Характеристика и факторы риска аллергического ринита у больных, проживающих в Северном Вьетнаме

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова, г. Москва

Аллергический ринит (АР) – это заболевание, характеризующееся IgE - опосредованным воспалением слизистой оболочки полости носа (которое развивается под действием аллергенов) и наличием ежедневно проявляющихся в течение часа и более хотя бы двух из следующих симптомов: заложенность носа, ринорея, чихание, зуд в полости носа [1].

В последние десятилетия распространенность АР значительно возросла, и это накладывает тяжелое здоровое и социально-экономическое бремя на пациентов. Хотя было проведено несколько перекрестных популяционных исследований для анализа распространенности АР во многих крупных городах и странах [2], характеристики триггерных факторов АР и связанных с ними факторов риска были представлены реже. Заболеваемость АР в европейских странах составляет 20-30%:в Великобритании - около 30%, в Швеции – около 28%, в России – 25% -38%; Южной Африке - этот показатель достигает 17%, в Соединенных Штатах Америки -20%; в Новой Зеландии и в Австралии - около 40% [3,4]. Опубликовано несколько работ по распространенности АР среди взрослого населения Юго-Восточной Азии [2]. Так, встречаемость АР в Гонконге составила - 43%; в Индии - 26%; в Японии - 13-20%[5].

Региональные различия объясняются огромным разнообразием и разницей в численности населения, экологических и социально-экономических условиях. Таким образом, необходимы глубокие исследования для оценки эпидемиологических признаков / клинической информации о АР и факторов риска АР, основанных на различных географических зонах. Вьетнам находится в тропической зоне с очень богатым и разнообразным растительным миром, отличающиеся своеобразием климато-географических условий и уровнем развития общества. В настоящее время, недостаточно изученной остается распространенность АР во Вьетнаме, особенно в условиях северного Вьетнама, хотя такая патология достаточно актуальная для этого региона.

Цель нашего исследования - изучение распространенности, регионарных особенностей сенсибилизации пациентов АР и определение факторов риска АР на территории Северного Вьетнама с отличием от других регионов.

Материал и методы исследования.

Материал исследования. Исследование было проведено в периоде с 06.2018 г. по 09.2018 г, по обращаемости пациентов на базе оториноларингологического (ЛОР) отделения с одобрением комитета по этике Северной Центральной Больницы Тхайнгуен, Вьетнама. Область исследования включала городскую и сельскую местность. Городской район с плотностью населения в 2018 году с 400 до 3000 чел / км2 и сельский район с развивающимися современными сельскохозяйственными производствами и промышленными заводами [6]. Всего обследовано 556 пациентов с патологией ЛОР органов в возрасте от 5 до 70 лет, выявлено 158 пациентов хронического ринита (ХР).

Методы исследования. Всем больным ХР проведен опрос при поступлении, жалобы: на заложенность носа, нарушение обоняния, чихание, зуд (в полости носа и глазах), ринорея, стекание слизи по задней стенке глотки. Клинический осмотр и инструментально-лабораторное обследование (передняя риноскопия носовым зеркалом и эндоскопом Karl Storz и 00 и 300 без анемизации и с анемизацией слизистой оболочки полости раствором Нафтизин 0,1%, компютерная томография носа и околоносовых пазух в фронтальной (коронарной) проекции с толщиной среза 5 мм компьютерным томографом фирмы Somatom Scope, Seimens AG.

Использовали стандартное специфическое аллергологическое исследование (аллергологический анамнез, скарификационные кожные тесты с бытовыми, пыльцевыми, эпидермальными аллергенами фирмы НПО “Микроген”, Россия). Определение специфических IgE крови проводили на бытовые и пищевые аллергены, аллерген из тараканов, плесени. Использовали тест-систему RIDA qLine Allergy, панель 1-Viet компании R-Biopharm AG, Германия в соответствии со стандартами ВОЗ. Все пациенты осмотрены оториноларингологом.

Статистический анализ. Все статистические анализы были выполнены профессиональным статистиком с использованием программного обеспечения Microsoft Excel ver. 12.0.4518.1014, SPSS Statistics 20. Для оценки результатов применяли методы описательной статистики. Для определения коррелятивной зависимости между признаками использовался метод ранговые корреляции Friedman и Wilcoxon. Значение P <0,05 считалось статистически значимым.

Результаты исследования и обсуждение

В последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению распространенности АР как в развитых, так и в развивающихся странах [7]. В нашем исследовании впервые сообщается о распространенности АР, а также о его триггере и факторах риска среди населения северного Вьетнама.

