Внедрение журнальной формы повышения квалификации врачей в Республике Узбекистан

Ташкентский педиатрический медицинский институт, Узбекистан

Введение. Быстрые изменения медицинской теории и практики требуют от врачей постоянного повышения своей квалификации. Некоторые североамериканские исследования продемонстрировали выраженную обратную зависимость между врачебным стажем и уровнем знаний, а также диагностическими и лечебными навыками. По мнению ряда американский ученых врач обладает наилучшими клиническими навыками сразу после окончания интернатуры. Эффект от посещения курсов по повышению квалификации невелик и, как оказалось, практически не предотвращает постепенного снижения профессиональной квалификации. Низкая квалификация врачей может привести к врачебным ошибкам. По некоторым данным, в Великобритании ежегодно наблюдается 850 осложнений связанных с неправильными действиями врачей. Осложнения имеют 10% госпитализированных пациентов (половину из них можно было предотвратить), ущерб оценивался в 3 млрд. долларов, а в США наблюдается ежегодно до 98 тысяч смертей, связанных с врачебными ошибками, ущерб оценивается до 29 млрд. долларов, в Канаде регистрируется врачебные ошибки у каждого 13 того госпитализированного пациента [5,6]. Для поднятия уровня медицинского обслуживания и снижения смертельных исходов, связанных с врачебными ошибками в развитых странах мира уже много лет практикуется непрерывное медицинское образование с использованием кредитной системе оценки знаний врачей. Кредиты в медицинском образовании - условные единицы измерения значимости каждого образовательного мероприятия, выраженные в баллах (часах). Один кредит равен одному часу повышения квалификации [3]. Опыт изучения непрерывного медицинского образования в США и ряде Европейских стран показал, что врачи для занятия клинической практикой должны получать лицензию (первичную и повторную). Обязательным условием лицензирования является прохождение усовершенствования. Например, в США, каждый врач в течение 3 лет должен пройти 150-часовую (по 50 часов каждый год) учебную программу усовершенствования, которая включает чтение журналов с последующей сдачей тестов, посещение конференций и т.д. Обычно конференции проходят в выходные дни, состоящие из интерактивных методов повышения квалификации, где врач может получить более 40 кредитов. Некоторые штаты устанавливают определенный объем кредитов (часов) для повышения квалификации и улучшения организации медицинской помощи в зависимости от уровня показателей заболеваемости. Это в свою очередь позволяет целенаправленно повышать знания врачей, систематизировать и регулировать непрерывное медицинского образование врачей для оказания своевременной и квалифицированной медицинской помощи, поддерживать устойчивую систему здравоохранения. Так, например, в штате Пенсильвания врачи из 100 (за 3 года) положенных часов 12 часов должны пройти по безопасному уходу за пациентами, в Вентмонте минимум 12 часов по остеопарозу, в штате Западная Верджиния, в Калифорнии, по 2 часам по здоровому образу жизни и болевому синдрому, в Неваде 4 часа по биотерроризму. Трудности получения диплома и последующая высокая ответственность объясняют, почему врач в США - очень уважаемая и хорошо оплачиваемая профессия[4]. Одним из современных методов повышения квалификации врачей является дистанционное обучение. Дистанционное обучение (ДО) - это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими печатными средствами, предусматривающими интерактивность. Дистанционное обучение - это одна из технологий обучения и используется различными способами. В медицине широкое распространение нашли обучение через медицинские журналы и онлайн. Повышение квалификации медицинских работников в Узбекистане проводится Ташкентским институтом усовершенствования врачей как в форме прямого обучения (по образовательным программам), так и в опосредованной форме (как правило, обучение без образовательных программ). Прямые формы включают общее и тематическое повышение квалификации (усовершенствование), специализацию. Опосредованные формы включают: стажировку (прикомандирование на рабочее место); самообразование; обмен опытом; участие в семинарах, съездах и конференциях специалистов; прохождение курсов по освоению информационных технологий и дистанционное образование [1,2]. Опыт изучения дистанционного обучения стран содружества независимых государств, показал, что пока данный метод повышения квалификации врачей не так развит.

Цель исследования: изучить опыт развитых стран мира по внедрению журнальной формы и онлайн методов повышения квалификации и внедрить дистанционное обучение в журнале «Бюллетень Ассоциации врачей Узбекистана».

