Введение. В Российской Федерации под влиянием Конвенции о правах инвалидов [1] и Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) [2] реформируется система реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, в том числе организационно-правовых механизмы разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации (ИПРА) инвалидов и детей-инвалидов [3-6]. В современную форму ИПРА включены «Рекомендации по оборудованию специальными средствами и приспособлениями жилого помещения, занимаемого инвалидом (ребенком-инвалидом)» [5]. С целью анализа механизмов реализации указанного мероприятия ИПРА с учетом обязательности его исполнения органами власти субъекта РФ было проведено данное исследование.
Материалы и методы: использованы данные экспертной оценки семей инвалидов и детей-инвалидов, передвигающихся на кресло-коляске, выполненные на базе реабилитационных учреждений Санкт-Петербурга (объем исследования 240 человек); для оценки барьеров жилого помещения использована Единая шкала МКФ. Также проанализированы действующие российские и международные документы, положения Конвенции о правах инвалидов (ООН, 2006), МКФ (ВОЗ, 2001) методами традиционного и формализованного анализа документов (контент-анализ, информативно-целевой анализ текстовой информации).
Результаты и обсуждение. Изучение проблем обустройства жилого помещения проведено среди инвалидов, передвигающихся на кресло-колясках, проживающих в Санкт-Петербурге [7-8]. В исследовании принимали участие специалисты реабилитационных учреждений города. Контингент инвалидов, входящих в исследование, представлен 2/3 мужчин и 1/3 женщин. Инвалиды трудоспособного возраста составили более половины опрошенных - 54,4%, семьи с ребенком-инвалидом - 42,3%, инвалиды старше трудоспособного возраста - 2,9%.
Полные (абсолютные) проблемы при перемещении в/из кресло-коляски на кровать испытывали 20,8% обследованных инвалидов. В квартире максимальные проблемы (абсолютные) у инвалидов зарегистрированы: во входном узле в дом - 42,1% обследованных, санузле - 38,3%, в коридоре и выходе на балкон - 30,4%, на кухне и при входе в квартиру - 22,9%, в жилой комнате - у 20,8%, на придомовом участке - у 19,6% обследованных, соответственно.
Тяжелые проблемы (высокие, интенсивные) при перемещении в/из кресло-коляски на кровать испытывали 21,7% обследованных инвалидов. При передвижении в квартире тяжелые проблемы у инвалидов возникали: во входном узле в дом - у 26,7%, при входе в квартиру - 25,0%, в санузле - 22,9%, на кухне - 21,7%, в жилой комнате - 20,0%, в коридоре и выходе на балкон - 18,3%, при передвижении по территории придомового участка - 15,0%, соответственно.
Значимые (средние, умеренные) проблемах при перемещении в/из кресла-коляски на кровать зарегистрированы у 18,3% обследованных инвалидов. При передвижении в квартире умеренные проблемы у инвалидов возникали: в жилой комнате - у 25,0% инвалидов, на кухне - у 22,9%, в санузле - у 18,8%, при входе в квартиру - у 20,4%, при передвижении по другим территориям квартиры (балконы, коридоры, холлы) - у 21,3%, при входе в дом, движении по лестницам, лифтам и площадкам входного узла в дом- у 12,5%, при движении по придомовой территории - у 18,8% инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, соответственно.
Легкие (незначительные, слабые) проблемы испытывали 11,2% инвалидов при подъеме и перемещении в/из кресла-коляски, столько же - при входе/въезде в квартиру; 10,4% инвалидов - при передвижении на кресле-коляске по жилой комнате и на кухне, в санузле - 6,7%, в коридоре и при выходе на балкон - 7,5%, при передвижении по придомовой территории -13,3%, при движении по территории входного узла в дом - 5,8% инвалидов, соответственно.
Результаты исследования показывают, что наиболее существенные ограничения самостоятельного передвижения разной степени выраженности инвалиды и дети-инвалиды, передвигающиеся на кресло-коляске, испытывали:
а) при перемещении во входном узле в дом (вход, лестница, лифт, площадка) - 87,1%, из них абсолютные - 42,1%; тяжелые - 26,7%, умеренные - 12,5%, легкие проблемы - 5,8% инвалидов;
б) при перемещении в санузле - 86,7 % обследованных, из них абсолютные - 38,3%; тяжелые - 22,9%, умеренные - 18,8%, легкие проблемы - 6,7% инвалидов;
в) при передвижении на кресло-коляске в ближайшем микрорайоне - 80,4%, из них абсолютные - 30,0%; тяжелые - 20,0%, умеренные - 24,6,5%, легкие проблемы - 5,8% инвалидов,
г) при передвижении с использованием транспорта -79,9%, из них абсолютные - 42,1%, тяжелые -18,3%, умеренные - 15,8%, легкие проблемы - 3,8% инвалидов.
