Особенности структуры инфекций, передаваемых половым путём, у женщин с цервикальной интраэпителиальной неоплазией на фоне хронического цервицита

Санкт-Петербургский государственный университет

Актуальность. Воспалительные процессы шейки матки составляют значительную долю от всех воспалительных заболеваний женских половых органов. Их частота у женщин разных возрастов не имеет тенденции к снижению [1,4,14,20] и составляет 40-50% [1,4]. Среди женщин, обратившихся за помощью в женские консультации, у 70% женщин диагностируют цервицит [13].

Актуальность проблемы цервицитов связана с многочисленными негативными последствиями для репродуктивного здоровья женщины: развитием воспалительных заболеваний органов малого таза (ВЗОМТ), бесплодием [18] и невынашиванием беременности [5,9], высоким риском внутриутробного инфицирования плода [7,10,11,15,16], и послеродовых гнойно-септических осложнений [6,8].

За последние 10 лет выявлены новые данные, позволяющие говорить о связи воспаления шейки матки с цервикальными интраэпителиальными неоплазиями (CIN) и раком шейки матки. Chlamidia trachomatis, Mycoplasma genitalium, Ureaplasma spp., Mycoplasma hominis или их сочетание могут вызывать повреждение эпителия шейки матки, способствовать заражению вирусом папилломы человека (ВПЧ) [2].

Повышение риска заражения ВПЧ в свою очередь приводит к увеличению риска развития дисплазий и рака шейки матки.

Цель исследования: изучить структуру инфекций, передаваемых половым путём, у женщин с цервикальной интраэпителиальной неоплазией на фоне хронического цервицита.

Материалы исследования. Были изучены данные клинико-лабораторного обследования 80 женщин, из которых 57 женщин вошли в группу исследования и 23 женщины в контрольную группу. Критериями включения в группу исследования были: возраст 22-50 лет, регулярный менструальный цикл, отсутствие острых воспалительных процессов, наличие хронического цервицита, верифицированного данными клинико-лабораторного исследования. В контрольную группу были включены женщины аналогичного возраста с регулярным менструальным циклом без признаков воспалительных заболеваний органов малого таза и шейки матки. Из исследования были исключены: беременные женщины, женщины с острыми воспалительными процессами женских половых органов и экстрагенитальной локализации, а также женщины, имевшие в анамнезе деструкцию шейки матки.

Методы исследования: всем женщинам было проведено обследование согласно приказу Минздравсоцразвития №572н от 01.11.2012 г.: микроскопическое исследование мазков с окраской по Граму, бактериологическое исследование цервиковагинального отделяемого; исследование методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) цервиковагинального отделяемого для идентификации микрофлоры влагалища и инфекций, передаваемых половым путём: Chlamidia trachomatis, Mycoplasma genitalium, Trichomonas vaginalis, ВПЧ низкого и высокого онкогенного риска и условно-патогенных микоплазм - Ureaplasma urealyticum и Mycoplasma hominis.

Всем женщинам проводилось цитологическое исследование эпителия шейки матки на атипию и кольпоскопическое исследование, результаты которого протоколировались согласно действующей международной терминологии Рио-де-Жанейро 2011 г.

При сборе жалоб и анамнеза особое внимание было уделено характеру и длительности выделений из влагалища. Диагноз хронического цервицита устанавливался при визуализации гнойных выделений из цервикального канала (при проведении осмотра в зеркалах) на протяжении более двух месяцев и на основании наличия воспалительного типа мазка из цервикального канала: >10 лейкоцитов в поле зрения при проведении микроскопии с окраской по Граму [17].

Цервикальная интраэпителиальная неоплазия была верифицирована по данным цитологического исследования эпителия шейки матки и гистологического исследования биопсии шейки матки, выполненной под кольпоскопическим контролем. Показаниями для проведения биопсии тканей шейки матки послужили аномальная кольпоскопическая картина и получение цитологических мазков типа HSIL (высокая степень плоскоклеточного интраэпителиального поражения), ASC-H (атипичные клетки плоского эпителия, не позволяющие исключить высокую степень плоскоклеточного интраэпителиального поражения), ASC-US (атипичные клетки плоского эпителия неясного значения). Статистическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью специализированного пакета по статистической обработке данных STATISTICA for Windows. Для визуализации структуры исходных данных, полученных результатов и анализа вычислений использовали графику системы STATISTICA for Windows и модуль построения диаграмм системы Мicrosoft Оfficе. За критерий статистической достоверности получаемых выводов мы брали общепринятую в медицине величину р<0,05. В силу малого размера выборок и анализа только качественных признаков, использовался точный критерий Фишера.

