Аналитическая оценка жалоб граждан Чеченской Республики на ущемление их прав в системе обязательного медицинского страхования

Астраханская государственная медицинская академия

Права граждан в области обязательного медицинского страхования защищены Федеральном Законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», принятом в 2010 г. Нарушение прав застрахованных часто приводит к жалобам, поступающим как в страховые медицинские организации (СМО), так и в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Обычно под жалобами понимаются обращения граждан, по поводу нарушенного действиями (бездействием), решениями юридических или физических лиц их прав или законных интересов. Жалобы представляют собой важный элемент коммуникации между гражданином и государством, государством и обществом. Важность анализа поступивших жалоб определяется тем, что они являются информационным каналом, существенным источником информации необходимой для решения конкретных вопросов здравоохранения. Жалобы, как правило, направляют те граждане, у которых возникли серьезные затруднения, справиться с которыми своими силами они не могут, поэтому анализ и обобщение жалоб позволяет получать оперативную и четкую информацию о существующих проблемах, наметить пути их решения.

С целью аналитической оценки был проведен анализ 504 жалоб, поступивших в филиал СМО «МАКС-М» в г. Грозном в течение 2010-2012 г., из которых 92,3% были признаны обоснованными. Для конкретизации и уточнения причин недовольства граждан было проведено анонимное анкетирование 17417 застрахованных. Анкетирование проводилось в течение 2009-2012 гг. в медицинских организациях Чеченской Республики. Среди респондентов 79,4% составляли женщины, соответственно 20,6% мужчины, 29,8% анкетируемых работали, 70,2% были неработающими.

Изучение причин, указанных в жалобах, показал, что наибольший удельный вес среди них занимают жалобы, связанные с плохим лекарственным обеспечением при оказании медицинской помощи – 29,6% (табл. 1). Проблема недостаточного лекарственного обеспечения ЛПУ характерна для большинства субъектов Российской Федерации (РФ). Причем, наличие такой проблемы в стране признает и Правительство, которое в «Стратегии лекарственного обеспечения населения РФ на период до 2025 года» указывает на факторы, её обуславливающие:

- недостаточное развитие российской фармацевтической промышленности, как источника доступных лекарственных препаратов;

- рост стоимости медикаментозной составляющей лечения, связанной с появлением дорогостоящих инновационных препаратов для диагностики, лечения и профилактики широко распространённых заболеваний;

- отсутствие механизмов стимулирования использования не менее эффективных, но более дешевых воспроизведённых лекарственных средств (дженериков), а также агрессивную маркетинговую политику производителей лекарственных средств;

- случаи нерациональных и неэффективных лекарственных назначений, не соответствующих общепринятым мировым стандартам диагностики и лечения (зачастую – в силу отсутствия адаптации в РФ таких стандартов), безответственное применение лекарственных препаратов без медицинских показаний;

- слабая система профилактики (управления рисками) и ранней диагностики заболеваний, достаточной для предотвращения развития тяжелых осложнений или лечения заболеваний на ранней стадии, приводящая к постоянному удорожанию стоимости лечения;

- отсутствие системы прогнозирования развития заболеваний и их осложнений;

- неравномерность лекарственного обеспечения на федеральном и региональном уровнях различных категорий граждан, включая льготные, необходимыми для их лечения.

Не является исключением и Чеченская Республика, для которой, как и в целом по стране, имеют место все из перечисленных факторов. На втором месте по значимости находятся жалобы на незаконное взимание денежных средств за медицинскую помощь, предусмотренную программой ОМС, на долю которых приходится 22,1% всех жалоб. В ст. 41 Конституции РФ указано, что «медицинская помощь в государственных и муниципальных лечебных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно».

Таблица 1. Распределение жалоб застрахованных в зависимости от их причины (в % к итогу)

Таблица 1 Распределение жалоб застрахованных в зависимости от их причины (в % к итогу)

Примечание: ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение

Тем самым государство взяло на себя заведомо невыполнимое обязательство, лишило само себя возможности использовать огромный коммерческий ресурс, фактически сбросив потоки денежных средств в частный и нелегальный сектора. Реально же дополнительные деньги у населения за предоставление медицинской помощи все равно взимаются [3,4]. Причем денежные средства взимаются как в рамках закона, так и незаконным путем. Законный путь взимания денежных средств предусмотрен ст. 84 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где указано, что граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи [2]. Однако на практике это не всегда соблюдается, имеют место случаи незаконного взимания денежных средств, завышение тарифов, недостаточная информированность граждан о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы госгарантий, что и приводит к жалобам застрахованных [1].

Проблема недостаточного лекарственного обеспечения и незаконного взимания денежных средств за медицинскую помощь предусмотренную программой ОМС тесно связаны. В результате проведенного анонимного анкетирования было установлено (табл. 2), что всего в течение изучаемого периода 48,9% застрахованных при получении лечебно-профилактической помощи приходилось использовать личные средства. Почти трети пациентов (32,4%) иногда приходилось покупать лекарства, а 16,5% вынуждены были очень часто покупать лекарственные средства и оплачивать проведение конкретных процедур. Обращает на себя внимание тот факт, что ни один из респондентов не указал, что ему приходилось заключать дополнительный договор добровольного медицинского страхования (ДМС), что говорит о том, что эта система софинансирования в Чеченской Республике не получила должного развития. Несмотря на ежегодное увеличение объемов денежных средств, поступающих на нужды здравоохранения, в течение всего периода наблюдения отмечалась тенденция роста привлечения личных средств застрахованных, как в целом (с 41,8% до 55,1%), так и по частоте – удельный вес вынужденных очень часто использовать личные средства возрос с 9,5% до 22,7%.

