Введение. Подростковый возраст является одним из наиболее критичных периодов в жизни человека. В этом возрасте часто происходит формирование и манифестация хронической патологии, у подростков еще не сформированы установки на сознательное отношение к своему здоровью, чрезвычайно низка медицинская активность, весьма часто отмечаются различные формы девиантного поведения [3], в связи, с чем оказание лечебно-профилактической помощи этому контингенту пациентов имеет свои особенности.
В 1999 г. в стране в стране был осуществлен поэтапный перевод медицинского обеспечения подростков в детские амбулаторно-поликлинические учреждения [4]. Однако вопрос оказания стационарной помощи этому контингенту пациентов все еще остается открытым. Сегодня подростки проходят стационарное лечение, как в отделениях для взрослых больных [1,2], так и в детских стационарах [6]. Среди ученых и организаторов здравоохранения до сих пор нет единого мнения о том, какая форма оказания стационарной помощи этим пациентам является оптимальной. В связи с чем, проблема организации стационарной помощи подросткам представляется важной и актуальной задачей.
Цель исследования. Изучить субъективную оценку подростками качества лечения и условий пребывания в стационаре.
Материалы и методы. По специально разработанным статистическим формам было проведено анкетирование 281 подростка в возрасте от 15 до 18 лет, проходивших лечение в отделении педиатрии №2 (гастроэнтерологическом) ГБУЗ «Астраханская областная детская клиническая больница им. Н.Н. Силищевой» (ГБУЗ «ОДКБ им. Н.Н. Силищевой»). Среди респондентов 36,1% составляли юноши, соответственно 63,9% – девушки. Анкетирование было анонимным и проводилось пред выпиской пациента.
Результаты и их обсуждение. В соответствии со ст. 6 (ч.1) Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [5] приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации. Проведенное анкетирование показало, что большинство подростков высоко оценили морально-этические качества врачей (табл. 1) – 93,1% отметили, что врачи отделения были всегда вежливы и внимательны. Только 6,2% считали, что врачи не всегда были вежливы и внимательны с пациентами и лишь 0,7% полагали, что врачи были нетактичны и грубы.
Таблица 1. Распределение подростков в зависимости от пола и мнения о медицинском персонале отделения (в % к итогу)
Морально-этические качества медицинских сестер подростки оценили значительно ниже – лишь 60,0% указали, что медицинские сестры отделения были всегда вежливы и внимательны с пациентами, в то время как 22,8% отметили, что они не всегда были вежливы и внимательны, а 17,2% посчитали, что сестры были нетактичны и грубы. При этом 22,4% респондентов полагали, что медицинские сестры свою работу выполняли недобросовестно.
Оценка морально-этических качеств врачей юношами и девушками принципиально не отличалась, в то время как качества медицинских сестер девушки, по сравнению с юношами, оценили значительно ниже.
Во время стационарного лечения медицинская организация обязана обеспечить пациенту комфортные условия пребывания (ч.5 ст.6 ФЗ N 323-ФЗ) [5]. Комфортность пребывания в стационаре обеспечивается многими составляющими, в частности, рациональным размещением пациентов в палатах с небольшим числом коек, соблюдением чистоты и порядка в отделении, возможностью регулярно пользоваться душем или ванной, организацией досуга и т.д.
В гастроэнтерологическом отделении ГБУЗ «ОДКБ им.Н.Н. Силищевой» больные размещаются в палатах, которые рассчитаны на 2-3 человека, с учетом возраста, пола (с 7 лет), тяжести заболевания, сроков поступления. Несмотря на это почти половина респондентов (49,7%) указали, что соседи по палате им мешали, в том числе 15,9% они мешали постоянно и 33,8% иногда. Однако 18,6% ответили, что с соседями им было даже веселее. В тоже время анализ предпочтений подростков показал, что, несмотря на то, что соседи им мешали, лишь 8,1% хотели бы проходить лечение в одноместных палатах, в то время как большинство хотели бы лечиться в 3-х (42,6%) или даже 4-х (32,4%) местных палатах.
Санитарное состояние отделения и мест общего пользования подростки оценили весьма низко – лишь 22,3% посчитали его хорошим, в то время как 24,6% посчитали его плохим. Причем среди девушек было больше тех, кто дал плохую оценку санитарному состоянию отделения (28,1% против 18,5%).
В отделении есть одна душевая комната, однако 11,3% респондентов не знали о её существовании, а 39,7% указали, что не пользовались душем, так как время его работы ограничено.
Важным элементом лечебно-охранительного режима в отделениях детской больницы является необходимость организации досуга детей, особенно в вечерние часы. Организацией досуга должны заниматься палатные (постовые) медицинские сестры и педагоги-воспитатели [4]. Однако организацией досуга подростков никто в детской больнице не занимается, на что указали 83,0% респондентов. В связи, с чем в свободное от лечение время подростки были предоставлены сами себе и большинство из них либо просто лежали и спали (40,4% юношей и 34,3% девушек), либо слушали музыку (28,1% и 45,5%), либо общались между собой (22,8% и 32,3%). Бесконтрольность со стороны медперсонала приводила к тому, что 24,1% юношей и 15,4% девушек во время лечения курили, 2,2% употребляли алкоголь, причем в употреблении алкоголя признались только девушки.
