Здоровье и медицинская активность студентов города Воронежа

Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

В настоящее время студенчество представляет собой группу повышенного риска, так как испытывает воздействие комплекса факторов, негативно влияющих на состояние физического, психического и репродуктивного здоровья. К ним относятся: постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, информационный стресс, недостаточная материальная обеспеченность, необходимость совмещать учебу с работой, частые нарушения режима труда, отдыха и питания [2]. Установлено, что 4/5 учащихся высших учебных заведений (ВУЗ) имеют те или иные факторы риска развития заболеваний, среди которых на первое место по распространенности выходят факторы, связанные с образом жизни: курение, нерациональное питание, психологический стресс и, особенно, низкая физическая активность [4].

В целом, анализируя состояние проблемы здоровьесбережения студентов, видно, что прежняя система формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) существенно подорвана, а новая только создается. Недостаточное внимание студентов к своему здоровью, к ведению здорового образа жизни влечёт за собой негативные последствия [7].

Должная медицинская активность, а именно своевременное и постоянное обращение за квалифицированной медицинской помощью в случае угрозы здоровью, является неотъемлемой частью системы по формированию здоровьесберегающего пространства. Однако на практике ситуация с обращением населения, в частности, за амбулаторно-поликлинической помощью, как проявление медицинской активности, имеет отрицательную динамику. Большинство людей демонстрируют неэффективные поведенческие стратегии относительно собственного здоровья (поздняя обращаемость за медицинской помощью, отказ от лечения или самолечение), которые базируются на стереотипизированных обобщениях о качестве и оперативности оказания медицинских услуг поликлиникой [1].

В связи с этим целью исследования явилось изучение субъективной оценки состояния собственного здоровья и медицинской активности студентов 3-х ВУЗов г. Воронежа: Воронежского государственного медицинского университета (ВГМУ), Воронежского государственного университета инженерных технологий (ВГУИТ) и Воронежского государственного строительного университета (ВГАСУ).

Материалы и методы. В ходе исследования по разработанной анкете было опрошено 894 студента первых трех курсов, а именно - 303 студента ВГМУ (из них 73,6% девушек и 26,4% юношей), 301 студент ВГУИТ (из них 75,4% девушек и 24,6% юношей) и 290 студентов ВГАСУ (них 41,7% девушек и 58,3% юношей).

Анкета включала в себя группу вопросов, содержащих информацию по следующим показателям: пол, владение информацией о здоровом образе жизни, субъективная оценка состояния собственного здоровья, динамика состояния здоровья, наличие (отсутствие) хронических заболеваний, медицинская активность и факторы, на нее влияющие.

При анализе цифрового материала рассчитывали стандартное распределение Стьюдента с вычислением показателей: М - средняя арифметическая, σ - среднеквадратическое отклонение, m - ошибка средней арифметической, t - критерий Стьюдента. Достоверность различий определялась по стандартной таблице Стьюдента с учетом величины выборки (n), достоверными считали различия в значениях при t ≥ 2,0; р<0,05. Расчеты проводились с помощью компьютерной программы Microsoft Excel.

Результаты исследования и их обсуждение. Проблему здоровья студенческой молодежи в последние годы пытаются решить путем пропаганды здорового образа жизни - создаются программы и концепции по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, условия для занятий физической культурой и спортом - строятся спортивные комплексы, бассейны при университетах, но эффективность проводимых мероприятий требует качественной оценки и постоянного контроля, что практически отсутствует. Полученные исследования показывают, что данная проблема остается актуальной на сегодняшний день, и решить ее можно только комплексным путем [3].

Было установлено, что 91,1% студентов ВГМУ, 87,2% опрошенных ВГАСУ и 81,3% респондентов ВГУИТ в полной мере обладают информацией о здоровом образе жизни, однако ведут (стараются вести) здоровый образ жизни 87,7% студентов ВГАСУ, 83,4% обучающихся ВГУИТ и 79,8% респондентов ВГМУ. Совершенно очевидно, что студенты-медики более осведомлены в вопросах ЗОЖ, при этом 11,3% этих студентов не имеют возможности применения своих знаний в жизни, обратную тенденцию демонстрируют обучающиеся ВГАСУ и ВГУИТ, старающиеся вести здоровый образ жизни, несмотря на отсутствие исчерпывающих знаний в области ЗОЖ. В результате субъективной оценки собственного здоровья оказалось, что 10,7% студентов ВГАСУ оценивают собственное здоровье как «отличное», 62,6% - как «хорошее», 23,5% - как «удовлетворительное» и 3,2% - как «плохое»; студенты ВГУИТ оценили собственное здоровье следующим образом: 8,6% - на «отлично», 50,8% - на «хорошо», 37,2 % - на «удовлетворительно» и 3,4% - как «плохое»; и лишь 2,6% студентов ВГМУ оценивают свое здоровье как «отличное», 44,3% - как «хорошее», 50,8% - как «удовлетворительное» и 2,3% - как «плохое» (рис. 1). Более критическая оценка собственного здоровья студентами-медиками объясняется их фундаментальными познаниями в медицинской области.

