Актуальность. Заболевания пародонта представляют сложную актуальную проблему, которая приобретает не только медицинскую, но и социальную значимость. Это обусловлено, прежде всего, широкой распространенностью и интенсивностью поражения этим недугом всех возрастных групп населения нашей страны [1]. Исследования структуры стоматологической заболеваемости населения различных регионов России свидетельствуют о высокой распространенности воспалительных заболеваний пародонта, которая существенно варьирует в зависимости от возраста пациентов и подчинена ритмическим сезонным колебаниям.
По данным Всемирной организации здравоохранения (2008), заболевания пародонта чрезвычайно широко распространены среди населения. Результаты исследований показывают, что ранние признаки патологии пародонта чаще проявляются в возрасте 15-19 лет (55-89%), среди взрослого населения в возрасте 35-44 года распространенность признаков поражения пародонта составляет 81%, а у лиц 65 лет и старше признаки заболеваний пародонта проявляются в 99,5% случаев [2].
На сегодняшний день в стоматологии известно несколько десятков классификаций заболеваний пародонта. Такое разнообразие классификационных схем объясняется не только многочисленностью видов патологии пародонта, но, главным образом, отсутствием единого принципа систематизации. В качестве основополагающего признака используют клинические проявления заболевания, патоморфологию, этиологию, патогенез, а также характер и распространенность процесса. Большое число различных классификаций заболеваний пародонта объясняется также отсутствием точных знаний о локализации первичных изменений при поражении пародонта и о первично-следственных взаимоотношениях заболеваний разных органов и систем организма и патологии пародонта. Основные категории, которыми пользуются стоматологи для систематизации заболеваний пародонта, включают их клиническую форму и характер патологического процесса, его стадию (тяжесть течения) при данной форме.
В соответствии с систематикой, принятой в нашей стране в 1983 г. и в целом одобренной в 2001 г. на заседании Президиума секции пародонтологии России, выделяют следующие основные группы заболеваний пародонта: гингивит, пародонтит, пародонтоз, опухоли и опухолеподобные заболевания (пародонтомы), синдромы и симптомы общих заболеваний, проявляющиеся в тканях пародонта [3].
Среди перечисленных заболеваний пародонта наибольший интерес для практических стоматологов представляют воспалительные поражения – гингивит и пародонтит. Это определяется тем, что их распространенность среди всех заболеваний пародонта составляет более 90%. Кроме того, в ряде случаев они отличаются активным течением, тяжестью последствий не только для зубочелюстной системы, но и для всего организма в целом.
В настоящее время диагностика заболеваний пародонта осуществляется в условиях амбулаторного стоматологического приема. Целью обследования при заболеваниях тканей пародонта является определение общего состояния организма, выявление общих и местных этиологических и патогенетических факторов, определение формы, степени тяжести и характера течения заболевания. Обычно диагностический процесс при подозрении на патологию пародонта включает в себя сбор анамнеза, внешний осмотр челюстно-лицевой области и пальпацию регионарных лимфатических узлов, оценку состояния десен, определение глубины пародонтальных карманов и степени подвижности зубов, проведение индикации над- и поддесневых зубных отложений, определение степени резорбции костной ткани альвеолярного отростка по рентгенограмме. Но такой объем исследования не позволяет оценить функциональное состояние тканей пародонта и организма в целом, составить целостную картину этиологии и патогенеза, поэтому при диагностике форм и стадий заболеваний пародонта очень часто используются дополнительные методы исследования. В качестве дополнительных методов исследования в современной стоматологии используются специальные индексы и функциональные пробы [4].
Однако в доступной нам литературе мы не смогли найти данных о достоверности той или иной пробы или индекса, что возможно и приводит врачей-стоматологов к необязательности их проведения.
Высокая трудоемкость и низкая эффективность диагностики и лечения развившихся стадий воспалительных заболеваний пародонта диктуют необходимость изыскания более точных объективных методов, позволяющих определять ранние признаки поражения тканей пародонта, отслеживать клиническую симптоматику в динамике, оценивать эффективность применяемых методов лечения.
Цель исследования: Определить изменения оптической плотности костной ткани альвеолярного отростка при различных патологиях пародонта.
Материал и методы исследования: Для реализации поставленной цели нами было обследовано с помощью клинических и рентгенологических методов 120 пациентов. Данные пациенты были разделены на 5 групп: 20 человек - пациенты со здоровым пародонтом; 25 человек – пациенты с диагнозом хронический генерализованный катаральный гингивит средней степени тяжести; 25 человек – пациенты с диагнозом хронический пародонтит легкой степени тяжести; 25 человек – пациенты с диагнозом хронический генерализованный пародонтит средней степени тяжести; 25 человек – пациенты с диагнозом хронический генерализованный пародонтит тяжелой степени тяжести. В каждой группе пациентов на 3D-компьютерных томограммах определяли оптическую плотность костной ткани альвеолярного отростку с медиальной и дистальной стороны корня в области зубов 1.6, 1.7, 2.7, 2.6, 3.6, 3.7, 4.7, 4.6, 1.1, 3.1 (номера зубов рекомендованы ВОЗ для определения индекса нуждаемости в лечении заболеваний пародонта), а также смотрели ее изменения в зависимости от тяжести патологии пародонта.
