Введение. Медицинская и социальная значимость проблемы хронической ишемии головного мозга (ХИГМ) чрезвычайно высока в связи с устойчивой тенденцией к старению населения и повышению в популяции удельного веса лиц пожилого возраста. Детальные изменения офтальмологического статуса, нередко не выявляемые при первичном осмотре больного неврологом, становятся явными при более детальном обследовании пациентов с привлечением узких специалистов и с применением современных методов инструментального обследования больных. Обычно оценка изменений офтальмологического статуса проводится лишь однократно и не отслеживается ее динамика, за исключением тех случаев, где офтальмосимптоматика имеет ярко выраженный характер и является одним из ведущих симптомов заболевания (случаи офтальмоплегии, птоза частичного или полного, выраженной гемианопсии и т.д.).
Одним из частых изменений офтальмологического статуса при ХИГМ является изменение поля зрения больного, причем оно может быть выражено как гемианопсиями, так и мелкими абсолютными и относительными скотомами. При изменении состояния больного логично ожидать и изменение полей зрения, однако в доступной нам литературе мы не встретили данных об этих изменениях.
Таким образом, целью нашей работы была оценка динамики изменений полей поля зрения при проведении курса лечения у больных с ХИГМ. Кроме того мы хотели оценить эффективность применения нейропротекторного препарата кортексин в динамике изменений полей зрения у больных данной группы.
Кортексин обладает универсальным нейрометаболическим действием. Он представляет комплекс низкомолекулярных полипептидных фракций, получаемый из коры головного мозга телят и поросят не старше 12 месяцев.[3] Обоснованность применения Кортексина при дисциркуляторной энцефалопатии (ДЭ) подтверждается его ноотропным, нейропротекторным и антиоксидантным действием многими неврологами [1,2,4]. Кортексин обладает целым рядом потенциально полезных свойств, необходимых при коррекции хронической ишемии мозга. Прежде всего, это активация пептидов нейронов и нейротрофических факторов мозга. Кроме того, под действием Кортексина происходит оптимизация баланса метаболизма возбуждающих и тормозных аминокислот, допамина, серотонина, что в целом проявляется снижением уровня пароксизмальной готовности мозга. Кортексин препятствует также образованию свободных радикалов [6].
Столь обширный спектр действия препарата позволил применить его и при лечении глаукомной нейрооптикопатии, при которой выявлялось значительное улучшение полей зрения [5]. В своей работе мы оцениваем действие кортексина на изменения полей зрения при применении препарата в комплексном лечении ХИГМ.
Материалы и методы. С этой целью анализировалось лечение пациентов с ХИГМ в двух группах по 30 пациентов в каждой, схожих по критериям возраста и пола. При офтальмологическом обследовании всех пациентов были выявлены относительные и абсолютные скотомы в полях зрения. Критериями исключения из групп была патология глазного дна, связанная с сахарным диабетом (СД) и глаукомой, а также возрастной макулярной дистрофией (ВМД). У всех пациентов оценивали неврологический и офтальмологический статус в котором оценивали остроту зрения до и после лечения, поля зрения на сферопериметре и периметре HAMPHREY FIELD ANALYZER II - i series ZEISS, проводили дуплексное сканирование сосудов головного мозга.
Первая группа пациентов получила стандартную комплексную терапию (антиоксиданты, антиагреганты, препараты, оптимизирующие метаболизм мозга, вазоактивные препараты). Антидепрессанты назначались при выраженных астено-депрессивных проявлениях заболевания.
Вторая группа пациентов получала аналогичное лечение с добавлением внутримышечного введения кортексина 10 дней подряд в дозе 10 мг.
В процессе данного этапа исследования решались следующие задачи:
1. Оценка влияния Кортексина на изменения полей зрения – уменьшение относительных и абсолютных скотом, расширение границ поля зрения.
2. Оценка влияния препарата на показатели ультразвуковой допплерографии головного мозга (УЗДГ).
