Введение. Главной проблемой медицины на современном этапе является коморбидное течение заболеваний. Впервые термин «коморбидность» ввел американский врач, исследователь и эпидемиолог Alvan R. Feinstein в 1970 г. [1]. Он вкладывал в этот термин представление о наличии дополнительной клинической картины, которая уже существует или может появиться самостоятельно, помимо текущего заболевания, и всегда отличается от него.
Уточнение термину дали Helena Chmura Kraemer и Van den Akker M. [2], определив коморбидность, как сочетание у одного больного двух или более хронических заболеваний, патогенетически взаимосвязанных между собой или совпадающих по времени у одного пациента вне зависимости от активности каждого из них. Проблемой влияния коморбидности на клиническое течение основного соматического заболевания и эффективностью медикаментозной терапии, занимались талантливые клиницисты и ученые различных медицинских специальностей во многих странах мира. Под их влиянием у термина «коморбидность» возникло множество синонимов, такие как «полиморбидность», «мультиморбидность», «мультифакториальные заболевания», «полипатия», «соболезненность», «двойной диагноз». Стали ясны причины коморбидности: анатомическая близость, единый патогенетический механизм, причинно-следственная связь и осложнение. Однако, несмотря на обилие определений и синонимов, единая классификация и общепринятая терминология коморбидности сегодня отсутствуют [1-3].
Артериальная гипертензия (АГ) в Российской Федерации, как и во всех странах с развитой экономикой, является одной из актуальных медико-социальных проблем. Это обусловлено широкой распространенностью, высоким риском развития осложнений и недостаточным контролем в масштабе популяции. Распространенность АГ среди взрослого населения составляет примерно 40%, что предопределяет высокую частоту возникновения сердечно-сосудистых осложнений, в том числе с летальным исходом [4].
Артериальная гипертензия является ведущим фактором высокой смертности населения от заболеваний сердечно-сосудистой системы. Распространенность АГ среди населения в 2009 г. составила 40,8% (у мужчин – 36,6%, у женщин – 42,9%). Осведомленность больных АГ о наличии у них заболевания составляет 83,9–87,1%. Принимают антигипертензивные препараты 69,5% больных АГ, из них эффективно лечатся 27,3%, а контролируют артериальное давление на целевом уровне 23,2% [5, 6]. В свою очередь, язвенно-эрозивные поражения гастродуоденальной зоны диагностируются примерно у 10% населения. Частота сочетания АГ и патологии слизистой оболочки желудка составляет от 3,4%-33% до 50% [7-10, 14, 15].
Сочетание АГ и гастроэзофагеальной рефлюксной болизни встречается в 35-40% случаев и занимает второе место после эрозивно-язвенных поражений желудка и двенадцатиперстной кишки (ДПК) [6, 16]. Моторные нарушения верхних отделов желудочно-кишечного тракта играют основную роль в генезе большинства патологических состояний желудка и двенадцатиперстной кишки.
Признаками нарушения моторно-эвакуаторной функции пищевода, желудка являются: желчный рефлюкс, довольно часто сопровождающий распространенные заболевания верхних отделов пищеварительного канала (хронические гастриты, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гастроэзофагеальнорефлюксную болезнь, грыжи пищеводного отверстия диафрагмы, пищевод Барретта); дуоденогастральный рефлюкс, обусловленный недостаточностью замыкательной функции привратника, хроническим дуоденостазом, гипертензией в двенадцатиперстной кишке; рефлюкс-гастрит [11-13].
Таким образом, изучение моторно-эвакуаторной функции верхних отделов желудочно-кишечного тракта наряду с оценкой его слизистой оболочки и влияние на данную патологию наличие сопутствующей артериальной гипертензии является на сегодняшний день актуальной задачей.
Цель исследования. Провести сравнительную оценку результатов фиброгастродуоденоскопии (ФГДС) и ультразвукового исследования (УЗИ) моторно-эвакуаторной функции и слизистой оболочки желудка у пациентов с коморбидной патологией.
Материалы и методы. В исследовании участвовали 60 пациентов в возрасте от 17 до 76 лет, находившихся на стационарном лечение в терапевтическом отделении клиники ГБОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия» Минздрава России в 2011 г.
Перед началом исследования было получено разрешение Локального Этического комитета (протокол № 12-08 от 02.05.2012 г.) на проведение данной работы. Исследование было проведено с учетом требований Хельсинской декларации прав пациента.
