Диагностическая информативность показателей микрофлоры слизистой оболочки носа и зева в группе риска с аллергическими заболеваниями

Сургутский государственный университет

Введение. Воздействие на организм неблагоприятных физических, химических и биологических факторов, которые по своей интенсивности превышают компенсаторные возможности резистентности организма человека, сопровождаются нарушением его микробной экологии. Это влечет за собой развитие разнообразных патологических состояний, частота и последствия которых приобретают не только медицинский, но и негативный социально-экономический характер [1-4]. Особенно остро эта проблема прослеживается в условиях урбанизированного Севера [5].

Механизмы факторов неспецифической защиты являются наиболее важными звеньями резистентности организма против патогена, обеспечивая стабильность нормальной микрофлоры. При оценке микробиологических последствий неблагоприятных факторов окружающей среды целесообразным является изучение уровня стафилококкового бактерионосительства. При этом изменения численности микроорганизмов или их индикаторных свойств могут рассматриваться как параметры, позволяющие тестировать интенсивность внешнего воздействия [6-9].

Несмотря на имеющиеся в настоящее время исследования бактериального фактора в механизмах резистентности организма, ряд теоретических и практических вопросов этой проблемы остаются неизученными. К их числу следует отнести отсутствие экологического анализа бактериальных сообществ, отражающих начальные стадии нарушения эубиоза слизистой оболочки верхних дыхательных путей.

Целью работы явилось определение диагностической информативности показателей микрофлоры слизистой оболочки носа и зева в группе риска с аллергическими заболеваниями.

Методика. Комплекс исследований включал бактериологические, биохимические, анкетные, статистические методы. Исследования проводились на базе лаборатории «Клиническая и экспериментальная патология» медицинского института СурГУ (зав. лабораторией д.м.н., профессор А.В. Куяров).

Проведено изучение распространенности симптомов аллергических заболеваний среди студенческой молодежи в возрасте от 18 до 23 лет, проживших в условиях Севера не менее 10 лет. Использованы результаты анкетирования 364 студентов СурГУ по специально разработанному опроснику с включением в анкету наиболее распространенных симптомов аллергического ринита, атопического дерматита, заболеваний желудочно кишечного тракта, признаков атопии в семейном анамнезе. Выделены группы риска с круглогодичным аллергическим ринитом (АР, n=31 человек) и атопическим дерматитом (АтД, n=31 человек). В этих группах проведено бактериологическое исследование микрофлоры слизистой оболочки носа и зева с определением ферментных факторов патогенности. Группу сравнения (ГС, n=31) составили лица, не болеющие в течение года и не стоящие на медицинском учете.

Для реализации статистических возможностей в дифференциальной диагностике и прогнозировании использован метод последовательной диагностической процедуры, разработанный А. Вальдом [10].

Основная часть. Исследование видового и количественного состояния микрофлоры слизистой оболочки носа в группе сравнения и исследуемых группах риска позволило установить (табл. 1), что в группах риска наблюдалось достоверное увеличение числа случаев с повышенным содержанием микроорганизмов рода Staphylococcus spp. (колониеобразующие элементы (КОЕ)/мл более 3 lg 74,2±7,8 в группе риска АР и 87,1±8,7 в группе риска АтД, Р<0,05).

Выделение S.aureus со слизистой оболочки носа в группе сравнения составило 16,1±6,0%. В группах риска носительство S.aureus было значительно выше и составляло 45,2±8,7% в группе АтД и 48,3±8,3% в группе АР (Р<0,05). Обратил на себя факт, что в исследуемых группах наблюдалось значительное увеличение частоты выделения со слизистой оболочки носа S.aureus в количестве более 3 lg. В группах риска с аллергическими заболеваниями носительство S.aureus составляло от 16,1% до 18,8% случаев (Р<0,05).

При оценке потенциала патогенности микрофлоры слизистой оболочки носа необходимо отметить значительное увеличение частоты выделения в группах риска S. epidermidis, гем+ плотностью КОЕ/мл более 3 lg (29,0±8,1% в группе АР и 32,3±8,4% в группе АтД; Р<0,05).

Применение метода последовательной диагностической процедуры, разработанной А. Вальдом [10], позволило определить диагностическую значимость частоты выделяемых микроорганизмов в каждой исследуемой группе (табл. 2).

Увеличение частоты выделения представителей рода Staphylococcus КОЕ/мл более 3 lg имело диагностические коэффициенты в исследуемых группах в 4 балла. Диагностическая значимость повышалась до 5 баллов при выделении со слизистой оболочки носа в группах с аллергическими заболеваниями S. aureus и S. epidermidis с гемолитическими свойствами.

Таблица 1. Показатели видового и количественного состояния микрофлоры слизистой оболочки носа в группах риска

Таблица 1.  Показатели видового и количественного состояния микрофлоры слизистой оболочки носа в группах риска

Таблица 2. Диагностическая информативность микрофлоры слизистой оболочки носа в исследуемых группах

 Таблица 2. Диагностическая информативность микрофлоры слизистой оболочки носа в исследуемых группах

Примечание: достаточная информативность показателей при Imin=0,5

Повышенную диагностическую значимость имело увеличение количества S. aureus КОЕ/мл более 3 lg, что соответствовало диагностическому коэффициенту в 6 для группы риска АР и 8 баллов для группы АтД.

Расчет пороговых сумм диагностических коэффициентов показал, что при ДК «плюс 6» допустимой долей ошибки является 20,0%. При ДК, равном «плюс 9», допустимая доля ошибки не превышает 10,0% , а при ДК, равном «плюс 13», допустимая доля ошибки не превышает 5,0%. Достижение определенного порога позволит вынести решение «заболевание» с прогнозируемым процентом ошибки. В данном случае выявление S. aureus КОЕ/мл более 3 lg достоверно подтверждает клинические проявления дисбактериоза слизистой оболочки носа по результату бактериологического исследования с долей ошибки не более 20,0% (диагностический коэффициент в 6–8 баллов).

