Возрастная характеристика движений центра тяжести у женщин 55-64 лет

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск

Введение. Особенности колебательных движений центра тяжести (ЦТ) человека в пределах базы поддержки его опоры являются одним из важнейших критериев оценки функции равновесия. Их изучение продолжает оставаться одной из актуальных задач постурологии, поскольку знания о параметрах и наиболее выраженных этапах изменений - необходимое условие эффективной реабилитационной работы, направленной на сохранение постурального контроля, в том числе у людей в пожилом и старческом возрасте [10]. В настоящее время в отечественной научной литературе нет точных данных об особенностях движений ЦТ у женщин пенсионного возраста (55 лет и старше) и об их изменениях после 59 лет [1, 5]. Поэтому цель данной работы заключалась в выявлении возрастных особенностей колебательных движений ЦТ в пределах базы поддержки его опоры у женщин 55-64 лет.

Материалы и методы. Было обследовано 509 человек в возрасте 55-64 лет (средний возраст (М±SD) - 59,9±3,0 года). В первую возрастную группу (ВГ) были включены женщины, возраст которых находился в пределах 55-59 лет (n=210), во вторую ВГ - женщины в возрасте 60-64 лет (n=299). В группы исследования не были включены женщины, находящиеся на учете в психоневрологических диспансерах, имеющие в анамнезе инсульты, деменцию, черепно-мозговые травмы, а также лица, постоянно проживающие в домах престарелых.

Оценку качества жизни (КЖ) производили при помощи опросника SF-36v2 [18]. По данному опроснику оценивались следующие сгруппированные компоненты КЖ: физический (Physical Component Summary - PCS) и психологический (Mental Component Summary - MCS) компоненты КЖ, а также общий показатель связанного со здоровьем КЖ (Health Status Summary - HSS) [3, 4].

Для оценки особенностей колебательных движений ЦТ в пределах базы поддержки его опоры использовался компьютерный динамический постурографический (стабилометрический) комплекс «Smart Equitest Balance Manager» производства США. Проводились тесты Motor Control Test (MCT) и Rhythmic Weight Shift (RWS).

MCT позволяет оценить способность постуральной системы человека быстро восстанавливаться после неожиданных внешних воздействий в виде толчков опорной платформы в направлениях вперед или назад с разными темпами: слабые (со скоростью толчков 2,8 градуса в секунду, равной смещению ЦТ на 0,7 градуса), средние (6 градусов в секунду, равной смещению ЦТ на 1,8 градуса) и сильные толчки (8 градусов в секунду - смещение ЦТ на 3,2 градуса). Одним из важных параметров данного теста является показатель Latency (LAT), который характеризует количество времени (мс) от момента начала толчков разной интенсивности до начала активной реакции пациента с целью удержания равновесия и сохранения ЦТ в пределах базы поддержки его опоры. Величина Composite of all Latencies (LAT-CMP) представляет собой среднее значение реакции пациента при средних и сильных толчках во всех направлениях.

