Вариабельность сердечного ритма при опухоли головного мозга, протекающей с эпилептическими приступами

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Введение. Изменение деятельности сердечно-сосудистой системы, в том числе сердечного ритма, является наиболее ярким индикатором отклонений, возникающих в регулирующих системах. Они предшествуют гемодинамическим, метаболическим, энергетическим нарушениям и могут быть наиболее ранними прогностическими признаками неблагополучия пациента [10, 17].

Одними из первых работ, доказавшими взаимосвязь между поражениями головного мозга и нарушениями ритма сердца, а также летальностью от сердечно-сосудистых заболеваний, включая внезапную сердечную смерть, стали исследования L. Reinstein, S. Lavy, J.R. Mikolich [18, 20, 23]. Одним из информативных методов изучения функционального состояния организма является метод исследования вариабельности ритма сердечного (ВРС) - вариационной кардиоинтервалометрии, достоинствами которого являются неинвазивность, высокая оперативность и информативность, простота и доступность получения исходной информации [6].

ВРС является способом изучения синусового сердечного ритма с применением современного математического анализа. Полученные данные указывают на активацию связей сердца и головного мозга при поражении центральной нервной системы (ЦНС). Это позволяет обсуждать сложное и многостороннее влияние мозгового поражения на функцию органов и систем, нарушение деятельности которых, в свою очередь, способно привести к срыву витальных функций и внезапной смерти [7, 8]. Сегодня исследование ВРС активно внедряется в клиническую практику. Установлена высокая информативность ВРС при диагностике полиневропатий, синкопальных состояний. Имеются разработки, позволяющие определить диагностическую значимость исследования ВРС и, в частности, спектрального анализа ритма сердца при гипертонической болезни, патологии щитовидной железы, невротических расстройствах, опухолях головного мозга, рассеянном склерозе, паркинсонизме и ряде других заболеваний [2-4, 9, 12, 14, 15, 21, 24, 25].

Хорошо известно, что интервал между циклами сердечных сокращений зависит от ритмической активности пейсмейкерных клеток синусового узла. В свою очередь ритмическая активность находится под нервным и эндокринным контролем, а также под влиянием ряда гуморальных факторов, изменяющих порог спонтанной деполяризации пейсмейкеров синусового узла. Последнее приводит, соответственно, к увеличению или уменьшению интервала между циклами сердечных сокращений и, следовательно, частота сердечных сокращений (ЧСС). Поэтому факторы, регулирующие ЧСС, будут определять и вариабельность сердечного ритма [3]. Распределение мощности и центральная частота каждого компонента не фиксированы, а могут варьировать в связи с изменениями автономных модуляций сердечного цикла [11, 16, 19].

Частотный анализ позволяет определить максимальную общую мощность спектра (TP), спектральные мощности высокочастотного (HF), низкочастотного (LF) и очень низкочастотного (VLF) компонентов (диапазон частот 0,15-0,35Hz, 0,05-0,15Hz и 0,004-0,05Hz, соответственно), а также соотношение (индекс) LF/HF. При этом, по мнению абсолютного большинства исследователей, HF характеризует тонус парасимпатического, а LF, индекс LF/HF и VLF - симпатического отдела вегетативной нервной системы [1, 13, 22].

Материалы и методика исследований. В исследовании приняло участие 43 больных поступивших на лечение в нейрохирургическое отделение Рязанской Областной клинической больницы (ОКБ) с диагнозом - опухоль головного мозга в возрасте от 22 до 70 лет, направление из Областной клинической поликлиники (ОКП) и районных больниц Рязанской области. Критерии включения в исследование: взрослые больные с опухолями головного мозга, находящиеся на лечении в нейрохирургическом отделении Рязанской ОКБ. Пациенты разделены на 2 группы в зависимости от наличия (1 группа) или отсутствия (2 группа) эпилептических приступов. Для исследования применялся анализ вариабельности сердечного ритма. У всех больных была выполнена пятиминутная запись кардиоинтервалограммы в 3 пробах: покоя (фон), гипервентиляция и после гипервентиляция. Использовался аппаратно-программный комплекс «Варикард 2.51» и программное обеспечение «Иским-6». Состояние вегетативной̆ нервной̆ системы и ее механизмов регуляции оценивались статистическими (ЧСС, среднеквадратическое отклонение - СКО, и показатель активности регуляторных систем - ПАРС), геометрическими (Мода - МО, вариационный размах - ВР, и индекс напряжения - ИН ), а так же спектральными характеристиками (ТР, НF, LF, VLF, LF/HF, индекс централизации - ИЦ и процентное отношение трех компонентов тотальной мощности НF (%HF), LF (%LF) и VLF (% VLF).