Результаты исследования. Согласно результатам обследования у 67% женщин основной группы была обнаружена микст-инфекция, у 33% - моноинфекция. При анализе данных лабораторного исследования микробной структуры у женщин с дисплазиями шейки матки на фоне хронического цервицита было обнаружено, что в 35% (n=20) случаев причиной воспалительного процесса являются только условно-патогенные микоплазмы - Ureaplasma urealyticum и Mycoplasma hominis, в 54%(n=31) - только облигатные возбудители инфекции (Chlamidia trachomatis, Mycoplasma genitalium, Trichomonas vaginalis), а в 28% (n=16) - их сочетание. У женщин контрольной группы (n=23) в 57% (n=13) случаев были обнаружены только условно-патогенные микоплазмы, у 28% (n=5) женщин группы - облигатные возбудители инфекции, а у 17% (n=4) - их сочетание. То есть микст-инфекция обнаружена всего у 25% (n=20) женщин с установленным диагнозом хронического цервицита.

По результатам цитологического исследования эпителия шейки матки и гистологического исследования биопсии тканей шейки матки группа исследования была разделена на две подгруппы: в первую подгруппу вошли 36 женщин с плоскоклеточными интраэпителиальными поражениями низкой степени (LSIL): 14 женщин с кондиломатозом и 22 женщины с цервикальной интраэпителиальной неоплазией (СIN) лёгкой степени; вторую подгруппу составила 21 женщина с плоскоклеточными интраэпителиальными поражениями высокой степени (HSIL): 11 женщин с CIN II, 8 женщин с CIN III и 2 женщины с неинвазивным плоскоклеточным раком (Ca in situ). У женщин контрольной группы были получены цитологические мазки типа NIL (отсутствие интраэпителиальных изменений). Полученные результаты исследования представлены в табл. 1.

Таблица 1. Результаты микробиологического исследования женщин основной и контрольной групп

Таблица 1. Результаты микробиологического исследования женщин основной и контрольной групп

Из табл. 1 видно, что с усилением тяжести плоскоклеточных интраэпителиальных поражений (SIL) в микробной структуре цервикального содержимого преобладают облигатные возбудители инфекции (р<0,05). Так у женщин с LSIL облигатные возбудители инфекции выявлены в 44% случаев, у женщин контрольной группы - в 71% случаев, а в контрольной группе - только в 26% случаев. Выявление микст-инфекции у женщин с хроническими цервицитами в подгруппах LSIL и HSIL сопоставимо - 28% и 29% соответственно. В контрольной группе лишь в 17% случаев было обнаружено сочетание условно-патогенных микоплазм и облигатных возбудителей инфекции.

Была определена микробная структура облигатных возбудителей инфекции в группах и подгруппах. В контрольной группе (n=23) Chlamidia trachomatis (Chl.trachomatis) выявлена у 8,7% (n=2) женщин, в подгруппе с LSIL (n=36) у 25% (n=9)женщин, в подгруппе с HSIL (n=21) у 29% (n=6) женщин. Распространение хламидийной инфекции у женщин с хроническими цервицитами в зависимости от тяжести цервикальной интраэпителиальной неоплазии представлено на рис. 1.

Рис. 1. Распространение хламидийной инфекции у женщин с хроническими цервицитами в зависимости от тяжести цервикальной интраэпителиальной неоплазии.

Рис. 1. Распространение хламидийной инфекции у женщин с хроническими цервицитами в зависимости от тяжести цервикальной интраэпителиальной неоплазии.

Распространение хламидийной инфекции у женщин исследуемой группы (15 случаев) достоверно выше (р<0,05), чем у женщин основной группы (2 случая) и составляет 26% (n=15). Распространение хламидийной инфекции в подгруппах сопоставимо, но в подгруппе с HSIL хламидийная инфекция выявляется чаще.

Mycoplasma genitalium (M. Genitalium) в контрольной группе не была обнаружена. В подгруппе LSIL M. Genitalium была выделена у 11% (n=4) женщин, а в подгруппе HSIL у 29% (n=6) женщин.

Trichomonas vaginalis (T. Vaginalis) выявлена у 14% (n=5) женщин подгруппы LSIL, у 24% (n=5) женщин второй подгруппы (HSIL). В контрольной группе T. Vaginalis обнаружена у 4% (n=1). Гонококковая инфекция не была обнаружена ни в одной из групп. Структура облигатных возбудителей инфекций у женщин с хроническими цервицитами представлена на рис. 2.

Рис. 2. Структура облигатных возбудителей инфекции у женщин с хроническими цервицитами в зависимости от тяжести цервикальной интраэпителиальной неоплазии.

Рис. 2. Структура облигатных возбудителей инфекции у женщин с хроническими цервицитами в зависимости от тяжести цервикальной интраэпителиальной неоплазии.

На рис. 2 отражено преобладание в микробной структуре цервикального содержимого облигатных возбудителей инфекции по мере увеличения тяжести SIL - связь статистически значимая (р<0,05).