Всего обследовано 556 пациентов с патологией ЛОР органов в возрасте от 5 до 70 лет, выявлено 158 пациентов хронического ринита (ХР). Среди 158 больных с диагнозом ХР, всего под наблюдением было 64 больных страдали АР с средней длительности заболеваемости у пациентов составила 5.4±1.6 лет.

По данным результатов исследования, среди этих 64 пациентов с АР, 33 (51.56%) были мужчины и 31 (48.44%) женщины (рис. 1А). Не было значительного различия в распространенности АР между мужчинами и женщинами. Возрастное распределение субъектов АР составило: 4.69% в возрасте до 20 лет; 50% в возрасте от 20 до 40 лет; 35.93% в возрасте от 40 до 60 лет; 9.38% в возрасте от 60 до 70 лет (рис. 1B). По предметам АР 70.31% (45/64) оставались в городских округах, а 29.69% (19/64) - в сельских округах (рис. 1С), из 64 пациентов АР 11 (17.19%) пациентов живут не далеко от промышленных фабрик. Пациенты, живущие в городских районах, были в большей степени связаны с распространенностью АР, чем в сельской местности (OR = 1,51).

Рис. 1А. Эпидемиологическая характеристика АР. Распределение по полу (n=64).

Рис. 1А. Эпидемиологическая характеристика АР. Распределение по полу (n=64).

 

Рис. 1В. Эпидемиологическая характеристика АР. - Распределение по возрасту (n=64).

Рис. 1В. Эпидемиологическая характеристика АР. - Распределение по возрасту (n=64).

 

Рис. 1С. Эпидемиологическая характеристика АР. Распределение по месту жительства (n=64).

Рис. 1С. Эпидемиологическая характеристика АР. Распределение по месту жительства (n=64).

Показатель распространенности АР составил 11.51% из ЛОР- патологии и 40.5% из ХР, при значительно более высокой распространенности в городских районах (70.31%) чем в сельской местности (29.69%). Эти результаты показывают, что распространенность АР, вероятно, возрастет из-за быстрой урбанизации и изменения экологических факторов в условиях северного Вьетнама. В дополнение к внутренней среде, наружные места городских районов подвержены загрязнению воздуха, которое состоит из сложной смеси соединений, таких как частицы SO2, NO2 и PM2,5. Считается, что эти раздражающие загрязнители повышают восприимчивость слизистой оболочки дыхательных путей к аллергенам и развитию аллергических реакций [8,9]. Таким образом, вышеуказанные ситуации могут объяснить большую распространенность АР в городских районах.

При осмотрах и согласно новому руководству EAACI/WAO, ARIA [10] , учитывающему частоту и продолжительность симптомов, 13 (20.3%) пациентов с АР были классифицированы как интермиттирующие АР, а у 51 (79.7%) - были персистирующими. 45 (70.31%) пациентов отмечали нарушение сна, утомляемость средней степени; 45 (70.31%) пациентов были сгруппированы в АР средней и тяжелой степени тяжести и 19 (29.69%) - в АР легкой степени. По этим результатом о персистирующих АР, тенденция была отмечена выше, чем в странах Северной Европы (24,8-53,8%), из- за различия между климатическими условиями и повышением чувствительности к аллергенам.

У 58 (90,63%) пациентов предъявляли жалобы на заложенность носа, у 57 (89.06%) - частые приступы чихания, у 22 (34.38%)- зуд в полости носа, у 22 (34.38%)- зуд на глазах, у 14 (21,88%) - нарушение обоняния, у 45 (70,31%) –постоянное отделяемое из полости нос а или стекание слизи в носоглотку (рис. 2А).

По данным анамнеза, только 1 пациент страдал бронхиальной астмой. Травма носа (перелом костей носа) в анамнезе имели место 1 (1.56%) пациентов. Операции на ЛОР-органах имели место у 9 (14.06%) пациентов. При этом операции на носовой перегородке (септопластика, подслизистая резекция носовой перегородки) перенесли 6 (9.4%) пациентов и тонзиллоэктомию - 3 (4.7%) пациента.

