Влияние наличия синдрома алкогольной зависимости на некоторые аспекты клинического течения хронической обструктивной болезни легких

Смоленская государственная медицинская академия

Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) – одна из важнейших проблем современного общества и медицины [2]. Глобальная инициатива по лечению и профилактике хронической обструктивной болезни легких детально описывает факторы риска развития данной патологии, одним из которых является низкий социальный статус. В данное понятие можно включить профессиональную принадлежность, уровень дохода, образование, а так же наличие и степень алкогольной зависимости, что является крайне актуальным для нашей страны.

В результате изучения взаимосвязи алкоголизма и ХОБЛ получены неоднозначные результаты. Известно, что употребление малых доз алкоголя на состоянии дыхательных путей чаще всего не отражается, а иногда даже стимулирует мукоцилиарный клиренс. Однако злоупотребление спиртным вполне способно усугубить гипоксию у больного, снизить уже скомпрометированный иммунный статус трахео-бронхиального дерева, в эксперименте – вызвать замедление частоты биения ресничек эпителия и цилиостаз [5]. Тем не менее, существовали гипотезы о протективном влиянии алкоголя на легкие злостных курильщиков [5]. В литературе так же присутствуют данные о наличии положительной корреляции между объемом и частотой употребления этанола и степенью тяжести ХОБЛ [4,1]. При этом следует отметить, что оценка количества употребляемого алкоголя зачастую представляет значительные трудности, например в случае нерегулярного употребления, кодирования или осознанного отказа от спиртного, употребления суррогатов. Все многочисленные аспекты алкоголизма укладываются в понятие синдрома алкогольной зависимости.

Всемирной организацией здравоохранения выделены 6 критериев определения наличия зависимости: сильная потребность или необходимость принимать алкоголь, нарушение способности контролировать прием вещества – начало употребления, окончание, дозировку; физиологическое состояние отмены, при котором прием вещества прекращается или уменьшается, признаки изменения толерантности – увеличение дозы вещества, необходимой для достижения эффекта, ранее производимого более низкими дозами, либо ее снижение; прогрессирующий отказ от альтернативных интересов в пользу употребления вещества; увеличение времени, необходимого для приобретения и приема вещества или восстановления после его действия, продолжение употреблении вещества, несмотря на очевидные вредные последствия. При наличии у больного трех из них в течение одного года правомерно утверждать, что пациент зависим от алкоголя.

В Российской Федерации принята классификация, включающая 5 стадий алкогольной зависимости. Она значительно более детальна, нежели европейская, где выделяется только 3 стадии, и дает возможность более индивидуализированной оценки каждого пациента. Критерии диагностики, основными из которых являются: факт патологического влечения к алкоголю, наличие абстинентного синдрома, возрастание и снижение толерантности, признаки изменения алкогольного аффекта, симптомы органического поражения центральной нервной системы, - подробно описаны в национальных рекомендациях по наркологии [3]. На основе выявления этих симптомов, общих для российской и европейской классификации, строится беседа врача с пациентом и определение стадии алкоголизма.

Цель исследования: определить влияние фактора наличия и степени алкогольной зависимости на отдельные объективные и субъективные (анкетные) параметры диагностики и оценки течения ХОБЛ.

Материалы и методы. Обследовано 72 пациента терапевтического отделения Смоленской центральной районной больницы. Группа представлена мужчинами в возрасте от 38 до 88 лет, средний возраст 58,15+/-1,139 лет, с жалобами на эпизоды одышки экспираторного характера, кашель по утрам. Один или оба симптома присутствуют в течение года и более. Острая патология (пневмония, острая алкогольная интоксикация, онкологические заболевания легких, печени, либо других органов на этапе метастазирования, наличие онкологической интоксикации), значимые заболевания сердца в состоянии декомпенсации, туберкулез - исключены, диагностированные сопутствующие хронические заболевания находятся в состоянии компенсации. Всем больным проведена спирометрия с определением объема форсированного выдоха за первую секунду FEV1 в процентах, индекса Тиффно до и после ингаляции бронходилятатора (Сальбутамол 400 мкг), рассчитано количество пачко/лет. Пациенты распределены по соответствующим степеням тяжести и группам ХОБЛ (использованы тест CAT, шкала одышки mΜRC), определена стадия алкогольной зависимости согласно критериям, изложенным в национальных рекомендациях по наркологии, по российской и европейской классификации, степень никотиновой зависимости согласно тесту Фагерстрема. В результате осмотра и проведенного теста с шестиминутной ходьбой в группе пациентов с верифицированным диагнозом ХОБЛ определен суммарный риск по шкале BODE. Статистическая обработка данных проведена с применением пакета SPSS Statistics 17.0.

Результаты. 17 человек (23,6%) в группе не страдают синдромом алкогольной зависимости. Среди 55 человек (76,4%) получено следующее распределение по стадиям алкогольной зависимости (табл. 1).

Таблица 1. Распределение больных по стадиям алкогольной зависимости

Таблица 1. Распределение больных по стадиям алкогольной зависимости

В общей группе у 28 (38,9%) человек спирометрические признаки бронхообструкции не выявлены. 44 человека (61,1%) страдают ХОБЛ, длительность наблюдения по данной патологии составила более одного года.

Получено распределение больных по степеням тяжести ХОБЛ (табл. 2) и по группам ХОБЛ (табл. 3).

Таблица 2. Распределение больных по степеням тяжести ХОБЛ

Таблица 2. Распределение больных по степеням тяжести ХОБЛ

Таблица 3. Распределение больных по группам ХОБЛ

Таблица 3. Распределение больных по группам ХОБЛ

Анализ возможности наличия взаимосвязи между параметрами: наличие синдрома алкогольной зависимости, наличие ХОБЛ, - выполнен с использованием критерия согласия χ2. В данном случае получено χ2=4,225, при уровне значимости р=0,05, что свидетельствует в пользу наличия зависимости данных показателей.

