Значение сывороточных уровней пепсиногена для диагностики заболеваний желудка у жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург

Ленинградский областной онкологический диспансер, г. Санкт-Петербург

Актуальность. Рак желудка занимает лидирующие позиции по показателям заболеваемости и смертности, как в мире [1], так и в России. В Санкт-Петербурге сохраняется один из самых высоких уровней онкологической заболеваемости в России, что связано в основном с высоким удельным весом лиц пожилого и старческого возраста. Распределение больных с впервые установленным раком желудка по стадиям в Санкт-Петербурге, как и в России в 2009 г. таково, что не менее 70% приходится на III-IV стадию [2]. Местнораспространенный рак желудка ассоциируется с плохим прогнозом [3]. Общая 5-летняя выживаемость этих пациентов колеблется от 0 до 50% по данным разных авторов [4]. Таким образом, представляется важным диагностировать рак желудка на ранней стадии, чтобы снизить заболеваемость и смертность от данной патологии. Тем самым вопросы диагностики предраковых заболеваний и изменений слизистой оболочки желудка играют существенную роль. Несмотря на то, что "золотым стандартом" для диагностики атрофии желудка является гистологическое исследование биоптатов, полученных при эзофагогастродуоденоскопии, к сожалению, данная методика не подходит для скрининговых исследований по разным причинам [5].

Известно, что уровень сывороточного пепсиногена это тот показатель, который отражает функциональное и морфологическое состояние слизистой оболочки желудка. Человеческий пепсиноген имеет диагностическую ценность для различной гастродуоденальной патологии, особенно для язвенной болезни, атрофического гастрита и рака желудка [6-11]. Наличие диффузного или тотального атрофического гастрита является хорошо известным условием повышения риска развития рака желудка.

Тест системы по определению в крови уровня пепсиногенов используются в качестве маркеров заболеваний желудка и включены в скрининговые программы по раннему выявлению предраковых изменений слизистой желудка и рака данной локализации.

Цель исследования: изучить уровни сывороточных пепсиногенов у жителей г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Для решения поставленной задачи нами были исследованы уровни сывороточных пепсиногенов I и II у 34 здоровых и 248 больных с различными заболеваниями желудка, проживающих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Методы исследования. Набор пациентов осуществлялся на кафедре госпитальной терапии Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова и эндоскопическом кабинете Ленинградского областного онкологического диспансера с сентября 2010 по август 2013 г. Нами было обследовано 248 пациентов (163 мужчин и 85 женщин) со средним возрастом 52,3±12,3 лет, у которых по данным опросников имелись диспепсические жалобы разного характера, либо заболевания желудка в анамнезе, и 34 практически здоровых пациентов (19 мужчин и 15 женщин), средний возраст 52,4±15,1 лет.

Определение уровней сывороточных пепсиногенов. Кровь от пациентов забиралась из вены натощак утром после 8 часового голодания в объеме 5 мл. После центрифугирования сыворотку замораживали при температуре -20°C до проведения анализа. Определение уровней пепсиногенов I и II производилось при помощи набора для анализа (Biohit ELISA Kit, Финляндия). Отношение пепсиногенов I/II затем вычисляли математически. Каждый образец был оценен два раза для каждого пациента, коэффициент вариации <15% считали приемлемым.

Эндоскопические и клинико-патологические исследования. Все пациенты проходили эзофагогастродуоденоскопию со взятием биопсийного материала. Наличие инфекции H. pylori (HР) определяли с помощью быстрого уреазного теста и определении анти HP-IgG. Данные полученные при лабораторных исследованиях о наличии или отсутствии HP эндоскопистам и морфологам не сообщались. На основании эндоскопического исследования и гистологического заключения, пациенты были разделены на семь категорий следующим образом: 55 пациентов – группа не атрофического гастрита (НАГ), 20 случаев – хронический атрофический гастрит (ХАГ), у 36 пациентов диагностирована язва желудка (ЯЖ), в 31 случае - язва двенадцатиперстной кишки (ЯДК), 69 случаев поздних стадий рака желудка (ПСРЖ), 13 случаев раннего рака желудка (РРЖ) до операции и 24 случаев с субтотальной резекцией желудка по поводу рака желудка.

Различия анализировали с помощью т-критерия Стьюдента. Статистический анализ проводили с помощью программы SPSS для Windows версии 7.0. р<0,05 считалось статистически значимым.

Таблица 1. Уровни сыворотки пепсиногена I, II и их соотношение у пациентов с различными заболеваниями желудка.