По анамнезам 4 пациента часто и длительно использованы сосудосуживающие препараты (Називин, Тизин) и у 21 (32.81%) пациентов, все они мужчин, в анамнезе выявлено курение в течение 7 до 17 лет по 5 сигарет до 1 пачки в день, из них 5 пациентов диагностированы полипом средних носовых раковин. Пациенты, курящие имели значительный риск заболеваемости АР (OR = 1.46). Сообщалось о повышенном риске аллергических заболеваний среди людей, подвергающихся воздействию табачного дыма [11]. Наши результаты также подтверждают, что курение является фактором риска, связанным с АР. Курение может способствовать повышению чувствительности как к многолетним аллергенам в помещении, так и к некоторым наружным аллергенам [12]. Кроме того, курение усиливает назальный ответ на аллергены у пациентов с АР, демонстрирующих высокие уровни IgE, IgG4 и гистамина в назальном лаваже [13]. Курение во Вьетнаме распространено, поскольку Вьетнам является крупнейшим потребителем табака в мире. Увеличение числа курящих людей может быть одним из правдоподобных объяснений увеличения распространенности АР.

Были проанализированы факторы, способствующие обострению симптомов. Пациентов спрашивали, меняются ли симптомы в зависимости от времени суток или сезона, а также от воздействия факторов окружающей среды и образа жизни.

Большинство (43/64-67.19%) пациентов указали, что наиболее тяжелые эпизоды симптомов имели место рано утром, и тяжесть симптомов постепенно снижалась с течением времени до полуночи, а у остальных симптомы умеренны в течение дня.

Из общего числа пациентов, большинство пациентов (98.43%) чувствуют сильнее выражение симптомов с марта по октября в соответствии с достижением средней влажности воздуха северного Вьетнама до 86%, только 1 (1.57%) пациент отметил ухудшение симптомов в периоде лета с мая по сентября, в остальное время симптомы АР снижались, но сохранялись. Пациенты сообщили факторы среды, которые привели бы к более тяжелому симптому. 54 пациентов (84.34%) утверждали, что симптомы оказались более выраженными при воздействии основными факторами воздействия, такие как холодный воздух, влажная среда, пылевая среда и загрязнение воздуха на открытом воздухе. Другие основные факторы, такие как раздражающий запах (7/64-10.94%), стресс (1/64-1.57%), табачный дым (5/64-7.81%) (рис. 2В), могут вызвать более серьезные аллергические симптомы. Весенняя пыльца, влажная среда и пылевая среда, связаны с высокой вероятностью воздействия аллергена (пыльцы и клещей домашней пыли); в то время как спорт, раздражающий запах и загрязнение наружного воздуха связаны со стимуляцией реакции местной слизистой оболочки.

Рис. 2А. Симптомы аллергического ринита.

Рис. 2А. Симптомы аллергического ринита.

 

Рис. 2B. Факторы аллергического ринита.

Рис. 2B. Факторы аллергического ринита.

По результатам скарификационных кожных тестов у 64 пациентов изолированная сенсибилизация к аллергену из домашней пыли установлена только у 3 (4,69%) больных; у 33 (51,56%) пациентов сенсибилизация к домашней пыли сочеталась с аллергией на клещи, у 20 (31.25%) - на клеща D. Pteronyssinus и D. Farinae, а у 18 (28.13%) – только на 1 тип клещей D. Pteronyssinus или D. Farinae. По данным результатов, положительные скарификационные тесты на пыльцевые и эпидермальные аллергены выявляли редко, так сенсибилизация к эпидермальным аллергенам установлена у 9 (14.1%) пациентов; из них у 5 (7.81%) - к шерсти кошек, у 4 (6.25%) - к шерсти собак. У 5 (7.81%) пациентов выявлена сенсибилизация к смеси деревьев, у 3 (4.69%) – к смеси трав, у 1 (1.56%) - к пыльце полыни и у 1 (1.56%)- к пыльце лебеды.

Лабораторные исследования показали повышенный уровень специфических IgE к клещу B. Tropicalis у 41 (64.06%) больных АР и у 11 (17.19%) пациентов - к смеси плесневых грибов (Aspergillus fumigatus, Alternaria alternata/tenuis, Cladosporium herbarum, Penicillium notatum), у 6(9.37%) пациентов к аллергену из пера, у 3 (4.69%) – к шерсти кошек, у 2 (3.13 %) – к шерсти собак, у 1 (1.56%) – к пыльце злаковых, 2 (3.13%) – к креветкам, 2 (3.13%) – к тараканам и 1 (1.56%) – к крабам. К остальным небактериальным аллергенам показаны отрицательные результаты. Наиболее распространенным аэроаллергеном в Северном Вьетнаме являются клещи домашней пыли, и распространенность сенсибилизации к клещам очень высока у пациентов с АР. Северный Вьетнам расположен в южных прибрежных районах, и окружающая среда теплая и влажная, что подходит для роста клещей. Считается, что люди в городских районах испытывают больше активности в помещении, как на работе, так и дома, где вентиляция, как правило, плохая, что повышает вероятность выявления высокой концентрации клеща домашней пыли.

