Отношение больных ревматоидным артритом к терапии глюкокортикостероидами

Казанский государственный медицинский университет

Ревматоидный артрит (РА) – самое распространенное и тяжелое хроническое воспалительное заболевание суставов, частота которого в популяции колеблется от 0,5 до 1,0% [1]. Лечение РА ориентировано на подавление активности и прогрессирования заболевания [1,2]. Максимальное действие базисной терапии развивается постепенно и, теоретически обоснованным является использование глюкокортикостероидов (ГКС) в дополнение к базисной терапии. ГКС влияют на большинство патогенетических звеньев, лежащих в основе ревматоидного воспаления и позволяют быстро снизить активность заболевания [3].

Клиническая практика показывает частое негативное отношение пациентов к ГКС. В доступной нам литературе мало освещается вопрос об отношении пациентов с ревматическими заболеваниями, в частности пациентов с РА, к лечению ГКС. Однако, клиницистам хорошо известен факт самостоятельного прекращения приема этих лекарственных средств пациентами, и как следствие тяжелейшие «синдромы отмены», требующие нередко более агрессивной терапии.

Работы, посвященные изучению проблемы негативного отношения пациентов с ревматическими заболеваниями к ГКС по доступной нам зарубежной и отечественной литературе единичны [4]. Большая часть работ по этой проблеме опубликованы дерматологами и пульмонологами. Они указывают на наличие негативного отношения к ГКС у 30,4-73,0% больных и отказа от ГКС от 17,0-84,5% пациентов [5-12]. Среди исследователей нет единого мнения относительно связи негативного отношения к терапии ГКС с клиническими и социальными характеристиками больных.

С учетом указанных данных, изучение отношения к терапии ГКС пациентов с РА является актуальным.

Цель. Изучить частоту и причины негативного отношения к ГКС у пациентов с РА, а также определить социальный и клинический «портрет» больных с негативным отношением к этим препаратам.

Материалы и методы. В исследование было включено 192 больных с достоверным диагнозом РА, наблюдавшихся в отделении ревматологии ГАУЗ «Республиканская клиническая больница» МЗ РТ и МУЗ «Городская клиническая больница № 7» г. Казани. Критериями включения в исследование пациентов явились: достоверный диагноз РА, установленный по критериям Американской коллегии ревматологов 1987 г., возраст - старше 18 лет, информированное согласие пациента. Всем пациентам проведено клиническое, лабораторное и рентгенологическое обследование. Для определения активности РА был использован индекс DAS28. Функциональная способность пациентов была определена по классификации О. Steinbroker (функциональный класс – ФК) и Станфордской шкале оценки здоровья Health Assessment Questionnaire (HAQ). Всеми пациентами были заполнены социально - гигиенический опросник, который включает в себя вопросы, касающиеся социальных характеристик больных РА и разработанный нами опросник для выявления отношения пациентов к терапии ГКС. Он включает в себя вопросы о наличии опыта применения ГКС, длительности приема, дозировке, о побочных эффектах применения ГКС, об источниках информации о нежелательных лекарственных реакциях, возникающих в процессе применения ГКС, о наличии негативного отношения к ГКС и возможном отказе от их приема в случае их назначения. Интенсивность страха приема ГКС у пациентов оценивалась по 100 миллиметровой визуальной аналоговой шкале (ВАШ), где 0 - отсутствие страха, 100 – максимальный уровень страха. Интенсивность болевого синдрома также оценивалась по 100 мм ВАШ.

Клиническая характеристика больных РА дана в табл.1.

Таблица 1.  Клиническая характеристика больных РА (n=192)

Таблица 1.  Клиническая характеристика больных РА (n=192)

Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с использованием пакета программ Excel, Statistica 6,0, SPSS. Для сравнения долей применялись таблицы сопряжённости, с последующим использованием точного критерия Фишера или критерия χ2 Пирсона. Для сравнения средних, в случае нормального распределения переменных для парного сравнения использовали независимый t-критерий, при отклонении нормального распределения парные сравнения проводили по U-критерию Манна-Уитни. В случае нормального распределения для сравнения нескольких групп был применен дисперсионный анализ (ANOVA), при отклонении нормального распределения - дисперсионный анализ Крускала-Уоллеса.

Результаты. В ходе исследования у 124 (64,6%) пациентов было выявлено негативное отношение к терапии ГКС, 42 (33,9%) из них отказывались принимать эти препараты. Опыт приема ГКС имели 112 (58,3%) пациентов и 80 (41,7%) пациентов его не имели. Негативное отношение к терапии ГКС в этих группах имели 71 (63,4%) и 53 (66,3%) пациентов соответственно (р>0,05). Отказывающихся от терапии ГКС было больше в группе пациентов, не имевших опыта приема ГКС (30 (37,5%) и 12 (10,7%) соответственно, р<0,0001).

