Оценка качества жизни больных плоскоклеточным раком ротовой полости

Ленинградский областной онкологический диспансер, г.Санкт-Петербург

Введение. Рак слизистой оболочки полости рта стойко занимает 6 место у мужчин и 8-9 - у женщин по распространенности в мире без существенной тенденции к снижению [1-3]. Среди злокачественных опухолей головы и шеи рак слизистой оболочки полости рта по частоте занимает второе место, уступая лишь раку гортани [4]. Большую часть (84-97 %) занимает плоскоклеточная карцинома различных степеней дифференцировки [4-7].

Наиболее часто рак ротовой полости встречается у мужчин в возрастном интервале между 55 и 65, а у женщин 50 и 75, что, в основном, захватывает социально активную группу населения [8].

Лечение плоскоклеточного рака ротовой полости является сложной задачей, основную роль в решении которой, отводят хирургическому методу [9]. К сожалению, хирургическое удаление опухолей может приводить к значительным эстетическим, функциональным, психологическим нарушениям. Исходя из этого, становится очевидным поиск критериев оценки эффективности лечения. Одним из таких критериев может стать оценка качества жизни, к которой, на современном этапе развития медицины, уделяется особое внимание.

Качество жизни (КЖ) — интегральная характеристика физического, психологического, социального и эмоционального состояния пациента, оцениваемая исходя из его субъективного восприятия [10]. Оценка качества жизни является простым и надежным методом изучения состояния здоровья человека, основанным на его субъективном восприятии и дающим интегрально-цифровую характеристику его физической, психологической и социальной адаптации.

Качество жизни является вторым по значимости критерием оценки результатов противоопухолевого лечения после выживаемости и является более важным, чем первичный опухолевый ответ [11]. При этом отмечается, что пациент не всегда может рассчитывать на исцеление. Возможность вернуться к активной жизни в социальном и экономическом отношениях для него более важна, чем наличие хронического заболевания, дефекта или изъяна [12].

Качество жизни является одним из основных критериев эффективности лечения больного и детальное понимание различных аспектов качества жизни и возраста, пола пациента, локализации опухоли, объема шейной диссекции, стадии заболевания, доступа, используемого для удаления опухоли, различных способов лечения и вариантов пластики образовавшегося дефекта позволит хирургу выбрать оптимальный способ лечения и максимально четко объяснить пациенту последствия лечения, те конкретные проблемы, с которыми столкнется пациент после лечения.

Материалы и методы

Пациенты. Данное исследование основано на изучении качества жизни 34 больных раком слизистой оболочки полости рта I-IVa стадий заболевания, которым проводилось хирургическое лечение. Практически при всех случаях регионарного распространения опухоли больные получали курс послеоперационной лучевой терапии. В зависимости от степени распространенности онкологического заболевания, выраженности сопутствующей патологии, психоэмоционального состояния пациента выбирался тот или иной способ пластики образовавшегося дефекта, при этом отдавалось предпочтение микрохирургической аутотрансплантации. Детальная характеристика пациентов и особенности лечения представлены в табл. 1. Все выбранные в исследование пациенты были в состоянии адекватно ответить на вопросы опросников EORTC QLQ-C30 (version 3.0) и EORTC H&N35.

Таблица 1. Общая характеристика пациентов

Таблица 1. Общая характеристика пациентов

Опросники. В исследовании использовались опросники EORTC QLQ-C30 (version 3.0) и EORTC H&N35, которые широко используются в клинической практике, что позволяет стандартизировать оценку качества жизни.

Полученные данные высчитывались по формулам, предлагаемым в руководстве EORTC QLQ-C30 (version 3.0) и EORTC H&N35, и были внесены в таблицу Excel для статистической обработки.

Организация анкетирования.Через 6-9 месяцев после окончания лечения при динамическом наблюдении в поликлинике ЛООД врач оценивает ментальное состояние пациента, его возможность адекватно заполнить опросники. Пациенты в сильном эмоциональном напряжении, с деменциями разного генеза в исследовании не участвовали. Больные заполняли анкеты EORTC QLQ-C30 (version 3.0) и EORTC H&N35 в спокойной обстановке. Исследователь проверял анкету и исключал наличие пропусков на вопросы, помогал ответить на вопросы, вызвавшие затруднение. Заполненные до начала лечения опросники в данное исследование не вошли.

Статистический анализ. Полученные в процессе выполнения работы результаты обрабатывались c использованием программной системы STATISTICA for Windows (версия 10).

Сопоставление частотных характеристик качественных показателей проводилось с помощью непараметрических методов, с поправкой Йетса (для малых групп), критерия Фишера.

Сравнение количественных параметров, в исследуемых группах по полу, стадиям, локализации заболевания осуществлялось с использованием критериев Манна-Уитни, медианного χ2 и модуля ANOVA [13, 14].

Полученные результаты и выводы.

Характеристика пациентов. В исследовании приняли участие 14 женщин и 20 мужчин в возрасте от 34 до 80 лет (медиана возраста – 57), из которых 14 женщин и 20 мужчин. Детальная характеристика пациентов представлена в табл. 1.

Полученные результаты и выводы. В результате исследования произведена оценка зависимости КЖ от таких параметров, как пол, возраст, локализация опухоли, стадия заболевания, выраженность сопутствующей патологии, доступ при резекции опухоли, вид шейной диссекции, способ пластики послеоперационного дефекта. Выявленные закономерности представлены в табл. 2.

