Нарушения памяти у больных, перенесших инсульт в бассейне средней мозговой артерии

Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

Исследование нарушений памяти клинико-психологическими методами при сосудистых поражениях головного мозга является актуальной темой. Сосудистые заболевания головного мозга вышли в России на второе место среди всех причин смерти населения. Ежегодно в стране происходит более 400 тыс. инсультов. Инвалидизация после инсульта составляет 3,2% на 100 000 населения, а к труду возвращается не более 20% больных [1].

На данный момент нейропсихологические расстройства при таких заболеваниях недостаточно изучены в отличие от травматических и опухолевых локальных поражений, проанализированных и систематизированных А.Р. Лурия и его последователями [2].

Современные методы реабилитации таких больных, перенесших инсульт, все еще остаются не совсем эффективными, так многие до конца своей жизни не могут обойтись без помощи близких. Важно превратить пациентов в самообслуживающихся лиц. Поиск новых методов лечения и подходов к реабилитации поможет снизить уровень инвалидизации после перенесенного инсульта [6].

Инсульт – это тяжелое и опасное сосудистое поражение центральной нервной системы, которое вызвано нарушением мозгового кровообращения.

В зависимости от причины вызвавшей инсульт, выделяют два его вида: ишемический и геморрагический.

Под геморрагическим инсультом понимается разрыв стенки сосуда и в последующем кровоизлияние в вещество головного мозга, подпаутинное пространство, либо в желудочки.

Нарушение кислородного обеспечения нервных клеток, вызванное закупоркой сосуда головного мозга, приводит к развитию ишемического инсульта [1].

Память – это запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта [5].

«…Память, ни в какой мере не может рассматриваться как простая «запись» и «считывание», следов (схема, которая так часто становится исходной при рассмотрении мнестических процессов в современных попытках «моделировать» психические явления). Понятие памяти включает, как элементарную возможность запечатлевать и воспроизводить следы прошлого опыта, так и сложно построенную мнестическую деятельность, при которой запоминание и воспроизведение следов являются исходной задачей, требующей избирательного выделения нужного материала, торможения всех побочных связей, иногда использования соответствующих средств и всегда сличения воспроизводимых следов с исходной задачей. Мнестическая деятельность человека может быть по-разному организована и при локальных поражениях мозга может страдать в различных звеньях. Игнорировать это сложное строение рассматриваемых процессов значило бы недопустимо упрощать изучаемый материал и заменять богатейшие факты реальности пустыми и бессодержательными схемами» [3].

Нейропсихологические методики позволяют выявить последствия нарушения мозгового кровообращения для памяти человека. Соотнести тяжести расстройств кратковременной и долговременной, модально-специфической, модально-неспецифической памяти, непосредственного и опосредованного запоминания у больных с локальными и сосудистыми поражениями мозга [2].

Выделены два основных типа нарушения памяти – модально-специфические и модально-неспецифические, а также особый тип – нарушение мнестической деятельности [7].

У больных с ишемическим инсультом в бассейне средней мозговой артерии могут возникать модально-специфические дефекты памяти, которые характерны для поражения теменных, височных и заднелобных конвекситальных отделов [2].

Средняя мозговая артерия отдает ветви, которые снабжают кровью почти всю наружную поверхность коры головного мозга. По ней получают питание чувствительные кожные и слуховые, двигательные, а также области коры головного мозга, связанные с речью. Под прямым углом от широкого русла средней артерии отходят ветви, которые погружаются в глубину вещества мозга [1].

Модально-специфические нарушения не являются нарушениями структуры мнестической деятельности. Это дефекты операций запоминания и припоминания. Благодаря этому открывается возможность компенсации данных нарушений мнестической деятельности [4].

Целью экспериментально-психологического исследования является изучение нарушений памяти у пациентов, перенесших ишемический инсульт в бассейнах левой и правой средних мозговых артерий.

Задачи:

  1. Исследование особенностей памяти у пациентов с ишемическим инсультом в бассейне средней мозговой артерии/
  2. Обработка и сравнительный анализ поученных экспериментальных данных нарушения памяти при ишемическом инсульте в бассейне правой средней мозговой артерии и в бассейне левой средней мозговой артерии.

В качестве испытуемых были выбраны две группы больных, находящихся на реабилитации в специализированном центре города Красноярска. Обследованы 10 больных правшей с ишемическим инсультом в бассейне правой средней мозговой артерии и 10 больных правшей с ишемическим инсультом в бассейне левой средней мозговой артерии.

Для проведения исследования состояния памяти больных использовались нейропсихологические методы  А.Р.Лурия, патопсихологические методы и шкала количественной оценки данных нейропсихологического обследования памяти Ж.М.Глозман. Все диагностические методики отвечают логике и целям исследования, подобраны с учетом возраста, образования пациентов и позволяют в совокупности выявить нарушения памяти у пациентов, перенесших инсульт.

1) Для оценки кратковременной слухоречевой памяти, а также способности перевода материала в долговременную память, прочности запоминания при отсроченном воспроизведении после интерференции использовалась методика «Заучивание  десяти слов», предложенная А.Р.Лурия.

2) Для исследования опосредованного запоминания использовалась методика «Пиктограмма» А.Р.Лурия.

3) Для исследования смысловой памяти использовалась методика «Воспроизведение рассказов».

4) Для исследования влияний побочной (интерферирующей) деятельности на удержание запомнившегося материала использовалась методика «Две группы по три слова».

5) Для исследования невербальной памяти использовалась методика «Запоминание пяти геометрических фигур», предложенная А.Р.Лурия.