Материал и методы. Методами исследования явились медицинские журналы Американской медицинской ассоциации, Британской медицинской ассоциации, Американской академии дерматологов, а также на онлайн-сайты medscape.com и group.bmj.com

Результаты. Нами изучены апробированные в зарубежных странах методы дистанционного обучения через медицинские журналы. Такой вид дистанционное обучение является одним из опосредованных форм повышения квалификации, который основан на информационно-коммуникационных технологиях и осуществляется без отрыва от основной работы. Вместе с тем данный метод обучения требует быстроты поиска информации, мобильности и наличия достоверных источников. Для этого между Ташкентским институтом усовершенствования врачей и Ассоциацией врачей Узбекистана составлен договор о внедрении дистанционного обучения. Профессорского - преподавательский состав и ведущие кафедры Ташкентского института усовершенствования врачей активно участвуют в подготовки учебных программ и оценки знаний участников такого обучения. Согласно полученным данным, если в первый год в такой программе приняли участие только 154 врачей, то по результатам прошлого года таковых уже было 243. За 3 года (2010-2012 гг.) из 501 участвовавших в данном методе обучения 478 врачей смогли правильно ответить на поставленные вопросы и получили сертификаты по 18 часов за каждую учебную программу. Участниками данного метода самообразования были врачи со всей Республике. Больше всего активность проявили врачи Бухарской (72 врачей), Самаркандской (69 врачей), Ташкентской (68 врачей) и Хорезмской области (57 врачей). На наш взгляд это связано с большим количеством врачей в этих областях и потребностями в повышении квалификации (рис. 1).

Рис. 1. Результаты внедрения журнальной формы обучения врачей в Республике Узбекистан

Рис. 1. Результаты внедрения журнальной формы обучения врачей в Республике Узбекистан

Наиболее востребованными оказались курсы, посвященные организации здравоохранения, валеологии, онкологии, гастроэнтерологии и сердечно-сосудистым заболеваниям. Каждый врач, таким образом, участвуя 4 раза в год в «журнальной форме» дистанционного обучения имеет возможность набрать 72 часа из утвержденных 144 часов повышения квалификации. На наш взгляд, дистанционное обучение является наиболее эффективным по освоению своевременных достижений науки и практике, навыков работы, то есть оно имеет практическую направленность, при этом сразу можно получить результат и закрепить знания, что, в свою очередь, будет способствовать к уменьшению числа врачебных ошибок. Кроме того, такой подход является наиболее экономичным: так как он организуется без отрыва от работы, а также дополнительных расходов на командировки и пр. При этом данный метод ни в коем случае не заменяет обучение в Ташкентским институтом усовершенствования врачей и медицинских вузах. Внедрение журнальной формы повышения квалификации врачей увеличивала популярность журнала «Бюллетень Ассоциации врачей Узбекистана», тираж которого последние 3 года (2009-2011 годы) вырос почти в 2 раза, а в 2012 году тираж журнала «Бюллетень Ассоциации врачей Узбекистана» превысил 10000 экземпляров. По данным АК «Матбуот таркатувчи» Республики Узбекистан среди других научно-практических журналов «Бюллетень Ассоциации врачей Узбекистана», уже какой год занимает второе место по количеству тиража в Республики Узбекистан (табл.1).

Таблица 1 Информация о подписке на некоторые научно-практические медицинские журналы, издаваемые в Республике Узбекистан

Таблица 1  Информация о подписке на некоторые научно-практические медицинские журналы, издаваемые в Республике Узбекистан

Выводы. С учетом вышеизложенного считаем, что внедрение современных и апробированных методов непрерывного медицинского образования или онлайн обучения будет способствовать повышению квалификации врачей, а его виды и методы в дальнейшем будет расширяться. Издаваемые научно-практические журналы могут существенно помочь врачам в самообразовании, как дополнение при повышении квалификации, которые осуществляются Ташкентским институтом усовершенствования врачей.

Список использованных источников:

1. Приказ Министерства здравоохранения РУзд за № 202 от 12 июля 2012 года «О сроках и порядке прохождения повышения квалификации и переподготовки врачей в учреждениях системы Министерства здравоохранения Республики Узбекистан».

2. Постановление Кабинета Министров РУз «О совершенствовании системы повышения квалификации и переподготовки медицинских работников» № 319 от 18 декабря 2009 г. С. 6.

3. Коротков Ю., Стульева Т. О сертификации и лицензировании за рубежом// Врач.-1995.-№4.- С. 2-3.

4. Evans C.E., Haynes R.B., Gilbert J.R. et al. An educational package on hypertension for primary care physicians: Older physicians benefit most// Can Med Assoc J 1984.130 P.719.

5. McCauley R.G., Paul W.M., Morrison G.H. et al. Results of 5 years of peer assessment of physician’s office practices by the College of Physicians and Surgeons of Ontario// Can Med Assoc J 1990. 84. P.162.

6. Davis D.A., Thomson M.A., Oxman A.D., Haynes R.B. Changing physician performance. A systematic review of the effect of continuing medical education strategies// JAMA 1995. 274: P.700-705.