Коморбидные заболевания при раке толстой кишки

Ростовский научно-исследовательский онкологический институт, г. Ростов-на-Дону

Введение. В структуре заболеваемости злокачественными новообразованиями среди мужского населения рак ободочной кишки находится на пятом месте и составляет 5,8%. Среди женского населения рак ободочной кишки находится на четвертом месте – 7,0% [1].

Коморбидность (лат. Morbus - болезнь) - сосуществование двух и/или более синдромов или заболеваний, патогенетически взаимосвязанных между собой или совпадающих по времени у одного пациента вне зависимости от активности каждого из них [2].

Взаимовлияние заболеваний и возраста, значительно изменяют их клиническую картину и течение, характер и тяжесть осложнений, ограничивают или затрудняют лечебно-диагностические этапы. У хирургических больных коморбидные заболевания существенно изменяют течение послеоперационного периода и способны оказать влияние на прогноз, тогда как у терапевтических больных коморбидные заболевания значительно нарушают качество жизни в целом [3].

Особое значение приобретает влияние сопутствующих соматических процессов и заболеваний, не только на изменения течения и исходов злокачественных поражений, но и на их возникновение, инициацию злокачественного роста [4,5].

Существуют данные о влиянии желчнокаменной болезни, а также удаленного желчного пузыря на возникновение рака толстой кишки (РТК). Так, после холецистэктомии происходит повышенная пролиферация эпителия толстой кишки, что и становится фактором риска развития опухоли [6, 7].

Роль коморбидных процессов, как внеорганных так и локальных недостаточно изучена. Так, в последние годы особое внимание в этиопатогенезе рака отводится метаболическому синдрому, сахарному диабету, ожирению. Данные литературы свидетельствуют о возможной трансформации этих изменений в опухолевый процесс [8-1].

Цель исследования. Выявить характер и частоту коморбидных процессов при раке толстой кишки.

Материалы и методы исследования. Настоящая работа основана на анализе клинических данных 190 больных с первичными злокачественными и доброкачественными поражениями толстой кишки, находившихся на обследовании и лечении в отделении превентивной онкологии, лапароскопической и общей хирургии Ростовского научно-исследовательского онкологического института за период с 01.01.1999 по 01.05.2011 г.

Для решения поставленных задач нами была разработана карта сбора данных больных, в которой учитывалось: возраст; пол; основной диагноз; осложнения; общие и локальные сопутствующие заболевания. Изучались заболевания: системы кровообращения; органов дыхания; крови и кроветворной системы; эндокринной системы; почек, органов мочевыделительной системы; печени; желчного пузыря; желудка и 12 п. кишки; толстой кишки; поджелудочной железы; определялся индекс массы тела (ИМТ).

Ретроспективному анализу подверглось 124 пациента с диагнозом рак толстой кишки, а в качестве контрольной группы исследовались пациенты с хроническими поверхностными колитами (ХПК) – 66 человек.

Больные РТК распределялись по стадиям согласно классификации TNM (7 издание) [12]. В соответствии с этой классификацией больные распределялись следующим образом: 1 стадия – 3,2%; 2 стадия – 20,9%; 3 стадия – 34,7%; 4 стадия – 41,1%.

Мужчины составляли 41,9%, женщины 58,1%, в возрасте старше 60 лет было 49,2% пациентов РТК.

Для определения метаболического синдрома использовались критерии IDF – International Diabetes Federation (2006) [13].

Под метаболическим синдромом понимается: обязательный критерий - индекс массы тела > 30 кг/м2; два или более дополнительных показателей - триглицериды ≥ 1,7 mmol/L; ЛПВП (липопротеиды высокой плотности) < 1,03 mmol/L; А/Д систол. ≥ 130 mmHg или диастол. ≥ 85 mmHg или лечение гипертонической болезни ранее. Уровень глюкозы крови ≥ 5,6 mmol/L или установленный диагноз диабета II типа.

Вместо определения ЛПВП, был включен показатель уровня общего холестерина > 5,0 mmol/L, в настоящее время рекомендуемый как один из адекватных критериев метаболического синдрома [14].