6) Для исследования влияния побочной деятельности на запоминание фраз использовалась методика, предложенная А. Р. Лурия «Запоминание двух смысловых рядов».

7) Количественный анализ нарушений памяти проводился с помощью шкал количественной оценки данных нейропсихологического обследования Ж.М. Глозман.

Анализ проведенного эмпирического исследования памяти больных показал, что при поражении правой средней мозговой артерии отмечается снижение объема слухоречевой кратковременной памяти у  5 пациентов из 10. У второй группы пациентов с поражением левой средней мозговой артерии наблюдается иной результат. Объем слухоречевой кратковременной памяти снижен у всех 10  испытуемых (рис. 1).

Рис 1. Состояние слухоречевой кратковременной памяти.

Рис 1. Состояние слухоречевой кратковременной памяти.

Объем слухоречевой долговременной памяти снижен у 4 испытуемых из 10 при поражении в бассейне правой средней мозговой артерии. Грубое снижение объема слухоречевой  долговременной  памяти у 10 испытуемых из 10 выявлено при поражении в бассейне левой средней мозговой артерии (рис. 2).

Рис. 2. Состояние слухоречевой долговременной памяти.

Рис. 2. Состояние слухоречевой долговременной памяти.

Смысловая память незначительно снижена у 4 из 10 пациентов с поражением в бассейне правой средней мозговой артерии. При поражении в бассейне левой средней мозговой артерии снижение смысловой памяти выявлено у 6 испытуемых из 10 (рис. 3).

Рис. 3. Состояние смысловой памяти.

Рис. 3. Состояние смысловой памяти.

Нарушение опосредованного запоминания было выявлено у всех 20 из 20 обследованных пациентов, перенесших ишемический инсульт в бассейне средней мозговой артерии (рис. 4).

Рис. 4. Состояние опосредованного запоминания.

Рис. 4. Состояние опосредованного запоминания.

Невербальная память сохранна у 18 испытуемых из 20. Нарушение отмечается у двух пациентов, перенесших инсульт  в бассейне левой средней мозговой артерии (рис. 5).

Рис. 5. Состояние невербальной памяти.

Рис. 5. Состояние невербальной памяти.

По результатам исследования с помощью методики «Две группы по три слова» отмечаются отрицательные влияния интерферирующей деятельности на удержание запомнившегося материала. При гомогенной интерференции снижение у 3 из 10 пациентов, перенесших инсульт в бассейне правой средней мозговой артерии, и у 6 из 10 пациентов с поражением в бассейне левой средней мозговой артерии (рис. 6).

Рис. 6. Влияние гомогенной интерференции на удержание запомнившегося материала.

Рис. 6. Влияние гомогенной интерференции на удержание запомнившегося материала.

Гетерогенная интерференция влияет отрицательно на удержание запомнившегося материала у 2 из 10 больных с поражением в бассейне правой средней мозговой артерии. При инсульте в бассейне левой средней мозговой артерии нарушение наблюдается у 6 из 10 испытуемых (рис. 7).

Рис. 7. Влияние гетерогенной интерференции на удержание запомнившегося материала.

Рис. 7. Влияние гетерогенной интерференции на удержание запомнившегося материала.

Исследование влияний смысловой организации материала на объём запоминания и влияний отрицательных воздействий на воспроизведение следов после гомогенной интерференции проводилось с помощью методики «Запоминание двух смысловых рядов».

Отрицательное влияние гомогенной интерферирующей деятельности выявлено у 2 из 10 пациентов, перенесших инсульт в бассейне правой средней мозговой артерии, и у 5 из 10 пациентов с поражением в бассейне левой средней мозговой артерии (рис. 8).

Рис. 8. Влияние гомогенной интерференции на удержание запомнившегося материала.

Рис. 8. Влияние гомогенной интерференции на удержание запомнившегося материала.

Результаты  шкалы количественной оценки нарушений мнестических функций Ж.М. Глозман позволяют перевести качественные данные нейропсихологического обследования в баллы для статистического анализа. Чем выше балловая оценка, тем больше выявлено нарушений мнестической деятельности (рис. 9).

Рис. 9. Количественная оценка нарушений мнестических функций.

Рис. 9. Количественная оценка нарушений мнестических функций.

В работе проведен анализ нарушений памяти больных, перенесших инсульт в бассейне средней мозговой артерии. Можно сделать вывод о том, что нарушения памяти у пациентов с ишемическим инсультом, зависят от стороны поражения в бассейне средней мозговой артерии. Более выраженный дефект отмечается у больных, перенесших инсульт в бассейне левой средней мозговой артерии. Результаты данного исследования могут быть использованы для построения программы реабилитации больных, перенесших ишемический инсульт в бассейне средней мозговой артерии, которая позволит снизить уровень инвалидизации, и поможет вернуть пациентов к более самостоятельной жизни.

Список использованных источников:

  1. Белянская Е. Н., Краснова М. А. Инсульт. Как жить дальше? М.: Эксмо 2005. – 191 с.
  2. Карлов В. А., Сорокина Н. Д., Селицкий Г. В. Нарушения разных видов памяти у больных с ишемическим инсультом. Журнал неврологии и психиатрии им.С. С.Корсакова, 2001. – N 2. - С.7-11.
  3. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. М.: МГУ, 1976. – 250 с.
  4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973. – 373 с.
  5. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
  6. Стаховская Л. В., Котов С. В. Инсульт. Руководство для врачей. М.: Медицинское информационное агентство, 2014. – 400 с.
  7. Хомская Е. Д. Нейропсихология: учебник для вузов. - 4-е изд., СПб.: Питер, 2005. – 496 c.