Таким образом, выявлено, что в жилом помещении абсолютные и тяжелые проблемы инвалиды и дети-инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках, испытывали во входном узле в дом, в санузле, в коридоре и выходе на балкон. Описанные проблемы существенно влияли на возможности осуществлять различные виды жизнедеятельности, свойственные для домашней обстановки.
С 1 января 2016 г. нормативно-правовыми документами введена в действие новая форма документа - индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА)[3-5]. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА) - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер [4].
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности [4].
Вопросы доступности жилья для инвалидов и МГН нашли свое отражение в федеральных законах и подзаконных актах. В соответствии с требованиями ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств [4]. Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Федеральный закон РФ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ст. 12) подчеркивает, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения [9].
Вопрос об исполнительной процедуре обустройства жилья для инвалидов с участием исполнительных органов государственной власти по последнего времени остается открытым. Так, национальный стандарт ГОСТ Р 54738-2011 «Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов» относит мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности к социальной реабилитации инвалидов и, следовательно, деятельность в этом направлении является обязанностью органов социальной защиты населения. [10]. Вместе с тем, жилые помещения являются частью инфраструктуры поселений и соответственно, находятся в ведении соответствующих органов власти (жилищных комитетов администраций районов).
Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 N 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» возлагает на территориальные органы социальной защиты населения координацию работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к строящимся и реконструируемым объектам социальной инфраструктуры, к которым относят и жилые здания [11].
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» обязывает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществить необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, а также по оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида [12].
Непосредственно вышеуказанные Правила регламентируют, что при предоставлении жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида, состояние его здоровья, а также другие обстоятельства (приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т.п.) [12].
Действуют несколько направлений государственной поддержки инвалидов по реализации вопросов жилищной политики [4,12,13]. Льготы по оплате жилья в данной работе не рассматриваются.
ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) является легитимным документом для обеспечения жилыми помещениями вне очереди (воспитанников детских домов-интернатов), замены жилого помещения на другое равноценное, приспособления жилья или мероприятий по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.
Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь утвержден постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 и включает ряд патологий, при которых затруднено проживание с человеком в одной комнате [13]. К ним отнесены и инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2012 N 991н считается не вступившим в силу [14].
Постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» от 09.07.2016 № 649 утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме [15].
Под приспособлением (адаптацией) жилья с точки зрения доступности понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Межведомственной комиссией проводится обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме (федеральной, региональной или муниципальной в зависимости от принадлежности жилищного фонда). По результатам обследования оформляется акт обследования, содержащий в том числе: выводы Комиссии о наличии или об отсутствии необходимости, технической возможности приспособления с мотивированным обоснованием и перечень мероприятий по приспособлению и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Перечень данных мероприятий может включать в себя [15]:
а) минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов.
б) оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов.
в) максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Заключение о возможности приспособления направляется в соответствующий орган субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления для включения в план мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида.
Координацию выполнения мероприятий по приспособлению обеспечивает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В измененной редакции постановления Правительства Российской Федерации от 03.04. 2013 N 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», уточнено, что требования по доступной среде распространяются в том числе конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома [16].
Выводы
1. На основании представленных данных сделаны выводы о необходимости индивидуального подхода при создании безбарьерной жилой среды: необходимо учитывать конкретные проблемы передвижения, самообслуживания и др., связанные у индивидуума с нарушениями функций организма.
2. Максимальные проблемы у значительного большинства инвалидов, передвигающихся на кресло-колясках, возникают во входном узле в дом, в санузле, в коридоре и выходе на балкон.
3. Методика изучения проблем мобильности инвалидов-колясочников, ориентированная на МКФ, позволила подробно уточнить проблемы их передвижения в пределах комнаты. Полученные сведения могут стать ориентиром для разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и проведения первоочередных мероприятий адресной социальной помощи инвалидам в адаптации для них жилой среды.
4. В Российской Федерации в последние годы создан организационный механизм обследования жилья инвалида. Вместе с тем, нуждаются в проработке и развитии методические вопросы обследования жилья инвалида, ребенка-инвалида с учетом имеющихся ограничений жизнедеятельности, механизмы межведомственного взаимодействия учреждений, участвующих в процессе реабилитации и абилитации инвалидов, в т.ч. приспособлении жилого помещения.