Анализ качества сна женщин до и во время беременности

Пензенский институт усовершенствования врачей

Введение. С наступлением беременности сон меняется у большинства женщин, появляются жалобы на отсутствие чувства отдыха после сна, боли в спине и судороги икроножных мышц. На боль в спине и судороги жалуется более 50% беременных, около трети, которых испытывают эти неудобства и в ночное время, что отрицательно сказывается на качестве сна. Эффективность сна снижается, несмотря на то, что общее время в постели увеличивается. Это связано с увеличением количества ночных пробуждений (время засыпания при этом может не изменяться). Кроме того, отмечается увеличение продолжительности первой стадии сна (стадии дремоты) и уменьшение стадии сна со сновидениями. Предварительные исследования беременных с преэклампсией показали, что у большинства пациенток отмечается снижение качества сна в связи с изменением привычного положения тела, увеличением количества ночных пробуждений и появлением синдрома периодического движения конечностей во сне. Заболевания, связанные со сном (нарколепсия, снохождение), возникшие до беременности, продолжаются и во время нее [1]. С увеличением срока беременности изменяется общее время сна, оно незначительно увеличивается в первом триместре, после чего прогрессивно уменьшается к третьему триместру беременности [2].

В современной психологии приоритетной задачей не так давно стало изучение психологического статуса женщины в период беременности. Последние исследования в области медицинской и перинатальной психологии позволяют качественнее описать различные психологические особенности беременных, сопровождающие внутриутробное развитие ребенка и физиологические изменения в организме беременной. При этом происходят изменения психоэмоционального состояния женщины, ее настроения, появление тревоги и страхов. Не только физическое, но и психическое здоровье ребенка закладывается в период беременности. Формируется становление образа младенца, осознание женщиной своей материнской роли [3,4]. Стресс и волнение во время беременности повышают риск рождения ребенка раньше времени, и вес часто может быть ниже нормы [5]. Кроме того, необходимо отметить, что психологический статус беременной взаимосвязан и с артериальным давлением (АД). Имеются данные, указывающие на более высокий уровень психической дезадаптации у беременных с неадекватным снижением АД в ночные часы, они сензитивны в условиях стресса, т.е. сверх чувствительны к происходящим с ними событиям, что сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п. [6].

В ходе другого исследования удалось доказать, что тревожность во время беременности может повлиять на вес новорожденного, а также на срок беременности. Особенно подвержены опасности беременные женщины с тяжелой или хронической тревожностью. Специалисты изучали группу женщин из семей с низким доходом: 50% женщин были афроамериканками, а остальные — мулатками. У женщин из этой группы было несколько факторов риска, влияющих на беременность, например, употребление алкоголя и табака. Однако было показано, что тревожность матери во время беременности непосредственно влияет на роды и состояние ребенка, независимо от таких факторов, как употребление наркотиков, образование и раса [7].

Оказалось, что третий триместр – наиболее опасное время в этом аспекте. Женщины, страдавшие от приступов тревожности в третьем триместре, рожали детей с меньшим весом, в отличие от женщин, не подверженных психическим расстройствам. В первом и втором триместрах влияние тревожности на вес ребенка было значительным только в тех случаях, когда приступы были достаточно серьезными. Низкий уровень тревожности у женщин в первые два триместра беременности не оказывал существенного влияния на вес ребенка при родах [7].

Одним из наиболее признанных в сообществе ученых опросников качества сна является Питтсбургский опросник качества сна. Он позволяет оценивать субъективное качество сна, время ожидания сна, продолжительность сна, обычную эффективность сна. Его чувствительность – 98,7%, специфичность – 84,4%.

Однако литературных данных об использовании PSQI (Питтсбургский опросник качества сна) для оценки качества сна беременных до сих пор не было. Кроме того, не было данных по оценке опросника Спилбергера-Ханина у беременных. Это единственная методика, позволяющая дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.

Цель работы: оценка изменения качества сна женщин после наступления беременности.