Тест RWS позволяет проводить количественную оценку двух характеристик движения, связанных со способностью пациента произвольно перемещать собственный ЦТ и при этом ритмично раскачиваться в направлениях влево/вправо или вперед/назад совместно с ориентиром (так называемой мишенью), который движется с разной скоростью. При этом скорость мишени при медленных движениях влево/вправо составляет 2,67 градуса в секунду; при средних движениях влево/вправо - 4 градуса в секунду; при быстрых движениях влево/вправо - 8 градусов в секунду; при медленных движениях мишени вперед/назад - 1,78 градуса в секунду; при средних движениях вперед/назад - 2,68 градуса в секунду; при быстрых движениях вперед/назад - 5,35 градуса в секунду. Способность управлять движением ЦТ в заданном направлении, замедлять, ускорять движения и менять их направление, реципрокно двигаться и адаптироваться к временным ограничениям является составной частью нормального постурального контроля. Измеряемые параметры данного теста - это осевая скорость (On-Axis Velocity) и контроль направления (Directional Control). On-Axis Velocity (V) - это скорость движения ЦТ (градусов в секунду (град./с.)) в заданном направлении. В первой пробе учитывается лишь скорость движения пациента в направлении влево/вправо (left/right (L/R)), а любые другие скорости движений ЦТ не приниматься во внимание. Mean V-L/R - это среднее значение показателей скоростей при медленных, средних и быстрых движениях ЦТ в направлениях влево/вправо. Во второй пробе учитывается лишь скорость движения пациента в направлениях вперед/назад (forward/backward (F/B)), все остальные скорости перемещения ЦТ не рассматриваются. Mean V-F/B - это среднее значение показателей скоростей при медленных, средних и быстрых движениях ЦТ в направлениях вперед/назад. Directional Control (DC) характеризует количество движений в указанном направлении (к мишени) и количество излишних движений (от мишени) и позволяет оценить качество управления движением ЦТ во фронтальном и сагиттальном направлениях. Выражается данный показатель в процентах. Если все движения пациента направлены к мишени (прямая линия), то количество излишних движений будет равно нулю, соответственно, наилучший результат контроля направления будет равен 100 %. Использовались следующие показатели DC: Mean DC-L/R - среднее значение контроля направления при медленных, средних и быстрых движениях ЦТ в направлениях влево/вправо; Mean DC-F/B - среднее значение контроля направления при медленных, средних и быстрых движениях ЦТ в направлениях вперед/назад.

Статистическая обработка полученных данных производилась с использованием компьютерной программы «SPSS 22». В связи c тем, что не во всех выборках обнаружено нормальное распределение показателей, параметры по группам оценивались и представлены медианой (Ме) и процентильным интервалом 25-75 (Q1-Q3). Для сравнения групп и исследования связей использовался непараметрический статистический метод (тест Манна-Уитни для сравнения двух независимых выборок). С целью выявления наличия связей между показателями использовали коэффициент корреляции ρ-Спирмена. Пороговый уровень статистической значимости соответствовал значению критерия р≤0,05.

Результаты исследования. Сравнительный анализ PCS пожилых пациенток показал (табл. 1), что у женщин в ВГ 55-59 лет все квартили были выше, чем у женщин в ВГ 60-64 года (статистика U Манна-Уитни=24766,5; р<0,001). При этом медиана во всех ВГ находилась выше 50 баллов. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы: во-первых, у женщин после 59 лет происходит снижение физического компонента КЖ; во-вторых, полученные результаты еще раз доказывают, что сохранение значений физического компонента КЖ у пожилых женщин на уровне 50 баллов и выше оказывает благоприятное воздействие на продолжительность их жизни [18]; в-третьих, снижение физического компонента КЖ 40 баллов и ниже можно рассматривать как предкритический уровень, повышающий риск ухудшения общего состояния здоровья, а также уменьшения физической и повседневной активности [4].

Таблица 1. Сравнительная характеристика сгруппированных компонентов КЖ у женщин 55-64 лет

Таблица 1. Сравнительная характеристика сгруппированных компонентов КЖ у женщин 55-64 лет

Характеристика показателей MCS не выявила статистически значимых различий между ВГ женщин (p>0,1). Однако медиана в ВГ 60-64 года находилась ниже 50 баллов. Следовательно, для большинства обследованных женщин этого возраста характерно преобладание психологического компонента КЖ на уровне ниже должного.

Выявлено снижение всех показателей HSS у женщин в ВГ 60-64 года по сравнению с женщинами ВГ 55-59 лет (статистика U Манна-Уитни=27269,5; p=0,015). Кроме того, установлено, что медиана данного показателя у лиц в ВГ 60-64 года находилась ниже 50 баллов. Полученные данные указывают на снижение, в том числе ниже должного уровня, у женщин после 59 лет общего показателя связанного со здоровьем КЖ.

