Совершенствование процесса повышения квалификации и стимулирование врачей к самообразованию

Ташкентский педиатрический медицинский институт

Приобретение медицинских знаний и профессиональное развитие врачей должно практиковаться и совершенствоваться на протяжении всей трудовой деятельности через самообразование и повышение квалификации. Непрерывное медицинские образование (НМО) предполагает, помимо прочих форм повышения квалификации, самообразование для поддержания и дальнейшего развития компетенции в области знаний, навыков и отношения каждого врача для удовлетворения нужд пациента [1].

Быстрые изменения медицинской практики требуют от врачей постоянного повышения квалификации. Некоторые североамериканские исследования продемонстрировали выраженную обратную зависимость между врачебным стажем и уровнем знаний, а также диагностическими и лечебными навыками. Врач обладает наилучшими клиническими навыками сразу после окончания интернатуры [5, 6]. Эффект от посещения курсов по повышению квалификации невелик и, как оказалось, практически не предотвращает постепенного снижения профессиональной квалификации [7].

В США и ряде Европейских стран врачи для занятия клинической практикой должны получать лицензию (первичную и повторную). Обязательным условием лицензирования является прохождение усовершенствования. Например, в США, каждый врач в течение 3 лет должен пройти 150-часовую учебную программу усовершенствования. Такова, например, транскрипционная программа, которая является одним из видов самообразования и публикуемая в журнале американской академии дерматологов [4].

Самообразование подразумевает непрерывное самостоятельное освоение медицинскими работниками новых знаний, умения и навыков по своей и смежной специальностям, направленное на повышение профессионального уровня, компетенции, расширение медицинского кругозора [2].

Самообразование является неотъемлемой составной частью медицинских профессий, оно доступно и стимулирует овладение информационными технологиями, развивает конкурентный рынок в сфере медицинского образования и в результате повышает его качество [3].

Повышение квалификации медицинских работников в Узбекистане проводится как в форме прямого обучения (по образовательным программам), так и в опосредованной форме (как правило, обучение без образовательных программ). Прямые формы включают общее и тематическое повышение квалификации (усовершенствование). Опосредованные формы включают: стажировку (прикомандирование на рабочее место); дистанционное образование; самообразование; обмен опытом; участие в семинарах, съездах и конференциях специалистов; прохождение курсов по освоению информационных технологий [2].

В Узбекистане каждый врач должен повышать свою квалификацию в количестве 288 часов в течение 5 лет и получить квалификационную категорию. Повышение квалификации врачей возложено на Ташкентский институт усовершенствования врачей [2].

Цель работы. В связи с развитием непрерывного медицинского образования в Республике Узбекистан изучить состояние с повышением квалификации врачей, в том числе врачей педиатров и их категорийность, внести предложения для повышения их самообразования.

Материал и методы. Проведен ретроспективный анализ показателей обеспеченности врачебными кадрами, изучены показатели повышение квалификации и их категорийность за 2008-2010 г. в Республике Узбекистан.

Результаты. Анализ данных (табл. 1) по обеспеченности врачами в Республики Узбекистан показал, что за последние 3 года наблюдается незначительный рост количество врачей в абсолютных числах, но снижение их количества в расчете на 10 тыс. населения. Например, если в 2008 г. в республике имелось 71962 врача, то есть 26,3 на 10 тыс. населения, в 2010 г. количество врачей составило 72522 и соответственно 25,7 на 10 тыс. населения.

Снижение количества врачей на 10 тыс. населения связано с ростом населения республики. Отмечено постепенное увеличение количества врачей, в том числе за счет педиатров имеющих стаж работы до 5 лет, или в 2010 г. количество врачей составило 9052, то есть 3,2 на 10 тыс. населения (в 2008 г. количество врачей было 7678 и соответственно 2,8).

Таблица 1. Данные по обеспеченности врачами в Республике Узбекистан

Таблица 1. Данные по обеспеченности врачами в Республике Узбекистан

Развитие системы здравоохранения в современных условиях и требования к улучшению качества медицинской помощи может быть достигнуто при организации непрерывного медицинского образования. В 2010 г. повысили свою квалификацию 16597 врача, что составило 22,8 % от общего числа врачей (2008 г. 16820 или 23,4%). Это в свою очередь влияет на показатели категорийности врачей. Квалификационная категория является одним из действенных методов финансовой мотивирования врачей, что стимулирует их к самообразованию и самосовершенствованию.

