Пути снижения смертности от злокачественных новообразований

Воронежская государственная медицинская академия  им Н.Н.Бурденко

Воронежский областной клинический онкологический диспансер

3-4 февраля 2011 г. в Москве прошел ежегодный форум «Движение против рака». Было принято обращение к президенту и премьер министру России о необходимости разработки Национальной стратегии снижения смертности от онкологических заболеваний.

По данным официальной статистики, в России 2,7 млн. человек страдают онкологическими заболеваниями (2% населения). Ежегодно злокачественные новообразования регистрируются у 500 тыс. человек, из которых свыше 29% умирают первый год после постановки диагноза. Пятилетняя выживаемость онкологических больных менее 43%. Показатель активного выявления опухолевых заболеваний 12,9%. В структуре инвалидизации злокачественные новообразования составляют 13,2%, в структуре смертности 13,2% (второе место среди всех причин смертности).

В Воронежской области определилась устойчивая тенденция роста смертности от злокачественных новообразований, четвертая часть больных погибает в течение первого года постановки диагноза, пятая диагностируется с поздними стадиями опухолевого процесса, не во всех лечебно-профилактических учреждениях области результативность онкологической помощи удовлетворительная. Следовательно, необходим поиск резервов снижения смертности от злокачественных новообразований. В некоторых регионах области показатель поздней диагностики неоправданно высокий, активная выявляемость опухолевых процессов значительно ниже среднеобластной, не осуществляется мониторинг за подлежащими специальному лечению пациентами, неудовлетворительная организация и реализация онкопрофилактической деятельности. На протяжении ряда лет 4-6% больных, которым впервые поставлен диагноз злокачественного новообразования, отказываются от лечения. Необоснованные противопоказания к лечению отмечены у 7,2% пациентов, из которых 36% с 1 и 2 стадиями процесса. Укомплектованность кадрами онкологов в ЦРБ и ЛПУ города никакая (в большинстве случаев работают совместители). Отклонения в процессах оказания онкологической помощи приводят к росту смертности больных. Необходим поиск организационных резервов снижения смертности от злокачественных новообразований. Причины достаточно высоких уровней смертности от онкологической патологии представлены на причинно-следственной диаграмме (рис 1). Это ресурсное обеспечение региональной онкологической службы (кадровое, материально-техническое, финансовое); недостаточная эффективность профилактической работы; дефекты организации онкологической помощи; отклонения в процессах третичной профилактики рака; дефекты специализированной онкологической помощи.

В управлении онкологической службой на первый план выступает онкологическая составляющая в первичном звене здравоохранения (активная выявляемость рака и предраковой патологии, а также своевременность её первичной диагностики). Определенное значение в причинах высоких уровней смертности имеют отсутствие стандартов вторичной профилактики рака, недостаточная организация работы с отказавшимися от обследования и лечения, с врачебными кадрами по постановке противопоказаний к лечению, курации онкологических больных 4 клинической группы, санитарному просвещению. Проводимые скрининговые программы до настоящего времени не детализированы, ориентированы на выявления рака. Предраковая и фоновая патология также диагностируется, но дальнейшее мониторирование её не осуществляется.

К дефектам организации онкологической службы, косвенно воздействующих на уровни смертности, нами отнесено слабое внедрение стационарозмешающих технологий, так как они позволяют более эффективно использовать коечный фонд и обеспечить своевременность оказания специализированной помощи.

Приоритетные критерии снижения смертности от злокачественных новообразований обусловлены качеством диагностики и лечения злокачественных новообразований (смертности от рака у работающего населения, одногодичная летальность, пятилетняя выживаемость). На региональном уровне дефекты специализированной онкологической помощи, зависящие от многих причин, многоплановые: недостаточное внедрение в практическую деятельность новейших радиотерапевтических технологий, фотодинамической диагностики и терапии, видеоэндоскопических, органосохраняющих, стандартов уточняющей диагностики; дефекты выработки индивидуальных планов лечения; нарушение этапности комбинированного и комплексного лечения.

Рис. 1. Причинно-следственная диаграмма высоких уровней смертности от злокачественных новообразований.

Рис. 1. Причинно-следственная диаграмма высоких уровней смертности от злокачественных новообразований.

В настоящее время достижения медицинской науки в области онкологии неоспоримы, но доступность многих новейших технологий ограничена, что связано с недостаточным уровнем финансирования.

Исполнительный директор НП «Равное право на жизнь» по анализу обращения пациентов, опубликованных в «Белой книге», сделал следующий вывод: «Если не изменить системный подход к обеспечению необходимым финансированием процесса диагностики и лечения рака, то ни о каком снижении смертности в ближайшие годы говорить не приходится. Только закупка оборудования и ремонт помещений не повлияют на снижение смертности от рака. Нужно полное и системное обеспечение всего лечебного процесса. Только тогда задачи, поставленные в проекте модернизации, будут достигнуты не на бумаге, а в реальности, и их ощутят на себе тысячи пациентов».

От финансирования в меньшей мере зависит эффективность онкопрофилактической деятельности. В противораковых программах она играет ведущую роль. Вторичная профилактика рака (онкопрофосмотры, диспансеризация предраковой и фоновой патологии, первичная диагностика) прерогатива деятельности первичного звена здравоохранения.