Результаты. При изучении органо-системных процессов было выявлено 117 различных заболеваний.

Сводные данные общих коморбидных процессов при РТК и ХПК представлены в табл. 1 и рис. 1.

Таблица 1. Общие органосистемные сопутствующие заболевания при раке толстой кишки

Таблица 1. Общие органосистемные сопутствующие заболевания при раке толстой кишки

 

Рис. 1. Структура сопутствующих заболеваний при раке толстой кишки.

Рис. 1. Структура сопутствующих заболеваний при раке толстой кишки.

Как следует из табл. 1 и рис. 1, среди системно-органных процессов при РТК обнаружено доминирование анемического синдрома. Обращает на себя внимание значительное процентное увеличение при раке толстой кишки лиц с гипертонической болезнью и проявлениями атеросклероза, а также эндокринных нарушений, что нашло отражение в увеличении относительного риска (OR).

В последнее время метаболический синдром рассматривается как предиктор ракового процесса. Нами рассмотрена отдельно группа больных с метаболическим синдромом. Таких больных в группе с РТК оказалось 27 (22,0%) – значительно больше (в 3,7 раза), чем в группе контроля 4 (6,0%) (t=4,7; p<0,01).

Как видно, 50,9% пациентов РТК имели повышенный вес тела, индекс массы тела (ИМТ) >25, а в контрольной группе – 24,5% (t=6,9; p< 0,01).

Больные с сахарным диабетом 2 типа при РТК составили (21,8%), тогда как в контрольной группе всего 7,5%, что в 2,9 раза меньше. Следует отметить высокую диагностическую специфичность наличия сахарного диабета – 95%.

Среди заболеваний желудка и 12-перстной кишки в группе РТК по данным фиброгастродуоденоскопии (ФГДС) обнаруживается четкое увеличение количества больных с бульбодуоденитами, язвенной болезнью желудка и 12 перстной кишки. Их частота, по видимому, связана со стрессорными проявлениями, а также воздействием химиотерапией.

При РТК отмечается значительное увеличение в 9,1 раза количества больных c калькулезным холециститом. У 17 больных (13,7%) которым ранее была выполнена холецистэктомия, частота рака толстой кишки была в три раза выше.

Нами также изучены локальные поражения толстой кишки. Сводные данные представлены в табл. 2.

Таблица 2. Локальные сопутствующие заболевания при раке толстой кишки

Таблица 2. Локальные сопутствующие заболевания при раке толстой кишки

Роль хронических воспалительных процессов в толстой кишке, как базы для возникновения рака хорошо известна. На нашем материале, относящиеся к этим процессам неспецифический язвенный колит (НЯК) и болезнь Крона не отмечались.

Среди подвергшихся анализу наших больных, основную массу составляли пациенты с полипами толстой кишки (18,6%), из них рак из полипа составлял 8,1%. К сожалению, мы не имели возможности выяснить структуру полипов из которых в 8,1% возникли раки, поскольку злокачественный процесс был распространен. Хронические колиты, как сопутствующие заболевания составляли небольшую группу, но здесь можно сказать, что большинство больных РТК находились в четвертой стадии процесса и возможно воспалительные заболевания толстого кишечника были оценены не в полной мере, что и дало такие низкие показатели колита.

Было также определено «накопление» сопутствующих заболеваний (СЗ) в изучаемых группах (табл. 3, рис. 2).

Таблица 3. Количество сопутствующих заболеваний при раке толстой кишки

Таблица 3. Количество сопутствующих заболеваний при раке толстой кишки

 

Рис. 2. Количество сопутствующих заболеваний при раке толстой кишки.

Рис. 2. Количество сопутствующих заболеваний при раке толстой кишки.

Как видно, 74,9% больных раком толстой кишки имеют более четырех сопутствующих заболеваний, тогда как в контрольной группе – 9,1%, т.е. при РТК их было в 8,3 раза больше (t=12,5; p<0,01).