Благодаря категорийности врачи имеют возможность повышать свои знания. Хотя за последние 3 года отмечено незначительное увеличение количества врачей, наблюдается снижение числа врачей повысивших свою квалификацию. После курсов повышения квалификации набора 288 часов врачи имеют право получать квалификационную категорию. В 2010 г. 39968 (55%) врачей имели квалификационную категорию (2008 г. этот показатель составил 43166 или 60%).

В тоже время количество врачей имеющих высшую квалификационную категорию в 2010 г. по сравнению с 2008 г. увеличилось на 14% (табл. 2), что составило в 2010 году 33 % от всех врачей имевших квалификационную категорию (в 2008 г. этот показатель составлял 29%). Рост показателей категорийности отмечен в основном за счет Хорезмской (27%), Ташкентской (25%), Ферганской (18%), Наманганской (17%) областей.

Таблица 2. Показатели по категорийности врачей в Республике Узбекистан

Таблица 2. Показатели по категорийности врачей в Республике Узбекистан

Наряду с этим, в ряде областей снизился процент врачей имеющих первую и вторую категорию. Так врачей имевших первую категория в 2010 г. с сравнении с 2008 г. снизился на 30% и вторую на 25%. Снижение категорийности среди врачей отмечено в Бухарской (первой на 38%, второй на 43%), Кашкадарьинской (первой на 23%, второй на 48%), Самаркандской (первой на 28%, второй на 33%), Сурхандарьинской (первой на 46%, второй на 55%) областях, а также в г. Ташкенте (первой на 43%, второй 35%).

Снижение первой и второй категории врачей связано с одной стороны увеличением количества врачей имеющих стаж работы до 5 лет, а с другой стороны с введением новых правил выдачи квалификационной категории для врачей.

Согласно приказу Министерства здравоохранения Республики Узбекистан от 17 января 2011 г. за №21 для получения квалификационной категории установлено двухступенчатая форма сдачи экзаменов, который состоит из тестов и собеседования. Для тех, кто не смог сдать тестовый экзамен в первый раз дается возможность повторной сдачи согласно графику экзаменов, если даже при повторном экзамене врач не набирает необходимые баллы, тогда он приходит сдавать экзамен на следующий год.

Внедрение этого метода предназначено для совершенствования процесса обучения во время курсов повышения квалификации и направлено против «натаскивание» врачей. Тем самым был внедрен научный подход к повышению квалификацию и выдачи квалификационной категории для врачей, заложив в него традиции саморегулирования, который, несомненно, повысит престиж врачей имеющих квалификационную категорию.

Выводы. Таким образом, ретроспективный анализ повышения квалификации, а также имевших категорийность врачей показал, что с каждым годом расчет количество врачей имеющих высшую категорию.

Соответственно они хорошо финансово мотивированы. Снижение количества врачей имеющих первую и вторую категорию на наш взгляд связано с увеличением количества врачей со стажем до 5 лет и повышением требований к их аттестации, что требует дальнейшего изучения.

Список использованных источников:

  1. Приказ Министерства здравоохранения РУз. за №505 от 14 ноября 2006 г. «О совершенствовании системы переподготовки и повышения квалификации врачебных кадров Республики Узбекистан».
  2. Постановление Кабинета Министров РУз. «О совершенствовании системы повышения квалификации и переподготовки медицинских работников» № 319 от 18 декабря 2009 г.
  3. Коротков Ю., Стульева Т. О сертификации и лицензировании за рубежом// Врач. - 1995. - №4. - С. 2-3.
  4. Evans C.E., Haynes R.B., Gilbert J.R. et al. An educational package on hypertension for primary care physicians: Older physicians benefit most// Can Med Assoc J 1984.130 P.719.
  5. McCauley R.G., Paul W.M., Morrison G.H. et al. Results of 5 years of peer assessment of physician’s office practices by the College of Physicians and Surgeons of Ontario// Can Med Assoc J 1990. 84 P.162.
  6. Davis D.A., Thomson M.A., Oxman A.D., Haynes R.B. Changing physician performance. A systematic review of the effect of continuing medical education strategies// JAMA 1995.274: P.700-705.