Приоритетная задача, стоящая перед онкологической службой, - снижение онкологической смертности населения. Пути ее решения в активном развитии профилактического направления противораковой борьбы, тесном взаимодействии с первичным звеном здравоохранения, в котором медицинская помощь должна быть переориентирована на преимущественно профилактическое направление [4].
Так как в настоящее время отсутствуют федеральные стандарты профилактики рака, областным онкологическим диспансером разработаны, согласованы с Академией метрологии и стандартизации, внедрены в практическую деятельность функциональные стандарты вторичной профилактики рака. Предлагаемые стандарты дифференцированы по профилактической деятельности, диспансеризации групп риска по нозологиям, первичной диагностике.
В обобщенном функциональном стандарте онкопрофилактического осмотра, стандарте деятельности смотрового кабинета, тактики профилактического осмотра молочных желез, в том числе с использованием радиотермодиагностики, скрининга рака предстательной железы, маммографического скрининга, тактики врача при получении результатов цитологического исследования материала из шейки матки, анкетного скрининга четко обозначена маршрутизация пациентов с выявленными злокачественными новообразованиями, предраковой и фоновой патологией, здоровые.
Функциональные стандарты диспансеризации групп риска по раку легкого, желудка, молочной железы, шейки матки, эндометрия, яичников, колоректальному раку обеспечивают знания врачами этапности и объема обследования.
Функциональные стандарты первичной диагностики рака легкого, желудка, слизистой полости рта и языка, молочной и предстательной желез, почки дают возможность врачам неонкологического профиля адекватно оценить жалобы пациента, выявить онкологическую патологию в процессе диспансеризации, использовать в полном объеме имеющийся в районных больницах и поликлиниках города Воронежа арсенал обследования, своевременно направить пациента для уточняющей диагностики и лечения.
Разработана и реализуется в постоянном режиме система методической помощи онкологического диспансера медицинским организациям, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, в оптимизации процессов вторичной профилактики рака. Она дифференцирована конкретно главному врачу, заместителю по поликлинике, председателю врачебной комиссии, врачу-онкологу (рис. 1).
Рис. 1. Система методической помощи медицинским организациям, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, в оптимизации процессов вторичной профилактики рака.
Разработаны и внедряются в практическую деятельность модели и алгоритмы регламента ответственности должностных лиц за реализацию противораковых скрининговых программ с четкой маршрутизацией пациента, мониторингом процесса снижения смертности от злокачественных новообразований (рис. 2).
Рис. 2. Алгоритм мониторинга процесса снижения смертности от злокачественных новообразований.
С целью оценки результативности функционирования региональной онкологической службы разработаны дифференцированные критерии для первичного и специализированного звеньев, а также интегральные критерии оценки результативности всей службы (рис. 3) [2].
Рис. 3. Дифференцированные критерии оценки результативности онкологической помощи.
Определена значимость каждого критерия для рейтинга медицинской организации путем назначения бальной оценки от 1 до 3.
Определение количества баллов по показателю «Удельный вес ЗНО IV стадии среди впервые выявленных ЗНО» для каждой медицинской организации осуществлялось по формуле:
БЗ = 2 - (ПЗмо - ПЗо(г)) * 0,1, где
БЗ - искомое количество баллов
2 - балл значимости критерия
ПЗмо - показатель запущенности онкопатологии в медицинской организации (%)
ПЗо(г) - среднеобластной (среднегородской) показатель запущенности онкопатологии (%).
Для определения количества баллов по показателю «Запущенность визуальных форм рака (III и IV стадии)» применялась формула:
БВЗ = 3 - (ПВЗмо - ПВЗо(г)) * 0,1, где
БВЗ - искомое количество баллов
3 - балл значимости критерия
ПВЗмо - показатель запущенности визуальных форм рака в медицинской организации (%)
ПВЗо(г) - среднеобластной (среднегородской) показатель запущенности визуальных форм рака (%).
Количество баллов по показателю «Удельный вес выявленных ЗНО на онкопрофосмотрах среди впервые выявленных ЗНО» рассчитывалось с использование формулы:
БАВ = 1 - (ПАВо(г) - ПАВмо) * 0,1, где
БАВ - искомое количество баллов
1 - балл значимости критерия
ПАВо(г) - среднеобластной (среднегородской) показатель активной выявляемости ЗНО (%).
ПАВмо - показатель активной выявляемости ЗНО в медицинской организации (%).
Аналогичным образом определялось количество баллов по показателю «Удельный вес ЗНО I и II стадий среди впервые выявленных ЗНО»:
БРД = 2 - (ПРДо(г) - ПРДмо) * 0,1, где
БРД - искомое количество баллов
2 - балл значимости критерия
ПРДо(г) - среднеобластной (среднегородской) показатель ранней диагностики ЗНО (%).
ПРДмо - показатель ранней диагностики ЗНО в медицинской организации (%).
По статистическим данным онкологической службы за 2016 г., с учетом предложенной модели итоговых результатов, сформированы таблицы для районных больниц и медицинских организаций городского округа город Воронеж (табл. 1-4).
Таблица 1. Ранжирование районов по модели конечных результатов за 2016 г.
Таблица 2. Ранжирование районов по модели конечных результатов за 2016 г.
Таблица 3. Ранжирование медицинских организаций г. Воронежа по модели конечных результатов за 2016 г.
Таблица 4. Ранжирование медицинских организаций г. Воронежа по модели конечных результатов за 2016 г.
Результаты внедрения в практическую деятельность функциональных стандартов профилактической деятельности, диспансеризации предраковой и фоновой патологии, первичной диагностики, оригинальных инструментов оптимизации управления региональной онкологической службой позволили значительно улучшить ряд показателей онкологической помощи (табл. 5).
Таблица 5. Сравнительная оценка показателей результативности онкологической службы (2015 г.)
По ряду форм злокачественных новообразований указанные показатели превышают аналогичные по РФ и ЦФО за 2015 г. (табл. 6, 7).
Таблица 6. Сравнительная оценка уровней смертности по нозологическим формам рака (2015 г., на 100000 населения)
Таблица 7. Сравнительная оценка показателя летальности на первом году с момента установления диагноза (2015 г., %)
Таким образом, методология поиска и реализации резервов онкологической службы, разработанная и реализуемая на региональном уровне, демонстрирует свою эффективность.