Анализ источников и качества информации, обеспечивающих профилактическую деятельность медицинских работников

Санкт-Петербургский медико-технический колледж

В условиях социально-экономических преобразований законодательными органами Российской Федерации принимается большое количество нормативных актов в области охраны здоровья населения, внедряются новые современные механизмы управления здравоохранением, осуществляется интеграция действующих нормативных документов с международной практикой. Все это обусловливает необходимость научной разработки новой системы повышения профилактических знаний и качества информационного обеспечения медицинских работников в области медицинской профилактики для успешного осуществления ими профессиональной деятельности.

С целью разработки более совершенной системы повышения профилактической грамотности медицинского персонала нами была поставлена задача изучить источники информации профилактических знаний медицинских работников Центров медицинской профилактики (далее - ЦМП) посредством анкетирования.

В результате обработки анкет были выявлены основные источники информации в области профилактики и формирования здорового образа жизни (далее – ЗОЖ) у медицинских работников и проведен их анализ. По данному вопросу было заполнено 119 анкет, где руководители ЦМП выступили как эксперты, сотрудники кафедр Медико-профилактического факультета и кафедры поликлинической педиатрии РМАПО Минздравсоцразвития России - в качестве консультантов.

Уровень информативности источников профилактических знаний по 5-балльной шкале был оценен как средний, средняя оценка составила 2,19±0,10. На «отлично» уровень информативности источников оценили 1,7% опрошенных, по 38,5% - на «хорошо» и «не удовлетворительно», 59,8% - на «удовлетворительно».

Основные источники информации не смогли охарактеризовать более половины опрошенных - 57,3%. 2,5% респондентов оценили источники информации на "отлично", 40,2% - на "удовлетворительно" и "хорошо" (средняя оценка по этой позиции 2,16 ± 0,11).

Критерии информативности источников знаний по профилактике сумели сформулировать 55,3% руководителей, из них 3,4% смогли дать им отличную оценку; не сумели - 44,7% опрошенных (средняя оценка по этой позиции 2,52±0,12).

Несколько больший процент опрошенных смогли охарактеризовать причины низкой информативности источников (71,8%). Однако 28,2% руководителей не сумели ответить на этот вопрос, никто не показал высокого уровня знаний (средняя оценка по этому пункту 2,91±0,09).

Одновременно все опрошенные сами выступили в роли экспертов, дав оценку информативности источников информации страны, региона, отрасли, а также своего учреждения и структурного подразделения. Как следует из полученных данных (табл. 1), ни в одной из структур средняя оценка не превышала удовлетворительного уровня, причем ниже всего была оценка информативности профилактических источников отрасли ЦМП (2,03±0,07), затем страны (2,16±0,05), города, места работы (2,44±0,04), отрасли здравоохранения (2,88±0,05).

Таблица 1. Оценка первичной профилактики на различных иерархических уровнях (по пятибалльной шкале)

Таблица 1. Оценка первичной профилактики на различных иерархических уровнях (по пятибалльной шкале)

Несколько выше опрашиваемые оценили информативность источников знаний в учреждении (3,05±0,03) и структурном подразделении, где они работают (3,10±0,04). Выше всего была оценена информативность профилактических источников г. Москвы (3,14±0,03).

При проведении настоящего исследования мы акцентировали внимание на качестве информационного обеспечения профилактической деятельности руководителей органов и учреждений профилактического профиля. Они оценили по 5-балльной шкале общую степень удовлетворенности системой информационного обеспечения и ее качественные параметры - своевременность, полноту, достоверность, периодичность, комплексность, аналитическую и профилактическую ценность. Как следует из полученных данных, никто из руководителей не присвоил системе информационного обеспечения профилактической деятельности отличной и хорошей оценки.

Удовлетворительную оценку дали 67,8% опрошенных, 32,2% - неудовлетворительную (средняя общая оценка удовлетворенности системой информационного обеспечения 2,64 ±0,03).

Параметры, получившие среднюю оценку выше удовлетворительной - это достоверность информации (3,41±0,04), ее своевременность (3,14±0,05) и аналитическая ценность (3,11±0,05). Несколько ниже опрошенные оценили полноту (2,75±0,04), профилактическую (прикладную) ценность (2,71±0,06), периодичность (2,60±0,07). Ниже всего была оценена возможность получения комплексного представления о деятельности управляемых подразделений (1,96±0,07).

