Объективная оценка тяжести повреждений позвоночника

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова, г. Санкт-Петербург

Центральная городская больница, г. Пятигорск.

Все широко используемые шкалы оценки тяжести общего повреждения, так или иначе, оценивают тяжесть повреждения позвоночника и спинного мозга, но только в комплексе сочетанных повреждений. В то же время, предложено достаточное количество шкал и классификационных схем оценки травмы позвоночника. Некоторые из них получили широкое распространение, некоторые малоизвестны. Несмотря на многочисленные доступные материалы в литературе по оценке и лечению травмы позвоночника, точной, исчерпывающей и информативной схемы оценки ее тяжести нет [16,19]. Классификационные системы могут быть удобными, в прикладном плане, если они обеспечиваются единообразными общепринятыми методами описания повреждений [15]. Учитывая неуклонный рост травматизма [5-7, 9, 12] необхо­димы унифицированные подходы в оценке степени тяжести поврежде­ния позвоночника и спинного мозга. Единая система оценки тяжести повреждений позвоночника, представленная в цифровом выраже­нии, будет давать возможность проводить адекватную статисти­ческую обработку и сопоставление данных, оценивать разные методы лечения пострадавших и прогнозировать развитие осложнений [8]. Как правило, оценка тяжести травмы позвоночника в публикациях сводиться к степени неврологической дисфункции или к ее оценке в структуре сочетанных повреждений с использованием некоторых оценочных шкал для определения тяжести общего повреждения [1, 3, 4, 10, 13]. Использование наиболее часто применяемых шкал для оценки тяжести травмы, в случае наличия спинальных повреждений, не дает необходимой уверенности в их точности, т.к. эти шкалы не проявляют достаточной чувствительности, специфичности и разрешающей способности [2]. В литературе описаны и используются многочисленные шкалы и классификационные схемы для оценки травмированного позвоночника [17, 18, 20,-22]. Из предложенных в недавнем времени и широко распространенных классификаций наиболее удачным следует считать определение в буквенном или числовом выражении каких-либо, в зависимости от задач классификации, характеристик повреждения, что помогает в общении, обобщенной оценке результатов и способов лечения. Только классификационная схема субаксиальных повреждений SLIC (subaxial injury classification) предложенная M. Dvorak и др., [21], TLISS [20] и классификация White и Panjabi [22], включая не только морфологический и биомеханический компонент, позволяют выполнять балльную оценку травмы. В то же время ни одна из этих схем не предназначена для оценки повреждения позвоночника в целом (в силу определенных анатомических и биомеханических особенностей различных отделов позвоночника) и не является универсальной.

Материал и методы. В работе проведён анализ комплексного обследования и лечения 134 пострадавших с повреждением позвоночника. При оценке неврологического статуса у спинальных больных использовали шкалу ASIA (American Spine Injury Assosiation). Повреждения позвоночника классифицировались согласно классификации AO/ASIF (Association for Osteosynthesis/Association for Stable Injury Fixation). Тяжесть спинальной травмы также оценивалась и по предложенной нами шкале. За основу взяты градации типа перелома трех главных категорий повреждений по классификации AO/ASIF, учитывая, что тяжесть перелома возрастает от типа А к типу С [18, 11], типа неврологического дефицита по шкале ASIA (American Spine Injury Association), от типа Е к типу A и уровень повреждения, отдельно для неосложненной и осложненной травмы (табл. 1,2).

Таблица 1. Определение балла тяжести неосложненной травмы позвоночника

Таблица 1. Определение балла тяжести неосложненной травмы позвоночника

 

Таблица 2. Определение балла тяжести осложненной травмы позвоночника

Таблица 2. Определение балла тяжести осложненной травмы позвоночника

При множественных и многоуровневых повреждениях балл полностью рассчитывается для повреждения на уровне неврологических расстройств плюс уровень без неврологических расстройств рассчитанный по таблице для неосложненной травмы. При множественных и многоуровневых неосложненных повреждениях рассчитывается один самый каудальный уровень с наиболее тяжелым типом перелома плюс балл для каждого поврежденного позвонка с менее тяжелым типом.

