обследование 396 пациентов с различной патологией гепатобилиарной системы (функциональные нарушения желчевыводящих путей (ЖВП), хронический некалькулезный холецистит, жировой гепатоз, хронический гепатит алиментарной этиологии) в возрасте от 20 до 70 лет.

В верификации диагноза, наряду с общеклиническими данными, использованы результаты ультрасонографического исследования гепатобилиарной системы на аппарате S-ДН-500, многофракционного дуоденального зондирования с определением в порциях «В» и «С» желчи суммарной концентрации желчных кислот (ЖК), холестерина (ХС) [12], фосфолипидов (ФЛ) [13], вычислялись холато-холестериновый коэффициент (ХХК) и фосфолипидно-холестериновый коэффициент (ФХК), являющиеся индексами литогенности желчи.

Результаты лабораторно-инструментальных исследований сравнивались с данными контрольной группы, которую составили 50 практически здоровых лиц в возрасте от 20 до 60 лет.

Полученные результаты анализировали с помощью программ статистической обработки Excel и Biostat. Данные представлены в виде средних величин (М) с определением их ошибок (±m). Достоверность оценивали по критерию Стьюдента при нормальном распределении выборки.

Следующий этап работы представлял собой анализ статистических показателей общей и первичной заболеваемости органов гепатобилиарной системы в УР за последние 10 лет (с 2001 по 2010 г.). Для работы использованы сведения официальной статистики, в том числе данные из информационно-аналитических сборников «Медико-демографические показатели и углубленный анализ состояния здоровья населения», «Основные показатели здоровья населения УР», подготовленных Бюро медицинской статистики Министерства здравоохранения УР.

В исследовании применены методы статистического прогнозирования. Показатели представлены в форме временных рядов, то есть рядов последовательных значений, характеризующих изменение показателя во времени. Каждый член полученного временного ряда может быть представлен в виде:

, где t – порядковый номер наблюдения, X(t) – член временного ряда, полученный в ходе наблюдения, f(t) – тренд или долговременная тенденция, которая выражается аналитической функцией и используется для формирования прогноза, S(t) и E(t) – остаточные компоненты, представляющие собой расхождение между моделью и полученными результатами.

Модели были построены в программе Microsoft Excel 2003 в полиноминальном и логарифмическом трендах. В данном случае указанные тренды имеют наибольшую достоверность аппроксимации, являются наиболее адекватными для описания изменения показателей. Полиноминальный тренд выражается функцией , где b и с1…с6 - константы. Логарифмический тренд выражается функцией  y = c ln x + b, где c и b — константы, а ln  — функция натурального логарифма.

Важными характеристиками модели являются точность и адекватность. Модель называется адекватной, если она распределена по нормальному закону и ее остаточный компонент имеет свойства независимости, случайности. Адекватность модели проверялась с помощью критерия R

где Yi  – фактическое значение исследуемой величины, Ŷi – значение модели, i = 1…n.

Если значение критерия достаточно близко к единице, то модель можно считать адекватной.

Результаты исследований и их обсуждение. При ультразвуковом исследовании желчного пузыря (ЖП) в 51,9% случаев (210 пациентов) обнаружены признаки билиарного сладжа, что согласуется с литературными данными [14-16]. У данных пациентов в 100% случаев отмечено нарушение биохимического состава желчи. Особенности изменений состава желчи в порциях «В» и «С» приведены в табл. 1. Так, в сравнении с контролем, уровни ЖК и ФЛ, являющихся стабилизаторами коллоидного состояния желчи были сниженными, напротив, концентрация ХС была повышенной. Как следствие этого, были снижены ХХК и ФХК. Все вышеперечисленные признаки являются свидетельством I (предкаменной) стадии ЖКБ.

