Вариантная анатомия вены Розенталя у трупов с разной формой черепа

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

Сосудистые заболевания головного мозга остаются одной из главных проблем современной медицины, вносящие существенный вклад в общую структуру смертности и инвалидности населения всего земного шара [12].

В этой связи остаётся актуальным более детальное и при этом комплексное исследование сосудов головного мозга, ведь нет оснований отвергать положение о том, что даже незначительные морфологические особенности строения сосудов головного мозга могут оказать решающую роль в развитии патологии.

Если ознакомиться с результатами морфологических исследований сосудов головного мозга, то легко обнаружить, что со значительным перевесом превалируют работы по строению артериальной системы, в то время как вены, количество которых превышает количество артерий, несколько обделены вниманием исследователей. При этом очевидно, что система «притока» крови не может являться всеобъемлющей и основной мишенью при развитии цереброваскулярной патологии, а система «оттока» оставаться интактной.

В настоящее время, наиболее часто встречаемое строение глубоких вен головного мозга представлено во многих отечественных и зарубежных руководствах [1-3,8,10,11,16,18], в то время как варианты строения (в том числе и крайние варианты) и конституциональные особенности изучены недостаточно полно.

Стоит также отметить, что большинство из глубоких вен головного мозга в настоящее время может быть выявлено прижизненно при проведении церебральной ангиографии, многослойной компьютерной томографии (МСКТ), магнитно-резонансной томографии (МРТ). Однако ряд притоков, участвующих в формировании глубоких мозговых вен визуализируются только в отдельных случаях (при их крупном размере), либо не визуализируются вовсе. В этой связи актуальными по-прежнему остаются анатомические исследования, с наливками сосудов и микропрепаровкой, для более целостного представления о строении сосудов головного мозга и глубоких вен в частности.

Материалы и методы исследования. Работа выполнена на базе кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии КрасГМУ им. В.Ф. Войно-Ясенецкого за период 2010–2012 г. Исследовано 112 препаратов головного мозга, изъятых у лиц, умерших от причин не связанных с поражением центральной нервной системы, поступивших в бюро судебной экспертизы трупов Красноярского краевого бюро судебно-медицинской экспертизы.

Перед изъятием головного мозга на трупах проводилось краниометрическое исследование по методике В.Н. Шевкуненко [15,16] с измерением продольного и поперечного размеров черепа и последующим вычислением краниального индекса (КИ) по формуле: КИ = Поперечный диаметр/Продольный диаметр х 100. В соответствии с полученными цифрами, определялась форма черепа с выделением брахи, долихо и мезоцефалов.

В изъятом мозге катетеризировалась и промывалась тёплой водой вена Галена. Затем по катетеру вводился раствор метиленовой сини до того момента, как окрашивались передняя и глубокая средняя мозговые вены. Для лучшей визуализации глубоких вен основания мозга препарировались и удалялись артерии Виллизиевого круга и выполнялась частичная резекция базальных отделов височных долей. В некоторых случаях заливка красителя в вену Галена не позволяла полностью прокрасить все глубокие мозговые вены (такие как глубокая средняя мозговая вена, передняя мозговая вена), тогда пунктировалась непосредственно вена Розенталя (в её среднем отделе) и через неё водился раствор метиленовой сини.

Полученные цифровые значения по длине, диаметру вены, количеству и расположению притоков заносились в базу данных. Полученные цифровые данные статистически обработаны с помощью пакета анализа Microsoft Excel 2007.

Результаты и обсуждение. На протяжении вены Розенталя выделяют 3 отдела: 1. передний – предталамический (вены формируются на уровне переднего продырявленного вещества). 2. средний – соответствует положению таламуса. 3. задний – вдоль стенки нижнего рога бокового желудочка. Рассмотрим отдельно особенности строения каждого отдела вены Розенталя.

Классически предталамический отдел вены формируется на уровне переднего продырявленного вещества путём слияния передней мозговой и глубокой средней мозговой вен. Такой тип образования предталамического отдела базальной вены Розенталя с двух сторон встречался в 48,2% случаев, только с левой стороны – в 10,7% случаев, только с правой стороны – в 11,6% случаев. Соответственно в 10,7% случаев справа базальная вена начиналась непосредственно от глубокой средней мозговой вены, а передняя мозговая вена не прослеживалась вовсе и таким же образом в 11,6% случаев слева. В 7,4% случаев (8 наблюдений) базальная вена Розенталя не имела предталамической части, а начиналась от сосудистого сплетения бокового желудочка (от нижней вены бокового желудочка).

Наиболее постоянными притоками среднего отдела базальной вены Розенталя были межножковые вены и нижние вены бокового желудочка. С двух сторон межножковые вены встречались в 80,3% случаев, только с левой стороны в 8,9% случаев, с правой стороны в 10,7% случаев). Нижние вены бокового желудочка встречались с двух сторон в 100% случаев.

В исследуемых препаратах отмечалось неодинаковое расположение среднего отдела вены Розенталя по отношению к зрительному тракту.

Было выявлено два положения:

1. Вена лежит медиальнее зрительного тракта.

2. Вена лежит на зрительном тракте.

В 76,7% случаев слева вена Розенталя располагалась медиальнее зрительного тракта, в 23,3%случаев – располагалась на зрительном тракте. В 84,8% случаев справа вена Розенталя располагалась медиальнее зрительного тракта, в 15,2%случаев – на зрительном тракте.