Более подробно была изучена аналитическая и прикладная ценность используемой информации, для чего были разработаны соответствующие классификаторы составляющих их параметров применительно к первичной медицинской профилактике.

Среди аналитических параметров выше удовлетворительного уровня было оценено сравнение предоставленной в источнике информации с данными за предыдущий год (средняя выставленная оценка 3,36±0,06) и со средними значениями по городу (3,11 ±0,07). Ниже неудовлетворительного уровня оценена возможность сравнения с лучшими аналитическими параметрами по Российской Федерации (1,26±0,05). Остальные параметры оценены между удовлетворительным и неудовлетворительным уровнями. Наличие формирования рекомендации оценено на 2,77±0,07 баллов, сравнение между учреждениями (2,69±0,08), сравнение с нормативами (2,67±0,08), сравнение между территориями внутри города (2,55±0,08) и формирования выводов (2,53±0,07) — ближе к удовлетворительному уровню. Возможность выделения основных отклонений (2,31 ±0,07), сравнение со средними по Федерации (2,19±0,08), сравнение с лучшими по городу (2,15±0,08) и проведение причинного анализа отклонений (2,11±0,07) - ближе к неудовлетворительному уровню.

Оценка профилактической ценности используемой информации в ЦМП свидетельствует о том, что средняя оценка превышает удовлетворительный уровень лишь по возможности использования информации для углубленного анализа деятельности (3,20±0,04).

Около удовлетворительного уровня оценена возможность использования информации для обеспечения таких элементов профилактического процесса как планирование (2,95±0,05), формирование целей и задач (2,87±0,06) и для выявления проблем (2,78±0,05). На уровне между удовлетворительным и неудовлетворительным оценены возможности использования информации для контроля выполнения решения (2,65±0,06), анализа эффективности профилактики (2,62±0,06), анализ проблем (2,52±0,06), принятия решений (2,40±0,06).

Изучение источников информации профилактических знаний медицинских работников показало их низкий информативный уровень. Так, на «отлично» уровень информативности профилактических источников оценили только 1,7% опрошенных, 38,5% - на «хорошо» и «неудовлетворительно», 59,8%) - на «удовлетворительно».

Оценка информативности источников профилактических знаний страны, города (места) работы, отрасли здравоохранения и ЦМП, учреждения и структурного подразделения, г. Москвы показала, что ни на одной из этих структур средняя оценка не превышала удовлетворительного уровня. По росту среднего выставленного балла за информативность профилактических источников данные структуры расположились в следующем порядке: источники отрасли ЦМП (2,03±0,07), страны (2,16±0,05), города (места) работы (2,44±0,04), отрасли здравоохранения (2,88±0,05), учреждения (3,05±0,03) и структурного подразделения (3,08±0,04). Выше всего была оценена информативность профилактических источников г. Москвы (3,13±0,03).

Исследование общей степени удовлетворенности системой информационного обеспечения и ее качественными параметрами (табл. 2) (своевременность, полнота, достоверность, периодичность, комплексность, аналитическая и профилактическая ценность) показало, что только два параметра получили среднюю оценку выше удовлетворительной: достоверность информации (3,41±0,04) и аналитическая ценность (3,11±0,05). Полнота (2,75±0,04), профилактическая ценность (2,71±0,06), периодичность (2,60±0,07) профилактической информации были оценены ниже удовлетворительного уровня. Самой низкой была возможность получения комплексного представления о деятельности управляемых подразделений (1,96±0,07). Общая степень удовлетворенности системой информационного обеспечения не превышала удовлетворительный уровень (2,64 ±0,03).

Таблица 2. 0ценка информационного обеспечения профилактики и основных параметров используемой информации (по пятибалльной шкале)

Таблица 2. 0ценка информационного обеспечения профилактики и основных параметров используемой информации (по пятибалльной шкале)

Углубленная оценка аналитических параметров профилактической информации выявила, что выше удовлетворительного уровня было оценено только сравнение предоставленной в источнике информации с данными за предыдущий год (3,36±0,06) и со средними значениями по городу (3,11±0,07). Возможность сравнения с лучшими аналитическими параметрами по Российской Федерации оценена ниже неудовлетворительного уровня (1,26±0,05). Остальные параметры (формирование рекомендаций, сравнение между учреждениями, с нормативами, между территориями внутри города, формирование выводов, возможность выделения основных отклонений, сравнение со средними по Федерации, с лучшими по городу, проведение причинного анализа отклонений) оценены между удовлетворительным и неудовлетворительным уровнями.

