Оценка уровня онкологической настороженности врачей первичного звена здравоохранения Удмуртской Республики

Ижевская государственная медицинская академия

Актуальность. Злокачественные новообразования молочных желез являются одной из важнейших медико-социальных проблем здравоохранения в связи с постоянным и неуклонным ростом этой патологии [8-12].

В структуре заболеваемости женщин злокачественными опухолями рак молочной железы (РМЖ) занимает первое место. В 2014 г. в России вновь заболело РМЖ 64964 женщин, что составило 82,140/0000, при этом у 19489 (24,70/0000) пациенток заболевание было выявлено в запущенной стадии. Показатель запущенных случаев составил 30,0% [2]. В Удмуртской республике (УР) в этом же году впервые в жизни заболела РМЖ 581 женщина, заболеваемость составила 71,20/0000, из которых 168 женщин (20,60/0000) оказались с изначально запущенным процессом.

Основным путем снижения заболеваемости РМЖ в современных условиях является улучшение ранней диагностики заболевания с внедрением в диагностическую практику целостной рациональной системы обследования женщин, а также обучения пациенток приемам самообследования [3, 6].

В этой связи каждый врач, работающий в системе первичного звена здравоохранения, должен владеть высоким уровнем онкологической настороженности [4], включающей комплекс медицинских знаний о факторах риска и первых признаках опухолевых и предраковых заболеваний, учет возможности скрытого течения онкологического процесса и практическое владение методикой алгоритма полноценного диагностического обследования пациента с привлечением необходимых узких специалистов [1, 5, 7, 13-15].

Цель и задачи исследования: оценить уровень онкологической настороженности врачей первичного звена здравоохранения, с последующим сравнительным анализом степени владения скрининговой методикой выявления РМЖ населением УР.

Материалы и методы: для оценки уровня онкологической настороженности нами по специально разработанной анкете был проведен социологический опрос 173 врачей, из которых 109 (62,7±3,7%) респондентов работают в лечебно-профилактических учреждениях г. Ижевска и 64 (37,0±3,7%) - в районных больницах УР. Среди опрошенных лиц 41,04±3,7% составляли участковые врачи-терапевты и врачи общей практики; хирурги - 13,30±2,6%; акушеры-гинекологи - 16,76±2,8%. Врачи узкого профиля (по специальностям «неврология», «инфекционные болезни», «офтальмология», «стоматология», «фтизиатрия», «функциональная диагностика») составили 8,67±2,1%, врачи-онкологи первичных онкологических кабинетов - 2,31±1,1% соответственно. Врачебный стаж по специальности менее 5 лет имели 27,75±3,4 из 100 врачей; 5-10 лет - 19,08±3,0; 11-15 лет - 13,29±2,6, более 15 лет - 10,40±2,3 из 100 респондентов соответственно. Анкета включала вопросы информированности специалистов об основных факторах риска развития РМЖ и о скрининговой программе выявления РМЖ (методика самообследования молочных желез женщинами в домашних условиях).

Для анализа степени владения навыками самообследования молочных желез различных групп женского населения УР нами были сформированы группа наблюдения, в которую вошли 188 женщин, находившихся на лечении в профильном отделении республиканского клинического онкологического диспансера УР с верифицированным РМЖ, и группа сравнения, состоящая из 261 практически здоровых женщин, относящихся к I группе здоровья и проходящих ежегодную диспансеризацию в учреждениях первичного звена организации здравоохранения. В обеих группах также был проведен социологический опрос по специально разработанному опроснику.

Анкетирование проведено с информированного согласия респондентов и соблюдением этических норм.

Математический аппарат включал альтернативный, вариационный анализ, расчет средних величин и использование специально разработанной методики интегральной оценки уровня информированности, рассчитанной по формуле:

К = ΣKi х ni / Σni,

где ni - число респондентов, давших соответствующий ответ;

i = 1-3;

Ki - соответствующее значение коэффициента (1 балл - неправильный ответ, 2 балла - правильный, но неполный, 3 балла - правильный и полный).