У женщин 55-59 лет все квартили CMP-LAT MCT (табл. 2) были выше, чем у женщин в возрасте 60-64 лет (U Манна-Уитни=26776,5; p=0,006). Установлено замедление скорости координированных моторных реакций у женщин после 59 лет. Анализ коэффициентов ранговой корреляции Спирмена обнаружил обратные умеренные связи между показателями CMP-LAT и HSS (ρ-Спирмена=-0,301 с учетом поправки Бонферрони, р=0,001). Полученные результаты позволяют сделать вывод, что замедление координированных моторных реакций у женщин 55-64 лет приводит к снижению общего показателя связанного со здоровьем КЖ.

Таблица 2. Сравнительная характеристика показателей MCT и теста RWS у женщин 55-64 лет

Таблица 2. Сравнительная характеристика показателей MCT и теста RWS у женщин 55-64 лет

При сравнительной оценке возрастных особенностей теста RWS установлено, что все медианы показателей Mean DC-L/R (U Манна-Уитни=25411,5; p < 0,001) и Mean DC-F/B (U Манна-Уитни=26791,5; p=0,001) у женщин в ВГ 55-59 лет были выше, чем у женщин в ВГ 60-64 года. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у женщин после 59 лет происходит снижение качества управления ЦТ во фронтальном и сагиттальном направлениях. Изучение ранговой корреляции Спирмена выявило прямые умеренные связи между показателями Mean DC-L/R и HSS (ρ-Спирмена=0,327 с учетом поправки Бонферрони, р<0,001), а также между показателями Mean DC-F/B и HSS (ρ-Спирмена=0,309 с учетом поправки Бонферрони, р<0,001). Таким образом, снижение качества управления ЦТ во фронтальном и сагиттальном направлениях у женщин в возрасте 55-64 лет приводит к ухудшению общего показателя связанного со здоровьем КЖ.

У женщин 55-64 лет при сравнении значения параметра Mean V-L/R обнаружены возрастные различия на уровне статистической тенденции (p≤0,1). При этом все квартили данного показателя в ВГ 55-59 лет были выше. Также выявлено, что все квартили Mean V-F/B у женщин в ВГ 55-59 лет были выше, чем у женщин в ВГ 60-64 года (U Манна-Уитни=25547,5; p<0,001). Следовательно, у женщин после 59 лет происходит снижение скорости движений ЦТ в сагиттальном направлении, а также существует риск снижения скорости движений ЦТ во фронтальном направлении. Характеристика коэффициентов ранговой корреляции Спирмена показала прямые умеренные связи между показателями Mean V-F/B и HSS (ρ-Спирмена=0,349 с учетом поправки Бонферрони, р<0,001). Полученные данные позволяют сделать вывод, что снижение скорости движений ЦТ в сагиттальном направлении у женщин в возрасте 55-64 лет негативно отражается на общем показателе связанным со здоровьем КЖ. Таким образом, на основании полученных данных исследования можно сделать вывод, что изменения адаптационных и скоростных параметров движений ЦТ в пределах базы поддержки его опоры у женщин в возрасте 55-64 лет будет негативно отражаться на общем показателе связанного со здоровьем КЖ.

Обсуждение результатов. Известно, что повышение связанного со здоровьем КЖ пожилых людей невозможно без совершенствования системы эффективного и качественного медицинского обеспечения данной категории граждан [14]. Снижение физического компонента КЖ у женщин в пожилом возрасте может быть следствием недостаточного (или некачественного) медицинского обслуживания, с которым чаще сталкиваются пенсионеры 60 лет и старше [8], что обосновывает необходимость развития системы гериатрической помощи в нашей стране [9]. Проведенные исследования доказывают, что мониторинг КЖ у людей в пожилом и старческом возрасте являться важным критерием прогнозирования продолжительности их жизни и эффективности оказываемой им медицинской и социальной помощи [6].

Не выявлены возрастные различия психологического компонента КЖ у женщин 55-64 лет. Можно предположить, что у женщин после 59 лет психологическое старение становятся определяющими физиологического, при прогнозировании продолжительности и качества их жизни.