Таблица 1. Показатели биохимического исследования желчи пациентов с патологией гепатобилиарной системы

Таблица 1. Показатели биохимического исследования желчи пациентов с патологией гепатобилиарной системы

Примечания: n – число наблюдений; * – Р<0,05 по сравнению с контролем; ** – P<0,01по сравнению с контролем.

Таблица 2. Динамика общей заболеваемости на 100 тыс. населения по гепатобилиарной патологии

Таблица 2. Динамика общей заболеваемости на 100 тыс. населения по гепатобилиарной патологии

Примечание: здесь и далее * – данных на настоящее время не получено.

Таблица 3. Динамика первичной заболеваемости на 100 тыс. населения по гепатобилиарной патологии

Таблица 3. Динамика первичной заболеваемости на 100 тыс. населения по гепатобилиарной патологии

За последние 10 лет (табл. 2, 3) в структуре всего класса болезней органов пищеварения доля болезней ЖП и ЖВП составляла от 14,1% до 17,8%, доля болезней печени – от 2,9% до 3,1%.

На этом фоне наблюдается отчетливая тенденция к увеличению общей и первичной заболеваемости по болезням ЖП и ЖВП, как в УР, так и по РФ в целом, причем показатели заболеваемости органов билиарной системы по УР ежегодно были стабильно выше, чем аналогичные по Российской Федерации (РФ).

По болезням печени, как в УР, так и в РФ зарегистрированы высокие темпы роста общей заболеваемости – на 33,7% и на 43,9% соответственно, первичной заболеваемости – на 34,2% и на 44,8% соответственно.

В структуре общей заболеваемости доля первичной была достаточно стабильна и составляла по болезням печени от 9,4% до 10,3%, по болезням ЖП и ЖВП – от 15,6% до 16,9%.

Существенной динамики общей и первичной заболеваемости по ЖКБ II и III (каменной) стадии не наблюдается.

Рис. 1. Динамика общей заболеваемости на 100 тыс. взрослого населения по всем болезням ЖКТ.

Рис. 1. Динамика общей заболеваемости на 100 тыс. взрослого населения по всем болезням ЖКТ.

Использование методов трендового моделирования в ходе диспансеризации позволяет прогнозировать тенденцию показателей заболеваемости на основании оценки их динамики в прошлом и на ближайшие годы.

Экстраполируя тренды показателей заболеваемости в будущее можно отметить, что в ближайшие годы в УР ожидается интенсивный рост общей заболеваемости по всем болезням органов пищеварения, в то же время в РФ, напротив – ее снижение (рис. 1). Прогнозируется тенденция к увеличению патологии билиарного тракта (рис. 2) и значительный рост патологии печени (рис. 3), в первую очередь за счет общей заболеваемости.

Рис. 2. Динамика заболеваемости на 100 тыс. взрослого населения по болезням ЖП и ЖВП в УР.

Рис. 2. Динамика заболеваемости на 100 тыс. взрослого населения по болезням ЖП и ЖВП в УР.

 

Рис. 3. Динамика заболеваемости на 100 тыс. взрослого населения по болезням печени в УР.

Рис. 3. Динамика заболеваемости на 100 тыс. взрослого населения по болезням печени в УР.

 

Рис. 4. Динамика заболеваемости на 100 тыс. взрослого населения по ЖКБ II – III стадии в УР.

Рис. 4. Динамика заболеваемости на 100 тыс. взрослого населения по ЖКБ II – III стадии в УР.

Несмотря на то, что существенные колебания общей и первичной заболеваемости по ЖКБ II и III стадии в ближайшие годы маловероятны (рис. 4), прогнозируется рост ЖКБ за счет I ее стадии.

Заключение. Проведенные исследования показали, что за последние 10 лет (с 2001 по 2010) среди взрослого населения УР на фоне увеличения общей заболеваемости по всем болезням органов пищеварения, наметилась отчетливая тенденция к росту общей и первичной заболеваемости органов гепатобилиарной системы (в первую очередь за счет болезней печени). В связи с тем, что в ближайшие годы прогнозируется рост числа заболеваний печени, ЖП и ЖВП, являющихся основой для развития холецистолитиаза, вопрос о своевременном выявлении ЖКБ, несомненно, является актуальным, что требует совместных творческих усилий терапевтов и гастроэнтерологов в решении проблем по диспансеризации данного контингента больных.