Таблица 2. Распределение респондентов по частоте использования личных денежных средств при обследовании и лечении (в % к итогу)

Таблица 2 Распределение респондентов по частоте использования личных денежных средств при обследовании и лечении (в % к итогу)

Третье место с удельным весом 14,7% занимали жалобы на плохую организацию работы ЛПУ – наличие больших очередей к врачам, недоступность врачей-специалистов, лабораторных и инструментальных исследований, отсутствие приспособлений для лиц с ограниченными возможностями и т.д. Анонимное анкетирование подтвердило значимость этой проблемы для Чеченской Республики. Из всех участвовавших в анкетировании только 42,0% были полностью удовлетворены организацией работы ЛПУ и 11,7% были больше удовлетворены, чем не удовлетворены, в то время как 43,6% были либо полностью не удовлетворены (22,4%), либо удовлетворены не в полной мере (21,2%), остальные затруднились ответить на поставленный вопрос. Таким образом, более 40% застрахованных существующая в республике система организации лечебно-профилактической помощи не устраивает. От качества оказания медицинской помощи во многом зависит не только выздоровление больного, но и то впечатление, которое произвело учреждение на пациента, что в свою очередь определяет возможность их повторного обращения в случае необходимости в это ЛПУ, характер информации о нем, которая в дальнейшем будет распространяться среди близких и знакомых. Именно мнение населения в конечном итоге формирует имидж учреждения [2]. Жалобы на плохое качество полученной медицинской помощи занимали четвертое место в структуре жалоб застрахованных. На их долю приходилось 11,3%. Одним из принципов охраны здоровья населения является недопустимость отказа в оказании медицинской помощи. Однако 11,1% жалоб были вызваны нарушением этого положения, закрепленного Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Положительным моментом является тот факт, что весьма незначительное число жалоб (3,0%) было связано с несоблюдением этики и деонтологии медицинскими работниками учреждений здравоохранения. Также мало жалоб (3,0%) поступило на плохое санитарно-гигиеническое состояние ЛПУ. Из всех жалоб, поступивших в СМО, более половины (53,8%) составляли жалобы на работу республиканских ЛПУ, на деятельность городских медицинских организаций поступило 26,6% жалоб. Меньше всего было жалоб на работу учреждений, работающих в районах республики (17,6%). Из республиканских учреждений пациенты и их родственники чаще всего жаловались на работу ГБУ «Республиканская клиническая больница скорой медицинской помощи» (25,7% жалоб на республиканские учреждения), ГБУ «Республиканская клиническая больница им. Ш.Ш. Эпендиева» (21,6%), ГБУ «Республиканский клинический центр охраны здоровья матери и ребенка им. Аймани Кадырова» (19,7%) и ГБУ «Республиканская детская клиническая больница» (14,2%). Наибольшее число жалоб на городские учреждения поступило на МБУ «Клиническая больница № 3 г. Грозного» (20,7%), МБУ «Родильный дом № 2 г. Грозного» (20,7%), МБУ «Клиническая больница № 4 г. Грозного» (19,0%) и МБУ «Клиническая больница № 1 г. Грозного» (16,3%). Большая часть жалоб на деятельность районных учреждений здравоохранения была на работу МБУЗ «Урус-Мартановская ЦРБ» – 36,6%.

Таким образом, основными причинами жалоб застрахованных по ОМС граждан являются неудовлетворительное лекарственное обеспечение при оказании медицинской помощи, незаконное взимание денежных средств за медицинские услуги, предусмотренные программой ОМС, плохая организация работы ЛПУ. Чаще всего жалобы связаны с деятельностью республиканских медицинских учреждений. В результате проведенного исследования удалось выявить слабые стороны деятельности системы здравоохранения республики, вызывающие наибольшую неудовлетворенность населения качеством медицинской помощи.

Список использованных источников:

1. Куприянова В.И. Результаты изучения затрат личных средств граждан на стационарное лечение// Новые горизонты: инновации и сотрудничество в медицине и здравоохранении. Матер. IХ Российско-немецкой НПК - Форума им. Р.Коха и И.И.Мечникова. - Новосибирск. 2010. С. 52-54.

2. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение. - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2012. С.165-186

3. Мелянченко Н.Б. Реструктуризация лечебной сети// Здравоохранение России. Новая концепция организации и развития. СПб.: Мед. пресса. 2001. С. 114–115.

4. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. Научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года». - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2010. 96 с.

В журнале «Врач-аспирант»:

5. Строгонова О.Б. Ведущие проблемы граждан при получении медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования// Врач-аспирант, №1.1(44), 2011. – С. 175-182.

6. Строгонова О.Б. Обеспечение страховщиком гарантий бесплатности медицинской помощи для застрахованных лиц в системе обязательного медицинского страхования// Врач-аспирант, №4.3(47), 2011. – С. 486-493.