Оценка результатов МСТ обследованных женщин позволяет сделать вывод, что после 59 лет у них наблюдается ослабление нервно-мышечных реакций, что будет приводить к снижению адаптационных возможностей сенсорных и моторных компонентов постуральной системы к быстрому реагированию на изменения ЦТ в пределах базы поддержки его опоры. Известно, что ослабление координированных моторных реакций у пожилых людей способствует снижению скорости простой и сложной ходьбы и тем самым косвенно ухудшает мобильность [17]. Некоторые исследователи отмечают, что нарушение баланса во фронтальной плоскости у пожилых людей негативно отражается на параметрах простой и сложной ходьбы [13]. Следовательно, у обследуемых женщин после 59 лет будет наблюдаться тенденция снижения параметров простой и сложной ходьбы. В связи с этим необходимо проведение исследования, направленного на оценку возрастных особенностей динамических компонентов постурального контроля у женщин 55-64 лет.

  1. Clark и D.J. Rose отмечают, что мышцы нижних конечностей, а также мышцы спины играют существенную роль в корректировке баланса в сагиттальной плоскости [11]. На основании этих утверждений можно сделать следующий вывод: у женщин после 59 лет наблюдается изменение функционирования мышц и суставов ног, а также спины, что будет негативно отражаться на физическом компоненте и общем показателе связанного со здоровьем КЖ. Возможно, значительное ухудшение качества управления ЦТ во фронтальном и сагиттальном направлениях является первым признаком развития симптома скованности движений у людей в пожилом и старческом возрасте, сопутствующего ряду нервных заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата, в особенности суставов.

Известно, что замедление скорости координированных моторных реакций, а также качества управления ЦТ во фронтальном и сагиттальном направлениях у пожилых людей повышает риск развития у них гериатрического синдрома падений [2, 15]. Хорошо известно, что проблема падений в основном характерна для людей 65 лет и старше [1, 17]. В связи с этим можно предположить, что у обследованных женщин старше 59 лет существует риск ранних изменений функции постуральной стабильности, способствующих развитию гериатрического синдрома падений раньше 65-летнего возраста. Наши исследования обосновывают важность повсеместного внедрения компьютерной стабилометрии (постурографии) в практику гериатрии для ежегодного мониторинга состояния постурального контроля у лиц пожилого и старческого возраста. Это позволит своевременно выявлять у них изменения функции равновесия и снижать риск падений, тем самым оказывать положительное влияние на продолжительность и качество их жизни [1].

Сегодня очевидно, что снижение физического компонента КЖ у пожилых женщин негативно отражается на параметрах их физической активности [18]. В предыдущих исследованиях нами уже отмечалось, что снижение физической активности пожилых людей сказывается отражаться на качестве управления движениями ЦТ во фронтальном и сагиттальном направлениях [5, 7]. В связи с этим можно предположить, что у женщин после 59 лет наблюдается снижение физической активности, что также будет негативно отражаться на продолжении трудовой деятельности на пенсии. Должный уровень физической активности у людей в пожилом и старческом возрасте является необходимым условием обеспечения процесса их успешного старения. Многочисленные исследования показывают, что физические упражнения в пожилом и старческом возрасте оказывают положительное влияние на физическую активность, нейрофизиологические механизмы постурального контроля, а также на функционирование опорно-двигательного аппарата [12, 16, 17]. В связи с этим для лиц 60 лет и старше необходимо разработать и повсеместно внедрить комплекс физических упражнений, которые будут благоприятно воздействовать на статические и динамические компоненты постурального контроля. Со временем это должно привести к развитию геронтологической физической культуры как комплекса физкультурно-оздоровительных мер, направленных на реабилитацию и адаптацию людей в пожилом и старческом возрасте к возрастным и социальным изменениям и на преодоление барьеров, препятствующих процессу их успешного старения.

