Здоровьесберегающие установки и качество жизни студенток Удмуртской Республики

Ижевская государственная медицинская академия

Качество жизни (КЖ) в современном мире выступает как комплексное понятие, включающее в себя как экономические, так и социально-психологические показатели, выражающиеся в степени удовлетворенности условиями жизнедеятельности людей [4,6].

Оно включает в себя такие компоненты как жилищные условия, качество образования и медицинского обслуживания, основные социальные услуги в сфере культуры, физической культуры и спорта, обеспечение правовой и экологической безопасности, состояние здоровья, продолжительность жизни, бытовой и психологический комфорт, социальное окружение, удовлетворённость культурных и духовных потребностей [3].

Неотъемлемой частью высокого качества жизни является здоровье индивидуума, которое немыслимо без чуткого, ответственного отношения к себе, что и определяет здоровьесберегающее поведение. Сформированность данного поведения наиболее важна среди молодого населения, которое имеет достаточно высокий исходный уровень здоровья, и на кого в скором времени будет возложена ответственность за экономическое и демографическое развитие страны.

Цель исследования – оценить здоровьесберегающие установки и качество жизни студенток вузов Удмуртской Республики.

Материал и методы. В программе исследования участвовали 104 студентки трех вузов Удмуртии: медицинской академии, технического университета, государственного университета в возрасте от 19 до 26 лет. Группу наблюдения составили 55 замужних студенток, которые беременные или имели 1-го ребёнка, группу сравнения – 59 незамужних девушек. Средний возраст респонденток составил 23,6±1,7 и 20,6±2,3 лет, соответственно.

Изучение здоровьесберегающих установок проводилось по специально разработанной анкете, состоящей из 6 разделов (72 вопросов), освещающих аспекты образа жизни, наличия/отсутствия вредных привычек, медицинской активности, гигиенической грамотности и др.

Инструментом изучения качества жизни явился русскоязычный аналог универсального международного опросника «SF-36 Health status survey», прошедшего клинические испытания. Опросник состоял из 11 разделов, содержащих 36 вопросов, учитывающих основные показатели КЖ. Суммарный показатель КЖ составлял сумму баллов по всем шкалам. При этом, чем больше итоговая цифра (также идет оценка и по отдельным шкалам), тем выше уровень качества жизни. Количественную характеристику КЖ (от 1 до 5 баллов) получали по показателям, объединенных в 8 шкал: общее состояние здоровья (ОЗ), физическое функционирование (ФФ), ролевое физическое функционирование (РФФ), ролевое эмоциональное функционирование (РЭФ), социальное функционирование (СФ), интенсивность боли (ИБ), жизнеспособность (Ж), психическое здоровье (ПЗ).

Математический аппарат включал традиционные методики: вычисление относительных (Р) и средних величин (М) с определением их ошибок (Δm). Статистическая обработка полученного материала проводилась с помощью современных компьютерных средств с применением корреляционного анализа. Опрос проводили с информированного согласия респондентов с соблюдением этических норм.

Результаты и обсуждение. Оценили свое здоровье как хорошее 61,8±5,8 из 100 респонденток группы наблюдения и 71,2±5,9 группы сравнения, как удовлетворительное – 38,2±6,5 и 28,8±5,9, соответственно. Относятся к своему здоровью внимательно 70,9±6,1 и 13,6±4,5% девушек.

Большая часть респонденток (63,6±6,5 и 71,2±5,9%) соблюдала режим дня, продолжительность сна у них составляла 6-8 часов (74,5±5,9 и 71,2±5,9%), регулярно делали утреннюю зарядку – 16,4±5,0 и 30,5±6,0% респонденток.

Негигиенические привычки имели более половины респондентов: курили – 3,6±2,5 и 6,8±3,3%, регулярно употребляли пиво и вино – 12,7±4,5 и 18,6±5,1%. Курили члены семей 41,8±6,6 и 59,3±6,4% респонденток.

Установлены хронические заболевания у 54,5±6,7 и 49,1±6,5% опрошенных, среди них хронический гастрит у 18,2±5,2 и 10,2±3,9%, соответственно, в группе наблюдения – хронический цистит и хронический пиелонефрит по 7,3±3,5%, в группе сравнения – миопия разной степени тяжести, псориаз, ожирение I степени, хронический гайморит по 3,4±2,4%. Всегда выполняли рекомендации врача только две трети (69,1±6,2 и 57,6±6,4%) опрошенных.