По мнению экспертов, привлеченных для оценки результатов анализа профилактической информации, одной из причин низких показателей является отсутствие навыков исследовательской работы у руководителей и практикующих специалистов, занимающихся ПМП. Внедряя в программы предаттестационной подготовки и повышения квалификации медицинских кадров в области ПМП практические занятия, формирующие умения по осуществлению аналитической, исследовательской деятельности, статистической обработке данных, ведению отчетной документации, возможно в короткие сроки значительно улучшить следующие качественные показатели системы информационного обеспечения ПМП: полнота, достоверность, периодичность, аналитическая и профилактическая ценность.

Детальное изучение профилактической ценности используемой информации ЦМП свидетельствует о том, что средняя оценка превышала удовлетворительный уровень только по возможности использования информации для углубленного анализа работы (3,20±0,04). Близко к удовлетворительному уровню была оценена возможность использования информации для обеспечения планирования (2,95±0,05), формирования целей и задач (2,87±0,06), для выявления проблем (2,78±0,05). На уровне между удовлетворительным и неудовлетворительным были оценены возможности использования информации для контроля выполнения решения (2,65±0,06), анализа эффективности профилактики (2,62±0,06), анализа проблем (2,52±0,06), принятия решений (2,40±0,06).

При оценке степени соответствия фактически используемой информации и имеющихся официальных информационных источников мы показали, что 92,6% опрошенных в информационном обеспечении своей профилактической деятельности используют информацию, не входящую в официальные статистические отчеты. 60,3% руководителей не используют в своей профилактической и аналитической деятельности имеющихся в официальных информационных формах данные.

Анализ содержательных, информационных и технологических составляющих профилактического процесса на уровне ПМСП обозначил круг наиболее важных проблем. Они касаются поверхностного понимания и использования руководителями содержания, технологии и сути ПМП; недостаточной аналитической и управленческой ценности сложившейся системы информационного обеспечения ПМП; слабой ориентации руководителей ЦМП на содержательные и технологические аспекты профилактики.

Целесообразно рекомендовать научно-практическим медицинским журналам регулярно публиковать обзоры, статьи и комментарии по различным разделам профилактики и формированию ЗОЖ; ЦМП и Центрам здоровья своевременно размещать на своих сайтах и медицинских форумах отчеты о своей деятельности. Кроме того, результативность итогов аттестации позволила экспертам Центральной аттестационной комиссии сделать вывод о принципиальном значении аттестации в достижении качества непрерывного профессионального развития медицинских кадров. Модификация предаттестационной подготовки, обеспечение специалистов ориентирами в нормативном правовом поле, информацией о доступе к электронным ресурсам, методическим материалам и оценочным средствам для самоконтроля знаний и умений позволит повысить эффективность информационного обеспечения ПМП.

Список использованных источников:

  1. Информатизация процессов охраны здоровья населения. Уровень лечебно-профилактических учреждений/ Под ред. А.И. Вялкова. - М.: ВНИИ проблем вычислительной техники и информатизации, 1999. - 148 с.
  2. Ищук Т.Н. Профессиональные компетенции специалистов центров здоровья// Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии». – 2011. - № 1. – С. 54.
  3. Кальницкий С.А., Власова М.М. и др. Совершенствование медицинской статистической информации// Научный вестник ТУ, 2007.
  4. Куракова Н.Г. Информатизация как инструмент создания «саморегулируемой системы организации медицинской помощи»: что нужно, чтобы это положение проекта «Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.» реализовалось?// Врач и информационные технологии, 2009.-№2.- С.9-27.
  5. Лебедев Г.С. Практические направления информатизации здравоохранения Российской Федерации// Новые технологии в современном здравоохранении. Сб. науч. тр. - М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2007, с.60-66.
  6. Михайлова Ю.В., Лебедев Г.С. Проблемы информатизации здравоохранения и их решения на современном этапе// Развитие информационных технологий и проблемы управления здоровьем и здравоохранением: Науч. тр. под общ.ред. акад. РАМН В.И. Стародубова. - Ижевск, 2006, с.12-19.