Терапия пациенток с глоссалгией и красным плоским лишаем слизистой оболочки полости рта с учетом психоэмоционального статуса

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова

Актуальность. Глоссалгия (глоссодиния, парестезии языка, болезненный рот) – хроническое заболевание, характеризующееся мучительными жгучими болями и парестезиями в различных участках слизистой оболочки языка, губ, задней стенки глотки без видимых местных изменений, сопровождающееся снижением трудоспособности, угнетением психики, депрессивным состоянием больных [1,2]. Распространенность этого симптома среди женщин в три раза чаще, чем у мужчин и с явной тенденцией к увеличению заболеваемости с возрастом и пиком его выявления в период менопаузы (до 33%) [3].

В формировании парестетического синдрома языка решающее значение имеют функциональные расстройства симпатического отдела вегетативной нервной системы [2]. В некоторых исследованиях было показано, что развитию глоссалгии способствуют различные заболевания желудочно-кишечного тракта, эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Наиболее часто развитие парестезий языка обуславливают предшествующие или сопутствующие воспалительное заболевание слизистой оболочки полости рта (СОПР) и красной каймы губ (ККГ) [3,4].

Триггерные состояния, приводящие к глоссалгии, классифицируют на 4 категории (de Moura et al., 2007) [5]:

  1. Местные факторы (кандидоз, эрозивные, язвенные поражения слизистой полости рта, красный плоский лишай, зубные протезы).
  2. Системные факторы (сахарный диабет, дефицит витаминов группы В, фолиевой кислоты и цинка, гормональные изменения).
  3. Психогенные факторы (депрессивные и тревожные расстройства).
  4. Нейрогенные факторы (дисфункция черепных нервов, связанных с вкусовыми ощущениями и интенсивностью боли).

Наиболее распространенные симптомы глоссалгии - боль и жжение в области языка и слизистой оболочке полости рта, периодически возникающая сухость во рту, изменение вкуса. Данное состояние при длительном течении приводит к изменению в привычных для пациентов образа питания, сна, что в свою очередь усугубляет явления беспокойства, депрессии и тревоги.

Существует классификация глоссалгии, разработанная в зависимости от выраженности симптомов: 1 группа - это пациенты, которые пробуждаются с отсутствием неприятных ощущений на языке с постепенным нарастанием выраженности боли и жжения в течение дня; 2 группа - больные, у которых симптоматика наблюдается переменно в течение дня и даже ночью; 3 группа – люди с явлениями парестезии в течение дня и ночи, с небольшими периодами ремиссии во время еды[9].

Одним из наиболее частых заболеваний слизистой оболочки полости рта является красный плоский лишай (КПЛ), который относится к факторам первой категории, обуславливающего возникновение глоссалгии, При этом нередко эти заболевания сопутствуют друг другу. Важно отметить, что при сочетанном течении КПЛ и глоссалгии, диагностика последней крайне затруднительна, так как в первую очередь клиницисты обращают внимание на характерные изменения СОПР и ККГ, соответствующие КПЛ. При этом достаточно часто в результате проводимой терапии происходит разрешение высыпаний, а явления парестезии сохраняются на длительный период, определяя актуальность разработки новых методов терапии данных заболеваний.

Целью настоящего исследования являлось определение эффективности комплексной терапии сочетанного течения кранного плоского лишая слизистой оболочки полости рта и глоссалгией.

Материал и методы. Под наблюдением находилось 86 женщин с клиническими признаками типичной формы КПЛ СОПР и явлениями глоссалгии в возрасте от 45 до 77 лет (средний возраст 64,52±2,04 года). Для чистоты результатов исследования были отобраны женщины находящиеся в периоде менопаузы. Средняя продолжительность КПЛ СОПР составляла 2,72±0,13 года, глоссалгии -1,25±0,14 лет.

Из исследования исключались пациентки с другими заболеваниями слизистой полости рта и красной каймы губ, а также с соматическими, психическими и неврологическими заболеваниями в стадии декомпенсации.

Перед лечением всем пациенткам были проведены физикальное и инструментальное обследование с целью выявления коморбидной патологии.

Тяжесть течения КПЛ СОПР устанавливалась на основании площади поражения: легкая - (S<1см2), средняя - (S от 1 до 3 см2), тяжёлая - (S>3см2).

Определение интенсивности симптомов глоссалгии проводилось на основании анализа данных визуально-аналоговой шкалы (ВАШ), где 0 баллов соответствовало отсутствию боли, а 10 баллов - нестерпимой, мучительной боли.

Определение выраженности тревожных отклонений проводилось по шкале HARS, состоящей из 14 пунктов. Оценивалась симптоматология последних 48 часов по всем пунктам. Градации признаков: 0-отсутстуют, 1-невыраженные (легкая интенсивность), 2-средние (умеренная интенсивность), 3-выраженные, 4-максимальные (инвалидизирующая интенсивность). Суммарный балл определял степень выраженности тревоги, где: лёгкая степень - 8-17 баллов, средняя степень - 18-29 баллов, тяжёлая степень - 30-56 баллов.