Материал и методы исследования. В исследование включено 400 беременных в возрасте от 18 до 40 лет, сроки беременности от 10 до 39 нед. Использовался адаптированный для беременных Питтсбургский опросник качества сна. Беременным предлагалось ответить на вопросы, касаемые их качества сна за месяц до беременности и во время гестации. Учитывались следующие параметры качества сна: время ожидания сна, продолжительность сна, обычная эффективность сна, использование медикаментов для поддержания сна. Ответы на девять вопросов, касаемых непосредственно различных видов нарушений сна, переводились в баллы, от 0 до 3 за каждый, в зависимости от степени выраженности отдельного расстройства.

Для выявления уровня тревожности каждая беременная заполняла опросник Спилбергера-Ханина. В исследование было включено 150 беременных, относящихся к белой расе. В момент исследования все они были на третьем триместре беременности. При интерпретации показателей использовались следующие общепринятые границы тревожности: до 30 баллов — низкая, 31—44 балла — умеренная; 45 и более – высокая [6].

Результаты исследования и их обсуждение. В результате обработки данных было выявлено, что 21,7% опрошенных беременных имели различной степени выраженности нарушения сна. Причем до беременности только у 8,75% был нарушен сон (р<0,05). Субъективное качество сна было нарушено у 79,8% беременных, до беременности этот показатель составлял 64% (р<0,05). Время ожидания сна изменялось в меньшей степени - от 78,75% до беременности к 80% (р<0,05) после наступления гестации. Продолжительность сна и обычная эффективность сна оставались на прежнем уровне. Медикаменты для поддержания сна из всех опрошенных беременных использовала только одна женщина (как до беременности, так и при гестации). Дневная сонливость в той или иной мере беспокоила 75% беременных. До наступления беременности эта цифра составляла 61,25% (р<0,05) (рис.1). Усугублялись разного рода нарушения сна. Так, до беременности в среднем балл нарушений сна составлял 2,825 из 27 возможных. В то же время после наступления беременности этот балл увеличивался до 6,1 (р<0,05) (рис.2).

Рис. 1. Изменение параметров сна после наступления беременности

Рис. 1. Изменение параметров сна после наступления беременности

Рис. 2. Изменение среднего балла нарушений сна после наступления беременности

Рис. 2. Изменение среднего балла нарушений сна после наступления беременности

Предварительные исследования беременных с преэклампсией показали, что у большинства пациенток отмечалось снижение качества сна в связи с изменением привычного положения тела, увеличением количества ночных пробуждений и появлением синдрома периодического движения конечностей во сне [8]. Вышепредставленные результаты, во-первых, показывают распространенность нарушений сна у беременных по данным Питтсбургского опросника качества сна, а, во-вторых, свидетельствуют о том, что многие женщины еще до наступления беременности имели проблемы со сном. У них нарушения сна можно было бы минимизировать еще до наступления беременности с целью снижения риска развития осложнений во время гестации. На это необходимо обращать внимание еще на этапе планирования семьи.

При анализе психологического статуса по данным опросника Спилбергера-Ханина было выявлено, что 22,86% беременных имеют высокую реактивную тревожность, 37,14% - высокую личностную тревожность, 14,29% - низкую реактивную тревожность. Связи с социальными факторами выявлено не было.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда — тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, эмоциональными, невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Тревожность не является изначально негативным феноменом. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания; высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

По результатам данного исследования сложно судить о том, когда конкретно была сформирована высокая личностная тревожность у 37,14% опрошенных – до или во время беременности. Однако важен тот факт, что более трети опрошенных нами беременных женщин склонны к состояниям тревоги, что, несомненно, может повлиять на успешное разрешение беременности.

Хроническая тревожность или сильные страхи еще более усугубляют этот риск, считают американские ученые, доказавшие, что, во избежание осложнений, в третьем триместре беременности женщинам следует вести как можно более спокойный образ жизни или обратиться за помощью к специалисту.

Исследователи советуют всем женщинам, которые страдают от приступов тревожности и мучительного беспокойства на любом сроке при вынашивании ребенка, обратиться за помощью к специалистам [7].

Исследования, проведённые за последние 50 лет подтвердили ту важную роль, которую сон играет в нашей жизни как фактор, восстанавливающий силы и здоровье, и регулирующий их. В процессе сна механизм иммунной защиты организма восстанавливается, происходит регенерация клеток кожного покрова, выделяя особые гормоны во сне растут дети и так далее. В обратном случае, когда сна нашему организму хронически не хватает, могут возникнуть все уже ранее перечисленные недуги, не говоря о том, что список их приведён далеко не полный. Как считают врачи: сон – это наш капитал предупреждения болезней [9].