Таблица 1. Уровни сыворотки пепсиногена I, II и их соотношение у пациентов с различными заболеваниями желудка

Примечания: p<0.005, p<0.05 с группой контроля; p<0.005, p<0.05 с НАГ; *p<0.05 ХАГ

По сравнению с контрольной группой, уровни пепсиногенов сыворотки крови и их соотношение не показали статистически значимых различий в группах с неатрофическим и атрофическим гастритом (р>0,05). Напротив уровень пепсиногенов I и II и их соотношение были достоверно выше у пациентов с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки, чем в контрольной группе (р<0,05). Уровень пепсиногена I в сыворотке крови и соотношение пепсиноген I/II были достоверно ниже у пациентов с ранним раком желудка и раком желудка на поздних стадиях, чем в контрольной группе и в группе пациентов с НАГ (р<0,001), с другой стороны не было никаких достоверных различий уровней пепсиногенов I, II и их соотношения между пациентами с ранним раком желудка и его запущенными стадиями. По сравнению с пациентами ХАГ, уровень сывороточного пепсиногена I был ниже у пациентов с ПСРЖ, а отношение пепсиногена I/II было ниже у пациентов с ПСРЖ по сравнению с РРЖ (р<0,05). Следует отметить, что уровни пепсиногена I и II были крайне низкими у пациентов с частичной резекцией желудка по поводу рака желудка (р<0,005).

Мы исследовали оптимальные уровни пепсиногена I и соотношение пепсиногена I/II для диагностики рака желудка (табл. 2 и 3). Оптимальной концентрацией PGI была 70,1 мкг/л, с чувствительностью 82,1% и специфичностью 72,5%. Оптимальное соотношение пепсиногена I/II составила 6,0, с чувствительностью 82,9 % и специфичностью 76,8 %.

Таблица 2. Сравнение уровней пепсиногена I у пациентов с раком желудка и без рака желудка

Таблица 2. Сравнение уровней пепсиногена I у пациентов с раком желудка и без рака желудка

Примечания: * пациенты в группе без рака желудка: 55 неатрофический гастрит, 20 атрофического гастрита, 36 язвенной болезни желудка, 31 язвенной болезни двенадцатиперстной кишки; ** группа с раком желудка включала: 13 пациентов с ранним раком желудка, 69 пациентов с распространенным раком желудка.

Используя значения уровня 70 мкг/л пепсиногена I в качестве серологического уровня для рака желудка, мы обнаружили, что 68,2% пациентов с уровнем пепсиногена I<70 мкг/л и 31,8% больных с уровнем пепсиногена I≥70 мкг/л был рак желудка. Использование показателя соотношения 6 для пепсиногена I/II, мы обнаружили, что 76,8% пациентов с показателем соотношения <6 и 23,2% больных с соотношением уровней пепсиногена I/II≥6 имели опухоли. Сочетание двух показателей сыворотки пепсиногена I≤70 мкг/л, а соотношения пепсиногена I/II≤6, мы обнаружили, что диагностическая чувствительность и специфичность рака желудка были 62,1% и 94,2%, соответственно (табл. 4). Эти результаты показывают, что низкий уровень пепсиногена I и отношение пепсиногена I/II являются ценными серологическими маркерами для прогнозирования рака желудка при использовании в комбинации.

Таблица 3. Прогнозирование рака желудка на основе уровня сывороточного пепсиногена I и соотношения пепсиногена I/II

Таблица 3. Прогнозирование рака желудка на основе уровня сывороточного пепсиногена I и соотношения пепсиногена I/II

Таблица 4. Сравнение проведения диагностики рака желудка на основе различных значений уровня пепсиногена I и соотношения пепсиногена I/II

Таблица 4. Сравнение проведения диагностики рака желудка на основе различных значений уровня пепсиногена I и соотношения пепсиногена I/II

Клиническое значение сывороточных уровней пепсиногена в диагностике язвенной болезни. Как показано в табл. 1, сывороточный уровень пепсиногена I у пациентов с язвенной болезнью желудка и с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки были 147,5±57,81 мкг/л (n=36) и 217,43±51,12 мкг/л (n=31), соответственно, значительно выше, чем у лиц с эндоскопически нормальной слизистой (118,39±47,8 мкг / л). Эти данные свидетельствуют о том, что в сыворотке крови, пепсиноген I является полезным в дифференциальной диагностике рака желудка с язвой желудка, а повышение уровня пепсиногена I является фактором риска для язвенной болезни.

Ассоциация хеликобактерной инфекции и сывороточные уровни пепсиногена. Распространенность хеликобактерной инфекции составила 52,9% (18/34) у здоровых, 67,3% (37/55) в группе с неатрофическим поверхностным гастритом, 80,0% (16/20) в группе пациентов с атрофических гастритом, 85,4% (70/82) у больных раком, а 89,6% (60/67) с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки. Уровень инфекции был значительно выше в пораженной группе, чем у здоровых (р <0,01).

Кроме того, мы обнаружили, что сывороточные уровни пепсиногена были значительно выше в Hp+ группе, чем в группе HP-, а коэффициент I/II был значительно ниже в Hp+ группе, чем в группе HP- (р <0,05, табл. 5). Там самым данные свидетельствуют о том, что наличие хеликобактерной инфекции связано с повышением уровня сывороточного уровня пепсиногена.