Таблица 2

Таблица 2

Статистический анализ зависимости КЖ от возраста пациентов не показал существенных различий в уровне КЖ по этому критерию. Это позволяет говорить о том, что возраст не является значимым фактором, определяющим КЖ пациентов.

Проведённый анализ уровня КЖ, в зависимости от пола пациентов, выявил статистически значимую тенденцию к более высоким показателям речевых функций у женщин, по сравнению с мужчинами (p=0,06). В остальных показателях КЖ, не выявлено достоверных различий.

Оценка влияния на КЖ стадии заболевания показала, что уровень КЖ снижается по мере увеличения стадии. Так получены статистически достоверные данные о нарушениях глотания (р=0,006), принятия пищи в общественном месте (р=0,035) и потери массы тела (р=0,013); статистически значимую тенденцию к сухости во рту (р=0,05) и ощущению вязкости слюны (р=0,09). Мы считаем, что это связано с получением значительной операционной травмы, сложности пластики больших послеоперационных дефектов и последствием проведенной лучевой терапии.

При анализе зависимости КЖ от способа лечения выявлены статистически достоверные данные о нарушении глотания (р=0,004) и социального функционирования (р=0,03); статистически значимую тенденцию к ухудшению ролевого функционирования (р=0,069), сухости во рту (р=0,056), ощущению вязкости слюны (р=0,05), использованию пищевых добавок (р=0,09). В группе пациентов, получивших только хирургическое лечение выше показатели социального функционирования, ролевой деятельности, менее выражены ощущения сухости во рту и вязкости слюны, реже используются пищевые добавки и нарушается функция глотания, в сравнении с группами пациентов, получивших хирургическое лечение в сочетании с лучевой терапией, и пациентов, получивших хирургическое лечение с лучевой и химиотерапией.

Анализ КЖ и способа пластики показал статистически достоверные данные указывающие на нарушения социального функционирования (р=0,002), нарушения глотания (р=0,005), принятия пищи в общественном месте (р=0,017), социальных контактах (р=0,048), ощущения сухости во рту (р=0,04), потери массы тела (р=0,02); статистически значимую тенденцию к появлению одышки (р=0,09) и потери аппетита (р=0,09). Статистически значимую тенденцию к наличию одышки (р=009), потери аппетита (р=0,09). Вышеописанные показатели более выражены в группе пациентов с микрохирургической пластикой, что, по нашему мнению, связано со значительной хирургической травмой и последующей лучевой терапией.

Анализируя вышесказанное, можно говорить о том, что набольшее влияние на КЖ больных плоскоклеточным раком ротовой полости имеет распространенность первичной опухоли, объем оперативного вмешательства и присутствие в схеме лечения лучевой терапии. Характер реконструктивного этапа не оказывал серьезного влияния на КЖ в данной серии пациентов, что может быть объяснено малым их количеством и разнородностью дефектов после хирургического лечения. Данный вопрос требует организации серьезных исследований на большем клиническом материале.

Список использованных источников:

  1. Кропотов М.А. Общие принципы лечения больных первичным раком головы и шеи // Практическая онкология. - 2003.- Т.4, № 1. – C. 1-8.
  2. Evans P., Montgomery P., Gullane P. Head and neck oncology. - London., New York. - 2003. - P. 279–329.
  3. Shah J. Cancer of the head and neck. - Hamilton, London. – 2001. - P. 100–126.
  4. Пачес А.И. Опухоли головы и шеи. М., 1983. С. 144-180.
  5. Rao S.V.K., Mejia G., Roberts-Thomson K., Logan R. Epidemiology of Oral Cancer in Asia in the Past Decade - An Update (2000-2012)// Asian Pacific Journal of Cancer Prevention, Vol. 14, 2013.
  6. Bhurgri Y., Bhurgri A., Hussainy A.S. et al. Cancer of the oral cavity, pharynx in Karachi - Identification of potential risk factors// Asian Pac J Cancer Prev, 2003. 4, 125-30.
  7. Sawair F.A., Al-Mutwakel A., Al-Eryani K. et al. High relative frequency of oral squamous cell carcinoma in Yemen: qat, tobacco chewing as its aetiological background// Int J Environ Health Res, 2007,17, 185-95.
  8. Howaldt H.P., Vorast H., Blecher J.C. et al. Ergebnisse aus dem DOSAK Tumorregister// Mund Kiefer Gesichtschir 2000; 4(Suppl 1): 216–25.
  9. Head and Neck Cancers. V. I.2015. - http://www.nccn.org/professionals/physician_gls/f_guidelines.asp#head-and-neck.
  10. Новик А.А., Ионова Т.И., Шевченко Ю.Л. (ред.) Руководство по исследованию качества жизни в медицине. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 320 с.
  11. Osoba D., Bezjak A., Brundage M., Pater J. Evaluating health-related quality of life in cancer clinical trials: the National Cancer Institute of Canada Clinical Trials Group experience // Value Health. 2007. V. 10. N 2. P. 138-145.
  12. Naughton M.J., Furberg C.D. Cardiovascular Disorders. Chapter 91 // Quality of life and Pharmacoeconomics in Clinical Trials. Philadelphia, 1993. - P.883-890.
  13. Юнкеров В.И., Григорьев С.Г. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований. Лекции для адъюнктов и аспирантов. – СПб.: ВмедА, 2005. - 266 с.
  14. Реброва О.В. Статистический анализ медицинских данных с помощью пакета программ «Статистика». – М.: Медиа Сфера, 2002.