Сопоставление цитокинового профиля и наличия антител к париетальным клеткам желудка у детей с ювенильным артритом

Cеверо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург

Федеральный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова, г. Санкт-Петербург

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова

Ювенильный артрит — артрит неустановленной причины, длительностью более 6 недель, развивающийся у детей в возрасте не старше 16 лет [1]. Для ювенильного артрита характерна активация клеток как Th1, так и Th2 типа, характеризующаяся гиперпродукцией провоспалительных цитокинов, таких как интерлейкин-1(IL-1), интерлейкин-6 (IL-6), интерлейкин-17 (IL-17), фактор некроза опухоли альфа (TNF-α) и др. [2]. Изменяется цитокиновый профиль и при заболеваниях верхнего отдела пищеварительного тракта [3, 4]. Это связывают с действием Helicobacter pylori (НР) или инфицированием герпесвирусами [5, 6]. Как известно, персистирование вируса Эпштейна-Барр (ВЭБ) [7, 8] или Н.pylori [9, 10] относятся к факторам, способствующим формированию аутоиммунного гастрита у детей. У детей, по данным различных авторов, частота выявления аутоиммунного гастрита составляет от 1-3% до 14% [11, 12]. Аутоиммунный гастрит часто сочетается с другими аутоиммунными заболеваниями, в частности, с сахарным диабетом 1-го типа, аутоиммунными заболеваниями щитовидной железы, однако лишь единичные работы посвящены частоте выявления аутоиммунного гастрита а также факторов риска формирования аутоиммунного гастрита у детей, больных ювенильным артритом. Между тем, хронический гастрит у детей, больных ювенильным артритом имеет более выраженные морфологические изменения в фундальном отделе желудка, что типично для аутоиммунного гастрита [13, 14]. Аутоимунный генез ювенильного артрита не исключает наличия общих патогенетических механизмов ювенильного артрита и хронического гастрита.

Учитывая вышеизложенное, целью нашего исследования явилось изучение частоты аутоиммунного гастрита при ювенильном артрите и поиск взаимосвязи между уровнем цитокинов: интерлейкина- 1β (IL-1β), интерлейкина-6 (IL-6), интерлейкина-8 (IL-8), фактора некроза опухоли альфа (TNFα), интерферона гамма (IFN-γ), интерлейкина-10 (IL-10) и аутоантител к Н+К+/АТФ–азе париетальных клеток желудка (серологического маркера аутоиммунного гастрита) в крови у детей с ювенильным артритом.

Материалы и методы. Нами был обследован 21 ребенок в возрасте от 9 до 16 лет (средний возраст- 13,9±2,3 года), страдающий ювенильным артритом (ЮА) и хроническим гастритом (ХГ) (группа 1). В группу сравнения (группа 2) вошли 13 пациентов аналогичного возраста, имеющие только ХГ. В исследование вошли пациенты только с суставной формой ЮА. Биологическую терапию по данным анамнеза и на момент госпитализации никто из обследуемых не получал. Всем пациентам проведено стандартное гастроэнтерологическое обследование, включающее ФГС со взятием биоптатов слизистой оболочки (СО) тела и антрального отделов желудка. Гистологическая оценка биоптатов проводилась по Сиднейской шкале; диагноз ХГ у всех пациентов подтвержден морфологически. Хеликобактериоз (НР) диагностировался Хелпил-тестом и гистологически. Уровни IL-10, IL-6, IL-8, IL-1ß, IFN-γ, TNF-α в сыворотке крови больных определяли методом твердофазного иммуноферментного анализа (enzyme-linked immunosorbent assay (ELISA). Для выявления антител к обкладочным (париетальным) клеткам желудка (АПКЖ) применялся метод непрямой иммунофлуоресценции c использованием коммерческих наборов (Euroimmun, Германия). Все больные и/или их законные представители были осведомлены об участии в исследовании и добровольно подписали информированное согласие. Статистическая обработка материалов исследования осуществлялась с помощью пакета Statistica for Windows (версия 6.0).