Результаты: В группе пациентов со здоровым пародонтом нами были получены показатели оптической плотности костной ткани альвеолярного отростка колеблющиеся в диапазоне от 583,105 до 1429,75 условных единиц. Более подробные данные представлены в табл. 1.
Таблица 1. Результаты измерения оптической плотности костной ткани альвеолярного отростка при здоровом пародонте
При различных формах заболеваний пародонта показатели оптической плотности изменяются в разной степени в сторону уменьшения (табл. 2). При этом прослеживается устойчивая тенденция в том, что чем тяжелее форма заболевания, тем в большей степени снижается оптическая плотность костной ткани.
Таблица 2. Результаты измерения оптической плотности костной ткани альвеолярного отростка при различных патологиях пародонта
Анализ 3D-компьютерных томограмм показал на сколько единиц уменьшается оптическая плотность костной ткани при патологиях пародонта по сравнению с нормой в зависимости от степени тяжести заболевания (табл. 3).
Таблица 3. Результаты изменения оптической плотности костной ткани альвеолярного отростка при различных заболеваниях пародонта
Примечания: Р(гингивит)=0,00001, Р(пародонтит легкой степени)= 0,000005, Р(пародонтит средней степени) = 0,0000…, Р(пародонтит тяжелой степени) = 0,0000…
Выводы. Анализ полученных нами данных показал, что оптическая плотность костной ткани в области резцов значительно больше, чем в области моляров, что вероятнее всего связано с наслоением анатомических структур на рентгеновских снимках: подбородочного отдела в области центральных зубов нижней челюсти и небного шва в области центральной группы зубов верхней челюсти, а также тем, что соотношение толщины компактной пластинки костной ткани к толщине губчатого вещества костной ткани в области передней группы зубов обеих челюстей больше, чем в области жевательной группы зубов.
Незначительные отличия оптической плотности костной ткани альвеолярного отростка правой стороны верхней и нижней челюсти от левой стороны можно объяснить односторонним типом жевания, близким расположением таких анатомических структур, как верхнечелюстной синус или нижнечелюстной канал или наличием значительных периапикальных изменений в области обследуемых зубов.
Оптическая плотность костной ткани альвеолярного отростка у пациентов с различными формами заболеваний пародонта существенно отличается от оптической плотности костной ткани пациентов со здоровым пародонтом. При хронических генерализованных катаральных гингивитах оптическая плотность костной ткани снижается в 0,49155-0,945952 раз.
Необходимо отметить, что показатель оптической плотности костной ткани альвеолярного отростка при гингивитах в наибольшей степени изменяется в области боковой группы зубов, чем в центральных отделах. Это происходит за счет разницы в толщине губчатого вещества в различных отделах челюстей (в передних отделах верхняя и нижняя челюсти имеют меньшую толщину альвеолярного отростка по сравнению с боковыми отделами) и его соотношения с толщиной компактной пластинки. Оптическую плотность самой компактной пластинки можно расценивать как величину постоянную как у пациентов со здоровым пародонтом, так и у пациентов с хроническим генерализованным гингивитом, так как компактная пластинка при этой патологии пародонта сохраняется. Показатель оптической плотности губчатого вещества костной ткани при всех заболеваниях пародонта, в том числе и при гингивите, уменьшается независимо от толщины альвеолярного отростка за чет увеличения процессов резорбции. Таким образом, чем больше толщина альвеолярного отростка, тем больше выражено снижение оптической плотности костной. Этим и объясняется различия в показателях оптической плотности костной ткани альвеолярного отростка в области боковой и передней группы зубов у пациентов с заболеваниями гингивит.
Полученные нами данные также показывают, что оптическая плотность костной ткани альвеолярного отростка при заболеваниях пародонта снижается в зависимости от степени тяжести процесса. При пародонтите легкой степени тяжести показатель оптической плотности снижается на 0,722544-1,186669 единиц от показателей оптической плотности при здоровом пародонте. При средней и тяжелой степени - на 0,829078-1,375637 и на 1,029606-1,710493 единиц соответственно. Уменьшение оптической плотности при пародонтитах происходит за счет истончения компактной пластинки по бокам и полной ее резорбциии по вершине альвеолярного отростка. Параллельно процессам, идущим в компактной пластинке, происходят изменения и в губчатом веществе костной ткани. Начинается разбалансировка процессов остеосинтеза и остеорезорбции, то есть образование новой костной ткани замедленно и не компенсирует деструкцию кости, вызванную действием этиологических факторов.
Таким образом, проведенные нами исследования дали возможность констатировать факт изменения оптической плотности костной ткани альвеолярного отростка при возникновении и прогрессировании воспалительных заболеваний тканей пародонта. Полученные результаты позволяют утверждать, что изменение оптической плотности костной ткани альвеолярного отростка челюстей – это объективный критерий оценки состояния тканей пародонта, который является важнейшим диагностическим критерием, а также позволяет проводить четкий мониторинг рентгенологического прогноза течения заболевания, и контроля эффективности лечения.