Анализ смертности от различных нозологических форм злокачественных новообразований

Воронежский областной клинический онкологический диспансер

Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко

С целью формирования обоснованных управленческих решений по разработке и реализации комплекса мероприятий по снижению смертности от злокачественных новообразований проанализирована нозологическая структура смертности за 2011 г. по Воронежской области (табл.1-3).

Наибольшее число умерших от рака легкого, толстого кишечника, желудка, молочной железы, женских половых органов, мочевых органов, предстательной и поджелудочной железы, губы, полости рта и глотки, злокачественных новообразований лимфатической и кроветворной ткани. Абсолютное число умерших от данной патологии колеблется от 196 до 842 человек. «Грубые» и стандартизованные показатели в расчете на 100000 населения также варьируют: грубые от 8,96 до 36,09, стандартизованные от 5,26 до 20,32.

В таблице представлены объединенные нозологии по анатомически-функциональному признаку. Толстый кишечник состоит из ободочной и прямой кишки. Абсолютное число умерших незначительно различается (соответственно 269 и 280). «Грубые» и стандартизованные показатели практически идентичны (11,53-12,00 и 5,53-5,81 соответственно).

Почка и мочевой пузырь объединены в мочевые органы. Абсолютное число умерших от рака мочевого пузыря больше, чем от рака почки (146 и 113). «Грубые» показатели соответственно 6,26 и 4,84 на 100000 населения.

Таблица 1. Нозологическая структура наиболее высоких уровней смертности (2011 г.)

Таблица 1. Нозологическая структура наиболее высоких уровней смертности (2011 г.)

В рубрику «женские половые органы» объединены рак шейки, тела матки, яичники. За год от рака яичников умерло 127 женщин, от рака тела матки 113 и от рака шейки матки 97. «Грубые» и стандартизованные показатели соответствуют друг другу. Больший уровень смертности от рака яичников обусловлен тем, что ранняя диагностика этого заболевания затруднена, возможна только при ультразвуковых профилактических обследованиях или диагностических всего малого таза по поводу другой патологии. В меньшей мере это относится к раку тела матки, так как хорошо известны клинический синдром и стандарт обследования.

Высокие уровни смертности от рака легкого, молочной железы, желудка обусловлены недостаточной эффективностью профилактической, диспансерной работы и высокой заболеваемостью.

Лимфатическая и кроветворная ткань поражается болезнью Ходжкина, неходжкинскими лимфомами, множественными миеломными и плазмоклеточными новообразованиями, а также лейкемией. Наибольшее число пациентов умерло от лейкемии (143); от неходжкинских лимфом – 62, от болезни Ходжкина – 34, от множественных миеломных и плазмоклеточных новообразований – 31. «Грубые» и стандартизованные показатели аналогичные. Главные причины смертности от данной патологии – недостаточная онкологическая подготовка врачей общей лечебной сети.

Вторая группа пациентов с абсолютным количеством умерших от 57 до 96 человек.

Уровни смертности от вышеуказанных заболеваний коррелируют с уровнями заболеваемости, зависят от агрессивности процесса, гематогенного метастазирования, поздней диагностики, эффективности лечебно-диагностических технологий.

При диагностике рака гортани не используется видеоскопический консилиум специалистов, неточно диагностируется распространенность процесса по анатомическим структурам, не всегда инструментально оценивается эффект предоперационной лучевой терапии.

Таблица 2. Уровни смертности от злокачественных новообразований второй группы пациентов (2011 г.)

Таблица 2. Уровни смертности от злокачественных новообразований второй группы пациентов (2011 г.)

Значительные уровни смертности от рака пищевода обусловлены поздней диагностикой опухолевого процесса в первичном звене здравоохранения, несвоевременной обращаемостью пациентов за медицинской помощью.

Меланома кожи отличается гематогенным метастазированием, агрессивностью течения заболевания.

Злокачественные новообразования мягких тканей диагностируются поздно, часто рецидивируют. Больные длительно не обращаются за медицинской помощью в связи с безболевым течением процесса, практикуют недозволенные средства для уменьшения объема опухолевого образования.

Злокачественные новообразования печени и внутрипеченочных желчных протоков агрессивны по течению. Допускаются клинические и инструментальные ошибки в дифференциальной диагностике с ангиомами печени, желчно-каменной болезнью.

Таблица 3. Уровни смертности от злокачественных новообразований третьей группы пациентов (2011 г.)

Таблица 3. Уровни смертности от злокачественных новообразований третьей группы пациентов (2011 г.)

1. Уровень смертности от 9 до 25 человек в год при раке тонкого кишечника, кожи, щитовидной железы, женских половых органов (кроме рака тела и

Рис. 1. Структурная схема противораковых мероприятий по нозологиям с высоким уровнем смертности

Рис. 1. Структурная схема противораковых мероприятий по нозологиям с высоким уровнем смертности

Рис. 2. Структурная схема противораковых мероприятий по нозологиям со средним уровнем смертности

Рис. 2. Структурная схема противораковых мероприятий по нозологиям со средним уровнем смертности

Рис. 3. Структурная схема противораковых мероприятий по нозологиям с низким уровнем смертности.

Рис. 3. Структурная схема противораковых мероприятий по нозологиям с низким уровнем смертности.

шейки матки, яичников), опухолей костей и суставных хрящей, мужских половых органов (кроме рака предстательной железы).

В этой группе пациентов смертность в первую очередь (за исключением рака кожи) отражает невысокий показатель заболеваемости злокачественными новообразованиями. Первичная заболеваемость раком тонкой кишки 11-12 человек в год, вульвы 25-27, влагалища 6-7, злокачественными новообразованиями плаценты 1-2, костей и суставных хрящей 14-16, раком полового члена 8-10, яичка 22-24.

Заболеваемость раком щитовидной железы 160-165 человек в год, а смертность 12-14, что связано с высокой эффективностью лечения данной патологии.

Несмотря на высокий уровень заболеваемости раком кожи (1430-1440 человек) смертность от этой патологии 20-25 больных ежегодно, что обусловлено пожилым и преклонным возрастом пациентов (умирают от других заболеваний) и достаточно эффективным лечением.

Таким образом, рассмотрены три группы больных с различными уровнями смертности от злокачественных новообразований. Мероприятия по снижению смертности целесообразно планировать и реализовывать в зависимости от ее вариабельности по различным нозологическим формам рака.

Сформированы стандартные схемы (рис. 1-3), в которых определены приоритетные направления противораковых мероприятий:

  • онкологический всеобуч;
  • совершенствование первичной диагностики рака;
  • совершенствование диспансеризации предраковой патологии;
  • оптимизация санитарно-просветительной деятельности;
  • первичная профилактика рака.

Выводы

1. С целью формирования региональной организационно-функциональной модели снижения смертности от злокачественных новообразований дифференцированы уровни смертности по нозологическим формам.

2. Сформированы структурные схемы противораковых мероприятий по нозологическому принципу.

Список использованных источников:

1. Злокачественные новообразования в России в 2011 году (заболеваемость и смертность)/ под ред. В.И. Чиссова, В.В. Старинского, Г.В. Петровой. – М., 2013.

2. Практическая онкология: избранные лекции / под редакцией С.А. Тюляндина, В.М. Моисеенко. – СПб.: Центр ТОММ, 2004.