Среди рожденных детей 70% имеют те или иные проявления перинатальной церебральной патологии. В дальнейшем у 10% формируется отчетливая картина детского церебрального паралича и у 36% - минимальная мозговая дисфункция [2,3]. В связи с этим лечение и реабилитация детей с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями по-прежнему остается актуальной проблемой детской неврологии. Курортное лечение является необходимой частью в общем лечебном комплексе. В последнее время особенно часто используется магнитотерапия реверсивным бегущим магнитным полем различной мощности и частоты, что может обеспечить максимальный подбор биотропных параметров, воздействующих на биоэлектрогенез мышц и головного мозга [1]. В работе изучено влияние бегущего магнитного поля транскраниально с использованием приставки «Оголовье» к аппарату «Атос».
Цель исследования. Изучить влияние транскраниальной магнитотерапии на состояние детей с церебральными параличами.
Материал и методы. В детском психоневрологическом отделении Пятигорского ГНИИ курортологии ФМБА России пролечено 88 детей с церебральными параличами в возрасте от 2 до 7 лет: основная группа (52 чел.) и контрольная (36 чел.). Клиническая характеристика представлена в табл. 1.
Таблица 1. Клиническая характеристика больных
Основная и контрольная группы больных в процентном отношении примерно равноценны. Большая часть наблюдаемых больных имели спастические формы детского церебрального паралича (ДЦП). Так, в основной группе было 20 (38,5%) детей со спастической диплегией и 8 (15,4%) – с гемипарезами; в контрольной группе, соответственно, - 30% с диплегией и 19,4% - с гемипарезами. Среди этой группы больных было наибольшее число с тяжелой степенью заболевания: 34,6% - в основной и 30,7% - в контрольной.
С подкорково-мозжечковым синдромом было 9 детей (13,3%) в основной и 5 (13,8%) в контрольной группах. Минимальная мозговая дисфункция, в основном, в виде дефицита внимания с гиперактивностью, диагностирована у 15 детей в основной и у 11 – в контрольной группах. Эти дети были чрезвычайно расторможены, ничем не могли долго заниматься, их внимание было снижено, слово «нельзя» они практически не понимали. У одного ребенка состояние периодически было неадекватным, агрессивным, мог ударить, укусить другого ребенка. Успокоить его можно было только с помощью медикаментов.
Следует отметить, что среди наблюдаемых больных у значительного числа отмечены нарушения психоречевого развития (у 41 из 52 – 78,8%). У половины из них была тяжелая степень нарушения речи в виде алалии или грубой дизартрии. У части (6 чел.) детей с минимальной мозговой дисфункцией, помимо дефицита внимания с гиперактивностью отмечена задержка развития речи; дети в 3-4 года могли говорить лишь отдельные слова.
Всем больным проведено клиническое и электрофизиологическое обследование: электроэнцефалография, электромиография, реоэнцефалография.
Обеим группам больных проводили комплексное лечение, включающее массаж, лечебную физкультура (ЛФК), занятия с логопедом, прием радоновых ванн концентрацией 40 нКи/л, продолжительностью 10 минут, на курс 5-7 процедур; грязевые аппликации на шейно-воротниковую зону и паретичные конечности температурой 39-40°С, продолжительностью 10 минут, на курс 5-6 процедур.
Помимо этого, детям основной группы назначались физиотерапевтические процедуры – транскраниальная магнитотерапия от аппарата «Атос» от парных индукторов приставки «Оголовье» с магнитной индукцией 45 мТл и частотой 10 Гц, продолжительностью 8 минут, на курс 8 процедур, ежедневно, за исключением дней, когда дети получали грязевые процедуры.
Результаты и обсуждение. После проведенного лечения оценивалось состояние детей с учетом клинических проявлений (табл. 2).
Динамика нейро-моторных проявлений у детей 2-х групп была положительной и практически одинаковой, т.к. достоверной разницы не получено, за исключением 2-х функций. Достоверно улучшилась ручная моторика у детей основной группы и психоречевая функция. Заметно лучше стали говорить дети с дизартрией и дислалией, у половины увеличился словарный запас или появилась возможность произносить слоги.
Отмечены также положительные сдвиги у детей с минимальной мозговой дисфункцией. У 14 из 15 детей с дефицитом внимания с гиперактивностью улучшилось снимание – они стали более усидчивыми, выдерживали 20-минутные занятия с педагогами, интересовались играми, принимали участие в утренниках, запоминали и декламировали небольшие стихи.