Результаты и их обсуждение. Результаты изучения уровней интерлейкинов в сыворотке крови у детей с ювенильным артритом представлены в табл. 1. Как следует из таблицы, у детей с ювенильным артритом установлено достоверное увеличение содержания IL-8 в сыворотке крови, в сравнении с группой контроля, при этом значительное увеличение уровня IL-8 (в 15-20 раз выше нормы) достоверно чаще выявлено у детей с ювенильным артритом (χ2=4,98, р=0,05). Средние значения уровня IL-8 в обеих группах превышали нормальные показатели, что характерно для хронического гастрита [13]. В наших исследованиях корреляционный анализ позволил выявить зависимость уровня IL-8 от степени активности ювенильного артрита (r=0,48, р<0,05). Как известно, IL-8 усиливает хемотаксис и активирует полиморфноядерные лейкоциты. Активированные лейкоциты вырабатывают большое количество протеолитических ферментов и играют важную роль в деструкции хряща при артрите, определяет степень и глубину поражения суставов [15]. По данным нашего исследования у детей с ювенильным артритом выявлена достоверная положительная корреляционная связь между уровнем IL-8 (r=0,43, р<0,05) и фиброзом собственной пластинки слизистой оболочки желудка (СОЖ), достоверная положительная корреляционная связь между степенью выраженности лимфоцитарной инфильтрации СОЖ и уровнем IL-8 (r=0,58, р<0,05).

Повышение уровня IL-8 связано не только с персистированием Helicobacter pylori, но и является диагностическим критерием развития язвенной болезни желудка, атрофического гастрита, также маркером кишечной метаплазии СО желудка [16,17]. Согласно результатам проведенного морфологического исследования СО желудка у детей с ювенильным артритом выявлено доминирование выраженного фиброза глубоких отделов антрального отдела ( 5,7 % и 0 %, р<0,05), атрофических изменений (6,9 % и 0 %, р<0,05 ), неполной кишечной метаплазии в антральном отделе СО желудка (5,7 % и 0 %, р<0,05). По результатам нашего исследования установлено достоверное увеличение содержания IL-6 в сыворотке крови у детей с ювенильным артритом (р<0,05). Вероятно повышение IL-6 связано с доминированием хеликобактериоза в изучаемых группах (93,1 % и 66,6 %, р<0,05). Что согласуется с результатами других авторов, описывающих зависимость повышения уровень IL-6 от наличия инфекции Helicobacter pylori [5, 18]. Как известно HР стимулирует продукцию IL-6, способствующего усугублению остеоартрита [19].

Повышение уровня IL-6, как и IL-1β, TNF-α, IL-6, IL-10 является диагностическим критерием тяжелой формы ювенильного артрита [20]. Так как в нашем исследовании пациенты с полиартикулярным вариантом ювенильного артрита и персистирующим течением заболевания составляли 36%, а олигоатритическим вариантом 64%, уровни TNF-α, IL-10 не различались в группах. В отличие от результатов нашего исследования, в литературе описано повышение уровня IL-6 при хроническом гастрите у детей [4]. Мы связываем различия с тем, что оценка уровней интерлейкинов у детей с гастритом в вышеупомянутых работах проводилось не в сыворотке крови, а в желудочном соке [4] и в гомогенатах биоптатов желудка [5, 18].

Таблица 1. Уровень продукции интерлейкинов в сыворотке крови

Таблица 1. Уровень продукции интерлейкинов в сыворотке крови

Примечание: * p<0,05.

По результатам проведенного исследования установлено достоверное увеличение содержания IL-1ß в сыворотке крови у детей с ювенильным артритом (р<0,05). Повешение уровня IL-1ß встречается при атрофическом гастрите, кишечной метаплазии СО желудка, и может являться маркером канцерогенеза [21]. У детей с ювенильным артритом по результатам морфологического исследования СО желудка выявлено доминирование начальных атрофических изменений и неполной кишечной метаплазии (р<0,05). Уровень IFN-γ у детей с ювенильным артритом оказался достоверно ниже, чем в группе сравнения (p<0,05). Снижение уровня IFN-γ у детей и подростков с ювенильным артритом играет роль в ослаблении противовирусного и клеточного иммунитета. По некоторым данным, IFN-γ играет роль и в хронизации воспалительного процесса [21] и способен усиливать аутоиммунные реакции. Использование современных иммуноферментных методик показало, что концентрация IFNγ достоверно повышена в сыворотке крови и в синовиальной жидкости больных ювенильным артритом при его высокой активности [22,23]. По данным ряда авторов, у больных ювенильным артритом снижена способность лейкоцитов и лимфоцитов к продукции IFN-γ [24].

