О совершенствовании и оптимизации оказания лечебно–диагностической помощи в дорожной поликлинике

Дорожная поликлиника на станции Воронеж 1 ОАО «РЖД»

Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко

Введение. Здоровье человека, как социально-экономическая категория представляет собой важнейший элемент национального богатства: для поддержания здоровья требуется определенная часть валового национального продукта, но и само здоровье человека должно рассматриваться как ресурс, необходимый для производства материальных благ [4].

Как говорят руководители нашего государства, сохранение здоровья экономически активного населения, своевременное выявление и лечение заболеваний – важное условие развития всех отраслей экономики, эффективного решения целого комплекса важнейших общенациональных задач.

Одной из наиболее острых медико-социальных проблем экономического развития отечественного транспорта является низкий уровень общественного здоровья трудящихся [4]. Железнодорожный комплекс исторически имеет особое стратегическое значение для России, поскольку он является связующим звеном единой экономической системы и самым доступным транспортом для миллионов граждан. Без четкой работы железнодорожного транспорта невозможна стабильная деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны. В системе железнодорожного транспорта занято более 2% трудоспособного населения России. В связи с этим, здравоохранение на железнодорожном транспорте рассматривается как важная составляющая жизнедеятельности и устойчивой работы отрасли, инструмент повышения эффективности производственной деятельности. Оно способно обеспечивать устойчивую работу железнодорожного транспорта и тем самым участвовать в решении вопросов, связанных с его модернизацией [2].

Количественные и качественные характеристики оценки показателей здоровья нации являются определяющими критериями в планировании и реализации политики охраны здоровья и решении тактических и стратегических задач реформирования здравоохранения. Стабилизация процессов формирования здоровья нации и осуществления единой концепции в области здравоохранения базируется на проведении комплексных мероприятий, направленных на совершенствование процессов управления и укрепление единой государственной системы охраны здоровья граждан.

Одним из главных обязательств ОАО «РЖД» (открытое акционерное общество «Российские железные дороги») перед обществом является забота о поддержании собственной экономической жизнеспособности в качестве производителя услуг по перевозке грузов и пассажиров [1]. Следовательно, повышение управляемости системой здравоохранения, улучшение медицинских и экономических результатов ее работы будут способствовать снижению себестоимости перевозок и повышать безопасность этих перевозок с позиций человеческого фактора [2.3].

В настоящее время одной из важнейших проблем железнодорожного ведомства является повышение безопасности движения поездов, что напрямую зависит от состояния здоровья работников отрасли. По литературным данным, в структуре причин аварий на железнодорожном транспорте человеческий фактор составляет 60-70%, поэтому медицинское обеспечение безопасности движения поездов - важное звено в снижении аварийности на железной дороге [2].

Материал и методы. Исследовано состояние и тенденции изменения уровня, структуры и динамики заболеваемости, травматизма, причин ВУТ (временная утрата трудоспособности), структура первичного выхода на инвалидность работников ЖДТ (железнодорожного транспорта) по профессиональным группам и категориям в 2007 – 2010 г., а также медико-социальные характеристики населения, прикрепленного к «Железнодорожной поликлинике на станции Воронеж 1 ОАО «РЖД».

Разработана общая схема оценки состояния и тенденций изменения основных показателей здоровья указанных групп. Были использованы статистические источники медицинского информационно-аналитического центра Воронежской области, сборники статистических материалов деятельности негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» и ЮВжд (Юго-Восточной железной дороги) за исследуемые годы.

 Кроме того, в работе были использованы: первичная учетно-отчетная документация (промаркированные амбулаторные карты – ф. №25, контрольные карты диспансерного наблюдения – ф. №30у, дневник работы врача – ф. №39у, журнал учёта и движения диспансерной группы больных, журнал учёта и движения диспансерной группы больных, наблюдавшихся у врачей узкого профиля, журнал со списком и учётом осмотров инвалидов и участников Отечественной войны (ИОВ и УОВ), список больных, перенёсших инфаркт миокарда, список онкологических больных, список больных, состоящих на учёте в тубдиспансере, списки ИОВ и УОВ, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, журнал учёта больных, направленных на МСЭ (медико-социальная экспертиза), журнал учета больных, направленных на МСЭ для получения автотранспорта, журнал учёта больных, направленных на стационарное лечение, журнал учёта больных, получивших санаторно-курортное лечение, журнал учёта смертности, пояснительные записки к годовым отчётам за все года), нормативно-правовые акты, регламентирующие медицинскую помощь в «Железнодорожной поликлинике на станции Воронеж 1 ОАО «РЖД», персональный компьютер с программным обеспечением.

Результаты и их обсуждение. За исследуемый период (усреднено) в «Железнодорожной поликлинике на станции Воронеж 1 ОАО «РЖД» зарегистрировано 24918 случая заболеваний у лиц старше 18 лет, из них заболеваний, установленных впервые в жизни – 10141. Заболеваемость подростков на 1000 - 561,6; охват диспансерным наблюдением и профилактическими осмотрами - 100 %. Анализируя общую заболеваемость на 1000 населения, отмечается ее рост: 2010 - 994,9; 2009 - 979,61; 2008 - 957,6; 2007 - 940,1.

Но на основе проведенной оценки сделан вывод об устойчивом характере выявленных данных и необходимости учета их при формировании лечебно-профилактических мероприятий.