Нужно отметить, что у беременных с обструктивными нарушениями дыхания во сне чаще встречается артериальная гипертензия [10].

Одним из примеров важности сна для организма стали результаты исследований американских учёных. Наблюдая и анализируя процессы, происходящие в организме, они констатировали, что у людей, которые спят меньше шести часов в сутки, в два раза повышается риск возникновения сердечных заболеваний. Кроме того, недостаточное количество сна оказалось самым прямым образом связано с риском развития комплекса таких симптомов, как ожирение, повышение уровня холестерина и сахара в крови. Этот метаболический синдром, в свою очередь, предупреждает о возможном развитии диабета и болезней сердца.

Повышенная утомляемость при беременности, связанная с семейными переживаниями (по поводу взаимоотношений со своими родителями и родителями мужа, работы и учебы), нарушениями сна, повышенной раздражительностью, ведет к преждевременным родам.

Общее плохое самочувствие значимо в первую очередь для матерей мальчиков, способствуя преждевременному отхождению околоплодных вод и началу родов.

Выводы

1. 21,7% опрошенных беременных имели различной степени выраженности нарушения сна. Причем до беременности сон был нарушен только у 8,75% (р<0,05);

2. до беременности в среднем балл нарушений сна составлял 2,825 из 27 возможных, после наступления беременности этот балл увеличивался до 6,1 (р<0,05).

Таким образом, всех беременных необходимо анкетировать с целью выявления у них нарушений сна. На тех, у кого будут выявлены отклонения от нормы по результатам опросников необходимо обращать более пристальное внимание, в том числе направлять их к соответствующим специалистам, в частности к психологу, для уточнения диагноза и, при необходимости, для назначения терапии. Это позволит снизить вероятность развития осложнений беременности на более поздних сроках, а также снизить вероятность развития патологии у плода.

Список использованных источников:

1. Mindell J.A., Jacobson B.J. Sleep disturbances during pregnancy// J Obstet Gynecol Neonatal Nurs. 2000. №29(6). С. 590–597.

2. Lee K.A., Zaffke M.E., McEnany G. Parity and sleep patterns during and after pregnancy// Obstet Gynecol. 2000. №95(1). С. 14–8.

3. Хломов К.Д., Ениколопов С.Н. Исследование психоэмоциональных и индивидуально-характерологических особенностей беременных с угрозой прерывания// Перинатальная психология и психология родительства, 2007 №3. С. 38-49.

4. Северный А.А., Баландина Т.А., Солоед К.В., Шалина Р.И. Психосомати¬ческие аспекты беременности// Социальная и клиническая психиатрия. 1995. №4. С. 17–22.

5. Хломов К.Д. Организация адаптационной и реабилитационной помощи беременным с риском невынашивания// Матер. межрегион. НПК «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России». - М., 2005. С. 425–426.

6. Дорогова И.В., Бартош Л.Ф., Тельянов В.Н., Тузов С.Л., Адонина Л.А., Оникова Н.А. Психологический профиль и суточные колебания артериального давления у беременных с гипертензией// Materials digest of the XVII Int. Scientific and Practical Conf. «The value system of modern society», 2012. С. 72-73.

7. Тельянов В.Н., Дорогова И.В., Бартош Л.Ф., Тузов С.Л., Оникова Н.А, Адонина Л.А. Синдром тревожности у беременных// Materials digest of the XVII Int. Scientific and Practical Conf. «The value system of modern society», 2012. С. 111-113.

8. Верткин А.Л., Алымов Г.В., Кривцова Е.В., Любшина О.В., Вигант М.В., Ткачева О.Н. Клиническое значение нарушений сна у беременных// Русский медицинский журнал, т. 12, №1(201), 2004. С.18-19.

9. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2004.

10. Тельянов В.Н., Типикин В.А., Трунова О.С., Тузов С.Л., Бартош Л.Ф. Апноэ/гипопноэ сна у беременных: связь с гемодинамикой// «Проблемы и пути развития современного здравоохранения»: Сб. Матер. XVI Междунар. НПК, 2011. – С. 65-66.