Для выявления ЖКБ на ранних стадиях представляется необходимым исследование химического состава пузырной и печеночной фракций желчи с определением индексов литогенности при любой гепатобилиарной патологии. Важным признаком развития ЖКБ является выявление билиарного сладжа в желчном пузыре.

Прогностическая информация при патологии гепатобилиарной системы может быть использована в организации диспансерной работы не только при заболеваниях печени, ЖП и ЖВП, но и в оптимизации первичной профилактики на ранней стадии холелитиаза.

Список использованных источников:

  1. Иванченкова Р.А. Хронические заболевания желчевыводящих путей. – М.: Атмосфера, 2006. – 415с.
  2. Распространенность, факторы риска и значение клинических проявлений желчнокаменной болезни среди населения г. Москвы/ М.Е.Дорофеенков, Г.В.Сухарева// Экспериментальная и клинич. гастроэнтерология. – 2006. - №4. – С.37 – 42.
  3. Ильченко А.А. Желчнокаменная болезньо. – М., 2004. – 196 с.
  4. Gallbladder carcinoma with osteoclast-like giant cells/ T.Akatsu, K.Kameyama, S.Kawachi S, M.Tanabe et al.// Journal Of Gastroenterology. – 2006. – Vol. 41. – №1. – Р.83 – 87.
  5. Факторы риска развития желчнокаменной болезни. Статистические данные/ С.Г.Бурков, А.Л.Гребенев// Клиническая медицина. – 1994. – т.72, №3. – с.59 – 62.
  6. Григорьева И.Н. Желчнокаменная болезнь (патогенез, диагностика, клиника и лечение). – Новосибирск, 2004. – 77с.
  7. Женские половые гормоны и некоторые другие факторы в патогенезе желчно-каменной болезни/ Ю.П.Никитин, И.Н.Григорьева// Терапевтический архив. – 2005. – №2. – с.89 – 92.
  8. Вахрушев Я.М. Желчнокаменная болезньв. – Ижевск: «Экспертиза», 2004. – 75 с.
  9. Ильченко А.А. Достижения, спорные и нерешенные вопросы билиарной патологии// Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. – 2008. – №5. – С.4 – 8.
  10. Shaffer E.A. Control of gall - bladder motor function// Aliment. Pharmacol. Ther. – 2000. – Vol. 14. Suppl.2. – P. 2 – 8.
  11. Желчнокаменная болезнь (о механизмах камнеобразования и современных аспектах лечения)/ О.Н.Минушкин, Е.Г.Бурдина// Клиническая медицина. – 1990. – №3. – с. 35 – 43.
  12. Определение содержания желчных кислот и холестерина в желчи/ В.П.Мирошниченко, Л.Л.Громашевская, М.Г.Касаткина и др.// Лаб. дело – 1978. – №3. – с.149 – 153.
  13. Diet and gallstones in Italy: the cross-sectional MICOL results Hepatology/ A.F. Attili, E. Scafato, R. Marchioli et al.// Hepatology. – 1988. – Yol. 27. – № 6. – P. 1492 – 1498.
  14. Вихрова Т.В. Билиарный сладж и его клиническое значение: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2003. – 20 с.
  15. Билиарный сладж: нерешенные вопросы/ С.Н. Мехтиев, В.Б. Гриневич, Ю.А. Кравчук и др.// Лечащий врач. – 2010. – № 8.– с. 3 – 7.
  16. Клиническое значение билиарного сладжа/ А.А.Ильченко, О.В.Делюкина// Consilium medicum.–2005.–№2.–с. 28 – 32.