С целью определения распространённости условно-патогенных микоплазм у женщин с хроническими цервицитами были определены Ureaplasma urealyticum (U.urealyticum) и Mycoplasma hominis (M.hominis) в группах и подгруппах. У женщин контрольной группы условно-патогенные микоплазмы были выявлены у 22% (n=5) женщин контрольной группы, у 57% (n=18) женщин исследуемой группы: из них у 38% (n=14) женщин первой подгруппы и 19% (n=4) женщин второй подгруппы. Распространение U.urealyticum и M.hominis у женщин с хроническими цервицитами представлено на рис. 3.

Рис. 3. Распространение U.urealyticum и M.hominis у женщин с хроническими цервицитами, контрольная и основная группы для каждого вида.

Рис. 3. Распространение U.urealyticum и M.hominis у женщин с хроническими цервицитами, контрольная и основная группы для каждого вида.

Согласно рис. 3 распространённость U.urealyticum и M.hominis у женщин с цервикальной интраэпителиальной неоплазией на фоне хронического цервицита достоверно выше (р<0,05), чем в контрольной группе - 57% и 22% соответственно для U.urealyticum; 43% и 17% соответственно для M.hominis.

При проведении анализа структуры условно-патогенных микоплазм у женщин с цервикальной неоплазией установлено, что распространённость U.urealyticum во второй подгруппе и контрольной группе сопоставимы - 19% (n=4) и 22% (n=5) случаев соответственно. В подгруппе женщин с LSIL распространение U.urealyticum выше и составило 38% (n=5) случаев. Выявление M.hominis у женщин контрольной группы и подгруппы LSIL составило 17% - 4 и 6 случаев соответственно. В подгруппе HSIL M.hominis обнаруживалась достоверно чаще (р<0,05) - 26% (n=6) женщин.

Обсуждение. Микст-инфекция была обнаружена у 25% женщин с хроническими цервицитами. Согласно данным литературы этот показатель несколько ниже и составляет 15-20% [12].

Инфицированными Chlamidia trachomatis оказались 21% (n=17) всех обследованных женщин (из основной и контрольной групп). Данный показатель соответствует результатам Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения 2012 г., согласно которым хламидийная инфекция составляет 20% в структуре инфекций, передаваемых половым путем (ИППП) в России.

Отечественные авторы сообщают, что 17% женщин с LSIL и 4% с HSIL инфицированы Chlamidia trachomatis [19], что ниже полученных результатов - 25% и 29% соответственно. Было установлено, что 29,8% женщин с цервикальной интраэпителиальной неоплазией на фоне хронического цервицита инфицированы Chlamidia trachomatis. Этот показатель выше описанного в литературе (8%) [22].

Trichomonas vaginalis была выделена у 13,8% (n=11) женщин с хроническими цервицитами, что ниже показателя распространённости трихомониаза среди женского населения - 14,8-20,6%, согласно данным отечественных авторов [3]. У 17,5% (n=14) женщин с хроническим цервицитом была выделена U.urealyticum - это ниже показателя 34,4%, полученного в исследовании, посвящённом распространению уреаплазменной инфекции среди женщин репродуктивного возраста, проведённому в Хорватии [23].

Всего 28,8% (n=23) женщин с хроническими цервицитами были инфицированы условно-патогенными микоплазмами. Данный показатель ниже, чем показатель 32,6%, полученный в Пакистанском исследовании, посвящённом изучению инфицирования условно-патогенными микоплазмами женщин с цервицитами и вагинитами [21].

Выводы. С усилением тяжести цервикальной инраэпителиальной неоплазии в микробной структуре цервикального содержимого преобладают облигатные возбудители инфекции.

Выявление микст-инфекции у женщин с LSIL и HSIL на фоне хронического цервицита сопоставимо и составляет 28 и 29% соответственно.

Распространение хламидийной инфекции у женщин с цервикальными интраэпителиальными неоплазиями на фоне хронического цервицита достоверно выше, чем у женщин без цервикальной неоплазии и составляет 26%.

У женщин с цервикальной неоплазией на фоне хронического цервицита достоверно чаще определяются облигатные возбудители инфекции в сравнении с группой женщин с хроническим цервицитом без неоплазии.

При выделении условно-патогенных микоплазм у женщин с хроническими цервицитами достоверно чаще выявляется цервикальная интраэпителиальная неоплазия.