Корреляционной связи между наличием НР и уровнем цитокинов по нашим данным не выявлено. У всех пациентов проводилось выявление аутоантител к Н+К+/АТФ–азе париетальных клеток желудка – серологического маркера аутоиммунного гастрита. По данным нашего исследования, только у детей с ювенильным артритом выявлена высокая частота повышения уровня аутоантител к Н+К+/АТФ–азе париетальных клеток (25,71 % и 0 %, р<0,05). При этом значительное повышение (в 6-7 раз) аутоантител к Н+К+/АТФ–азе составило 11 %, а умеренное - 89%. Наличие аутоантител к Н+К+/АТФ–азе париетальных клеток у детей с ЮА достоверно чаще выявлено как хеликобартериозе (8,6% и 0%, р<0,05), так и при отсутствии инфекционных агентов (2,8% и 0%, р<0,05). При этом отмечены положительные достоверные корреляционные связи между повышением уровня аутоантител к Н+К+/АТФ–азе париетальных клеток и хеликобактериозом (r=0,36, р<0,05), метаплазией СОЖ (r=0,28, р<0,05), клублением желез в СО желудка (r=0,33, р<0,05). При оценке цитокинового профиля выявлена отрицательная корреляционная связь между повышением уровня IL-8 и повышением уровня аутоантител к Н+К+/АТФ–азе париетальных клеток (r=-0,43, р<0,05). Корреляционной зависимости между уровнем IL-10, IL -6, IL-1ß, IFN-γ, TNF-α и наличием антител к париетальным клеткам желудка не выявлено. Проведенные исследования свидетельствуют, что для своевременной и правильной этиологической диагностики хронического гастрита у детей с ювенильным артритом необходима не только идентификация НР, но определение аутоантител к Н+К+/АТФ–азе париетальных клеток.

Заключение. У детей с ювенильным артритом в 25,71% случаев диагностируется аутоимуный гастрит. У детей с ювенильным артритом и сопутствующим хроническим гастритом отмечено повышение уровня IL-6, IL-8, IL-1ß в сравнении с больными только хроническим гастритом, причем уровень интерлейкинов не зависит от наличия Helicobacter pylori. Повышение уровня IL-8 свидетельствует об общности патогенетических механизмов сочетанной патологии ювенильного артрита и хронического гастрита. Снижение уровня IL-8 является маркером формирования аутоиммунного гастрита.

Список использованных источников:

1. Новик Г. А., Абакумова Л. Н., Летенкова Н. М., Слизовский Н. В. Слизовская Н. Н. Ювенильные артриты - опыт диагностики и лечения // Лечащий врач. 2008. № 4. С.23-27.

2. Баранов А.А., Алексеева Е.И. Ревматические болезни у детей: проблемы и пути их решения // Вопросы современной педиатрии. 2004. Т.3. № 1. С.7-11.

3. Кот А.О. Исследование уровня цитокинового гомеостаза у детей с хронической гастродуоденальной патологией в периоде обострения // Таврический медико-биологический вестник. 2012. Т. 15. № 2.,ч. 3 (58). С.113-116.

4. Хафизова Г.Н., Булатов В. П. Содержание интерлейкина-6 и интерлейкина-10 в желудочном соке у детей с хронической гастродуоденальной патологией // Практическая медицина. 2013. №1 (13). С.136-138.

5. Агеева Е.С., Штыгашева О. В., Цуканов В. В., Рязанцева Н. В. Иммунологические особенности течения гастродуоденальной патологии у жителей Хакасии // Иммунология. 2009. № 3. С.162-164.

6. Успенский Ю.П., Суворов А.Н., Барышникова Н.В. Инфекция Helicobacter pylori в клинической практике. - СПб.: Информ Мед. 2011. 407 с.

7. Мельникова И.Ю., Новикова В.П., Горюнова М.М., Крулевский В.А., Петровский А.Н., Калинина Е.Ю., Цех О.М. Гетерогенность хронического гастродуоденита у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2010. Т. 55, № 2. С. 81-86.

8. Петровский А.Н. Клинико-морфологические особенности Нр-неассоциированного хронического гастродуоденита в разных возрастных группах: Автореф. дис. … канд. мед. наук. СПб. 2008. С. 3-19.

