Оценка биоимпедансометрии студентов с отклонениями показателей массы тела в зависимости от пола

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

Введение. Внедрение современных технологий исследования состава тела человека с использованием аппарата биоипедансного анализа АВС-01 «Медасс» позволяет получить новые данные для клинической медицины, в частности, оценку жировой массы как депо энергии организма, уровня жирорастворимых витаминов (А, Д, Е, К) и судить о риске возникновения атеросклероза и/или инфаркта миокарда. Оценка показателей тощей массы дает возможность установить параметры основного обмена веществ, потребления энергии и расчетов суточного питания. Основной обмен, коррелируя с показателями клеточной массы, указывает на низкий уровень питания и чувство голода у обследуемых. Фазовый угол биоимпеданса ученые рассматривают как количественный показатель состояния работоспособности мышц и интенсивности обмена веществ индивида [11,12,16].

В последнее десятилетие среди студентов младших курсов высших учебных заведений нашей страны в 12-40% случаев выявляются отклонения от принятой нормы показателей массы тела, отражающие обменные процессы организма и его физический статус. Детальных исследований в отношении отклонений массы тела от принятой нормы для данного контингента, т.е. студентов, практически не проводилось [7,17]. По мнению В.Г. Николаева и соавт. [12], масса тела представляет собой интегральную оценку степени обменных, энергетических и информационных процессов, происходящих в организме человека.

Многие исследователи [2,3,10] отмечают снижение в последние годы уровня здоровья студентов. Поэтому во всём мире среди молодых людей различных социальных групп выделяют студентов, как лиц повышенного риска, которые чаще, чем представители других социальных групп страдают различными соматическими заболеваниями, вегетативными и нервно-психическими расстройствами [9]. Физический статус как показатель совокупности морфофункциональных свойств организма вносит существенный вклад в структуру здоровья человека во все периоды онтогенетического цикла. Своевременное выявление отклонений в физическом развитии и его коррекция повышают уровень здоровья студентов [4].

Проблема формирования, сохранения и укрепления здоровья населения является одной из приоритетных задач государства и признается фактором национальной безопасности, стабильности, благополучия общества, что нашло свое отражение в Приказе Министерства здравоохранения РФ № 114, в котором особое внимание уделяется охране здоровья подрастающего поколения, в том числе студенческой молодёжи, определяющей уровень социально-экономического благополучия общества в ближайшем будущем [13,14].

Сотрудники Волгоградского технического университета показали, что у 33,0% студентов имеются отклонения показателей массы тела, причем у девушек в сторону дефицита, у юношей – в сторону повышения массы тела и ожирения [7].

Т.А. Лосева и соавт. на основании проведенного обследования студентов первого курса московских гуманитарных вузов обратили внимание на значительную долю (почти 18%) дистрофий среди обучающихся, причем дефицит массы тела в 2 раза чаще регистрируется среди девушек по сравнению с юношами, у которых в большем проценте случаев выявляется повышенная масса тела или ожирение [9].

Многими акушер-гинекологами дефицит массы тела девушек ассоциируется с развитием целого ряда акушерских осложнений вовремя беременности и родов (анемия, ранний токсикоз, гестоз, слабость родовой деятельности, рождение новорожденных с гипоксически-ишемическим поражением головного мозга) [1,5,8], которые возникают, в том числе, из-за малого количества жировой массы в организме женщин. Низкая масса тела у девушек и женщин репродуктивного возраста традиционно расценивается как маркер соматического и репродуктивного неблагополучия [1,24]. Внедрение биоимпедансомерии, как новой технологии, позволяет повысить надежность и оперативность оценки показателей жировой, клеточной и минеральной масс человека, объёма плазмы крови, клеточной и внеклеточной жидкостей [11,12].

Имеются лишь единичные публикации среди доступных отечественных и зарубежных литературных источников, освещающих результаты биоимпедансометрии состава тела, характеризующие наиболее ранние отклонения в состоянии здоровья.