В свободное от лечения время подростки могли бы читать, смотреть телевизионные передачи. Однако в больнице своей библиотеки нет, а передвижная библиотека приезжает лишь 1-2 раза в неделю и о её существовании не знали 62,3% респондентов, а 12,6% знали о ней, но отмечали весьма ограниченный выбор доступной литературы.
На отделении есть телевизор, но всего один и расположен он в игровой комнате. Ясно, что интересы детей и подростков отличаются и телевизионные передачи, предназначенные для детей, подросткам смотреть не интересно. А так как число детей в отделении значительно больше, чем подростков, телевизор настраивали в основном на просмотр детских передач, в связи, с чем лишь 24,5% респондентов его смотрели.
Отсутствие организованного досуга приводило к тому, что во время прохождения лечения 66,3% подростков скучали, в том числе 40,7% иногда, а 25,6% постоянно, что могло негативно сказаться на его результатах.
В случае нахождения на лечении в стационарных условиях, пациент имеет право на получение лечебного питания (ст. 19 ФЗ №323-ФЗ) [5].
Качество питания не только определяет комфортность пребывания пациентов в стационаре, но имеет и существенное лечебное значение, являясь одним из методов комплексной терапии. Лечебное питание имеет особое значение в отделениях, где проходят лечение больные с заболеваниями органов пищеварения.
Пища должна быть разнообразной, аппетитно оформленной, вкусной, даже на строгих диетах. В тоже время состояние питания больных зависит как от приготовления пищи, так и от разнообразия и качества поставляемых продуктов, однако ограничивается рамками выделяемых на эти цели средств [6].
В ГБУЗ «ОДКБ им. Н.Н. Силищевой» в течение изучаемого периода фактическая стоимость питания в расчете на 1 койко-день составляла в среднем 70 рублей 70 коп.
Проведенное анкетирование (табл. 2) показало, что большая часть подростков (71,7%) были удовлетворены объемом выдаваемой пищи, лишь 19,3% ответили, что объем выдаваемой пищи недостаточный и 9,0%, что крайне недостаточный. Вкусовым качествам пищи респонденты дали более низкую оценку – только 55,8% оценили питание как вкусное или нормальное, в тоже время 33,1% посчитали, что оно было не очень вкусным, а 11,1%, что невкусным. Только 10,4% подростков отметили, что питание было разнообразным, в то время как 69,2% указали, что питание было не всегда разнообразным, а 20,4% посчитали его однообразным. Таким образом, несмотря на достаточный объем выдаваемой пищи, многих подростков не в полной мере удовлетворяют или вовсе не удовлетворяют разнообразие питания и качество приготовления пищи. При этом девушки, по сравнению с юношами, оказались более требовательны к питанию – среди них было больше тех, кто посчитал питание недостаточным и крайне недостаточным по объему (33,0% против 20,4%), невкусным или не очень вкусным (48,1% против 37,1%) и однообразным (23,6% против 14,8%).
Таблица 2. Распределение подростков по полу и оценке питания в стационаре (в %)
С целью сравнения мнения подростков и врачей о результатах лечения, помимо анкетирования, был проведен анализ годовых отчетов отделения за 2012-2013 г. Сравнение полученных данных показало (табл. 3), что мнение респондентов существенно отличается от мнения врачей.
Таблица 3. Распределение подростков в зависимости от субъективной и объективной оценки итогов лечения (в % к итогу)
Так, по мнению врачей, улучшение состояния или выздоровление наступило у 92,9% подростков, осталось без изменения у 7,1% и ни у кого из больных не произошло ухудшение состояния. По мнению же самих подростков, состояние не изменилось у 19,8%, ухудшилось у 4,3%, а выздоровление или улучшение наступило лишь у 75,9%. Таким образом, врачи более оптимистично оценивают результаты лечения, чем сами больные.
Мнения о том, где должны проходить стационарное лечение подростки, расходятся не только у ученых и организаторов здравоохранения, но и у самих больных. На вопрос о том, где бы ты предпочел лечиться, если бы тебе вновь пришлось попасть в стационар, 48,5% ответили, что в специальной больнице для подростков, 43,4% – в детской больнице и только 8,1% предпочли бы лечиться в больнице для взрослых.
Выводы. Таким образом, большинство подростков высоко оценивают морально-этические качества врачей, в тоже время морально-этические качества медицинских сестер они оценивают значительно ниже. Многие не удовлетворены комфортностью стационарного лечения, разнообразием питания и качество приготовления пищи. В больнице не организован досуг подростков, в связи, с чем 2/3 из них скучает. Бесконтрольность со стороны медперсонала приводит к тому, что 18,6% подростков во время прохождения лечения курят, некоторые употребляют алкоголь. Врачи более оптимистично оценивают результаты лечения, чем сами больные. В дальнейшем подростки предпочли бы лечиться в специальной больнице для подростков или в детской больнице, размещаясь в 3-4-х местных палатах.