Роль врача-онколога в формировании групп онкологического риска по раку легкого

Воронежский областной клинический онкологический диспансер

Заболеваемость раком легкого в Воронежской области (ВО) выше, чем в среднем по России и Центральному Федеральному округу (ЦФО) (2014 г. ВО - 41,03; РФ - 39,48; ЦФО - 35, 16 на 100000 населения). В 2014 году в области заболело 956 человек [2]. Смертность от рака легкого в ВО несколько выше, чем в среднем по России и ЦФО (2014г. - область 34,81; РФ - 34,58; ЦФО - 33, 06 на 100000 человек) [2]. Абсолютное число умерших в области - 811 больных. Соотношение показателей смертности и заболеваемости 0,8, что свидетельствует о явном неблагополучии в оказании профилактической, диспансерной и лечебной помощи этой категории больных [3-7] (табл. 1).

Таблица 1. Динамика показателей эффективности медицинской помощи онкологическим больным в районных больницах и поликлиниках города Воронежа (ВО)

Таблица 1. Динамика показателей эффективности медицинской помощи онкологическим больным в районных больницах и поликлиниках города Воронежа (ВО)

Несмотря на то, что активная выявляемость рака легкого с устойчивой положительной тенденцией, показатель поздней диагностики растёт. Больше трети больных зарегистрированы с IV стадией процесса.

В 2014 г. в ВО показатель морфологической верификации диагноза только 60%, летальности на первом году с момента установления диагноза 50,3%, пятилетней выживаемости 34,1% [7].

Причины такой неблагополучной ситуации по раку легкого следующие:

  • в районных больницах нозологический этап анкетного скрининга не оптимальный;
  • выявленные больные с предраковой патологией в полной мере не обследуются терапевтами и не включаются в контингенты, подлежащие диспансеризации;
  • больные с подозрением на рак своевременно не направляются к онкологу для дальнейшего срочного дообследования, уточняющей диагностики и лечения в онкологическом диспансере;
  • отсутствует реальный мониторинг пациентов, подлежащих специальному лечению со стороны онколога.

В анкету, которую получают в процессе диспансеризации взрослого населения, включены «Сигналы тревоги» по поводу рака легкого [1]:

  • стойкий мучительный кашель, сухой или с мокротой продолжительностью более трех недель;
  • повторяющееся или однократное кровохаркание;
  • стойкая нерезкая боль в грудной клетке;
  • длительный субфебрилитет, оставшийся после перенесенного острого респираторного заболевания;
  • рецидивирующие прикорневые пневмонии у лиц старше 60 лет, курильщиков;
  • профессиональные вредности.

После обработки анкет определяются две группы лиц: здоровые и требующие обследования органов грудной клетки.

Обследование осуществляет участковый терапевт:

  1. Анамнестическое тестирование:
    • профессиональные вредности - продолжительное воздействие на органы дыхания производственных вредностей (шахтеры, шаферы, электросварщики, работающие или работавшие с асбестом, ядохимикатами и др.);
    • лица в возрасте 45-65 лет, выкуривающие свыше 20 сигарет в сутки со стажем курения 20 лет и более;
    • больные, страдающие хроническими неспецифическими заболеваниями легкого (хроническая интерстициальная пневмония, рубцовые изменения в легких после туберкулеза, хронические пневмонии, бронхит, пневмосклероз, эмфизема легких, бронхиальная астма и др.);
    • факторы, определяющие риск заболевания раком легкого (постоянные или временные, связанные с вредными воздействиями внешних факторов, привычками, социальными условиями, дефектами организации медицинской помощи и др.);
    • онкологические заболевания у близких родственников;
    • онкологические заболевания в анамнезе.
  2. Обследование:
    • рентгенография органов грудной клетки в двух проекциях;
    • перкуссия, аускультация;
    • цитологическое исследование мокроты при ее наличии (многократное);
    • лабораторные обследования;
    • бронхоскопия по показаниям.

По результатам данных анамнеза и обследования терапевт выделяет больных с подозрением на рак легкого и требующих консультации онколога для включения их в группу высокого онкологического риска. Пациентов с подозрением на рак легкого, терапевт через онколога немедленно направляет, в областной клинический онкологический диспансер (ОКОД) (рис. 1).

Рис. 1. Нозологический этап анкетного скрининга (по раку легкого).

Рис. 1. Нозологический этап анкетного скрининга (по раку легкого).

Группами повышенного онкологического риска называют ту часть населения, у которой вероятность возникновения того или иного вида онкологического заболевания выше, чем у остальных.

В структуре диспансеризации лиц с легочной патологией эта группа формируется онкологом после уточняющей диагностики и полного дообследования для исключения метастазов в легкое и делегируется участковому терапевту для дальнейшего диспансерного наблюдения. Функция онколога состоит в исключении ошибок рентгенологического обследования пациентов, оценке методики и результатов цитологического исследования, формировании контингента лиц повышенного онкологического риска по раку легкого, регламентировании объема и кратности диспансерного обследования.

Возможные ошибки в общеклиническом, рентгенологическом и цитологическом обследовании:

  • отсутствие повторного чтения пленки;
  • непроведение многократных цитологических исследований мокроты;
  • непроведение бронхоскопического исследования при наличии показаний;
  • включение в число лиц с подозрением на рак легкого больных, получивших лечение по данному заболеванию;
  • отсутствие консультации с фтизиатрами для дифференциальной диагностики при выявлении патологии в легком.