Интерпретация интегральной оценки проводилась в соответствии со следующими диапазонами: 1-1,5 балла - крайне низкий уровень; 1,51-2,0 - низкий; 2,01-2,5 - средний; 2,51-3,0 - высокий.

Статистическая обработка полученных данных проведена с использованием компьютерных программ BIOSTAT 4,3, STATISTICA 6.0.

Результаты и обсуждение: установлено, что врачи первичного звена здравоохранения, работающие в городе Ижевске и в районах УР, имели высокий уровень информированности (K>2,5) о факторах риска РМЖ, включающих данные об отягощенности наследственного и акушерско-гинекологического анамнезов, воздействия профессиональных вредностей, наличия хронических заболеваний и операций на гормонально зависимых органах (табл. 1).

Таблица 1. Интегральная оценка уровня информированности врачей о факторах риска развития РМЖ (баллы, Р±m)

Таблица 1. Интегральная оценка уровня информированности врачей о факторах риска развития РМЖ (баллы, Р±m)

Примечание: здесь и далее К=1-1,5 балла - крайне низкий уровень; 1,51-2,0 - низкий; 2,01-2,5 - средний; 2,51-3,0 – высокий.

Также отмечался высокий уровень информированности (K>2,6) респондентов о социальных предрасполагающих факторах РМЖ, таких как наличие хронических стрессовых раздражителей, вредных привычек в анамнезе. Положительно, что врачи в обеих группах были высоко информированы (K>2,5) о важности роли профилактических осмотров населения и применения скрининговых программ.

С целью выяснения готовности врачей первичного звена здравоохранения к проведению обучающих занятий среди женщин в группах риска на развитие РМЖ нами проведен анализ уровня их информированности о методике самообследования молочных желез женщинами в домашних условиях (табл. 2).

Таблица 2. Уровень информированности врачей первичного звена о методике выполнения самообследования молочных желез женщинами в домашних условиях (баллы, Р±m)

Таблица 2. Уровень информированности врачей первичного звена о методике выполнения самообследования молочных желез женщинами в домашних условиях (баллы, Р±m)

Установлено, что врачи, работающие как в г. Ижевске, так и в районах республики в целом имеют низкий уровень информированности о методике самообследования молочных желез (К=1,36±0,06 и К=1,23±0,07 соответственно).

Специалисты первичного звена здравоохранения обладают высоким уровнем осведомленности по большинству вопросов, касающихся поведения женщин при выявлении ими «сигналов тревоги» со стороны молочных желез. Однако, основные критерии скрининга РМЖ (сроки обследования молочных желез у женщин во время менструального цикла, правильность и последовательность проведения пальпации молочных желез) вызвали у респондентов значительные затруднения в ответах.

По нашему мнению, это негативным образом может отразиться на правильности проведения самой методики, что может приводить к низкой степени владения методикой самообследования молочных желез женщинами в домашних условиях. И действительно, в исследовании установлено, что уровень владения навыками самообследования молочных желез у женщин как в группе наблюдения, так и в группе сравнения был крайне низким (табл. 3).

Таблица 3. Интегральная оценка уровня владения навыками самообследования молочных желез женщинами обеих групп (баллы, Р±m)

Таблица 3. Интегральная оценка уровня владения навыками самообследования молочных желез женщинами обеих групп (баллы, Р±m)

Обращает на себя внимание то, что        уровень владения приемами самообследования молочных желез среди женщин, входящих в состав группы наблюдения и сравнения остается на низких значениях (К=1,28±0,04 и 1,20±0,03 балла) соответственно.

При этом отмечено, что большинство респонденток в обеих группах чаще обращали внимание на наличие патологических выделений из ареолы и изменения цвета кожных покровов над молочной железой, которые являются признаками уже распространенного опухолевого процесса (K>2,5).