Несмотря на то, что в Воронежской области отмечается устойчивая тенденция роста активной выявлемости злокачественных новообразований, остается ряд до конца не решенных организационных задач. Процесс диспансеризации предраковой и фоновой патологии не стандартизирован. Перечень заболеваний, подлежащих диспансерному наблюдению, не обновлялся многие годы. Объем диспансерных обследований недостаточно четко дифференцирован по различным видам патологии. Например, в перечень подлежащих диспансеризации предраковых и фоновых заболеваний не включены пернициозная анемия, болезнь Менетрие, резецированный желудок. В объеме диспансерного обследования больных с язвенной болезнью желудка не включены биопсии из рубца после заживления язвы для дифференциальной диагностики язвенного дефекта с язвенной формой рака желудка.

Возникновение в новых экономических условиях стоматологических учреждений негосударственной формы собственности привел к утрате онкопрофилактической направленности при всех стоматологических пособиях.

В целом недостаточная эффективность вторичной профилактики рака, приводящая к несвоевременной диагностике и росту смертности от злокачественных новообразований, обусловлена конкретными негативными отклонениями (рис 2.).

Рис. 2. Причинно-следственная диаграмма низкой эффективности  онкопрофилактической деятельности.

Рис. 2. Причинно-следственная диаграмма низкой эффективности онкопрофилактической деятельности.

Прежде всего, это дефекты организации онкопрофосмотров: отсутствие ответственности за их проведение, контроля за потоком

больных в смотровые кабинеты, недостаточный охват населения осмотрами (организованного женского), неудовлетворительная работа смотровых кабинетов, дефекты реализации скрининговых программ.

Значительные резервы снижения смертности от злокачественных новообразований в организации третичной профилактики рака (рис.1).

До настоящего времени не разработаны стандарты этого процесса. Дефекты диспансеризации пролеченных онкологических больных как на уровне онкологического диспансера, так и в первичном звене здравоохранения объяснимы кадровым голодом, загруженностью лечебно-консультативной деятельностью. В связи с этим страдает своевременная диагностика рецидивов и метастазов, полинеоплазий, что препятствует проведению адекватного лечения и способствует росту смертности.

Не меньшее значение имеет отношение к больным 4 клинической группы, сложившееся на протяжении десятилетий. Так как рак относится к категории хронических заболеваний, термин «инкурабельный больной» нельзя считать корректным. Но именно он определяет позицию медицинских работников по набору им медицинских пособий.

Практикующееся в настоящее время паллиативное и симптоматическое лечение таких больных не обеспечивает необходимого качества их жизни, длительности сроков дожития, не основано на системном и посиндромном подходах, как, например при сердечно­сосудистой или почечной патологии.

Из изложенного выше следует необходимость оптимизации управления онкологической службой на всех её уровнях, совершенствование организационных форм её деятельности.

Национальная онкологическая программа стартовала в 2009г, рассчитана до 2015г. Определены её основные цели:

  • снижение смертности от злокачественных новообразований,
  • рост показателя раннего выявления рака,
  • стандартизация всех процессов онкологической помощи,
  • улучшение показателей выживаемости, снижение уровня
    инвалидизации онкологических больных,
  • повышение качества жизни.

В числе безотлагательных мероприятий, предусмотренных национальной программой:

  • обучение врачей общей лечебной сети основам онкологии,
  • проведение скрининговых обследований с повышением
    ответственности организаторов здравоохранения,
  • оптимизация работы смотровых кабинетов поликлиник в течение
    всего рабочего дня,
  • укрепление районного звена онкологов,
  • внедрение высокотехнологичных методов лечения,
  • внедрение методик телеонкологии,
  • материально-техническая модернизация службы,
  • продолжение работы по созданию Федерального онкологического регистра.

На региональном уровне приоритетны следующие направлении: совершенствование процессов первичной профилактики рака в первичном звене здравоохранения,

  • укомплектование кадров онкологических кабинетов в соответствии с приказом МЗ СР №944н;
  • онкологический всеобуч врачей неонкологического профиля, в том числе медицинских работников организаций негосударственной формы собственности;
  • разработка посиндромной технологии курации онкологических больных 4 клинической группы;
  • совершенствование мониторинга больных 2 клинической группы и процессов диспансеризации радикально пролеченных онкологических больных;
  • совершенствования лечебно-диагностического процесса: 
  • оснащение медицинской техникой, внедрение в практическую деятельность новейших технологий, адекватное лекарственное обеспечение;
  • модернизация регионального популяционного ракового регистра.

Выводы

  1. На основе сформированной причинно-следственной диаграммы проанализированы управляемые факторы роста смертности от
    злокачественных новообразований.
  2. На основе сформированной причинно-следственной диаграммы недостаточной эффективности онкопрофилактической деятельности
    установлены дефекты различных её звеньев.
  3. Определены приоритетные направления снижения смертности от онкологической патологии.

Список использованных источников:

  1. Чиссов В.И., Стравинский В.В. Ход реализации мероприятий по совершенствованию онкологической помощи населению России// Российский онкологический журнал №4. – 2011, с. 4-8.
  2. Кравец Б.Б., Устинова Е.Ю., Фонштейн М.С.и др. Пути оптимизации вторичной профилактики злокачественных новообразований. - Воронеж: Издательство «Научная книга», 2010. 
  3. Сборник информационных материалов по вторичной профилактики рака для первичного звена здравоохранения/ Под ред. руководителя департамента здравоохранения Воронежской обл. Т.В.Головачёвой. - Воронеж: Издательство «Научная книга», 2011.