Рис. 1. Субъективная оценка собственного здоровья студентов.

Рис. 1. Субъективная оценка собственного здоровья студентов.

При субъективной оценке состояния здоровья в динамике были получены следующие данные: с начала обучения в учебном заведении здоровье улучшилось у 17% студентов ВГАСУ, 8,7% обучающихся ВГУИТ и 4,6% респондентов ВГМУ; существенно не изменилось у 59,3% студентов ВГУИТ, 54,7% обучающихся ВГАСУ и 41,3% респондентов ВГМУ; ухудшилось у 50,2% студентов ВГМУ, 28,7% обучающихся ВГУИТ и 23,9% респондентов ВГАСУ. Около 4% всех студентов отметили существенное ухудшение здоровья (рис. 2). Среди обучающихся ВГМУ достоверно больше студентов, у которых состояние здоровья с начала их обучения в ВУЗе ухудшилось по сравнению с респондентами ВГАСУ и ВГУИТ (50,2±5,7% против 23,9±5% и 28,7±5,2% соответственно, р<0,05). Частично можно объяснить данные результаты большей интенсивностью учебной деятельности обучающихся ВГМУ. Недельная аудиторная нагрузка обучающихся 3 курса технологического факультета ВГУИТ ниже на 20-30% по сравнению со студентами 3 курса лечебного факультета ВГМУ. Кроме того, данные литературы указывают на больший объем самостоятельной внеаудиторной работы в медицинском ВУЗе по сравнению с техническими ВУЗами [6].

Рис. 2. Субъективная оценка собственного здоровья студентов в динамике.

Рис. 2. Субъективная оценка собственного здоровья студентов в динамике.

Пропаганда здорового образа жизни среди молодежи чрезвычайно важна. Студенты следующим образом оценили ее организацию в своих ВУЗах: 25,8% обучающихся ВГМУ и около 15% студентов ВГАСУ и ВГУИТ считают, что она организована на высшем уровне; 53,6% студентов ВГМУ, 42,7% респондентов ВГАСУ и 29,1% обучающихся ВГУИТ оценили уровень организации пропаганды как «средний»; 21,5% студентов ВГМУ, 42,7% респондентов ВГАСУ и 56,1% обучающихся ВГУИТ считают, что пропаганда ЗОЖ организована слабо или вообще не организована. При этом количество студентов, выбравших вариант ответа «вообще не организована», достоверно больше во ВГУИТ и ВГАСУ по сравнению с ВГМУ (20,5±4,7% и 12,8±3,9% против 3,6±2,2% соответственно, р<0,05).

Обобщив все факторы учебного процесса, 64,6% студентов ВГМУ, 47,1% обучающихся ВГАСУ и 28,9% респондентов ВГУИТ отмечают, что учатся в ВУЗах «Здорового образа жизни». При этом в ВГМУ по сравнению с ВГАСУ и ВГУИТ достоверно больше студентов, считающих, что именно их учебное заведение достойно звания ВУЗа «Здорового образа жизни» (64,6±5,6% против 47,1±6% и 28,9±5,4% соответственно, р<0,05).