Результаты и обсуждение. В неврологическом статусе оценивался у всех 60 пациентов: превалировала вестибулярно-мозжечковая симптоматика в 90,3% случаев; также определялась пирамидная симптоматика (в виде оживления и асимметрии сухожильных рефлексов, появления односторонних пирамидных знаков, легкие парезы конечностей) у 22,6% пациентов, нарушение чувствительности у 29% пациентов; вегетативные симптомы (тремор рук, гипергидроз ладоней и стоп, вазомоторные реакции, эмоциональная лабильность) в 74,2% случаев.
В офтальмологическом статусе в обеих группах у 100% больных были выявлены изменения полей зрения (критерий включения в исследование). У 100% пациентов выявлена ангиопатия сетчатки смешанного генеза (табл. 1).
Таблица 1. Основные неврологические и офтальмологические синдромы участников исследования
Эффективность терапии определяли по повторной периметрии, контрольному осмотру глазного дна, контрольному УЗДГ и оценке неврологического статуса, проводимого неврологом.
Ранее отечественными исследователями было многократно показано, что применение Кортексина у больных с хроническими цереброваскулярными заболеваниями приводит к улучшению состояния пациентов и уменьшению выраженности наиболее часто встречающихся объективных и субъективных клинических проявлений данной патологии – астенического синдрома, вегетативных и вестибулярно-мозжечковых нарушений. На этом фоне имелось желание оценить терапевтические свойства препарата с точки зрения офтальмологической симптоматики.
При общей оценке эффекта лечения в целом по группе было выявлено четкое превалирование положительных результатов при использовании Кортексина.
В целом на фоне терапии Кортексином в подавляющем большинстве случаев отмечено улучшение, как субъективных симптомов, так и объективных данных. При этом у 90,3% больных отмечалось уменьшение выраженности субъективных симптомов: эмоциональной лабильности, тревоги и депрессивных реакций, утомляемости, головной боли, головокружения (рис.1).
Значимые изменения отмечены во второй группе больных со стороны офтальмологического статуса: так в первой группе больных улучшение поля зрения (уменьшение площади скотом как относительных, так и абсолютных, отмечено у 17 пациентов (56,6 %), в то время как во второй группе положительная динамика отмечена у 21 пациента (70%).
Рис.1. Динамика субъективных симптомов (в баллах)
На фоне лечения Кортексином (рис. 2) происходила положительная динамика в неврологическом статусе, с регрессом преимущественно вестибулярно-мозжечковых и вегетативных симптомов. Ни у одного из пациентов, включенных в исследование, осложнений не отмечено.
Данные полностью коррелировали с показателя и УЗДГ, проводимому у пациентов обоих групп. При оценке результатов дуплексного сканирования следует отметить, что изменение скорости кровотока отмечается у всех пациентов, связанные с наличием у пациентов с данной патологией выраженных атеросклеротических изменений головного мозга. Однако у пациентов второй группы в 2-х случаях(3,3%) отмечается замедление кровотока в магистральных сосудах,в то время как в первой контрольной группе у 4-х пациентов (6,7%)значительное ухудшение показателей.
Ни в одном случае применения кортексина не отмечено аллергических и побочных реакций.
Рис.2. Динамика неврологических симптомов (в баллах)
Заключение
1. Кортексин обладает универсальным нейроцитопротективным и ноотропным действием, улучшая тем самым у пациентов с ХИГМ как основные неврологические функции, так и офтальмологические показатели у данной группы пациентов.
2. У подавляющего числа пациентов с ХИГМ (в 70 % случаев) при лечении Кортексином отмечается уменьшение выраженности изменений полей зрения.
3. На фоне лечения Кортексином отмечается положительная динамика в неврологическом статусе, с регрессом преимущественно вестибулярно-мозжечковых и вегетативных симптомов.
4. При лечении Кортексином у пациентов не возникает побочных реакций.
5. Кортексин может быть рекомендован как нейропротектор не только при цереброваскулярных заболеваниях, но и при целом ряде патологических состояний, сопровождающихся ухудшением полей зрения.