Пациенты с негативным отношением к ГКС испытывали разную интенсивность страха приема ГКС по 100 мм ВАШ. В основном, пациенты испытывали сильный (более 70 мм) страх (68 (54,8%)), страх умеренной интенсивности (41-70 мм) испытывали 42 (33,9%) пациента и низкой интенсивности (10-40 мм) 14 (11,3%) пациентов.

Источники информации о ГКС в группе пациентов с негативным отношением к ГКС представлены на рис. 1.

Рис. 1. Источники информации о ГКС в группе пациентов с негативным отношением к ГКС.

Рис. 1. Источники информации о ГКС в группе пациентов с негативным отношением к ГКС.

Самыми частыми причинами негативного отношения пациентов к ГКС были боязнь развития остеопороза (68 (54,8%)) и физического дефекта (прибавка в весе) (46 (37,1%)). Реже причинами негативного отношения к ГКС были утверждение о том, что ГКС – это последнее средство лечения, после которых другие лекарства работать не будут (23 (18,5%)), косметический недостаток (изменение лица, стрии) (21 (16,9%)) и влияние на плод (5 (4,0%)). У некоторых пациентов было одновременно несколько причин страха приема ГКС. Однако, от приема ГКС отказывались лишь 42 (33,9%) пациента с негативным отношением к этим препаратам.

Среди пациентов с негативным отношением к ГКС (Табл. 2) преобладали лица женского пола (115 (92,7%), старше 50 лет (23 (57,1%), жители города (101 (81,5%), работающие (22 (52,3%) (в основном служащие), лица не имеющие инвалидность (25 (59,5%)). Большинство этих пациентов имели среднее материальное положение (34 (81,0%)), получали помощь от собственной семьи (33 (78,6%)) и моральную и материальную поддержку (30 (71,4%)) при обострении заболевания.

У большинства пациентов с негативным отношением к ГКС было медленно – прогрессирующее течение РА (27 (64,3%)), с высокой степенью активности (30 (71,4%)), 3 и 4 рентгенологическими стадиями РА (26 (61,9%)), 3 и 4 функциональным классом (26 (61,9%)).

Таблица 2. Социальные и клинические характеристики пациентов с негативным отношением к терапии ГКС и пациентов без негативного отношения к ГКС

Таблица 2. Социальные и клинические характеристики пациентов с негативным отношением к терапии ГКС и пациентов без негативного отношения к ГКС

Примечания: * - р=0,003 (различия между мужчинами и женщинами по отношению к ГКС); **- р=0,034 (различия между жителями города и села по отношению к ГКС).

Обсуждение. Проведенное исследование подтверждает данные литературы о высокой частоте негативного отношения к терапии ГКС у пациентов терапевтического профиля (30,4-73,0%) [4,5,8,9]. Так, 64,6% пациента с РА имели негативное отношение к ГКС. От приема ГКС отказывались 33,9% пациента с негативным отношением к ГКС, что также не противоречит данным литературы [6,8, 9,11,12].

Несмотря на низкую частоту побочных эффектов ГКС [2,3], основной причиной негативного отношения к ним по результатам нашего исследования явилось обеспокоенность возможным развитием побочных эффектов и утверждение о том, что ГКС – это последнее средство лечения, после которых другие лекарства работать не будут. Наши данные согласуется с результатами исследования отношения к терапии ГКС у пациентов терапевтического профиля [6, 9,10, 12].

Примерно одинаковое негативное отношение к терапии ГКС имели больные РА с опытом приема ГКС (63,4%) и без (66,3%). Скорее всего, это указывает на большую роль информации о ГКС, которую пациенты получают от своего социального окружения, в том числе от лечащего врача, и оно мало зависит от личного опыта приема ГКС. Об этом свидетельствует и то, что отказывающихся от ГКС было больше в группе пациентов, не имевших опыта приема ГКС (37,5%).

Пациенты с негативным отношением информацию о ГКС чаще получали от лечащего врача (60 (48,4%)) и от социального окружения (соседей (21 (16,9%)) и родственников (8 (6,5%))). Наши результаты согласуются с данными литературы. Так, в литературе подчеркивается большая роль медицинского персонала в формировании отношения к ГКС. Но не всегда это специалисты-ревматологи, нередко это врачи других специальностей, мнение которых, тем не менее «оставляет след в памяти больного» в отношении к ГКС и нередко под влиянием этого, происходит формирование негативного настроя на препараты данной группы (часто необоснованного) [4,5,10]. На втором месте в формировании отношения больного к ГКС стоят другие больные РА, которые когда-либо имели опыт применения ГКС, а чаще не имели такового. Влияние средних медицинских работников, родственников, не столь существенно, хотя в некоторых случаях не менее значимо [4,11,12].