Сохранение и укрепление здоровья предполагает не только здоровое питание, оптимальный режим физической активности и отказ от вредных привычек, но и помощь организму в условиях уже имеющейся патологии. Было установлено, что 92% студентов ВГМУ и около 80% студентов ВГУИТ и ВГАСУ знают, куда им обратиться в случае болезни за квалифицированной медицинской помощью. Однако в случае возникновения проблем со здоровьем немедленно обращаются к врачу около 15% студентов, обращаются, в крайнем случае (нестерпимая боль, высокая температура) 40-50% учащихся в ВУЗах, остальные пытаются решить проблему самостоятельно, либо не предпринимают ничего. Похожие результаты были получены и в других исследованиях. Заключено, что большинство студентов проявляют низкую медицинскую активность и практически ничего не предпринимают для укрепления своего здоровья [5]. При этом 12,4% студентов ВГМУ, 5,9% респондентов ВГАСУ и 3,8% обучающихся ВГУИТ предпочитают обращаться в здравпункт при ВУЗе; 37,6% студентов ВГУИТ, 31,4% обучающихся ВГМУ и 28% респондентов ВГАСУ чаще обращаются в студенческую поликлинику; 46,1% студентов ВГАСУ, 39,4% респондентов ВГУИТ и 26,4% обучающихся ВГМУ обращаются в поликлинику по месту жительства; 29,8% студентов ВГМУ и около 20% обучающихся ВГАСУ и ВГУИТ в случае болезни обращаются за помощью в коммерческую клинику.

Настоящей проблемой современного общества стало самолечение. Несовершенство системы здравоохранения, постоянная пропаганда средствами массовой информации (СМИ) безопасности и эффективности различных групп препаратов подталкивает человека не обращаться за медицинской помощью, а назначать себе лечение самостоятельно или вовсе просто пытаться переждать недуг, не осознавая всю серьезность данных поступков и опасность, которой он себя подвергает. Так, 36,3% студентов ВГАСУ, 34,7% студентов ВГУИТ и 20,3% студентов-медиков занимаются самолечением на постоянной основе, 70% обучающихся ВГМУ и около 60% респондентов ВГАСУ и ВГУИТ делают это непостоянно, при этом студенты ВГАСУ и ВГУИТ достоверно больше занимаются самолечением на постоянной основе по сравнению со студентами ВГМУ (36,3±5,7% и 34,7±5,6% против 20,3±4,6% соответственно, р<0,05). Наиболее частыми источниками информации при самолечении служат: интернет - 39,6% студентов ВГАСУ, 32,9% респондентов ВГУИТ и 26,2% обучающихся ВГМУ ищут необходимую информацию в интернете; специальная литература - 41,7% студентов-медиков и около 20% респондентов ВГАСУ и ВГУИТ пользуются медицинскими книгами и журналами; советами других людей предпочитают пользоваться 46,7% студентов ВГУИТ, 36,4% респондентов ВГАСУ и 31% обучающихся ВГМУ и около 1-2% всех опрошенных студентов используют СМИ в качестве источника информации при самолечении.

Постоянная интенсификация учебной деятельности, рост объема информации не позволяет студенту ни дня расслабленности, требует постоянной вовлеченности в учебный процесс. В результате свою болезнь учащийся ВУЗа воспринимает не как угрозу своему здоровью, а как угрозу своей образовательной деятельности - риск отстать, быть недопущенным к сессии, быть отчисленным. Данные умозаключения подтверждаются результатами исследования, при этом наиболее иллюстративно выглядят результаты опроса студентов-медиков, имеющих одну из сложнейших образовательных программ. Респондентам был задан вопрос: «Как Вы поступите в случае болезни (насморк, кашель, болит горло, температура 37,5°С)?». 74,5% студентов ВГМУ, 56,8% респондентов ВГАСУ и 55,6% обучающихся ВГУИТ станут посещать занятия; обратятся в поликлинику, оформят необходимую документацию и будут лечиться 13% студентов ВГУИТ, 12,1% респондентов ВГАСУ и 5% студентов-медиков. При этом доля студентов ВГМУ, посещающих занятия в случае болезни, достоверно больше по сравнению со студентами ВГАСУ и ВГУИТ (74,5±5% против 56,8±5,9% и 55,6±5,8% соответственно, р<0,05). Среди причин, по которым респонденты не посещают медицинские учреждения в случае болезни, первое место занимает следующий ответ: «Не могу пропустить занятия». При этом доля студентов-медиков, не посещающих лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) в случае болезни по причине боязни пропустить занятия и отстать в освоении программы достоверно больше доли таких студентов ВГУИТ и ВГАСУ (68,7±5,4% против 40,5±5,8% и 40,3±5,9% соответственно, р<0,05).