Цель исследования – гендерная оценка показателей биоимпедансометрии студентов с отклонениями показателей массы тела [4,18].

Материалы и методы. 580 студентам первого курса Красноярского государственного медицинского университета, прошедшим диспансеризацию в Университетской клинике вуза в отделении общеврачебной практики, проведено антропометрическое и биоимпедансометрическое исследования. Определялись такие антропометрические параметры как рост, вес, окружность грудной клетки, на основе которых рассчитывался индекс массы тела (ИМТ) [15,21,23]. Биоимпедансный анализ проводился на аппарате-анализаторе состава тела и баланса водных секторов организма АВС-01 «Медасс» [11]. Результаты биоимпедансного анализа позволяют оценить параметры организма гораздо глубже и шире, чем показатели обычной антропометрии [19,20,22,25]. Согласно классификации ВОЗ, показатель ИМТ<18,5 кг/м2 расценивается как хроническая энергетическая недостаточность (ХЭН), показатель >25,0 кг/м2 - как повышенная масса тела или ожирение [6]. Студенты с отклонениями показателей массы тела (84) составили две группы: группа с дефицитом массы тела (43) и группа с повышенной массой и ожирением (41).

Обследование студентов было выполнено с соблюдением этических принципов (протокол № 52 от 2013 года заседания Локального этического комитета ГБОУ ВПО Красноярского государственного медицинского университета имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ). Статистическая обработка полученных данных выполнялась с помощью программы SPSS, версия 20.0, Описательная статистика представлена для количественных переменных в виде средних арифметических и их стандартных ошибок, для качественных – в виде абсолютных значений, процентных долей и стандартных ошибок с использованием критерия χ2. Статистическая значимость различий между количественными показателями при нормальном распределении данных определялась с помощью t-критерия Стьюдента. Статистически значимыми считали различия при р<0,05.

Результаты и обсуждение. Было установлено, что у 84 (14,48%) студентов первого курса имеются отклонения показателей массы от принятой нормы. Из них показатель ИМТ<18,5 кг/м2, характеризующийся как хроническая энергетическая недостаточность, был выявлен у 43 студентов (7,42%), ИМТ>25 кг/м2, указывающий на повышенную массу тела или ожирение, - у 41студента (7,06%). Среди 43 студентов с дефицитом массы тела девушки составили 86,05% (37), юноши - 13,95% (6). Повышенная масса тела и ожирение в 60,98% случаях определялись у юношей, среди девушек – в 39,02%. Таким образом, дефицит массы тела выявлялся в 6 раз чаще среди девушек, а повышенная масса и ожирение - в 1,5 раза чаще среди юношей.

В табл. 1 представлены параметры биоимпедансного анализа студентов с отклонениями показателей массы тела в зависимости от пола.

Таблица 1. Характеристика параметров биоимпедансомерии в зависимости от ИМТ и пола студентов первого курса

Таблица 1. Характеристика параметров биоимпедансомерии в зависимости от ИМТ и пола студентов первого курса

Примечание: ЖМ - жировая масса; ТМ - тощая масса.

Результаты исследования установили, что показатели роста у юношей вне зависимости от ИМТ были значимо выше, чем у девушек, а показатели веса, окружности талии выше у юношей с дефицитом массы тела. Показатели клеточного сопротивления были выше у девушек с повышенной массой тела или ожирением по сравнению с аналогичными показателями юношей. У студентов-юношей с повышенной массой тела фазовый угол имел значимо большие значения и указывал на удовлетворительный уровень работоспособности. Наименьшие показатели абсолютной и относительной жировой масс определялись у юношей с дефицитом массы тела, наибольшие - у девушек с повышенной массой. Показатели абсолютной тощей массы тела имели значимо меньшие значения вне зависимости от пола у студентов с дефицитом массы, но относительные показатели, которых были выше (табл. 1). Абсолютные значения активной клеточной массы регистрировались в больших значениях у студентов с повышенной массой тела вне зависимости от пола, процентное содержание её в организме не имело достоверных различий от ИМТ. Высокие значения показателей общей жидкости в организме вне зависимости от пола регистрировались у студентов с повышенной массой тела на фоне более низких показателей её процентного содержания. Основной обмен определялся более высокими значениями у студентов с повышенной массой тела вне зависимости от пола.

Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о том, что показатели отклонения массы тела проявляются среди студентов первого курса КрасГМУ в 14,48% случаев, значимых различий по количеству отклонений массы тела в сторону дефицита (7,42%) или в сторону повышенной массы тела или ожирения (7,06%) среди обследованных студентов не выявлено. Но определяются выраженные гендерные отличия: у девушек дефицит массы тела выявляется в 6 раз чаще, чем среди юношей, у которых в 1,5 раза чаще регистрируется повышенная масса тела. Отклонения массы тела, выявленные по результатам биоимпедансометрии, позволили получить новые характеристики сложных процессов в организме в зависимости от пола студентов. Наименьшие показатели абсолютной и относительной жировой масс определялись у юношей с дефицитом массы тела, наибольшие - у девушек с повышенной массой. Показатели клеточного сопротивления были выше у девушек с повышенной массой тела или ожирением по сравнению с аналогичными показателями юношей. Показатели абсолютной тощей массы тела имели значимо меньшие величины вне зависимости от пола у студентов с дефицитом массы, но относительные показатели были значимо меньше только у девушек с повышенной массой тела, которые могут указывать на снижение мышечной массы. Абсолютные показатели параметров клеточной массы и основного обмена регистрировались в значимо больших в случаях среди студентов с повышенной массой тела вне зависимости от пола и указывали на возможность возникновение у них чувства голода. Фазовый угол имел значимо большие показатели у юношей с повышенной массой тела и свидетельствовал о более высоких значениях работоспособности мышц и интенсивности обмена веществ по сравнению с аналогичными показателями девушек.

Таким образом, проведенное исследование выявило особенности показателей состава тела и параметров обменных и энергетических процессов организма в зависимости от пола и результатов биоимпедансного анализа.

Список использованных источников:

  1. Абдуллаева Р.Г. Особенности формирования репродуктивного здоровья девушек-подростков с дефицитом массы тела: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. – М., 2009. – 21 с.
  2. Артюхов И.П., Сульдин С.А., Протасова Н.Н. Методические подходы к оценке факторов риска здоровья населения // Сибирское медицинское обозрение. -2012. - №6. – С. 80-85.
  3. Артюхов И.П., Галактионова М.Ю., Рахимова А.А. Основные тенденции здоровья подростков города Красноярска // Сибирское медицинское обозрение. -2013. - №6. – С. 30-33.
  4. Блинова Е.Г., Акимова И.С., Чеснокова М.Г., Демакова Л.В. Результаты анализа антропометрических и биоимпедансометрических исследований у студентов города Омска // Современные проблемы науки и образования. -2014. -№3. – С. 22-27.
  5. Бобоева Х.Г. Течение гестационного процесса у женщин с дефицитом массы тела с учетом некоторых показателей крови: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. – Курган-Тюбе, 2010. - 19 с.
  6. ВОЗ: Меморандум совещания, созванного ЮСАИД, ВОЗ, ПАОЗ и организацией по оказанию помощи матерям («Mother Care»). Применение антропометрии у женщин для прогнозирования исходов беременности // Бюл. ВОЗ. – 1991. – Т.69, №5. – С. 11 – 21.
  7. Егорычева Е.В., Мусина С.В. Исследование отклонений массы тела у современной студенческой молодежи // Современные исследования социальных проблем. - 2011. –Т.8, №4. – С.57-61.
  8. Еникеев Б.В. Прогнозирование течения беременности и родов у женщин с дефицитом массы тела. // Сб. научн. тр. «Здоровье женщины-матери: вопросы теории и практики». - СПб.: ГПМА, 2006. - С. 23-26.
  9. Лосева, Т.А., Голубкина Н.А., Рачкова В.П. Физическое и психическое здоровье первокурсников // Среднее профессиональное образование. Комплект. - 2011. - № 8. - С. 46-47.
  10. Лыспак В.А., Борцов В.А., Калиниченко А.В., Тихонова И.Л. Охрана здоровья студентов вузов на основании концептуальных подходов профилактики и реабилитации // Медицина и образование в Сибири. – 2011. - №4. http://ngmu.ru/cozo/mos/.
  11. Мартиросов Э.Г., Николаев Д.В., Руднев С.Г. Технологии и методы определения состава тела человека.– М.: «Наука», 2006. – 246 с.
  12. Николаев В.Г., Медведева Н.Н., Синдеева Л.В., Деревцова С.Н. Биофизические маркеры и их роль в оценке физического статуса человека // Сибирское медицинское обозрение. – 2013. - №6. – С. 30-33.
  13. Пешков М.В., Шарайкина Е.П. Показатели массы тела студенческой молодежи: современное состояние проблемы // Сибирское медицинское обозрение. -2014. - №4. – С. 35-39.
  14. Приказ Министерства здравоохранения РФ № 114 от 21.03.03 г. «Об утверждении отраслевой программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы».- М., 2003.
  15. Райхесберг Н.М. Адольф Кетле, его жизнь и научная деятельность. - https://www.litres.ru/n-rayhesberg/adolf-ketle-ego-zhizn-i-nauchnaya-deyatelnost/chitat-onlayn/.
  16. Синдеева Л.В., Нехаева Т.И., Юсупов Р.Д. Биоэлектрические свойства живых тканей как критерий оценки состава тела человека // Сибирское медицинское обозрение. – 2012. - №2. – С. 36-39.
  17. Якимович В.С., Егорычева Е.В. Взаимосвязь показателей здоровья и физической подготовленности студенческой молодёжи с дефицитом массы тела // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. - №5. – С. 173-177.
  18. Body fat measured by bioelectrical impedance in Hong Kong Chinese children / R.Y. Sung, H.K. So, K.C. Choi et al. // Hong Kong Med. J. – 2009. – V.15, №2. – P. 110-117.
  19. Dittmar M. Reliability and variability of bioimpedance measures in normal adults: effects of age, gender, and body mass // Am. J. Phys. Anthropol. – 2003. – V.122, №4. – P. 361-370.
  20. Forbes G.B. Perspectives on body composition // Curr. Opin. Clin. Nutr. Metab. Care. – 2002. – V.5, №1. – P. 25-30.
  21. Gazdzinski S., Durazzo T.C., Mon A., Meyerhoff D.J. Body mass index is associated with brain metabolite levels in alcohol dependence a multimodal magnetic resonance study // Alcohol Clin Exp Res. – 2010. – V.34, №12. – P. 2089-2096.
  22. Gonçalves E.M., Lemos-Marini S.H., Mello M.P. Body composition in females with 21-hydroxylase deficiency: comparison of anthropometric methods and bioelectric impedance in relation to a control group // Arq. Bras. Endocrinol. Metabol. – 2010. – V.54, №3. – P. 274-281.
  23. Heymsfield S.B., Gallagher D., Mayer L. Scaling of human body composition to stature: new insights into body mass index // Am. J. Clin. Nutr. – 2007. – V.86, №1. – P. 82–91.
  24. Little N.G., Day J.A.P., Steinke L. Relationship of physical performance to maturation in perimenarchal girls // Amer. J. Hum. Biol. 1997. № 2. - P. 163-171.
  25. Ward L.C. Bioelectrical impedance validation studies: alternative approaches to their interpretation // Eur. J. Clin. Nutr. – 2013. – V.67, №1. – P. 10-13.