Список использованных источников:

  1. Гудков А.Б., Дёмин А.В., Грибанов А.В. Постуральный баланс у пожилого человека на Севере. Архангельск: ОАО «Соломбальская типография». 2014. 190 с.
  2. Гудков А.Б., Дёмин А.В., Грибанов А.В. Характеристика постурального контроля у женщин пожилого возраста с синдромом падений // Успехи геронтологии. 2015. Том 28, № 3. С. 513-520.
  3. Дёмин А.В. Возрастные особенности качества жизни пожилых женщин, проживающих на Европейском Севере России // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 331-336.
  4. Дёмин А.В. Популяционные показатели качества жизни женщин 65-74 лет, проживающих на Европейском Севере России // Молодой ученый. 2015. № 21. С. 261-268.
  5. Дёмин А.В., Грибанов А.В. Особенности постурального баланса у работающих и неработающих пожилых мужчин // Врач-аспирант. 2013. № 1(56). С. 34-39.
  6. Дёмин А.В., Кривецкий В.В., Фесенко В.В. Особенности качества жизни у мужчин старших возрастных групп с разными темпами старения // Фундаментальные исследования. 2012. № 7-2. С. 296-299.
  7. Дёмин А.В., Сидорова О.В., Волова А.А. Особенности постурального баланса у городских пожилых мужчин, занимающихся садоводством и огородничеством // Молодой ученый. 2013. № 9. С. 84-87.
  8. Карюхин Э.В. Организация медико-социальной помощи пожилым людям // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты. М.: Издательство "Свято-Димитриевское училище сестер милосердия", 2003. С. 122-140.
  9. Куницына Н.М., Прощаев К.И., Ильницкий А.Н., Юдина Е.В. Гериатрическая помощь в условиях государственного и коммерческого здравоохранения. Белгород: издательство НИУ "БелГУ", 2012. 132 с.
  10. Cherry K.E., Brown J.S., Kim S., Jazwinski S.M. Social Factors and Healthy Aging: Findings from the Louisiana Healthy Aging Study (LHAS) // Kinesiology review. 2016. Vol. 5, № 1. P. 50-56.
  11. Clark S., Rose D.J. Evaluation of dynamic balance among community-dwelling older adult fallers: A generalizability study of the limits of stability test // Archives of physical medicine and rehabilitation. 2001. Vol. 82, № 4. P. 468-474.
  12. Granacher U., Gollhofer A., Hortobágyi T., Kressig R.W., Muehlbauer T. The importance of trunk muscle strength for balance, functional performance, and fall prevention in seniors: a systematic review // Sports medicine (Auckland, N.Z.). 2013. Vol. 43, № 7. P. 627-641.
  13. Hurt C.P., Rosenblatt N., Crenshaw J.R., Grabiner M.D. Variation in trunk kinematics influences variation in step width during treadmill walking by older and younger adults // Gait and posture. 2010. Vol. 31, № 4. P. 461-464.
  14. Lam C.L., Fong D.Y., Chin W.Y., Lee P.W., Lam E.T., Lo Y.Y. Brief problem-solving treatment in primary care (PST-PC) was not more effective than placebo for elderly patients screened positive of psychological problems. // International journal of geriatric psychiatry. 2010. Vol. 25, № 10. P. 968-980.
  15. Lázaro M., Cuesta F., León A., Sánchez C., Feijoo R., Montiel M., Ribera J.M. Valor de la posturografía en ancianos con caídas de repetición [Elderly patients with recurrent falls. Role of posturographic studies]// Medicina clínica. 2005. Vol. 124, № 6. P. 207-210.
  16. Li F. The effects of Tai Ji Quan training on limits of stability in older adults // Clinical interventions in aging. 2014. № 9. P. 1261-1268.
  17. Lord S.R., Close C.T., Sherrington C., Menz H.B. Falls in Older People: Risk Factors and Strategies for Prevention. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. 408 p.
  18. Ware J.E., Kosinski M., Bjorner J.B., Turner-Bowker D.M., Gandek B, Maruish M.E. User's manual for the SF-36v2 Health Survey. Lincoln, RI: QualityMetric Incorporated, 2007. 309 p.