Наиболее часто встречающимся притоком нижнего отдела базальной вены Розенталя являлась медиальная затылочная вена, которая обнаруживалась с двух сторон в 37,5% случаев, только с левой стороны в 14,2% случаев, только справа – в 8% случаев. В остальных случаях медиальная затылочная вена впадала непосредственно в вену Галена.

Из крайних вариантов строения представляет интерес удвоение вены Розенталя с одной стороны, которое встречалось в 4 случаев из 112 наблюдений (3,5% случаев). Во всех случаях такой тип строения наблюдался только с одной стороны. При этом одна вена была продолжением глубокой средней мозговой вены (при её слиянии с передней мозговой веной), а вторая вена начиналась от нижней вены бокового желудочка.

Длина вены Розенталя колебалась от 23 мм до 46 мм. Такой большой размах в длине обусловлен местом образования вены Розенталя. Если она начиналась от нижней вены бокового желудочка, то длина её колебалась от 23 до 29 мм, если же она имела классический тип строения и начиналась в месте слияния глубокой средней и передней мозговой вены, длина её колебалась от 37 до 46 мм.

Данные по длине вены Розенталя у трупов с разной формой черепа представлены в табл. 1.

Таблица 1. Длина вены Розенталя у трупов с разной формой черепа М±ϭ

Таблица 1. Длина вены Розенталя у трупов с разной формой черепа М±ϭ

Из данных, представленных в табл. 1 видно, что у трупов с долихоцефальной формой черепа наблюдались несколько большие значения длины вены Розенталя, в сравнении с брахи и мезоцефалами.

Диаметр вены Розенталя был неодинаковым в начальном, среднем и нижнем отделах (в месте впадения в вену Галена).Диаметр начального отдела колебался от 1,3 до 1,9мм, среднего отдела от 2,7 до 3,5 мм, нижнего отдела от 2,8 до 4,6 мм.

Диаметры разных отделов вены Розенталя у трупов с разной формой черепа представлены в табл. 2.

Таблица 2. Диаметр вены Розенталя у трупов с разной формой черепа М±ϭ

Таблица 2. Диаметр вены Розенталя у трупов с разной формой черепа М±ϭ

Из данных табл. 2 видно, что диаметр вены Розенталя увеличивается от начального до нижнего отдела в среднем на 2 мм.

Таким образом, проведённое исследование выявило конституциональные особенности строения вены Розенталя. Полученные результаты могут представлять интерес при изучении этиопатогенеза цереброваскулярных заболеваний.

Список использованных источников:

1. Беков Д.Б. Хирургическая анатомия большой галеновой вены// Вопр. нейрохир. – 1959. - №4. – С.6-9.

2. Беков Д.Б. Атлас венозной системы головного мозга человека. - М.: Медицина, 1965. – 360 с.

3. Атлас артерий и вен головного мозга человека/ Д.Б. Беков, С.С. Михайлов. – М.: Медицина, 1979. – 288 с.

4. Мозг человека в цифрах и таблицах / С.М. Блинков, И.И. Глезер. – Л.: Медицина, 1964. – 314 с.

5. Богуславская Т.В. Изготовление топографо-анатомических препаратов и методика некоторых анатомических исследований. – М.: Медицина, 1959. – 151с.

6. Бунак В.В. Антропометрия. – М.: Учпедгиз Наркомпроса РСФСР, 1941. – 368 с.

7. Клиническая анатомия мозгового отдела головы/ М.П. Бурых, И.А. Григорова. – Харьков, 2002. – 138 с.

8. Герасимов Е.М. Вены головы и пути оттока крови из полости черепа: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. – Оренбург, 1975. – 36 с.

9. Общая, частная и локальная конституция/ Н.С. Горбунов, В.Г. Николаев// Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии: Матер. науч. конф. – Красноярск, 2001. – С. 18–21.

10. Каган И.И. Венозная система глубоких отделов головного мозга в норме и при патологии: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. – Оренбург, 1968. – 34 с.

11. Каган И.И. Анатомическое исследование топографии глубоких магистральных вен мозга при опухолях основания головного мозга и черепа// Вопр. нейрохир. – 1968. - №2. – С.28 - 35.

12. Геморрагический инсульт/ В.И. Скворцова, В.В. Крылов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 361 с

13. Форма и конструкция черепа/ В.С. Сперанский, А.И. Зайченко. –М., 1980. – 280 с.

14. Шевкуненко В.Н. Типовая и возрастная анатомия. – Л.: Биомедгиз, 1925. – 45с.

15.Типовая анатомия человека/ В.Н. Шевкуненко, А.М. Геселевич. – Л., 1935 – 232 с.

16. Hasler O. Deep cerebral venous system in man: microangiographic study of its areals of drainage and its anastomoses with superficial cerebral vein// Neurology. – 1966. – V.16. – P. 505–511.

17. The ontogenetic and phylogenetic basis of cerebrovascular anomalies and variants/ P.L. Mayer, E.L. Kier// Brain surgery: complication avoidance and management / Ed.Apuzzo M.L.J. – New York: Churchill Livingstone, 1993. – Vol.1. – P.691–792.

18. Rhoton А. Cranial Anatomy and Surgical Approaches. – Lippincott Williams & Wilkins, 2007. – 746 р.

19. Weingarten M. Form, Structur und Function// Aufsatze und Reden SencKeberg naturforsch Ges. – 1995. – №43. – S. 7–14.