Со слизистой оболочки зева (табл. 3), как и со слизистой оболочки носа, наблюдалось достоверное увеличение числа случаев с повышенным содержанием микроорганизмов рода Staphylococcus (КОЕ/мл более 3 lg 77,4±7,8 в группе риска АР и 80,6±8,7 в группе риска АтД, Р<0,05).

Выделение S.aureus со слизистой оболочки зева в группе сравнения составило 12,9±6,0%. В группах риска показатель частоты носительства S. aureus был значительно выше, составлял 48,3±8,7% в группе АР и 51,6±8,3% в группе АтД (Р<0,05). В группах риска наблюдалось значительное увеличение частоты выделения со слизистой оболочки зева S. aureus в количестве более 3 lg и составило от 19,4% до 22,6% случаев (Р<0,05).

Таблица 3. Показатели видового и количественного состояния микрофлоры слизистой оболочки зева в группах риска аллергических заболеваний

Таблица 3.  Показатели видового и количественного состояния микрофлоры слизистой оболочки зева в группах риска аллергических заболеваний

Со слизистой оболочки зева, как и со слизистой оболочки носа, отмечалось значительное увеличение частоты выделения в группах риска S.epidermidis, гем+ с плотностью микроорганизмов КОЕ/мл более 3 lg (29,0±8,2% в группе АР и 32,3±8,2% в группе АтД; Р<0,05).

Увеличение частоты выделения представителей рода Staphylococcus КОЕ/мл более 3 lg со слизистой оболочки зева (табл. 4) имело диагностические коэффициенты в группах риска в 5 баллов.

Более высокую диагностическую значимость имело носительство S. aureus, что соответствовало диагностическому коэффициенту в 6 баллов как для группы риска АР, так и для группы АтД. Увеличение количества S. aureus КОЕ/мл более 3 lg соответствовало диагностическому коэффициенту в 8 баллов.

Таблица 4. Диагностическая информативность микрофлоры слизистой оболочки зева в группах риска аллергических заболеваний

Таблица 4. Диагностическая информативность микрофлоры слизистой оболочки зева в группах риска аллергических заболеваний

Примечание: достаточная информативность показателей при Imin=0,5.

Заключение. При исследовании биоценоза слизистой оболочки носа и зева в исследуемых группах риска с аллергическими заболеваниями установлено, что у лиц с аллергическим ринитом и атопическим дерматитом наблюдалось увеличение числа случаев повышенного количества представителей рода Staphylococcus, из которых наибольшую диагностическую значимость имеет индикация S.aureus и S.epidermidis с гемолитической активностью. Диагностическая значимость индикации этих микроорганизмов в количестве КОЭ более 3 lg значительно увеличивается. Рассчитанные диагностические коэффициенты состояния микрофлоры слизистой оболочки носа и зева в группах риска с аллергическим ринитом и атопическим дерматитом могут использоваться как критерии показаний к коррекции факторов неспецифической защиты в группах риска с аллергическими заболеваниями.

Выводы

В группах риска с аллергическим ринитом и атопическим дерматитом наблюдается увеличение числа случаев повышенного содержания представителей рода Staphylococcus, из которых наибольшую диагностическую значимость имеет индикация S.aureus и S.epidermidis с гемолитической активностью.

Диагностическая значимость индикации представителей вида S.aureus и S.epidermidis с гемолитической активностью в количестве КОЭ более 3 lg значительно увеличивается.

Диагностические коэффициенты состояния микрофлоры слизистой оболочки носа и зева в группах риска с аллергическим ринитом и атопическим дерматитом могут использоваться как критерии показаний к коррекции факторов неспецифической защиты в группах риска с аллергическими заболеваниями.

Список использованных источников:

1. Бухарин О.В., Валышев А.В., Гильмутдинова Ф.Г. Экология микроорганизмов человека. – Екатеринбург: УрО РАН, 2006. - 480 с.

2. Крамарь В.С. Пространственная структурная иерархия микроорганизмов в биоценозе кожи// Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2003. – Т.58.

3. Boyle R.J. Probiotics for preventing eczema// Br J Dermatol. 2010; 163(3): 450.

4. Gospos A. et al. Development of an allergy test model: activation of human mast cells with potentially allergenic substances// Toxicology. 2001. 166(1-2): 91-96.

5. Куяров А.В., Куярова Г.Н., Клюева Л.А. Микробная экология детей Севера (клиника нарушений, диагностика, коррекция). – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. – 100 с.

6. Миронов А.Ю., Савицкая К.И., Воробьев А.А. Условно-патогенные микроорганизмы при заболеваниях дыхательных путей у больных региона Московской области// Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунологии. – 2000. - №1. С. 81-84.

7. Araujo M.I. et al. Immunomodulation of the allergic inflammatory response: new developments// Inflamm Allergy Drug Targets. 2010; 9(2):73-82.

8. Baysoy G., Arslan S., Karabay O. Nasal carriage of Staphylococcus aureus in children with allergic rhinitis and the effect of intranasal fluticasone propionate treatment on carriage status// Int J Pediatr Otorhinolaryngol. 2007; 71(2): 205-209.

9. Boyle R.J., Tang M.L. The role of probiotics in the management of allergic disease// Clin Exp Allergy. 2006; 36 (5): 568-576.

10. Гублер Е.В. Информатика в патологии, клинической медицине и педиатрии. – Л.: Медицина, 1990. – 176 с.