Биоимпедансометрические показатели, характеризующие студентов с отклонениями массы тела с различными параметрами мозгового и лицевого черепов

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

Введение. Актуальность проблемы заключается в том, что, по мнению ученых [2], детальных исследований в отношении отклонений массы тела от принятой нормы у молодых людей в комплексе со стоматологической оценкой индивида практически не проводилось, в то время как рост стоматологической заболеваемости среди молодежи и студентов растет [6].

Студенческий возраст один из критических периодов в биологическом, психическом и социальном развитии. Возрастающая интенсивность и напряженность в современной жизни, нарастающая гиподинамия, не совсем адекватное питание способствуют увеличению соматических и других заболеваний и накладывают особый отпечаток на здоровье молодежи [3]. Недооценка отклонений массы тела, как в сторону дефицита, так и в сторону её увеличения и ожирения, может сказаться в последующие годы в будущей профессиональной или трудовой деятельности молодого человека [5], поэтому целью работы явилось изучение кефалометрических и биоимпедансометрических характеристик молодых людей с отклонениями показателей массы тела.

Материалы и методы. Обследовано 156 студентов юношеского периода онтогенеза [7], обучающихся на младших (первом и втором) курсах КрасГМУ и прошедших диспансеризацию в Университетской клинике вуза в отделении общеврачебной практики. Дополнительно определялись такие антропометрические параметры как рост, вес, окружность грудной клетки, на основе которых рассчитывался индекс массы тела (ИМТ) [1,9]. Методом биоимпедансометрии на аппарате биоипедансного анализа АВС-01 «Медасс», оценивался компонентный состав сомы (жировая, тощая массы в абсолютных и относительных количествах) и показатели жизнедеятельности организма (активная и реактивная клеточные массы, источники энергии, обмен веществ, общей работоспособности)[4]. Согласно классификации ВОЗ, показатель ИМТ<18,5 кг/м2 расценивается как хроническая энергетическая недостаточность (ХЭН), а показатели <18,5 кг/м2 -16,0 кг/м2 - как дефицит массы тела, показатель ИМТ<16,0 кг/м2 - как выраженный её дефицит. Верхней границей нормы индекса массы тела считается порог в 25,0 кг/м2, 25-29,99 кг/м2 - соответствует повышенной массе тела, ≥30,00 кг/м2 - ожирению [1].

Кефалометрические методы включали измерения следующих параметров: продольного и поперечного диаметров головы, скулового, бигониального диаметров и верхней высоты лица. На основании кефалометрических показателей определялись типы головы и лица. Головной указатель до 74,9 соответствовал долихокефалии, 75,0-79,9 - мезокефалии, свыше 80,0 - брахикефалии. Лицевой указатель до 49,9 - широколицым (эуренам), 50,0-54,9 - мезенам, свыше 55,0 - узколицым (лептенам) [8].

Результаты и обсуждение. Проведенные исследования показали, что среди 156 обследованных студентов с отклонениями массы тела на младших курсах КрасГМУ выявлено 93 (59,62%) студента с дефицитом массы тела, с повышенной массой - 63 (40,38%). Среди студентов с дефицитом массы тела девушки выявлялись в 86% случаев, юноши - в 14%, повышенная масса тела или ожирение регистрировались в 2 раза чаще среди юношей.

Статистическая обработка полученных данных выполнялась с помощью программы SPSS, версия 20.0. Описательная статистика представлена для количественных переменных в виде средних арифметических и их стандартных ошибок, для качественных - в виде абсолютных значений, процентных долей и стандартных ошибок. При сравнении данных с нормальным распределением использован критерий Стьюдента. Статистически значимыми считались значения р<0,05.

Анализ параметров мозгового черепа выявил, что среди студентов вне зависимости от ИМТ практически у каждого второго регистрировался мезокефалический тип. У 36 студентов с повышенной массой тела выявлялся брахикефалический тип головы, у одного студента - долихокефалический тип (табл.1). С пониженной массой тела брахикефалический тип черепа регистрировался практически в 1,5 раза реже по сравнению со студентами, имеющими повышенную массу тела, долихокефалический - в 15 раз чаще.