Таблица 4.  Таблица сопряженности параметров «наличие ХОБЛ»/ «наличие алкоголизма»

Таблица 4.  Таблица сопряженности параметров «наличие ХОБЛ»/ «наличие алкоголизма»

Для оценки взаимовлияния полученных данных применен непараметрический корреляционный анализ с определением коэффициентов τ-β Кендалла, ρο Спирмена в связи с ранговой оценкой неметрических и отсутствием нормального распределения метрических величин. Так как коэффициенты изменяются параллельно, приведена оценка коэффициента τ-β Кендалла.

В группе получена положительная корреляция степени тяжести ХОБЛ и индекса пачко/лет (τ-β 0,233,р=0,01), индекса CAT и уровня одышки по шкале mMRC (τ-β=0,592, р=0,01), индекса CAT и BODE (τ-β=0,545, р=0,01), уровня степени никотиновой зависимости и количества пачко/лет (r=0,348, р=0,01), CAT и степени тяжести ХОБЛ (τ-β=0,487, р=0,01). Обратная зависимость отмечена между индексом Тиффно и индексом пачко/лет (τ-β -0,260, р = 0,01); значением FEV1 и количеством баллов BODE (τ-β=-0,642, р=0,01), CAT и FEV1 (τ-β=-0,428, р=0,01). Таким образом, объективные клинические данные достаточно полно соответствуют субъективной информации, представленной испытуемыми.

Так же стоит отметить слабую положительная корреляция между степенью никотиновой и алкогольной зависимости: коэффицинт Кендалла τ-β 0,243, р=0,05, что свидетельствует в пользу «совместного», а не взаимоисключающего протекания двух зависимостей.

Количество пройденных метров за 6 минут в общей группе имеет обратную зависимость со стадией алкоголизма (τ-β = -0,230, р=0,05), что вполне логично увеличивает суммарный риск при оценке по шкале BODE. При этом следует отметить, что у 3 пациентов в анамнезе - облитерирующий атеросклероз сосудов нижних конечностей, у 1 больного ампутированы пальцы левой ноги, у 3 больных наблюдались явления коксартроза с функциональной недостаточностью 1-2 степени.

При анализе группы пациентов, страдающих ХОБЛ, видна умеренная положительная корреляция между стадией алкогольной зависимости (по европейской классификации) и степени тяжести ХОБЛ (τ-β = 0,338, р=0,05). Присутствует слабая отрицательная корреляция между наличием алкогольной зависимости и количеством баллов по шкале mMRC (τ-β = -0,292, р=0,05).

В группе больных алкоголизмом и пациентов, имеющих ХОБЛ и САЗ одновременно, тенденция взаимосвязи более тяжелого течения ХОБЛ и алкогольной зависимости сохраняется и несколько усиливается (τ-β=0,411, р=0,05 и τ-β = 0,360, р=0,05 соответственно). Пациенты с ХОБЛ, отнесенные в группы С и D, страдают более тяжелыми стадиями алкоголизма (τ-β = 0,411, р=0,05).

Выводы

В связи с выявленной тенденцией к коморбидности алкогольной и никотиновой зависимости при обследовании курящих пациентов следует тщательно выяснить отношение к спиртному. В то же время при наличии симптомов алкоголизма у пациентов, госпитализируемых в терапевтический стационар, целесообразно собрать анамнез касательно курения и рекомендовать проведение спирометрии при компенсации сопутствующей патологии.

В случае наличия у больного синдрома алкогольной зависимости следует предполагать более тяжелую степень тяжести ХОБЛ и отнесение пациента к более тяжелой клинической группе. Расспрос больного чаще всего осложняется либо снижением критики, либо простой недооценкой симптомов кашля с отделением мокроты по утрам.

Оценка одышки по шкале mMRC может привести к недооценке степени тяжести ХОБЛ, а оценка риска по шкале BODE в случае наличия у больного синдрома алкогольной зависимости осложняется в связи с влиянием стадии алкогольной зависимости на учитываемые компоненты. В то же время следует отметить достаточно адекватную оценку субъективных симптомов с помощью опросника CAT.

Результаты теста с шестиминутной ходьбой следует оценивать критично, с точки зрения наличия заболеваний, ограничивающих подвижность больного (гонартроз, коксартроз, облитерирующий атеросклероз сосудов нижних конечностей). При этом данный параметр обратно связан и со степенью алкогольной зависимости, и с величиной FEV1%. Увеличивая баллы при анализе симптомов по шкале BODE, он может свидетельствовать не столько о тяжести бронхообструктивного синдрома, сколько о статусе больного, обусловленном сопутствующей патологией.

Список использованных источников:

1. Акимова А.В. Курение и хронические заболевания органов дыхания и кровообращения у лиц старше 40 лет // Здоровье и образование в XXI веке. – 2010. - №1. – Т.12

2. Глобальная стратегия диагностики, лечения и профилактики хронической обструктивной болезни легких (пересмотр 2011). – М.: Российское респираторное общество, 2012. – 80 С.

3. Иванец Н.Н., Анохина А.П., Винникова М.А. Наркология: национальное руководство. – М. : Гэотар–Медиа, 2008. – 720 с.

4. Кузьмина О.Д. и др. Критерии риска развития бронхитической формы хронической обструктивной болезни легких // Научные ведомости. - 2013. - №18(161). – С. 79-83.

5. Happel K.I., Nelson S. Review Alcohol, immunosuppression, and the lung// Proc Am Thorac Soc. 2005; 2(5):428-32.