Гендерные исследования больных с невралгией тройничного нерва

Бухарский областной многопрофильный центр, Узбекистан

До последнего времени в диагностике и лечении многих заболеваний, в том числе неврологических, фактору пола не придавалось особого значения. Исследования по изучению действия новых лекарственных препаратов часто проводились лишь на мужчинах­добровольцах, и особенности их влияния на женский организм упускались из виду [8]. Во многих публикациях отсутствовали указания на пол обследуемых, в других для сохранения чистоты эксперимента намеренно исключались женщины [13]. В то же время опыт показывает, что одни заболевания более характерны для мужчин, тогда как другие - для женщин [1, 9]. Тяжесть течения заболевания, его исход, ответ на лечение также во многих случаях зависят от пола пациента [5, 6, 14, 15].

Настоящий бум в изучении проблемы половых различий начался чуть более 10 лет назад, после широкого внедрения в практику магнитно­резонансной томографии, когда были обнаружены морфологические различия мозга у мужчин и женщин. Врачи, ученые, психологи и социологи представили общую картину, указывающую на четкую половую дифференциацию [10-12]. Однако исследований по этой проблеме при неврологических заболеваниях очень мало. В отечественной литературе, в рамках СНГ, к сожалению, таких работ практически нет.

Во многих публикациях отсутствуют указания на пол обследуемых, в других для сохранения «чистоты эксперимента» намеренно исключаются женщины [3].

Критерии диагностики и подходы к лечению многих заболеваний универсальны для мужчин и женщин. В то же время тяжесть течения заболевания, его исход, ответ на лечение во многих случаях зависят от пола пациента [9].

В научной литературе для обозначения различий между мужчинами и женщинами используют термины «пол» и «гендер», часто употребляя их как синонимы. На наш взгляд удобным является предложение некоторых исследователей разделить эти два понятия. Термин «пол» используют тогда, когда речь идет о биологически детерминированных (генетические, анатомические, гормональные, физиологические) особенностях организма, определяющих женские и мужские черты.

Термин «гендер» принято употреблять для обозначения таких характеристик личности как мужественность («маскулинность») и женственность («фемининность»), обусловленных влияниями социо-культуральной среды, т.е. стереотипами, представлениями, существующими в обществе о том, какие личностные качества (психоповеденческий паттерн) соответствуют мужскому и какие женскому полу [5].

Люди в разной степени привержены традиционным гендерным ролям. Различия между мужчинами и женщинами в определенных реакциях, в том числе ответы на болевое раздражение, во многом обусловлены не только биологическими особенностями мужчин и женщин, но и различной степенью выраженности у них маскулинности и фемининности.

До настоящего времени проведено чрезвычайно мало исследований, где изучались особенности патогенетических механизмов, болевое поведение в зависимости от пола при болевых синдромах. Исследований по изучению роли гендерной характеристики при головной боли не проводилось.

В связи с этим актуальной в научном и практическом отношении проблемой современной неврологии является исследование клинических, психологических и нейрофизиологических особенностей мигрени и головной боли напряжения в зависимости от пола и гендера.

Цель исследования. Изучение особенности течения невралгии тройничного нерва путем гендерных иследований.

Материалы и методы исследования. Исследовали 110 больных в возрасте от 30 до 70 лет, лечившихся в отделениях неврологии и челюстно-лицевой хиругии Бухарского областного многопрофильного центра.

Из 110 больных мужчины составили 44 человека (40%), женщины 66 (60%).

Среди женщины маскулиновый тип (маскулинность) (Жм) составил 9 (8,2%), женщины с типом фемининность (Жф) 39 (35,5%), маскулинность среди мужчин (Мм) 26 человек (23,6%), фемининовый тип мужчин (Мф) 6 (5,5%), андрогенные больные (Анд) 20 (18,2%), несравниваемые (Несрав) больные составили 10 человек (9.0%).

Для определения личностной и реактивной тревожности у всех больных была применена шкала Спилбергера и вегетативный тест для определения синдрома вегетативной дистонии.

Результаты и их обсуждение. Клинические наблюдения показали, что среди гендерных групп порог тревожности у женщин маскуллинного типа по шкале Спилбергера оказался выше чем у женщин с фемининностью (33,3%:30,7%); у мужчин с маскулиновым типом реактивная тревожность выше чем у мужчин с фемининностью (38,4%:33,3%); у андрогенных больных в отношении с несравниваемыми больными порог реактивной тревожности наблюдается выше (40%:30%) (табл. 1).