Депрессивные расстройства регистрировались при помощи шкалы HDRS – 21, состоящей из 21 пунктов, где суммарное значение 8-16 баллов соответствует малому депрессивному эпизоду и дистимии; 17-24 балла говорят о депрессивном эпизоде средней степени тяжести; 25 и более баллов соответствуют большому депрессивному эпизоду.

При помощи коэффициента Хильдебранта (отношение частоты сердечных сокращений (ЧСС) к частоте дыхательных движений (ЧДД) в минуту) определялось наличие или отсутствие отклонений в деятельности висцеральных систем. Величина коэффициента находящаяся в пределах от 2,8 до 4,9 свидетельствовала о нормальных межсистемных взаимосвязях, при наличии отклонения от указанных значений - о нарушении в деятельности отдельных висцеральных систем [8].

Для определения степени тяжести климактерических нарушений использовалось анкетирование с помощью специального менопаузального индекса Купермана-Уваровой. Сначала определялось к какой группе относятся нарушения у пациенток (нейровегетативным, обменно-эндокринным или психоэмоциональным). После этого каждый симптом оценивался по степени выраженности от 0 до 3 баллов, и затем определялась степень тяжести климактерического синдрома. Учитывая количество баллов и то, к какой группе нарушений относится состояние, можно сделать вывод о степени тяжести: если количество баллов в первой группе нейровегетативных нарушений меньше 10, то климактерический синдром отсутствует; от 11—20 баллов - легкое течение, от 20—31 — течение средней тяжести, от 31 и более баллов — течение тяжелой степени. При обменно-эндокринных и психоэмоциональных нарушениях индекс, равный 0, означал, что нарушений нет, от 1—7 баллов соответствовал легкой степени климактерического синдрома, от 8-14 — средней, 15 баллов и более — тяжелому проявлению синдрома.

Для оценки способности удерживать внимание, на устойчивость и на утомляемость была проведена корректурная проба Бурдона. Для этого на специальном бланке, на котором в несколько рядов в хаотичном порядке были расположены цифры (буквы, фигуры) пациентки за 60 секунд, в течение которых проводится тест, ряд за рядом зачеркивали определённые указанные в инструкции буквы и знаки. Результаты пробы оценивались по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени или количеству просмотренных знаков.

Таблица 1. Оценочная шкала пробы Бурдона

Таблица 1. Оценочная шкала пробы Бурдона

Результаты исследований: Данные обследования и анализ амбулаторных карт пациенток позволили определить основные коморбидные состояния типичной формы КПЛ СОПР и глоссалгии (рис. 1).

Рис. 1. Коморбидные состояния у пациенток с КПЛ СОПР и глоссалгией.

Рис. 1. Коморбидные состояния у пациенток с КПЛ СОПР и глоссалгией.

У больных женщин с КПЛ СОПР и глоссалгией было установлено преобладание патологии сердечно-сосудистой системы (ССС) (атеросклероз коронарных артерий, ИБС, артериальная гипертензия), мочеполовой системы (МПС) (хронический пиелонефрит, аденомиоз и эндометриоз матки) и желудочно-кишечного тракта (хронический гастродуоденит и хронический колит).

У 100% пациенток были зарегистрированы активные жалобы на боль и жжение в полости рта, которые у 65(75,58%) человек наблюдались в течение суток с различной интенсивностью и проходили во время акта жевания, у остальных - 21(24,42%) парестезия носила постоянный характер и беспокоила их как днём, так и ночью. Больные предъявляли также жалобы на повышенную раздражительность, чувство тревоги за свое состояние и нервозность. У 38(44,19%) была констатирована канцерофобия. Средние значения шкалы ВАШ перед лечением в общей группе больных составили 7,39±1,22 баллов, что соответствовало срдне-тяжёлому течению болевого синдрома.

Средние значения площади поражения КПЛ СОПР составили 2,86±0,57см2. Лёгкое течение дерматоза было зарегистрировано у 6(6,98%) больных, средней степени тяжести – у 63(73,25%) женщин, тяжелой – у 17(19,77%).

При проведении первичного психологического тестирования пациенток с КПЛ СОПР и глоссалгией было установлено, что средние значения шкалы HARS - 18,48±3,08 баллов (тревога средней выраженности), шкалы HARDS-21 – 9,16±2,11 (дистимия). Значение коэффициента Хильдебранта (или кардиореспираторного индекса) варьировалось в границе 5,18±0,33 баллов - нарушение межсистемных взаимоотношениях сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Проведение корректурной пробы Бурдона выявило наличие нарушений концентрации и внимания (средние значения: 47,24±2,11%). При определении модифицированного менопаузального индекса Купермана-Уваровой среднее значение его составило 38,91±2,62 баллов, что отражало умеренную степень вегетативных дисфункций.