Таблица 5. Уровень сывороточного пепсиногена I и соотношение I/II в группе пациентов с хеликобактерной инфекцией и без не

Таблица 5. Уровень сывороточного пепсиногена I и соотношение I/II в группе пациентов с хеликобактерной инфекцией и без нее

Примечание: *p<0.05 с. Hp – группа.

После проведения нашей работы можно сделать следующие выводы:

1) Содержание в сыворотке уровня пепсиногена I и их соотношение I/II снижаться у пациентов с ХАГ по сравнению с НАГ, хотя не наблюдается статистической значимости.

2) Содержание пепсиногена I и их соотношение I/II у пациентов с распространенным раком желудка и соотношение I/II у пациентов с ранними стадиями рака желудка были ниже, чем в группе пациентов с ХАГ.

3) Концентрация в сыворотке крови, уровня пепсиногена I уменьшается по мере прогрессирования атрофии желудка, а также рака желудка из-за потери главных клеток.

4) Низкий уровень пепсиногена I и низкий коэффициент I/II были ценными серологическими маркерами для прогнозирования рака желудка, особенно низкий коэффициент I/II был эффективным параметром для отбора лиц с высоким риском раннего рака желудка.

5) Низкий уровень пепсиногена I и отношение I/II могут указывать на высокий риск возникновение рака желудка. Оптимальное значение уровней показателей в этой группе населения для диагностики рака желудка составила 70 мкг/л для пепсиногена I с 82,1% чувствительностью и 72,5% специфичностью и показатель отношения пепсиногена I/II равный 6,0 с 82,9% чувствительностью и 76,8% специфичностью. Чувствительность и специфичность составили 62,1% и 94,2%, соответственно, при расчесывании уровня пепсиногена I и их соотношения. Эти результаты показывают, что совместное использование низкого уровня пепсиногена I и их соотношения могут быть использованы, как маркеры высокого риска развития опухоли желудка.

6) Кроме того, в нашем исследовании мы обнаружили, что язва желудка редко развивается в этой популяции, где уровень сывороточной концентрации пепсиногена I ≤ 100 мкг/л или пепсиноген II ≤ 10 мкг/л, в то время как язва двенадцатиперстной кишки, редко развивается при уровнях сывороточных пепсиногена I ≤ 120 мкг/л или пепсиногена II ≤ 9 мкг/л. Эти результаты показывают, что повышенные уровни в сыворотке PG обуславливают выше риск развития язвенной болезни.

7) Мы обнаружили, что инфекция H. Pylori была связана с повышением уровня сывороточного PG, что не противоречит другим исследованиям.

Список использованных источников:

  1. Siegel R., Naishadham D., Jemal A. Cancer statistics, 2012// CA Cancer J Clin. 2012;62 (1):10-29.
  2. Мерабишвили В.М., Щербук Ю.А. Онкологическая служба в Санкт-Петербурге и районах города в 2009 году// Ежегодник Популяционного ракового регистра (№16). – СПб.: ООО «А-ВИР», ООО «ИПК «КОСТА», 2010.
  3. Msika S., Tazi M.A., Benhamiche A.M. et al. Population-based study of diagnosis, treatment and prognosis of gastric cancer// Br J Surg. 1997; 84(10): 1474-8.
  4. Hartgrink H.H., van de Velde C.J., Putter H. et al. Neo-adjuvant chemotherapy for operable gastric cancer: long term results of the Dutch randomised FAMTX trial// Eur J Surg Oncol. 2004; 30 (6): 643-9.
  5. Lan H.C., Chen T.S., Li A.F., Chang F.Y., Lin H.C. Additional corpus biopsy enhances the detection of Helicobacter pylori infection in a background of gastritis with atrophy// BMC Gastroenterol.2012;
  6. Lomba-Viana R., Dinis-Ribeiro M., Fonseca F. et al. Serum pepsinogen test for early detection of gastric cancer in a European country// Eur J Gastroenterol Hepatol. 2012;24:37–41.
  7. Ho June S., Se Jin J., Sung-Cheol Y. et al. Low levels of pepsinogen I and pepsinogen I/II ratio are valuable serologic markers for predicting extensive gastric corpus atrophy in patients undergoing endoscopic mucosectomy// Gut Liver. 2010;4:475–480.
  8. Leja M., Cine E., Rudzite D. et al. Prevalence of Helicobacter pylori infection and atrophic gastritis in Latvia// Eur J Gastroenterol Hepatol. 2012;24:1410–1417.
  9. Venerito M., Kohrs S., Wex T. et al. Helicobacter pylori infection and fundic gastric atrophy are not associated with esophageal squamous cell carcinoma: a case-control study// Eur J Gastroenterol Hepatol.2011;23:859–864.
  10. Bornschein J., Selgrad M., Wex T., Kuester D., Malfertheiner P. Serological assessment of gastric mucosal atrophy in gastric cancer// BMC Gastroenterol. 2012;12:10.
  11. Daugule I., Sudraba A., Chiu H.M. et al. Gastric plasma biomarkers and Operative Link for Gastritis Assessment gastritis stage// Eur J Gastroenterol Hepatol. 2011;23:302–307.