Для оценки качества проводимых лечебно-профилактических мероприятий и определения основных направлений корректировки этих мероприятий, в первую очередь, необходимо объективно оценить тенденции изменения основных показателей качества. К числу таких основных показателей, в первую очередь относятся показатели, характеризующие ВУТ, как по всему личному составу железнодорожного узла, так и по отдельным категориям. Для проведения таких оценок на первом этапе исследований были выбраны обобщенные данные о показателях временной утраты трудоспособности за период 2007 – 2010 г. (табл. 1).

Таблица 1. Основные показатели ВУТ за 2007 – 2010 г.

Таблица 1. Основные показатели ВУТ за 2007 – 2010 г.

Для анализа проверки значимости различий в количестве (частоте встречаемости) случаев временной утраты трудоспособности эквивалентна классической в математической статистике задаче определения значимости различий параметра распределения для двух биномиальных генеральных совокупностей [3].

При решении этой задачи для того, чтобы ответить на вопрос, является ли различие частот и статистически значимым (т. е., фактически, ответить на вопрос, является ли это различие следствием некоторых случайных колебаний, или отражает определенные объективно существующие тенденции изменения частоты). Рассчитывается величина χ2:

Результаты расчета сравниваются с критическим значением χ2, которое выбирается исходя из заданной вероятности правильного определения факта различия частот Рпр. Значения величины χ2 для типовых значений вероятности Рпр приведены в табл. 2. Если рассчитанное по формуле (1) значение показателя оказывается больше соответствующего значения χ2, то с вероятностью Рпр различие сравниваемых частот является существенным (статистически значимым или «неслучайным»).

Таблица 2. Критические значения для типовых вероятностей Рпр

Таблица 2. Критические значения для типовых вероятностей Рпр

При проведении расчетов в качестве величин N1 и N2 использовалось общее количество работников (либо на железнодорожном узле в целом, либо определенной категории) для сравниваемых лет, а в качестве величин K1 и K2 - количество случаев временной утраты трудоспособности в эти годы. Один из результатов расчета приведен в табл.3.

Таблица 3. Результаты расчетов значимости различий частоты возникновения ВУТ по всему личному составу железнодорожного узла

Таблица 3. Результаты расчетов значимости различий частоты возникновения ВУТ по всему личному составу железнодорожного узла

При этом справа от главной диагонали приведено значение величины χ2, а слева от главной диагонали – вербальная оценка направления изменения частоты возникновения случаев временной утраты трудоспособности (по отношению к предыдущему году).

Следует отметить, что из-за достаточно большого объема выборок (количества работников) имеет место проявление «гиперчувствительности» критерия χ2, которая проявляется в том, что несущественные различия в частотах формально рассматриваются как значимые. Поэтому в ходе исследований были проведены повторные расчеты с использованием в качестве исходных данных количества случаев временной утраты трудоспособности на 100 работников. Один из результатов для последнего варианта приведен в табл. 4.

Таблица 4. Результаты расчетов значимости различий частоты возникновения ВУТ по всему личному составу железнодорожного узла (на 100 работников)

Таблица 4. Результаты расчетов значимости различий частоты возникновения ВУТ по всему личному составу железнодорожного узла (на 100 работников)

Для наглядности в таблице 4 полужирным шрифтом выделены значения χ2, которым соответствует решение о том, что различия в соответствующих частотах не являются статистически значимыми с вероятностью 0,9.

Результаты расчетов позволяют сделать следующие выводы:

  1. Наиболее стабильная ситуация со случаями временной утраты трудоспособности имеет место для категорий работников «машинист» и «помощник машиниста». Колебания частоты возникновения этих случаев не являются статистически значимыми и носят характер колебаний около некоторых средних значений.
  2. Применительно ко всему личному составу железнодорожного узла и к сотрудникам первой категории имеет место статистически значимое снижение в течение 2008–2010 г. частоты случаев временной утраты трудоспособности, что свидетельствует о правильности выбора совокупности лечебно-профилактических мероприятий для данных категорий работников и достаточной эффективности этих мероприятий.
  3. Применительно к работникам первой группы первой категории имеет место статистически значимый рост частоты возникновения случаев временной утраты трудоспособности начиная с 2007 г.

Следующим этапом первичного анализа имеющихся данных является оценка тенденций изменения частот первичного выхода на инвалидность, которая выполнялась с использованием описанного выше математического аппарата. Результаты расчетов, приведенные в таблицах, свидетельствуют о том, что колебания рассматриваемого показателя носят в целом случайных характер и не являются статистически значимыми, что свидетельствует о достаточно стабильной ситуации с состоянием здоровья личного состава железнодорожного узла, обслуживаемого «Железнодорожной поликлиникой на станции Воронеж 1 ОАО «РЖД».

Список использованных источников:

  1. Анализ профессиональной заболеваемости за 1995-1999 годы и санитарно-гигиенического состояния промышленных предприятий железнодорожного транспорта: информационный бюллетень МПС России Сетевого ЦСЭН на железнодорожном транспорте. – М., 2000. -26 с.
  2. Атьков О.Ю. Медицинское обеспечение безопасности поездов – современное состояние вопроса// Актуальные вопросы железнодорожной медицины: матер. I Междунар. конф. – М., 2004. – С. 15-20.
  3. Берсенева Е.А. Информационные системы в управлении лечебно-профилактическим учреждением. Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье» 2006 г.: материалы конф.// Врач и информационные технологии. – 2006. – № 4. – С. 75.
  4. Линденбратен А.Л. Современные очерки об общественном здоровье и здравоохранении/ Под ред. О.П. Щепина. – М.: «Медицина», 2005.–84 с.