Cтатистический анализ проводился с помощью непараметрических методов математической статистики (U-критерий Манна-Уитни) Использовался пакет компьютерных программ Statistica10.0.

Результаты и их обсуждение. Проведен сравнительный анализ показателей ВРС у пациентов с опухолью головного мозга в зависимости от наличия эпилептических приступов. Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1. Показатели ВСР у больных с опухолями головного мозга

 Таблица 1. Показатели ВСР у больных с опухолями головного мозга

Примечание: значимость различий между двумя группами сравнивания: * - p<0,05; ** - p<0,01; ФП - фоновая проба; ГВП- гипервентиляционная проба; ПГВП - постгипервентиляционная проба.

У больных первой группы наблюдается высокий уровень ЧСС на всех исследуемых пробах, что отражает повышенную активность симпатического отдела вегетативной нервной системы по сравнению с больными второй группы, у которых выявлены преобладания парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Под влиянием симпатического нерва увеличивается ЧСС (стимуляция синусовый узла). Деятельность вегетативной нервной системы находится под постоянным влиянием центральной нервной системы и других гуморальных влияний. Повышенная активность симпатического отдела вегетативной нервной системы подразумевает напряжение вегетативной нервной системы раздражителем и является ответом на его воздействие.

У больных первой группы наблюдается уменьшение показателей Мо во всех исследуемых пробах, максимально 15,3%, (p<0,05) в фоновой пробе, по сравнению с больными второй группы, что отражает доминированное влияние симпатического отдела вегетативной нервной системы на сердечный ритм у больных первой группы. Мо отражает активность гуморальной регуляции сердечного ритма и уменьшается при доминировании симпатического отдела вегетативной нервной системы и возрастает при доминировании парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.

Среднее квадратическое отклонение (СКО) - стандартная статистическая оценка вариабельности сердечного ритма (нормальное значение СКО от 40 до 80 мс), но имеет половые и возрастные различия. Особенность показателя заключается в том, что его уменьшение или увеличение может быть связано и с автономными и с центральными механизмами регуляции. Уменьшение СКО отражает преобладание симпатической регуляции (т.е. напряжение регуляторных систем). У больных первой группы наблюдается уменьшение СКО в фоновом исследовании и после гипервентиляции. В фазе гипервентиляции у больных первой группы наблюдается нарастание СКО по сравнению с исходным состоянием, что указывает на временное усиление автономной регуляции вследствие повышенного влияния гипервентиляции на сердечный ритм.

У больных первой группы наблюдается достоверное уменьшение показателей ВР на 76,5% (p<0,05) в фоновом состоянии и на 67,3% (p<0,05) после гипервентиляциии по сравнению с больными второй группы что отражает доминирование адренергических воздействий на сердечный ритм у больных первой группы в отличие от М-холинергических воздействий на ритм сердца у больных второй группы. Вариационный размах служит как показатель изменения продолжительности пульсовых интервалов и демонстрирует степень регуляции вегетативной нервной системы, точнее парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. ВР уменьшается при доминировании симпатического воздействия на ритм сердца и возрастает при преобладании парасимпатического воздействия на ритм сердца.

ИН - индекс напряжения. Существует ряд интегральных показателей для измерения степени напряжения функциональных систем из показателей ВСР, и наиболее распространенный из них индекс напряжения регуляторных систем. Широко известно, что этот индекс теряет свое значение при физиологической нагрузке (в нашем исследовании - гипервентиляционная проба). Преобладание высокого уровня индекса напряжения у больных с опухолями головного мозга, протекающими с эпилептическим синдромом, обозначает, что адаптационные механизмы значительно напряжены и организм нуждается в высших отделах центральной нервной системы, т.к. автономная регуляция напряжена и не может обеспечить требуемый уровень адаптации. У физически здоровых взрослых ИН составляет 80-140 ед. и вырастает при увеличении симпатического тонуса и в целом отражает вегетативный гомеостаз. У больных первой группы наблюдается достоверное увеличение ИН на 64,8% (p<0,05) в фоновой пробе и на 62% (p<0,05) в гипервентиляционной пробе, что отражает увеличение симпатического тонуса вегетативной нервной системы по сравнению с больными второй группы.

ИЦ-индекс централизации, количественное отношение между центральным и автономным контролем регуляции сердечного ритма. Среднее абсолютное значение у здоровых людей от 0,7 до 1,5. ИЦ указывает на относительное усиление симпатического тонуса и его увеличение говорит о центральном управлении ритма сердца. У больных первой группы наблюдается достоверное увеличение ИЦ на 84% (p<0,05) после гипервентиляции, а также увеличение в фоновой и гипервентиляционной пробе по сравнению с больными второй группы, что отражает преобладание симпатической нервной системы и центральное управление у больных первой группы.