Заключение.

Настоящее исследование показало, что в условиях северного Вьетнама распространенность АР была значительно выше в городской местности, чем в сельской местности. По этим результатом о персистирующих АР в этой территории, тенденция была отмечена высокий и наши результаты также подтверждают, что курение является фактором риска, связанным с АР. Весенняя пыльца, влажная среда и пылевая среда, связаны с высокой вероятностью воздействия аллергена (пыльцы и клещей домашней пыли); в то время как раздражающий запах и загрязнение наружного воздуха связаны со стимуляцией реакции местной слизистой оболочки. АР в условиях северного Вьетнама с преимущественной сенсибилизацией к клещам домашней пыли и плесневым грибам. Нам не удалось выявить связи клинических симптомов АР с аллергией к пыльцевым, пищевым и эпидермальным аллергенам, что может быть связано с климатическими условиями данного региона (влажное лето, длительный период дождей). Связь между АР и бронхиальной астмой обнаружена только у одного пациента, что может свидетельствовать также о недостаточной диагностической базе данной клиники. Полученные результаты позволят в дальнейшем разработать рекомендации по диагностике, лечению и профилактике АР пациентам, проживающим в Северном Вьетнаме.

Список использованных источников:

 

  1. Ильина Н.И, Курбачева О.М, Павлова К.С, Польнер С.А. Аллергический ринит. Федеральные клинические рекомедации. 2018, 7.
  2. Lam HT., Nguyen VT., Linda Ekerljung., Eva Rönmark. Allergic rhinitis in northern Vietnam: increased risk of urban living according to a large population surve. Clinical and Translational Allergy. 2011;.1: 7.
  3. Лусс Л.В. Аллергический ринит: проблемы, диагностика, терапия. Лечащий врач. 2002; 4: 24-28. https://www.lvrach.ru/2002/04/4529344/
  4. Bousquet P.J, Leynaert B, Neukirch F. Geographical distribution of atopic rhinitis in the European Community Respiratory Health Survey I. Allergy. 2008;63(10):1301-1309. doi: 10.1111/j.1398-9995.2008.01824.x.
  5. Ngo TB, Pham XP. The status of animal dander-induced allergic rhinitis at poultry farms and feather processing establishments in several places in Thai Binh and Hai Phong, Vietnam. Vietnamese Journal Of Preventive Medicine. 2015;3(25): 126. (In Viet).
  6. Vietnam's population. https://danso.org/viet-nam
  7. Kusunoki T, Morimoto T, Nishikomori R, Yasumi T, Heike T, et al. (2009) Changing prevalence and severity of childhood allergic diseases in kyoto, Japan, from 1996 to 2006. Allergol Int 58:543–548.
  8. Liu MM, Wang D, Zhao Y, Liu YQ, Huang MM, et al. (2013) Effects of outdoor and indoor air pollution on respiratory health of Chinese children from 50 kindergartens. J Epidemiol 23:280–287.
  9. Lee SY, Chang YS, Cho SH (2013) Allergic diseases and air pollution. Asia Pac Allergy 3:145–154.
  10. Brozek JL, Bousquet J, Agache I et al. Allergic Rhinitis and its Impact on Asthma (ARIA) Guidelines- 2016 Revision. J Allergy Clin Immunol. 2017; 140 (4). Doi: 10.1016/j.jaci.2017.03.050
  11. Saulyte J, Regueira C, Montes-Martínez A, Khudyakov P, Takkouche B (2014) Active or passive exposure to tobacco smoking and allergic rhinitis, allergic dermatitis, and food allergy in adults and children: a systematic review and meta-analysis. PLoS Med 11:e1001611.
  12. Lannerö E, Wickman M, van Hage M, Bergström A, Pershagen G, et al. (2008) Exposure to environmental tobacco smoke and sensitisation in children. Thorax 63:172–176.
  13. Diaz-Sanchez D, Rumold R, Gong H Jr (2006) Challenge with environmental tobacco smoke exacerbates allergic airway disease in human beings. J Allergy Clin Immunol 118:441–446.