У 3 из 6 детей с задержкой развития речи появилась возможность произносить несколько простых слов.
Таблица 2. Динамика клинической симптоматики детей с ДЦП
Дети, не получающие процедуры «Оголовье», заметной положительной динамики не имели. Трое из 11 детей стали спокойнее, принимали участие в общих играх и занятиях, остальные по-прежнему были гиперактивны, неусидчивы, занятия им были в тягость, больше 5-7 минут сидеть на одном месте они не могли. Нередко приходилось прибегать к медикаментам, таким как пантокальцин, фенибут.
До и после лечения больным проводились электрофизиологические исследования. Детям с ДЦП исследовалась биоэлектрическая активность мышц. На электромиограмме (ЭМГ) зарегистрирована положительная динамика биопотенциалов у детей обеих групп (табл. 3).
Таблица 3. Динамика амплитуды осцилляций ЭМГ (мкВ)
Цифры табл. 3 свидетельствуют, что амплитуда осцилляций достоверно увеличивается в мышцах верхних конечностей у детей обеих групп; в мышцах ног достоверно улучшились показатели только в основной группе и только с передней большеберцовой мышцы. Выраженная ретракция ахилловых сухожилий у многих детей не позволяет в достаточной степени улучшить биоэлектрическую активность.
У всех наблюдаемых детей выявлены определенные изменения показателей церебрального кровообращения по данным реоэнцефалографии (РЭГ) (табл. 4). Амплитудно-пульсовое кровенаполнение после лечения достоверно повысилось с 0,115±0,003 до 0,180±0,005 (р<0,05). Улучшились показатели сосудистого сопротивления: при исходно низких цифрах они достоверно повышались (52,0±1,2 – 70,0±1,8, р<0,05); уменьшалось время распространения пульсовой волны при исходно повышенных величинах (136,0±2,9 – 119,0±2,2, р<0,05).
У детей контрольной группы также получены позитивные сдвиги. Достоверно повысилось амплитудно-пульсовое кровенаполнение с 0,112±0,003 до 0,165±0,003 (р<0,05) (табл. 4).
Таблица 4. Динамика реографических показателей сосудов головного мозга
Отмечена также положительная динамика электроэнцефалографических показателей (табл. 5).
У детей основной группы достоверно уменьшилось число электроэнцефалограмм (ЭЭГ) с дизритмией (30,8% - 7,7%, р<0,01), одновременно стали чаще регистрироваться тета-волны и в сочетании с бета-ритмом (50,0% - 69,2%, р<0,05); у 2 детей появился регулярный альфа-ритм, амплитудой 60 мкв. В два раза уменьшилось число электроэнцефалограмм с эпилептической активностью (с 28,8% до 11,5%, р<0,05). Несмотря на регистрацию на ЭЭГ эпиактивности, у детей за время лечения эпилептических пароксизмов не наблюдалось. В контрольной группе существенных сдвигов показателей ЭЭГ не вывили.
Таблица 5. Динамика ЭЭГ-показателей
Анализируя характер изменений в двигательной, психоречевой сфере, биоэлектрогенеза головного мозга, мышц, церебральной гемодинамики, констатировали значительное улучшение состояния у 5 детей с ДЦП (13,5%), улучшение – у 25 (67,6%), незначительное улучшение – у 6 (16,2%), и один ребенок выписан без улучшения (2,7%).
Среди детей контрольной группы не отмечено значительное улучшение, с улучшением выписано 16 (64%), с незначительным улучшением 7 (28%) и без улучшения 2 (8%) детей.
У детей с минимальной мозговой дисфункцией установлено значительное улучшение и улучшение у 14 из 15 (93,3%) и только у одного ребенка улучшение было незначительно.
Среди больных с этой же патологией в контрольной группе улучшение в состоянии наступило только у 7 из 11 (63,6%).
Заключение. Более высокую эффективность лечения у детей основной группы мы связывали с включением в лечебный комплекс транскраниальной магнитотерапии, воздействующей непосредственно на центральные отделы нервной системы, улучшая церебральное кровообращение и нейродинамику. Следует отметить особенно благоприятное влияние на психоречевые структуры, о чем свидетельствует большой процент больных с улучшением речи и психики у детей с ДЦП (62,8%) и минимальное мозговой дисфункцией (93,3%). Разработанная медицинская технология может быть использована как самостоятельный метод лечения, так и в комплексе с курортными факторами.