Разделение типа повреждения позвоночника по шкале AO/ASIF только на главные категории выбрано в соответствии с тем, что по результатам многоцентрового исследования [14, 21] степень согласия между отдельными исследователями в оценке категорий повреждений по классификации АО значительно возрастала с уменьшением количества оцениваемых категорий и составила в среднем 67% (колеблясь от 41% до 91%), но в то же время коэффициент согласия (коэффициент каппа) был достаточно скромным – 0,33. Таким образом, подобная система делает оценку менее громоздкой и повышает ее достоверность. Средний возраст больных 38,03±19,13 года (от 2 до 83). Наибольшее количество больных пришлось на лиц трудоспособного возраста (17 - 50 лет) - 86(64,2%) пострадавших. Повреждения позвонков типа А было у 96(71,6%), В – 27(20,1%), С – 11(8,2%) пострадавших. Распределение пострадавших по степени неврологической дисфункции было следующим: тип А 9(6,7%), В 3(2,2%), С 9(6,7%), D 13(9,7%) и Е 100(74,6%) больных.

Статистическую обработку материала проводили при помощи программы «MedCalc, Version 8.1.1.0». Рассчитывали: корреляционный коэффициент (вычисление коэффициента ранговой корреляции Spirmen), достоверность различий (тест Mann-Whitney), оценку рабочей характеристической кривой (ROC) системы оценки тяжести травмы позвоночника, чувствительность, специфичность, площадь под характеристической кривой (AUROC).

Среди пострадавших мужчин было 81 (60,4%), женщин - 53 (39,6%).

Результаты исследования. Проведенный анализ по предложенной нами шкале тяжести травмы позвоночника позволил разделить больных, в зависимости от развития у них осложнений или смертельного исхода, на 3 группы: легкой, средней и тяжелой. Среди больных первой группы 78(58,2%) (легкая) лишь только у 1(1,3%) развились осложнения, у больных 2 группы (средней тяжести) осложнения развились у 16(38,1%) пациентов и у пострадавших 3 группы (тяжелая) осложнения выявлены в 14(100%) случаях (табл. 3).

Таблица 3. Баллы тяжести повреждения позвоночника и общее количество больных

 Таблица 3. Баллы тяжести повреждения позвоночника и общее количество больных

Легкие спинальные повреждения имели 78(58,2%) пострадавших (1 - 3 баллов). Из них мужчин 37(47,4%), женщин 41(52,6%). Травму позвоночника средней тяжести (4 – 10 баллов) имели 42(31,3%) пострадавших. Из них мужчин 33(78,6%), женщин 9 (21,4%). Тяжелая травма была определена у 14(10,5%) пострадавших, 11(78,6%) мужчин и 3(21,4%) женщин.

Из больных с неврологическим дефицитом легкой степени повреждений позвоночника не имел не один пострадавший. Спинальную травму средней тяжести имели 20(58,8%), тяжелую 14(41,2%) больных. В группе пострадавших с неосложненной травмой позвоночника все больные имели легкие повреждения по нашей шкале (рис. 1).

Рис. 1. Баллы тяжести спинальной травмы и тип неврологических нарушений.

Рис. 1. Баллы тяжести спинальной травмы и тип неврологических нарушений.

Среди больных с легкой травмой позвоночника 18(23,1%) имели сочетанные повреждения, со средней тяжестью 24(57,1%), с тяжелой 7(50%) (рис. 2). Среди пострадавших с повреждениями позвоночника средней и тяжелой степени более половины пострадавших будут иметь сочетанную травму.

Рис. 2. Соотношение балла тяжести спинальных повреждений с сочетанной травмой.

Рис. 2. Соотношение балла тяжести спинальных повреждений с сочетанной травмой.