LF/HF - отношение мощности низких частот к мощности высоких частот и является взаимоотношением между симпатическими и парасимпатическими компонентами вегетативной нервной системы. Это соотношение получило широкое распространение как способ оценки сердечно-сосудистой автономной регуляции, где увеличение этого соотношения отражает преобладание симпатической нервной системы и наоборот. Симпатическое преобладание ведет к централизации контроля сердечного ритма. У больных первой группы наблюдается достоверное увеличение LF/HF на 37,5% (p<0,05) после гипервентиляции а также увеличение на 49,4% в фоновой и гипервентиляционной пробе по сравнению с пациентами второй группы, что говорит о значимой активации центральных механизмов регуляции (симпатикотония) и снижение автономных механизмов. Присутствие эпилептических синдромов у больных первой группы вызывает стресс адаптационных систем и это дорого обходится физиологическому механизму адаптации.

VLF характеризует влияние высших вегетативных центров на подкорковые центры и отражает состояние нейрогуморального и метаболического уровня регуляции и служит показателем степени связи автономных и корковых уровней регуляции. Измерение мощности VLF, LF и HF осуществляется в абсолютных единицах мощности (мс2), но здесь отображено процентное отношение трех компонентов тотальной мощности (TP), т.е. относительный вклад каждого из трех компонентов в пропорции к общей мощности. Высокочастотные колебания (HF) отражают преимущественное влияние парасимпатической системы и низкочастотные колебания (LF) отражают преобладание симпатического влияния на сердечный ритм. У больных первой группы наблюдается преобладание LF над VLF и HF во всех исследованных пробах (HF<VLF<LF, p<0,05) в после гипервентиляции по сравнению с пациентами второй группы(VLF<LF<HF, p<0,05 в фоновой пробе и VLF<LF<HF , p<0,05 после гипервентиляции) что обозначает преобладание влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы на сердечный ритм у больных первой группы и парасимпатического преобладания у второй группы.

Выводы. Все проанализированные показатели кратковременного (пятиминутного) анализа ВСР показывают наиболее выраженные нарушения регуляторных механизмов высших нейрометаболических систем, в том числе и гуморальная система и автономная нервная система и также угнетение высших функциональных резервов сердечно-сосудистой системы. Опухоли головного мозга создают значительный стресс регуляторных систем, что отрицательно влияет на взаимосвязь между центральными и автономными механизмами регуляции. Высокий уровень нейрогуморального влияния на сердечный ритм при опухоли головного мозга также влияет на адаптационный потенциал организма. Сопутствующие эпилептические синдромы у больных с опухолями головного мозга являются дополнительной нагрузкой на механизмы адаптации, которые проявляются преобладанием симпатического отдела вегетативной нервной системы, вернее централизация контроля сердечного ритма, «гиперадаптация» соответствующих физиологических адаптационных систем и в результате приводит к возможному неблагополучному исходу (срыв адаптации). Выявленные особенности сегментарных и эрготропных механизмов, а также преобладание воздействия симпатического отдела вегетативной нервной системы у больных с опухолями головного мозга, протекающими с эпилептическими синдромами, сообщают нам о подавлении автономных механизмов регуляции и преобладания симпатических центральных механизмов.

Практическая значимость. Статистические, геометрические и спектральные показатели ВРC являются наиболее эффективным способом для оценки адаптационного потенциала и для прогнозирования течения эпилепсии у больных с опухолями головного мозга.

Список использованных источников:

  1. Барышникова Г.А. Дефицит магния и его коррекция при сердечно-сосудистых заболеваниях // Клинический вестник. - 1994. - No. 1. - с. 28-31.
  2. Котельников С.А., Мантонин Е.А. Дифференциальная диагностика синкопальных состояний с помощью спектрального анализа ритма сердца // Современные подходы к диагностике и лечению нервных и психических заболеваний. Матер. конф. - СПб. - 2000. - С. 463-465.
  3. Котельников С.А., Ноздрачев А.Д., Одинак М.М. и др. Вариабельность ритма сердца: представления о механизмах // Физиология человека. - 2002. - Т. 28. - No. 1. - с. 130-143.
  4. Одинак М.М., Дыскин Д.Е., Котельников С.А. Пароксизмальные расстройства сознания неэпилептической природы (синкопы) // Эпилепсия: Этиология. Патогенез. Клиника. Дифференциальная диагностика. Медикаментозное лечение. - СПб.: Политехника. - 1997. - С. 128-163.
  5. Одинак М.М., Котельников С.А., Наумов К.М., и др.
 Использование спектрального анализа ритма сердца в неврологической практике // Современные подходы к диагностике и лечению нервных и психических заболеваний. Материалы конференции. - СПб. - 2000. - С. 470-471.
  6. Хренкова В.В., Абакумова Л.В., Лысенко А.В., и др. Вариационная кардиоинтервалометрия как метод экспресс-оценки функционального состояния студентов с разным уровнем двигательной активности // Фундаментальные исследования. - 2014. - No 11. - с. - 1090-1093.
  7. Algra A., Gates P. C., Fox A.J. et al. Side of brain infarction and long-term risk of sudden death in patients with symptomatic carotid disease // Stroke. - 2003. - Vol. 34. - No. 12. - P. 2871-2875.
  8. Algra A., Tijssen J.G., Roelandt J.R. et al. Heart rate variability from 24 hour electrocardiography and the 2 year risk for sudden death // Circulation. - 1993. - Vol. 88. - P. 180-185.
  9. Baharav A., Mimouni M., Lehrman S.T., et al. Spectral analysis of heart rate in vasovagal syncope: the autonomic nervous system in vasovagal syncope // Clin. Auton. Res. - 1993. - Vol. 3, No. 4. - P. 261-269.
  10. Carney R.M., Blumenthal J.A., Stein P.K., et al. Depression, heart rate variability, and acute myocardial infarction // Circulation. - 2001. - Vol. 104. - No. 17. - P. 2024-2028.
  11. Ewing D.J., Martin C.N., Young R.J. et al. The value of cardiovascular autonomic function tests; 10 years experience in diabetes // Diabetic Care.- 1985. - Vol. 8. - P. 491-498.
  12. Ewing D.J., Neilson J.M., Travis P. New method for assessing cardiac parasympathetic activity using 24 hour electrocardiograms // Br. Heart J. - 1984. - Vol. 52. - No. 4. - P. 396-402.
  13. Fazekas Т., Scherlag B.J., Vos М. et al. Magnesium and the heart: antiarrhythmic therapy with magnesium // Clin. Cardiol. - 1993. - Vol. 16. - P. 768-774.
  14. Flachenecker P., Hartung H.P., Reiners K. Power spectrum analysis in heart rate variability in Guillain-Barre syndrome. A longitudinal study // Brain. - 1997. - Vol. 120. - P. 1885-1894.
  15. Heart Rate Variability. Standards of measurements, physiological interpretation and clinical use /Task Force of the European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology // Circulation. - 1996. - Vol. 93. - No. 5. - P. 1043-1065.
  16. Hirsh J.A., Bishop В. Respiratory sinus arrhythmia in humans; How breathing pattern modulates heart rate // American journal of Physiology. -1992. - Vol. 85. - P. 164-171.
  17. Jouven X., Empana J.P., Schwartz P.J. et al. Heart rate profile during exercise as a predictor of sudden death // N. Engl. J. Med. - 2005. - Vol. 352. - No. 19. - P. 1951-1958.
  18. Lavy S., Yaar I., Melamed E. et al. The effect of acute stroke on cardiac functions as observed in an intensive stroke care unit // Stroke. - 1974. - Vol. 5. - P. 775-780.
  19. Lown B., Verrier R.L. Neural activity and ventricular fibrillation // New England Journal of Med. - 1976. - Vol. 294, - P. 1165-1170.
  20. Mikolich J.R., Jacobs W.C., Fletcher G.F. Cardiac arrhythmias in patients with acute cerebrovascular accidents // JAMA. - 1981. - Vol. 246. - P. 1314-1317.
  21. Pagani M., Malfatto G., Pierini S. et al. Spectral analysis of heart rate variability in the assessment of autonomic diabetic neuropathy // J. Autonomic Nervous System. - 1988. - Vol. 23. - No. 2. - P. 143-153.
  22. Pierce J.B. // Heart healthy magnesium / Your nutritional key to cardiovascular wellness. Avery Publishing Group. Garden City Park. N. Y. 1994.
  23. Reinstein L., Gracey J.G., Kline J.A. Cardiac monitoring of the acute stroke patient // Arch. Phys. Med. Rehabilitation. - 1872. - Vol. 53. - P. 311-314.
  24. Spallone V., Menzinger G., Diagnosis of cardiovascular autonomic neuropathy in diabetes // Diabetes. - 1997. - Vol. 46. - Suppl. 2. - P. 567-576.
  25. Wolf M.M., Varigos G.A., Hunt D., et al. Sinus arrhythmia in acute myocardial infarction // Med. J. Aust. - 1978. - Vol. 2. - No. 2. - P. 52-53.