Всем участникам исследования был проведен сбор анамнеза и измерение уровня артериального давления (АД), которое измерялось стандартной манжетой и фиксировалось в фазы I и V тонов Короткова соответственно. Оценивалась моторно-эвакуаторная функция желудка и состояние слизистой оболочки с помощью ультразвукового исследования по методике Tympner (ультразвуковой аппарат Honda-2000, Япония 2003) и при проведении эзофагогастродуоденоскопии (фиброгастроскоп GIF-XQ 40 OLYMPUS, Япония 2007).
Критериями исключения служили отказ пациентов от участия в исследовании, острые состояния, сердечная недостаточность III-IV Функциональный Класс Functional Classification The New York Heart Association (NYHA), артериальная гипертония 3 стадии, двусторонний стеноз почечных артерий, стенозы аортального и митрального клапанов, беременность, период лактации, новообразования, симптоматические артериальные гипертензии, желудочное кровотечение.
Во всех процедурах статистического анализа рассчитывался достигнутый уровень значимости (р), при этом критический уровень значимости в данном исследовании принимался равным 0,05. Оценку различий между выборками с учетом нормальности распределения проводили с использованием критерия Манна-Уитни. Различия считали статистически значимыми при p<0,05. Для обработки данных был использован пакет прикладных статистических программ STATISTICA 10 (США).
Результаты и обсуждения. Анализ анамнестических данных у обследуемых позволил установить, что по классификации Всемирной организации здравоохранения, пациентов молодого возраста было 37,5%, среднего-45%, пожилого-17,5%.
Целевой уровень «офисного» АД (<130/80 мм рт. ст.) зафиксирован нами у всех пациентов, находящихся на обследовании. Около 80% пациентов с моторно-эвакуаторными нарушениями желудка имели II стадию АГ и 20% - I стадию заболевания.
В ходе анализа выявлены нарушения моторно-эвакуаторной функции желудка по результатам ФГДС, представленные грыжей пищеводного отверстия диафрагмы в 17,5%, а по УЗИ в 15% случаев (р-0,763), дуоденогастральным рефлюксом в 12,5% и в 17,5% случаев соответственно (р-0,533), в 37,5% -гастроэзофагеальным рефлюксом в обоих случаях (р-1,000), недостаточность кардии выявлялась в 80% и 37,5% (р-0,0009) случаев соответственно. Один вид моторно-эвакуаторных нарушений желудка по данным ФГДС выявлялся в 42,5% случаев, по УЗИ - в 30% случаев.
Патология слизистой оболочки желудка была представлена язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки по ФГДС в 70% случаев, а по УЗИ в 67% (р-0,833); Эрозивное поражение слизистой оболочки желудка выявлено по ФГДС в 35% и по УЗИ в 20,5% случаев соответственно (р-0,523); Явления атрофии слизистой оболочки желудка выявлены по ФГДС в 37,5% и по УЗИ в 30% случаев соответственно (р- 0,720).
Обе методики диагностики являются приемлемыми для исследования пациентов с коморбидной патологией. Отсутствие достоверных различий в результатах ультразвукового исследования, по сравнению с эзофагогастродуоденоскопией, можно объяснить грамотной методикой проведения УЗИ желудка, состоящей из двух этапов, высокой разрешающей способностью ультразвукового аппарата, профессионализмом врача-диагноста и отсутствием эмоционального напряжения у пациентов, что улучшает визуализацию исследуемого органа.
Выводы
1. Полученные данные говорят о высокой частоте встречаемости моторно-эвакуаторных нарушений желудка у пациентов с артериальной гипертонией. При сопоставлении результатов ФГДС и УЗИ полученные данные свидетельствуют об отсутствии различий между значениями в выборках, кроме показателя, указывающего на недостаточность кардии.
2. От эндоскопического исследования желудка и ДПК, ультразвуковое имеет ряд преимуществ, таких как неинвазивность процедуры, высокая информативность, простота проведения исследования, безвредность для здоровья пациента и отсутствие противопоказаний.
3. Данный способ диагностики позволяет оптимизировать фармакологическое лечение, так как обследование неинвазивное и может проводиться сколько угодно раз, по потребности.
4. Все это говорит о необходимости использования врачами-клиницистами данного способа диагностики у пациентов с коморбидной патологией, с целью своевременного выявления всех моторно-эвакуаторных нарушений желудка, для предотвращения развития осложнений со стороны желудочно-кишечного тракта у больных с артериальной гипертонией и без.