Проведенное исследование показало, что 12,9% больных РА с негативным отношением к ГКС не имели знания о ГКС, в том числе о побочных эффектах. Это также согласуется с мнением Jenerowicz D. et. all (2005), что страх ГКС может быть связан с отсутствием знаний о действии и показаниях к назначению ГКС [5]. Беседа врача с пациентом о реальной частоте и профилактике побочных эффектов ГКС может положительно повлиять на отношение к терапии ГКС среди этой группы больных.

В литературе нет единого мнения о связи отношения к терапии ГКС с клиническими и социальными характеристиками больных [4,11,12]. По результатам нашего исследования более часто негативное отношение к ГКС наблюдалось у женщин и городских жителей (p<0,05). Не было обнаружено статистически значимой связи негативного отношения пациентов к ГКС с клиническими характеристиками РА.

Заключение. Исследование показало высокую распространенность негативного отношения к ГКС среди пациентов с РА. Тем не менее, от приема ГКС отказывались лишь 33,9% пациента с негативным отношением к ГКС. Пациенты с опытом приема ГКС и без опыта имели примерно одинаковое негативное отношение к терапии этим препаратам (63,4% и 66,3% соответственно). Однако, отказывающихся от терапии ГКС было больше в группе пациентов, не имевших опыта приема ГКС (37,5% и 10,7% соответственно).

Обеспокоенность возможным развитием побочных эффектов (в основном остеопороза и косметических дефектов) явилось основной причиной негативного отношения пациентов к терапии ГКС.

Необходимо обратить особое внимание на пациентов с негативным отношением к ГКС: работающие женщины, старше 50 лет, не имеющие инвалидность, со средним материальным положением, получающие помощь и поддержку от своей семьи, с медленно – прогрессирующим течением РА, с высокой степенью активности, 3 и 4 рентгенологическими стадиями и 3 и 4 функциональным классом.

Полученные результаты показывают необходимость предоставления более полной информации о ГКС, касающейся безопасности, эффективности и правильного использования этих препаратов пациентам.

Раскрытие «мифов», касающихся ГКС среди пациентов и их социального окружения, хорошие знания об этих препаратах, обучение правильному и безопасному использованию препаратов помогут преодолеть «стероидную фобию» у больных РА.

Список использованных источников:

  1. Насонов Е.Л. Ревматология: Клинические рекомендации. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 752 с.
  2. Насонов Е.Л. Лечение ревматоидного артрита: современное со­стояние проблемы// Русский медицинский журнал. - 2006. – Т. 14. № 8. – С. 573-577.
  3. Насонов Е.Л., Соловьев С.К., Лашина Н.Ю. Лечение ревматоидного артрита: роль глюкокортикоидов// Клиническая медицина. - 1999.- Т. 77. №4. –С. 4-8.
  4. Плешкова А.Н. Ревматоидный артрит: вегетативная реактиность и вегетативное обеспечение деятельности во взаимосвязи с основными клиническими характеристиками болезни и отношением пациентов к системной и локальной терапии глюкокортикоидами: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – Ярославль. – 1999.
  5. Jenerowicz D., Czarnecka-Operacz M., Silny W. Corticosteroid phobia in patients with atopic dermatitis// Wiad Lek. – 2005. – Vol.58, №11-12. – Р. 607-15.
  6. Charman C.R., Morris A.D., Williams H. Topical corticosteroid phobia in patients with atopic eczema// Br J Dermatol. – 2000. – Vol.142, №5. – Р. 931-6.
  7. Taibjee S., Charman C. Steroid phobia - a major obstacle in caring for eczema sufferers, 2003.
  8. Bosley C.M., Fosbury J.A., Cochrane G. The psychological factors associated with poor compliance with treatment in asthma// Eur Respir J – 1995. – №8. – Р. 899-904.
  9. van Grunsven P.M., van Schayck C.P., van Kollenburg H.J.M. et al. The role of "fear of corticosteroids" in nonparticipation in early intervention with inhaled corticosteroids in asthma and COPD in general practice// Eur Respir J. – 1998. – №11. – Р. 1178-1181.
  10. Gillissen A., Lecheler J. Corticophobia in asthma// Med Klin (Munich) – 2003. - Vol. 98, №8. - Р. 417-22.
  11. Gazala E., Sadka R., Bilenko N. Parents' Fears and Concerns Toward Inhaled Corticosteroid Treatment for Their Asthmatic Children// Pediatric Asthma, Allergy & Immunology. – 2005. – Vol. 18, №2. - Р. 82-87.
  12. Al-Jarky F.A., Al-Musallam S.S. Use of Controller Medications among Asthmatic Patients: A Family Medicine Centre based Study// Kuwait Medical Journal. – 2007. - Vol. 39, №3. – Р. 238-242.