Таблица 1. Типы головы студентов c отклонениями массы тела

Таблица 1. Типы головы студентов c отклонениями массы тела

 

Таблица 2. Показатели биоимпедансометрии студентов в зависимости от индекса массы тела и типа головы

Таблица 2. Показатели биоимпедансометрии студентов в зависимости от индекса массы тела и типа головы

Примечание: здесь и далее ЖМ - жировая масса; ТМ - тощая масса; АКМ - активная клеточная масса, АКС - активное клеточное сопротивление; РКС - реактивное клеточное сопротивление.

Результаты биоимпедансометрии студентов с отклонениями массы тела показали, что параметры роста, веса, окружности грудной клетки, таза и показатели, характеризующие состав сомы (жировая и тощая массы), а также показатели, характеризующие жизнедеятельность организма (АКМ, АКС, РКС, общая и относительная жидкость, фазовый угол и основной обмен) имели значимые отличия в зависимости от величины ИМТ, но не имели различий от параметров типов головы.

Анализ параметров лицевого черепа показал, что вне зависимости от значений ИМТ тип лица мезены не имел значимых различий. Среди студентов с дефицитом массы тела статистически значимо выявлялись узколицые - лептены (табл. 3), среди лиц с повышенной массой тела - эурены.

Таблица 3. Типы лица студентов с отклонениями массы тела

Таблица 3. Типы лица студентов с отклонениями массы тела

Типы головы и лица в зависимости от индекса массы тела имели значимые различия. Для лиц с дефицитом массы тела характерны - мезокефалическая и долихокефалическая формы головы и тип лица - лептены. Среди лиц с повышенной массой тела в 2 раза чаще регистрировались брахикефалическая форма мозгового черепа и тип лица - эурены (широколицие).

Таблица 4. Показатели биоимпедансометрии студентов в зависимости от индекса массы тела и типа лица

Таблица 4. Показатели биоимпедансометрии студентов в зависимости от индекса массы тела и типа лица

Результаты биоимпедансометрии студентов с различными показателями ИМТ и типами лица показали аналогичную зависимость результатов показателей биоимпедансометрии от ИМТ и типами головы.

Заключение. Результаты биоимпедансометрии студентов с отклонениями массы тела показали, что параметры роста, веса, окружности грудной клетки, таза, показатели жизнедеятельности организма имели значимые отличия в зависимости от величины ИМТ, но не имели значимых различий от типов головы и лица, показатели фазового угла и активной клеточной массы не имели значимых различий ни от пола, ни от категории ИМТ.

Список использованных источников:

  1. ВОЗ: Меморандум совещания, созванного ЮСАИД, ВОЗ, ПАОЗ и организацией по оказанию помощи матерям («Mother Care»). Применение антропометрии у женщин для прогнозирования исходов беременности // Бюл. ВОЗ. - 1991. - Т.69, №5. - С. 11 - 21.
  2. Егорычева Е.В., Мусина С.В. Исследование отклонений массы тела у современной студенческой молодежи // Современные исследования социальных проблем. - 2011. -Т.8, №4. - С.57-61.
  3. Лосева Т.А., Голубкина Н.А., Рачкова В.П. Физическое и психическое здоровье первокурсников // Среднее профессиональное образование. Комплект. - 2011. - № 8. - С. 46-47.
  4. Мартиросов Э.Г., Николаев Д.В., Руднев С.Г. Технологии и методы определения состава тела человека.- М.: «Наука», 2006. - 246 с.
  5. Мишкова Т.А., Негашева М.А. Характеристика физического развития юношей-студентов МГУ 16-18 лет. М., 2002. - Деп. ВИНИТИ №1010-В2002.
  6. Панова М.А., Гигиенические аспекты профилактики кариеса у лиц молодого возраста: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – М. 2009 – 23 с.
  7. Пешков М.В., Шарайкина Е.П. Показатели массы тела студенческой молодежи: современное состояние проблемы // Сибирское медицинское обозрение. -2014. - №4. - С.49-59.
  8. Шарайкин П.Н. Соматометрические, кефалометрические и одоитометрические характеристики женщин в зависимости от соматотипа: Автореф. дис. ... канд. мед.. Красноярск, 2000. 23 с.
  9. Heymsfield S.B., Gallagher D., Mayer L. Scaling of human body composition to stature: new insights into body mass index // Am. J. Clin. Nutr. - 2007. - V.86, №1. - P. 82-91.