В тоже время настораживают низкие значения основных скрининговых показателей методики проведения самообследования молочных желез с целью ранней диагностики РМЖ (на какой день следует выполнять самообследование в периоде постменопаузы (К=1,79±0,05 и 1,69±0,04 в группах наблюдения и сравнения соответственно), и во время менструального цикла (К=2,21±0,04 и 2,31±0,03 по обеим группам женщин, соответственно), ладонью или пальцами следует выполнять пальпацию органа (К=1,68±0,06 и 1,85±0,05 среди пациенток онкологического диспансера и женщин I группы здоровья, соответственно), в каких положениях (К=2,39±0,06 и 2,20±0,05 среди женщин обеих групп) и в какой последовательности выполняется самообследование (2,54±0,05 и 2,44±0,04 в обеих исследуемых группах респонденток), которые являются основополагающими критериями при осуществлении визуального и пальпаторного исследования молочных желез в домашних условиях. 

Выводы

1) Врачи первичного звена здравоохранения имеют высокую осведомленность по предрасполагающим факторам развития РМЖ, но низкий уровень информированности о методике самообследования молочных желез, что приводит к низкой степени владения этой методикой женщинами в домашних условиях.

2) Обучение врачей первичного звена организации здравоохранения, в первую очередь технологии выполнения методики самообследования молочных желез, может повысить уровень медицинской грамотности женского населения и раннюю диагностику РМЖ.

Список использованных источников:

  1. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний: рекомендации / Бойцов С.А., Чучалин А.Г. - М., 2013. - 138 с.
  2. Статистика злокачественных новообразований в России и станах СНГ: Методическое пособие. / Давыдов М.И., Аксель Е.М. - М., 2014. - 226 с.
  3. Забежинский М.А. Принципы первичной профилактики рака // Практическая онкология, Т. 12, №2 - 2011, с. 57-61.
  4. Заридзе Д.Г. Профилактика рака: руководство для врачей. - М.: ИМА ПРЕСС, 2009. – 224 с.
  5. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» №323-ФЗ. - 66 с.
  6. Семиглазов В.Ф., Дашян Г.А., Семиглазов В.В. Профилактика рака молочной железы// Практическая онкология, Т. 12, №2 - 2011, - 66 - 69 с.
  7. Чиссов В.И., Старинский В.В., Мамонтов А.С., Данилова Т.В. Алгоритмы выявления онкологических заболеваний у населения Российской Федерации: методические рекомендации для организаторов здравоохранения, врачей первичного звена, врачей специалистов/ под общ. ред. Чиссова В.И. - М., 2009. - 33с.
  8. Beral V., Reeves G., Bull D., Green J. Breast cancer risk in relation to the interval between menopause and starting hormone therapy// J. Nat. Cancer Inst. - 2011 - Vol. 103 - №4 - P. 296 - 305.
  9. Britt K., Ashworth A., Smalley M. Pregnancy and the risk of breast cancer// Endocrine-Related Cancer - 2007 - Vol. 14 - №4 - P. 907 - 933.
  10. Friedenreich C.M., Cust A.E. Physical activity and breast cancer risk: impact the timing, type and dose of activity and population subgroup effects// Br. J. Sports Med. - 2008 - Vol. 42 - №8 - P. 636 - 647.
  11. Michels K.B., Mohllajee A.P., Roset-Bahmanyar E. et al. Diet and breast cancer: a review of the prospective observational studies// Cancer - 2007 - Vol. 109 - № 12 (Supple). - P. 2712 - 2749.
  12. Neilson H.K., Friedenreich C.M., Brockton N.T., Millikan R.C. Physical activity and postmenopausal breast cancer: proposed biologic mechanisms and areas for future research// Cancer Epidemiol. Biomarkers Prev. - 2009 - Vol. 18 - №1 - P. 11 - 27.
  13. Senkus E., Kyriakides S., Ohno S. et al. Primary breast cancer: ESMO clinical practice guidelines for diagnosis, treatment and follow-up// Annals of Oncology - 2015 - Vol. 26 - №5 - P. 8 - 30.
  14. Stewart B.W., Wild C.P. World Cancer Report 2014 // The Globe - Issue 1, 2014 - 24 p.
  15. Wolin K.Y., Colditz G.A. Can weight loss prevent cancer? // Br. J. Cancer - 2008 - Vol. 99 - №7 - P. 995 - 999.