Половой дебют до заключения брака отметили 49,1±6,7 студенток группы наблюдения. Из них треть (29,1±6,1%) прерывала беременность абортом, каждая десятая (12,7±4,5) – дважды. В группе сравнения 74,6±5,7 на 100 девушек имели опыт половой жизни.

Интегральный показатель КЖ у студенток группы наблюдения составил 526,3±14,8 балла, группы сравнения  ̶ 591,1±15,3 балла. В группе наблюдения достоверно ниже были показатели по шкалам ролевого физического функционирования, общего состояния здоровья (табл. 1).

Не отмечено достоверных отличий по шкалам ролевое эмоциональное функционирование, интенсивность боли, социальное функционирование, жизнеспособность и психическое здоровье.

Таблица 1. Качество жизни респонденток обследованных групп, баллы

Таблица 1. Качество жизни респонденток обследованных групп, баллы 

Ни по одной шкале показатели не составили 100 баллов. Наиболее высокие значения в обеих группах были получены по шкале физическое функционирование. Девушки не были ограничены в самообслуживании, подъёме по лестнице, переноске тяжестей. В обеих группах достаточно высоки результаты по шкале интенсивность боли, что свидетельствует об отсутствии у них болевых ощущений.

На третьем месте у лиц группы наблюдения показатели шкалы психическое здоровье. Замужние респондентки чувствуют себя более спокойными, уравновешенными. Более низкие значения в группе сравнения свидетельствуют о психологическом дискомфорте у респонденток данной группы [1].

Интересным представляется тот факт, что показатели шкалы ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием, довольно высокие в группе сравнения, оказались значимо низкими в группе наблюдения. Можно сделать предположение о влиянии на качество жизни и повседневную деятельность изменившегося статуса студенток и при выполнении ими новой роли жены и матери.

В группе сравнения, несмотря на высокие показатели физического функционирования, низкими являлись показатели шкалы жизнеспособность. Девушки не ощущали себя полными сил и энергии, часто жаловались на быструю утомляемость.

Чтобы определить, по каким шкалам в первую очередь снижается уровень КЖ мы рассчитали размер вклада в интегральный показатель всех составляющих КЖ (табл. 2).

Таблица 2. Величина вклада шкал в уровень интегрального показателя качества жизни, %

Таблица 2. Величина вклада шкал в уровень интегрального показателя качества жизни, % 

Амплитуда вклада составила соответственно 7,2% в группе наблюдения и 8,3% в группе сравнения. У всех девушек независимо от семейного положения в первую очередь снижались показатели социального функционирования. То же и по баллам – у студенток наименьшие значения отмечены по шкале социальное функционирование.

Испытуемые не удовлетворены уровнем своей социальной активности, которая у замужних ограничена физическим состоянием, у незамужних – эмоциональным. Несмотря на значительное количество социальных контактов в студенческой среде, они, по-видимому, были не удовлетворены их качеством. У замужних, кроме этого, в первую очередь падает ролевое физическое функционирование и общее состояние здоровья, у незамужних – жизнеспособность и психическое здоровье.

Таким образом, две трети студенток независимо от семейного статуса не придерживаются режима дня, у половины отмечено негигиеническое поведение и наличие хронических заболеваний. Треть замужних респонденток прерывали беременность абортом. При этом обследованные девушки субъективно считали себя более благополучными в отношении физического компонента здоровья, испытывая наряду с этим психологический дискомфорт.

В обеих группах первоначально снижались показатели по шкале социальное функционирование. Второе и третье место у замужних девушек заняли шкалы ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием и общее состояние здоровья, у незамужних  ̶ жизнеспособность и психическое здоровье.

Список использованных источников:

  1. Амирджанова В.Н. и др. Популяционные показатели качества жизни по опроснику SF-36 (результаты многоцентрового исследования качества жизни «МИРАЖ») // Научно-практическая ревматология. – 2008. – № 1.
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/SF-36.
  3. Голиков Н.А. К вопросу об изучении качества жизни учащейся молодежи// Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2011. № 4. С. 103-107.
  4. Давлетшина Д.М. Теоретико-методологические основания исследования качества жизни и культурного потенциала молодежи// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2011. Т. 11. № 3. С. 5-11.
  5. Рахманин Ю.А., Ушаков И.Б., Соколова Н.В., Рапопорт И.К. Комплексный подход к гигиенической оценке качества жизни учащихся // Гигиена и санитария. – 2010. – № 2. – С. 67-70.
  6. Качество жизни как критерий эффективности интерактивной программы обучения беременных с хроническими инфекциями мочевыводящих путей / Е.Ю. Шкатова, О.Н. Еловикова // Пермский медицинский журнал. – 2013. – №6.