Непонятная ситуация в учебных учреждениях складывается и вокруг отработок пропущенных занятий по причине болезни, подтвержденных соответствующими документами. Данное положение должно быть четко прописано в нормативной документации и столь же четко исполняться всеми участниками образовательного процесса. Респондентам был задан вопрос: «Вы пропустили по болезни 5 учебных дней и принесли справку из студенческой поликлиники, как преподаватель отреагирует на это?». 53,6% студентов ВГМУ и около 25% обучающихся ВГАСУ и ВГУИТ утверждают, что преподаватель потребует все отрабатывать, как обычный пропуск; 58,5% студентов ВГАСУ, 47,6% респондентов ВГУИТ и 27,5% студентов-медиков ответили, что данная процедура «у разных преподавателей проходит по-разному». Нельзя не указать на то, что количество студентов-медиков, вынужденных отрабатывать пропущенные по болезни занятия, как обычный пропуск, достоверно больше количества таких студентов ВГАСУ и ВГУИТ (53,6±5,7% против 26,2±5,2% и 24,7±5% соответственно, р<0,05). Таким образом, более жесткая система отработок пропущенных даже по уважительной причине занятий в ВГМУ вынуждает студентов реже обращаться за медицинской помощью.

В случае отсутствия необходимости отработок пропущенных по болезни занятий 42,7% студентов ВГМУ, 30,2% респондентов ВГАСУ и 26% обучающихся в ВГУИТ всегда бы при необходимости обращались за медицинской помощью; 33,4% студентов-медиков и 22-27% обучающихся ВГАСУ и ВГУИТ делали бы это чаще.

Заключение. Полученные данные показывают, что современные студенты достаточно осведомлены в вопросах здорового образа жизни - так считают 80-90% опрошенных, практически столько же обучающихся в ВУЗах ведут ЗОЖ или, по крайней мере, стараются придерживаться принципов ЗОЖ. Показала свою эффективность в качестве пропаганды здорового образа жизни «Программа по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса ВГМА им. Н.Н. Бурденко», что подтверждается данными опроса - респонденты считают, что в ВГМУ пропаганда ЗОЖ организована на более высоком уровне, и в целом ВУЗ более достоин носить звание ВУЗа «Здорового образа жизни».

Исследование медицинской активности и культуры здоровья студентов выявило их чрезвычайно низкий уровень в студенческой среде. Лишь небольшой процент обучающихся в ВУЗах в случае болезни обращаются за квалифицированной медицинской помощью, большинство же занимается самолечением или просто пережидают недуг, при этом продолжают посещать занятия, подвергая свое здоровье и себя необоснованному риску. Без признания данной проблемы актуальной нельзя говорить о построении полноценного здоровьесберегающего пространства для студентов ВУЗов. Необходимо, во-первых, обеспечить четкое соблюдение участниками образовательного процесса порядка отработок пропущенных занятий согласно нормативно-правовой документации ВУЗа, во-вторых, организовать контроль за выполнением данных положений. Подобные действия будут способствовать повышению медицинской активности и формированию культуры здоровья студентов, что, несомненно, положительно отразится на их здоровье и трудоспособности.

Список использованных источников:

  1. Факторы формирования социальных стереотипов городского населения в отношении амбулаторно-поликлинической помощи / Е.А. Андриянова, Ю.А. Позднова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - 2012. - №1. - С.40-45.
  2. Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко - территория здорового образа жизни! / И.Э. Есауленко, В.И. Болотских, А.А. Зуйкова и др. - Воронеж: Научная книга, 2011. - 200 с.
  3. Концептуальные основы охраны здоровья и повышения качества жизни учащейся молодежи региона / И.Э. Есауленко, В.И. Попов, А.А. Зуйкова, Т.Н. Петрова. - Воронеж: Научная книга, 2013. - 797 с.
  4. Оценка распространенности факторов риска развития заболеваний у студентов с использованием ресурсов центра здоровья / Н.Н. Нежкина, О.В. Кулигин, Ю.В. Чистякова и др. // Здоровье - основа человеческого потенциала - проблемы и пути их решения. - 2012. - №1. - С.436-437.
  5. Петрова Т.Н. Формирование организационных резервов повышения качества лечебно-профилактической работы в молодежной среде региона: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - Воронеж, 2013. - 46 с.
  6. Софианиди А.Г. Состояние здоровья подростков 16-17 лет на первом году обучения в медицинском вузе, прогнозирование нарушений их адаптации: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Иваново, 2014. - 17 с.
  7. Актуальные проблемы здоровья студентов / С.А. Фильчаков, И.В. Чернышева, М.В. Шлемова // Успехи современного естествознания. - 2013. - №10. - С.192.