В структуру группы пациентов с высоким онкологическим риском по раку легкого онколог включает следующую патологию:

  • рецидивирующие прикорневые пневмонии у лиц старше 60 лет, курильщиков;
  • неспецефическая легочная патология у лиц с профессиональными вредностями;
  • отягощенная наследственность по онкологической патологии у ближайших родственников.

Объёмы и кратность диспансерного обследования обосновываются врачом-онкологом с учетом вероятности развития межинтервальных раков легкого (рис. 2).

Онколог при подозрении на рак легкого проводит срочное обследование всех органов больного на предмет возможных метастазов в легкое, определяет объёмы и кратность диспансерных обследований групп повышенного онкологического риска по раку легкого. Это:

  • рентгенография органов грудной клетки в двух проекциях два раза в год;
  • цитологическое исследование мокроты два раза в год;
  • бронхоскопия один раз в год.

Рис. 2. Функции врача-онколога на нозологическом этапе анкетного скрининга.

Рис. 2. Функции врача-онколога на нозологическом этапе анкетного скрининга.

При обнаружении ошибок в обследовании лиц с легочной патологией организационного плана, общеклинических, рентгенологических, цитологических онколог оказывает методическую помощь специалистам.

В некоторых медицинских организациях рентгенологическая служба функционирует в отрыве от клинической. Например, больной направляется  в рентгенкабинет терапевтом с диагнозом «пневмония». При рентгенологическом обследовании высказывается подозрение на рак легкого, назначается повторное обследование, на которое рентгенкабинетом вызывается больной. А врач-терапевт не знает об этом и продлевает листок нетрудоспособности.

Нередко в рентгенкабинете не разделены пациенты, направляемые на обследование врачом-терапевтом и проходящие онкопрофосмотр. В результате информация о выявленных больных раком легкого при профилактических осмотрах недостоверная, так как в отчеты включается весь контингент лиц, у которых при рентгенологическом исследовании диагностирован рак легкого.

Ошибки в обследовании больных с подозрением на рак легкого следующие:

  • рентгенография легких в одной проекции,
  • забор мокроты для цитологического исследования осуществляется методически неверно,
  • не используются для уточняющей диагностики все доступные лучевые методы обследования,
  • не используются для уточняющей диагностики консилиумы, консультации с фтизиатром,
  • больной с подозрением на рак легкого направляется не в онкологический диспансер, а в туберкулезный.

Исключение в работе перечисленных ошибок - задача врача-онколога, суть его методической помощи.

Мониторинг больных раком легкого, подлежащих специальному лечению, - прямая функция врача-онколога. Мониторинг пациентов, подлежащих специальному лечению, может быть эффективным, если онколог в оперативном режиме контролирует получение ими лечения. При прерывании его, отказах принимаются определенные меры: беседы с родственниками, повторные комиссионные беседы с больным.

В процессе направления больных в онкодиспансер для уточняющей диагностики и лечения онколог мониторирует эту группу пациентов, следит за возможными их отказами от лечения.

После проведения специального лечения онколог проводит диспансеризацию больных III клинической группы. Это и поддерживающая терапия, и регулярное обследование на предмет своевременного выявления метастазов, и психологическая помощь.

Выводы

  1. Определена роль врача-онколога в дообследовании больных с легочной патологией.
  2. Определены параметры методической помощи в диспансеризации контингентов высокого онкологического риска (в структуре, объеме, кратности обследования).
  3. Обоснованы непосредственные функции врача-онколога в мониторинге больных раком легкого II клинической группы.
  4. Обоснованы функции врача-онколога в диспансеризации радикально пролеченных больных раком легкого (III клиническая группа).
  5. Идентифицированы ошибки в обследовании больных раком легкого, в мониторинге пациентов II и III клинических групп.

Список использованных источников:

  1. Организационно-методическая помощь онкологического диспансера первичному звену здравоохранения: методические рекомендации / Б.Б.Кравец, Л.Ю.Пастухова. - Воронеж, 2011. - 48 с.
  2. Злокачественные новообразования в России в 2014 г. (заболеваемость и смертность) / ред. А.Д.Каприн, В.В.Старинский, Г.В.Петрова. - М.: ФГБУ «МНИОИ им. П.А. Герцена» Минздрава России, 2016. - 250 с.
  3. Состояние онкологической помощи населению России в 2006 году / ред. В.И.Чиссов, В.В.Старинский, Г.В.Петрова. - М., 2007. - 177 с.
  4. Состояние онкологической помощи населению России в 2008 году / ред. В.И.Чиссов, В.В.Старинский, Г.В.Петрова. - М., 2009. - 192 с.
  5. Состояние онкологической помощи населению России в 2010 году / ред. В.И.Чиссов, В.В.Старинский, Г.В.Петрова. - М., 2011. - 185 с.
  6. Состояние онкологической помощи населению России в 2012 году / ред. А.Д.Каприн, В.В.Старинский, Г.В.Петрова. - М., 2013. - 230 с.
  7. Состояние онкологической помощи населению России в 2014 году / ред. А.Д.Каприн, В.В.Старинский, Г.В.Петрова. - М.: ФГБУ «МНИОИ им. П.А. Герцена» Минздрава России, 2015. - 236 с.