Опосредованная негативная роль нарастающего количества «параллельной» патологии несомненна.

Таким образом, проведенный анализ общих и локальных коморбидных процессов при раке толстой кишки выявил превалирование некоторых системных заболеваний: анемия, метаболический синдром, сахарный диабет, гипералиментация. Некоторые из них могут иметь патогенетическую роль в возникновении рака толстой кишки, другие являются факторами риска злокачественного поражения толстой кишки.

Из локальных заболеваний при раке толстой кишки ведущую роль в канцерогенезе кишки имеют полипы.

Понятно, что желчнокаменная болезнь есть проявление нарушений обмена и не является канцериндуцирующим фактором для РТК. Но наличие калькулезного холецистита может служить индикатором РТК в отдельных случаях.

Выводы

1. Рак толстой кишки развивается на фоне общих коморбидных процессов, среди которых доминируют эндокринно-обменные нарушения и нарушения в системе кровообращения.

2. Среди локальных коморбидных процессов полипы играют наиболее важную патогенетическую роль в возникновении рака толстой кишки.

3. В рамках превентивных мероприятий, выявленные общие и локальные коморбидные процессы должны учитываться при определении риска возникновения рака толстой кишки.

Список использованных источников:

1. Злокачественные новообразования в России в 2011 году (заболеваемость и смертность)/ В.И. Чиссов, В.В. Старинский, Г.В. Петрова. – М: ФГБУ МНИОИ им. П.А. Герцена Минздрава России. – 2013. – 289 с.

2. Роль коморбидной патологии в хирургии/ С.Н. Стяжкина, К.В. Журавлев, А.В. Ледиева// Успехи современного естествознания. - 2011. - №7. - С. 138-140.

3. Белялов Ф.Н. Сочетанные заболевание внутренних органов в терапевтической практике// Сб. матер. III межрегиона. конф. - Иркутск, 2009. - 68 с.

4. Коморбидность/ А.Л. Верткин, А.С. Скотников// Лечащий врач. - 2013. - №8. - С 66.

5. Коморбидность/ А.Л. Верткин, А.С. Скотников// Лечащий врач. - 2013. - №6. - С 45.

6. Экспрессия маркеров пролиферации и апоптоза в новообразованиях слизистой оболочки толстой кишки после холецистэктомии/ М.В. Галицкий, С.Г. Хомерики, П.А. Никифоров// Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. - 2009. - №5. - С. 28-32.

7. Рак толстой кишки и гепатобилиарные дисфункции/ Т.М. Тяптиргянова, Д.А. Томская, З.А. Яковлева и др.// Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии, прил. № 40. – 2013. – Том 23. -№1. – С. 56.

8. The Etiology of hepatocellular carcinoma and conseguences for Treatment/A.J. Sanyal, S.K.Yoon, R. Lehcioni// The oncologist. – 2010. – 15 (suppl 4). – Р. 14-22.

9. Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь/ И.В. Маев, Г.Л. Юренев, Г.А. Бусарова// Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. - 2012. - №5. - С. 13-20.

10. Diabetes mellitus and the incidence of colorectal cancer: an updated systematic review and meta-analysis/ L. Deng, Z. Lianyingzhao// Digestive diseases and sciences. – 2012. – N 3. – P. 623-629.

11. The association between obesity and colorectal adenoma systematic review and meta-analysis/ O. Fumio, D. Cantam, O. Sachiko// Scandinavian Journal of Gastroenterology. – 2013. – Volume 48. – N 2. – P. 136-146.

12. Собин, Л.Х. TNM: Классификация злокачественных опухолей; пер с англ. и научн. ред. Щеглов А.И. – М.: Логосфера, 2011. - 304 с.

13. The IDF consensus worldwide definition of the metabolic syndrome, international Diabetes Federation/ S.G. Alberti, P. Zimmet// 2006. – P. 4-11.

14. Метаболический синдром и органы пищеварения/ Л.Б. Лазебник, Л.А. Звенигородская. – М.: Анархарсис, 2009. - 184.