В зависимости от проводимой терапии женщины с КПЛ СОПР и глоссалгией были разделены на 2 группы: группа I (n=54), которым проводилась комплексная терапия с использованием традиционных средств для лечения красного плоского лишая (топические ГКС, антигистаминные и десенсибилизирующие средства), а также анксиолитического препарата, содержащего тетраметилтетраазабициклооктандион и витаминно-минерального комплекса специально разработанного для женщин, находящихся в менопаузе с повышенным содержанием витамина B12, фолиевой кислоты и цинка; группа II (n=32) – традиционные средства терапии КПЛ.

В результате проводимого лечения был достигнут клинический эффект у 100% больных, однако, динамика оценочных шкал в группах была различной (табл. 2).

Таблица 2. Динамика оценочных шкал

Таблица 2. Динамика оценочных шкал

Примечание: * - различия достоверны по сравнению с показателями до лечения при p≤0,05.

Из табл. 2 следует, что достоверное уменьшение площади поражения СОПР было достигнуто в обеих группах, при формировании клинической ремиссии КПЛ у 39(72,22%) и 21(65,63%) соответственно. Динамика результатов ВАШ в первой группе была более интенсивной, что выражалось уменьшением выраженности болевого синдрома на 86,3%. Переносимость терапии у всех больных была хорошей, нежелательных явлений не было зарегистрировано.

Тестирование пациенток с глоссалгией показало, что использование анксиолитика и поливитаминного комплекса обуславливало устранение явлений тревоги, нормализацию межсистемных отношений, снижению интенсивности климактерических явлений и увеличению концентрации внимания.

Выводы

  1. Красный плоский лишай слизистой оболочки полости рта в сочетании с глоссалгией сопровождается выраженными психоэмоциональными и нейро-вегетативными расстройствами.
  2. Комплексная терапия с использованием селективного анксиолитика и специального поливитаминного препарата для женщин менопаузального периода способствует ликвидации явлений глоссалгии у большинства больных с достоверным устранением тревожного синдрома и нормализации показателей деятельности вегетативной нервной системы.

Список использованных источников:

  1. Al-Hashimi I. Oral lichen planus and oral lichenoid lesions: diagnostic and therapeutic considerations// Oral Surg Oral Med Pathol Oral Radiol Endod. 2007; Mar.103: 1-12
  2. Charland D., Heinola A., Luk A., Puksa M., Tahmintzoglou A., von den Steinen T. Burning Issues in the Treatment of Burning Mouth Syndrome: An Evidence-Based Study of the Literature, 2009.
  3. Giudice M. Mouths on fire: Drug induced burning mouth syndrome// CPJ/RPC; 141:132-4. 2008.
  4. Grushka M., Epstein J.B., Gorsky M. Burning Mouth Syndrome// Am. Fam. Physician, 65(4):615-20,2002.
  5. Grushka M., Kawalec J., Epstein J.B. Burning mouth syndrome: evolving concepts// Oral Maxill of a Surg Clin North Am. 2000;12:287–95.
  6. Hamilton M. A rating scale for depression// Journal of Neurology, Neurosurgery and Psychiatry. 1960. 23: 56-62.
  7. Pisanty S., Rafaely B., Polishuk W.Z. The effect of steroid horomones on buccal mucosa of menopausal women// Oral Surg Oral Med Oral Pathol 1975; 40(3):345-53.
  8. Pathogenesis of oral lichen planus - a review/ M.R. Roopashree, R.V. Gondhalekar, M.C. Shashikanth et al.// J Oral Pathor Med. - 2010.-Vol.39.-P.729-734.
  9. Ship J.A., Grushka M., Lipton J.A., Mott A.E., Sessle B.J., Dionne R.A. Burning mouth syndrome: an update// J Am Dent Assoc. 1995;126:842–53.
  10. Svensson P., Kaaber S. General health factors and denture function in patients with burning mouth syndrome and matched control subjects// J Oral Rehabil. 1995;22:887–95.
  11. Анисимова И.В., Недосенко В.Б., Ломиашвили Л.М. Клиника, диагностика и лечение заболеваний слизистой оболочки рта и губ. М.: Медицинская книга, Изд-во «Стоматология»; 2008.
  12. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика / Под ред. А.М. Вейна. - М.: Мед. информ. агентство, 1998. - 752.
  13. Красный плоский лишай слизистой оболочки полости рта: клиника, лечение / И.Ф. Служаев, Г.И. Оскольский, Е.Б. Загородняя// Дальневосточный медицинский журнал.- 2010.-№2. - С.132-136.