При анализе этой шкалы по типу повреждения позвоночника выявлено, что соотношение между ними менялось при увеличении балла за счет увеличения пострадавших с повреждениями типа В и С. Из числа пострадавших с легкими спинальными повреждениями имели тип повреждения А 75(96,1%) больных, тип повреждения В 2(2,6%) и тип повреждения С 1(1,2%). Больные, имеющие травму позвоночника средней тяжести имели повреждения типа А 17(40,5%), типа В 19(45,2%) и типа С 6(14,3%). Пострадавшие с тяжелой травмой позвоночника: тип А 4(28,6%), тип В 6(42,8%) и тип С 4(28,6%). Разница в тяжести травмы позвоночника по этой шкале среди пострадавших, имеющих тип повреждения А и В была достоверной (P < 0,0001), т.е. пострадавшие с типом перелома В имели более тяжелые повреждения позвоночника. Так же разница была достоверной между пострадавшими с типом перелома А и С (P < 0,0001). Различия в степени тяжести спинальных повреждений между пострадавшими, имеющими повреждения В и С были не достоверны (P = 0,1192).

Среди пострадавших с легкой травмой позвоночника осложнения отмечены всего лишь у 1(1,3%) пациента (больной имел несостоятельность швов послеоперационной раны). У 16(38,1%) пациентов со спинальной травмой средней тяжести отмечались следующие осложнения: пневмония 3(7,1%), инфекционные урологические 2(4,8%),пролежни 2(4,8%), сепсис 2(4,8%), нагноение послеоперационной раны 3(7,1%), прочие 11(26,2%), смерть 2(4,8%) случаев. Среди пострадавших с тяжелой травмой позвоночника осложнения развились у 14(100%) пациентов: пневмония 8(57,1%), инфекционные урологические 8(57,1%),пролежни 5(35,7%), сепсис 3(21,4%), нагноение послеоперационной раны 1(7,1%), тромбоэмболические осложнения 3(21,4%), прочие 14(100%), смерть 2(14,3%) случаев (табл. 4).

Таблица 4. Соотношение степени тяжести спинальной травмы с количеством пострадавших с осложнениями

Таблица 4. Соотношение степени тяжести спинальной травмы с количеством пострадавших с осложнениями

Хотя и степень корреляции предложенной нами шкалы с осложнениями, развившимися у наших больных, была средней силы, коэффициент ранговой корреляции Спирмена r=0,676 (P<0,0001), диагностическая чувствительность составила 86,7, специфичность 93,3, а разрешающая способность этой шкалы оказалась отличной AUROC=0,945 (P=0,0015, рис. 3), что значительно превосходит показатели других, наиболее часто используемых шкал оценки тяжести травмы у пострадавших с повреждениями позвоночника.

Рис. 3. Чувствительность и специфичность шкалы оценки тяжести спинальных повреждений.

Рис. 3. Чувствительность и специфичность шкалы оценки тяжести спинальных повреждений.

Выводы. Предложенная нами шкала тяжести спинальных повреждений показала отличную диагностическую чувствительность (86,7), специфичность (93,3) и разрешающую способность (AUROC=0,945, P=0,0015), она достаточно проста в использовании, основана на традиционных, общепринятых критериях оценки травмированного позвоночника, включая как механистические критерии травмы так и степень ее неврологических осложнений, что позволяет с уверенностью использовать ее для градации тяжести травмы позвоночника в отличие от большинства наиболее часто используемых шкал, оценивающих степень тяжести общих повреждений. При наличии балла тяжести равного 14 или более (тяжелые спинальные повреждения по оригинальной градации) с высокой степенью вероятности можно ожидать у больного развитие осложнений.

Список использованных источников:

  1. Тактика оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанной позвоночно-спинномозговой травмой/ А. Н. Блаженко, А. А.  Афаунов, Г. М.  Хашаульгов, П. Б.  Нестеренко// Хирургия позвоночника.  – 2010.  №4.  – С.  8–14.
  2. Интегральные системы оценки тяжести травмы при повреждении позвоночника/ Р. В. Глазков, В. П. Берснев, А. В. Верещако, В. В.  Позин, С. М.  Маршалкин//  Российский нейрохирургический журнал им.  проф.  А. Л.  Поленова. - 2012. - Т. - Специальный выпуск - С. 11–14.
  3. О стандартизации оценки неврологических нарушений при изолированной травме позвоночника и спинного мозга (комментарий к статье В. И.  Шевцова и соавт.)/ А. А. Гринь, Д. Е. Яриков// Нейрохирургия. - 2000. - №4. -С. 36-37.
  4. Гринь А. А. Хирургическое лечение больных с повреждением позвоночника и спинного мозга при сочетанной травме: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. – М., 2007 – 48 с.
  5. Коган О. Г. Реабилитация больных при травмах позвоночника и спинного мозга. - М.: Медицина, 1975. – 240 с.
  6. Инвалидность вследствие травматического поражения спинного мозга, медико-социальная экспертиза и реабилитация/ М. М. Косичкин, Л. П. Гришина, Д. М. Шапиро// Мед.- соц. эксперт. и реабилитация.- 1999. -№ 1. - С. 9-15.
  7. Эпидемиология позвоночно-спинномозгового травматизма в Ленинградском регионе/ Е. Н. Кондаков, Б. Ф. Ручкин, З. М. Михельруд и др.// Эпидемиология травмы центральной нервной системы. - Л., 1989. -С.  95-103.
  8. Лебедев В. В. Проблема объективной оценки тяжести сочетанной и множественной травмы// Нейрохирургия. -2000. -№4. -С. 54-58.
  9. Лившиц А. В. Хирургия спинного мозга. - М.: Медицина, 1991. -350 с.
  10. Причины летальных исходов и ошибки диагностики при повреждениях позвоночника и спинного мозга у больных с сочетанной травмой/ В. В. Крылов и др.// Нейрохирургия. - 2003.№3. -С.17 - 21.
  11. Вертебрология в терминах, цифрах, рисунках/ Э. В. Ульрих, А. Ю. Мушкин. - СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2004. - 187 с.
  12. Фридланд М. О. Курс ортопедии. - М.: Медгиз, 1940. - 387 с.
  13. Модель оценки безопасности оперативных вмешательств при позвоночно-спинномозговой травме в остром периоде/ А. М. Янковский, С. В. Марченко, А. М. Васильев// Нейрохирургия. -2008.№1. -С. 44-47.
  14. Inter-observer reliability in the classification of thoraco-lumbar spinal injuries/ M. Blauth, L. Bastian, C. Knop et al.// Orthopaedics. - 1999. - Vol.28. -P.662–681.
  15. Validating a newly proposed classification system for thoracolumbar spine trauma: looking to the future of the thoracolumbar injury classification and severity score/ C. M. Bono, A. R. Vaccaro, R. J. Hurlbert// J. Orthop. Trauma. - 2006. - Vol.20. - P.567 – 572.
  16. Chapman J. R. Classifications in spine: a tectonic shift// Spine J. - 2009.-Vol. 9. -P. 776-777.
  17. Denis F. The three column spine and its significance in the classification of acute thoracolumbar spinal injuries// Spine. -1983.-Vol. 8. -P. 817–831.
  18. A comprehensive classification of thoracic and lumbar injuries/ F. Magerl, M. Aebi, S.D. Gertzbein et al.// Eur. Spine J.-1994.-Vol.3.-P.184–201.
  19. Sethi M.K., Schoenfeld A., Bono C.M., Harris M.B. The evolution of thoracolumbar injury classification systems// Spine J.- 2009.-Р.780–788.
  20. A new classification of thoracolumbar injuries: the importance of injury morphology, the integrity of the posterior ligamentous complex, and neurologic status/ A.R. Vaccaro, R.A. Lehman et al.// Spine.-2005.-Vol.30.-P.2325–2333.
  21. The subaxial cervical spine injury classification system: a novel approach to recognize the importance of morphology, neurology, and integrity of the disco-ligamentous complex/ A.R Vaccaro, R.J Hulbert, A.A Patel, C. Fisher, M. Dvorak, R.A. Jr Lehman, P. Anderson, J. Harrop, F.C. Oner, P. Arnold, M. Fehlings, R. Hedlund, I. Madrazo, G. Rechtine, B. Aarabi, M. Shainline// Spine.-2007.-Oct.1.-Vol.32.-P.2365-2374.
  22. White A.A. Physical Properties and Functional Biomechanics of the Spine/ In White A, Panjabi M. (eds): Clinical Biomechanics of the Spine. - Philadelphia: Lippincott Williams & Wilkens, 1990.- P. 22.