9. Poller G., Ruff S., Reiche N. et al. Mucosal production of antigastric autoantibodies in Helicobacter pylori gastritis // Helicobacter - 2000. - 5(3).  -Р.129-34.

10. Kolho K.L, Jusufovic J., Miettinen A. et al. Parietal cell antibodies and Helicobacter pylori in children // J. Pediatr. Gastroenterol. Nutr. - 2000. -30(3). - Р.265-80.

11. Шабалов Н.П. Детские болезни. - СПб.: "ПИТЕР". 2012. 928 с.

12. Вагапова Л.Б. О возможной роли вирусной инфекции в развитии хронического гастрита у детей // Сб. науч. раб. им. Я.Д. Витебского «Детская гастроэнтерология Сибири (проблемы и поиски решений» / Отв. ред. М.Ю. Денисов. - Новосибирск-Курган, 1998. - Вып. II.

13. Жолобова Е.С., Гешева З.В., Конопелько О.Ю., Мелешкина А.В., Розвадовская О.С., Сергеева Т.Н. Безопасность мелоксикама при лечении ювенильного артрита у детей // Вопросы современной педиатрии. 2010. № 2. С.113-118.

14. Listopadova A., Novikova V., Petrovskiy A., Melnikova I., Parshutkina O. Atrophic Gastritis in Children with Juvenile Arthritis// 3d Global Congress for Consensus in Pediatrics & Child Health. - Bangkok, Thailand. - 2014. – P.63.

15. Cassidy J.T., Petty R.E., Laxer R., Lindsley C. Textbook of Pediatric Rheumatology. - USA: Elsevier. 2010. 800 р.

16. Rahimi H.R., Rasouli M., Jamshidzadeh A., Farshad S., Firoozi M.S., Taghavi A.R., Kiany S.. New immunological investigations on Helicobacter pylori-induced gastric ulcer in patients // Microbiology and Immunology. 2013.Vol. 57. № 6. Р.455-627.

17. Serelli-Lee V., Ling K.L., Ho C., Yeong L.H., Lim G.K., Ho B., Wong S.B. Persistent Helicobacter pylori specific Th17 responses in patients with past H. pylori infection are associated with elevated gastric mucosal IL-1β // Public Library of Science one. 2012. Vol. № 76. Р. 391-399.

18. Crabtree J.E., Shallcross T.M., Heatley R.V., Wyatt J.I. Mucosal tumor necrosis factor alpha and interleukin-6 in patients with Helicobacter pylori associated gastritis // Gut. 1991. Vol. 32. № 12. Р. 1473-1477.

19. Xu Z.H., Zhang J., Yang D., Zhang J.H. Progress of research between Helicobacter pylori infection and osteoporosis // Zhongguo Gu Shang. 2011. Vol. 24. № 11. Р. 966-968.

20. Горюнов С. А. Сравнительная клинико-иммунологическая эффективность генно-инженерных биологических препатратов при лечении детей и подростков, больных полиартикулярным вариантом ювенильного идиопатического артрита: Автореф. дис. … канд. мед. наук. - Cамара. 2013. 30 с.

21. Hnatyszyn A., Wielgus K., Kaczmarek-Rys M., Skrzypczak-Zielinska M., Szalata M., Mikolajczyk-Stecyna J., Stanczyk J., Dziuba I., Mikstacki A., Slomski R. Interleukin-1 gene polymorphisms in chronic gastritis patients infected with Helicobacter pylori as risk factors of gastric cancer development // Arch. Immunol. Ther Exp. (Warsz). 2013. Vol. 61. № 6. Р.503-512.

22. Галова Е. А., Сазанова Н. Е. Новые механизмы патогенеза хронического гастродуоденита у детей дошкольного возраста (иммунологические аспекты) // Клиническая медицина. 2009. №1. С. 45-55.

23. Haghazali M., Molaei M., Mashayekhi R. Proinflammatory cytokines and thrombomodulin in patients with peptic ulcer disease and gastric cancer, infected with Helicobacter pylori // Indian J Pathol Microbiol. 2011. № 54(1). Р.103-106.

24. Насонова В.А., Лукина Г.В., Сигидин Я.А. Нейтрализация интерферона гамма - новое направление в терапии ревматоидного артрита // Терапевтический архив. 2008. Т. 80. №. 5. С. 30-37.