Список использованных источников:

  1. Роль эхографии в комплексной диагностике патологии шейки матки / О.О. Байкалова, Л.Г. Попова // Ультразвуковая диагностика в акушерстве, гинекологии и педиатрии. - 2000. - №3. - C. 231.
  2. Диагностика микоуреаплазмозов и хламидийной инфекции в условиях московского кожно-венерологического клинического диспансера / П.Г. Богуш, Ю.К. Скрипкин// Клиническая дерматология и венерология. - 2005. - №3. - С. 87-93.
  3. Воспалительные заболевания половых путей, передающиеся половым путем - ведущий повреждающий фактор репродуктивного здоровья / Т.А. Обоскалова и др. // Журнал акушерства и женских болезней. Спец. выпуск «Актуальные вопросы инфекций в акушерстве и гинекологии».- 1998. - C. 44-45.
  4. Генитальные инфекции и патология шейки матки. Клинические лекции / под ред. В.Н. Прилепской, Е.Б. Рудаковой. - Омск: ИПЦ ОмГМА, 2004. - 212 с.
  5. Головина, Л.И. Кольпоскопическая и цитологическая оценка плоских кондилом и их связи с интраэпителиальной неоплазией шейки матки: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - СПб., 1994. - 31 с.
  6. Диагностика, лечение и профилактика заболеваний, передаваемых половым путем: методические материалы / под ред. К.К. Борисенко. - М.: Ассоц. САИАМ, 1998. - 188 с.
  7. Ежова Л.C. Значение цитологического метода исследования в диагностике заболеваний шейки матки //Практическая гинекология: клинические лекции / под ред. В.И. Кулакова, В.Н. Прилепской. - М.: МЕДпресс-информ, 2001. - С. 52-56.
  8. Значение генитальной инфекции в формировании распространенных гинекологических заболеваний и их современное лечение: информационное письмо/ В.Н. Серов и др. - М., 1997. - 18 с.
  9. Козаченко В.П. Органосохраняющие операции в онкогинекологии // Проблемы хирургии в акушерстве и гинекологии: тез. докл. I съезда российской ассоциации акушеров-гинекологов. - М., 1995. - С. 179-180.
  10. Кондриков Н.И. Патология влагалища и шейки матки. - М.: Медицина, 1997. - 272 с.
  11. Кондриков Н.И. Экзо- и эндоцервицит: морфологические аспекты // Поликлиническая гинекология; под ред. В.Н. Прилепской. - М.: МЕДпресс-информ, 2004. - C.47-56.
  12. Микробиоценоз влагалища и патология шейки матки. Возможности коррекции дисбиотических состояний / И.Б. Манухин, Г.Н. Минкина, В.С. Калинина// Поликлиническая гинекология; под ред. В.Н. Прилепской. - М.: МЕДпресс-информ, 2004.- С.37-46.
  13. Новиков А.И. Оппортунистические инфекции: эпидемиологические, иммунологические аспекты и качество жизни // Генитальные инфекции и патология шейки матки. Клинические лекции; под ред. В.Н. Прилепской, Е.Б. Рудаковой. - Омск: ИПЦ ОмГМА, 2004.-С.12-22.
  14. Патологическая физиология/ Г.В. Порядин, А.И. Воложин, Г.Н. Крыжановский. - М.: МЕДпресс, 2000. - Т.2. - 527 с.
  15. Рудакова Е.Б. Псевдоэрозия шейки матки: автореф. дис. … д-ра мед. наук. - М.,1996. - 42 с.
  16. Диагностика гинекологических заболеваний с курсом патологической анатомии / В.Н. Серов, И.Н. Звенигородский. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. - 2003.- 139 с.
  17. Клинические рекомендации по ведению больных с инфекциями, передаваемыми половым путём/ Е.В. Соколовский, Д.А. Лиознов, И.А. Корнеев; под ред. Э.К. Айламазяна. - М., 2014. 112 с.
  18. Клиническая кольпоскопия / А.Н. Стрижаков, А.И. Давыдов, Л.Д. Белоцерковцева. - М.: Медицина, 2002. - 91 с.
  19. Урогенитальный хламидиоз. Брошюра практического врача акушера-гинеколога / А.Л. Тихомиров, С.И. Сарсания. - М.: Медицина, 2005. - 52 с.
  20. A randomized trial on the management of low-grade squamous intraepitheliallesion cytology interpretations/ The Ascus-zsiz Triage Study (AZTS) Group// American Journal of Obstetrics and Gynecology.- 2003. -Vol. 188(6).- PP. 1393-1400.
  21. Prevalence of Mycoplasma hominis and Ureaplasma urealyticum among women with unexplained infertility, with and without vaginitis and cervicitis/ J. Khan, R. Farzan//African Journal of Microbiology Research. 2011.- Vol. 5(8).- PP. 861-864.
  22. Tubal infertility: serologic relationship to past chlamidial and gonococcal infection. World Health Organization Task Force on the Prevention and Management of Infertility [no authors listed]// Sexually Transmitted Diseases. - 1995. -Vol. 22(2). - PP.71-77.
  23. Ureaplasma urealyticum and Ureaplasma parvum in women of reproductive age/ B. Hunjak et al.// Archives of Gynecology and Obstetrics. 2014.- Vol. 289(2). -PP. 407-412.