Таблица 1. Порог реактивной тревожности в гендерных группах

Таблица 1. Порог реактивной тревожности в гендерных группах

Примечание: здесь и далее достоверность различий между группами женщин и мужчин: * - P<0.05; P<0.01**; P<0.005***.

В гендерных группах порог личностной тревожности (ЛТ) по шкале Спилберга выше оказался у Жф чем у Жм (58,9%:55,5%). У Мф в сравнении с Мм порог ЛТ выше (50%:42,3%). У несравниваемых больных ЛТ выше чем у андрогенных больных (60%:45%) (табл. 2).

Таблица 2. Порог личностной тревожности в гендерных группах

Таблица 2. Порог личностной тревожности в гендерных группах

При проведении вегетативных тестов для определения синдрома вегетативной дистонии (СВД) в гендерных группах было выяснено, что “фемининность” у женщин выше чем “маскулинность”.

СВД оказался выше у мужчин с фемининностью чем у мужчин с маскулинностью (83,3%:69,2%). У больных в несравнимаемой группе СВД выше, чем у андрогенных больных (80%:70%) (табл. 3).

Таблица 3. Порог синдрома вегетативной дистонии в гендерных группах

Таблица 3. Порог синдрома вегетативной дистонии в гендерных группах

Выводы. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о наличии существенных различий в сопутствующих психоэмоциональных расстройствах у мужчин и женщин, страдающих невралгией тройничного нерва. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: как по результатам теста Спилбергера, так и по данным скрининговых исследований на предмет наличия и выраженности реактивной и личностной тревожности, а также СВД между группами мужчин и женщин с типами «масукулинность» и «фемининность» имеются существенные различия. Обращает на себя внимание тот факт, что в целом в группе и женщин, и мужчин с маскулинностью имеется тенденция к преобладанию тревожности в эмоциональной сфере. При этом выявлены достоверные различия по реактивной тревожности, особенно в группе женщин и мужчин с маскулинностью. По личностной тревожности выявлены достоверные различия в группе и у женщин, и у мужчин с фемининностью. Сравнение наличия и выраженности СВД в исследованных группах выявляет достоверно более выраженное превалирование балльной характеристики СВД в группе женщин и мужчин с фемининностью. Эти различия особенно заметны и в несравнимаемых группах.

Список использованных источников:

  1. Вейн А.М. и др. Болезни нервной системы у мужчин и женщин// Журн. невропатол. и психиат. - 1993. - Т. 93. - С. 67-73.
  2. Ханин Ю.Л. Краткое руководство по применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. - Л., 1976. - 89 с.
  3. Нишлаг Э., Бере Г.М. Андрология. - М.: МИА, 2005. - С. 860.
  4. Alexander F. Psychosomatische Medizin. - Berlin: De Gruyter, 1951. - Р. 180.
  5. Blanchard E.B. Management of Chronic Headaches: a Psychological Approach. - New York: Pergamon Press, 1985. - P. 32-56.
  6. Blumenthal S.J. Women’s mental health: The new national focus// Ann. NY Acad. Sci. - 1996. - Vol. 789. - P. 1-16.
  7. Fillingim R.B., Maixner W. Gender differences in the responses to noxious stimuli// Pain Forum. - 1995. - Vol. 4. - P. 209-221.
  8. Fillingim R. Sex, gender and pain: women and men really are different// Curr. Rev. Pain. - 2000. - Vol. 4. - P. 24-30.
  9. Haley W.E., Turner J.A., Romano J.M. Depression in chronic pain patients: relation to pain activity, and sex differences// Pain. - 1985. - Vol. 23. - P. 337-343. 
  10. Haug H. Brain sizes, surfaces, and neuronal sizes of the cortex cerebri stereological investigation of man and his variability and a comparison with some mammals (primates, whales, marsupials, insectivores, and one elephant)// Amer. J. Anat. - 1987. - Vol. 180. - P. 126-142.
  11. Kimura D. Sex differences in the brain // Sci. Amer. - 1992. - Vol. 267. - P. 118-125.
  12. Klonoff E.A., Landrine H. Culture and gender diversity beliefs about the causes of sex illnesses// J. Behav. Med. - 1994. - Vol. 17. - P. 407-418.
  13. Legatto M. Principles of gender specific medicine. - New York: Elsevier, 2006. - P. 12.
  14. Lindenstrom E., Boysen G. Lifestyle factors and risk of cerebrovascular disease in women: The Copenhagen City Heart Study// Stroke. - 1993. - Vol. 24. - P. 1468-1472.
  15. Langly R. Sex and Gender Differences in Health and Disease. - New York, 2003. - 240 р.