Возможности термографии в диагностике и лечении больных с большими послеоперационными вентральными грыжами, осложненными серомами и гематомами

Казанская государственная медицинская академия

Применение «ненатяжных» технологий в хирургии грыж живота значительно повышает надежность герниопластики. Реализация ненатяжных технологий при хирургическом лечении грыж в большинстве клиник осуществляется через использование сетчатых протезов. Широкое распространение получили полипропиленовые сетки. Однако при использовании полипропиленового сетчатого протеза всегда имеется угроза образования хронических скоплений в подкожной клетчатке, причем, эластическая компрессия не гарантирует их отсутствие [3].

Ранняя диагностика и эффективная профилактика раневых осложнений при герниопластики, особенно по поводу больших вентральных грыж, являются одним из основных стратегических вопросов их комплексного хирургического лечения [4].

Общеизвестно, что частота послеоперационных раневых осложнений (серомы и инфильтраты) при герниопластики по поводу вентральных грыж больших размеров остается высокой, несмотря на использование современной антибиотикопрофилактики, достигая 4,6%-11,8%, а нагноение раны в 70%-80% наблюдений является причиной рецидивов, что обусловлено, в свою очередь, дефицитом объективных диагностических критериев. Следовательно, необходимо внедрение в клиническую практику новых передовых медицинских технологий для их использования у этой категории пациентов [2]. Неудовлетворенность результатами хирургического лечения, как нам представляется, во многом обусловлена дефицитом объективных информативных диагностических критериев и эффективных методов профилактики развития раневых осложнений при аллогерниопластики.

Данное обстоятельство требует внедрения в клиническую практику новых передовых высокотехнологичных диагностических технологий. Одним из направлений в совершенствовании диагностики этой патологии может быть изучение теплового баланса тела – инфракрасная цветная термография с возможностью комбинирования тепловизионной картины с новейшими компьютерными программами.

Медицинская термография – это процесс регистрации тепла, исходящего от различных частей человеческого тела с помощью специальных приборов – тепловизоров. Начальным толчком к развитию термографии послужило обнаружение феномена улавливания в тепловизорах низкоэнергетического, невидимого для глаза человека инфракрасного излучения и преобразование его в видимую часть спектра с возможностью визуальной и количественной оценки. Обязательным условием тепловизионного обследования является наличие перепада температур между внутренней средой объекта и окружающим объект воздухом. Исходящее от разных частей тела тепло меняется в зависимости от кровенаполнения в расположенных на этих участках сосудах, что служит объективным критерием интенсивности кровотока [1].

Инфракрасная цветная термография – современный диагностический метод, используемый в различных областях клинической медицины. Его диагностическая ценность значительно возросла в связи с возможностью комбинирования тепловизионной картины с новейшими компьютерными программами. Последние существенно повысили качество метода и расширили его возможности.

Целью настоящей работы была клиническая оценка возможностей использования инфракрасной цветной жидкокристаллической термографии и дистанционного тепловидения в комплексной лечебной программе послеоперационных осложнений после герниопластики по поводу больших послеоперационных вентральных грыж (БПОВГ).

Термографию выполняли с помощью инфракрасной камеры ThermaCAM P 65 производства FLIR Systems (Швеция, США). Это устройство предназначено для оценки изображения в инфракрасном диапазоне волн и получения температурного поля объекта. Прибор позволяет найти на температурном поле тела человека горячие и холодные места. Наличие последних свидетельствует об изменении режима теплорегуляции и потери энергии. Аппарат состоит из композитного RS 170 или CCIR/ PAL видеовыхода, встроенного цветного жидкокристаллического с высокой разрешающей способностью видоискателя и четырехдюймового ЖК- дисплея с интегрированными органами дистанционного управления. Тепловизор обеспечивает возможность измерения температуры в диапазоне от- 400 до +1200 С с передачей результатов измерений, теплового и визуального и визуального изображения на персональный компьютер (рис. 1).

Рис. 1. Внешний вид тепловизора ThermaCAM P65 (FLIR Systems Швеция, США).

Рис. 1. Внешний вид тепловизора ThermaCAM P65 (FLIR Systems Швеция, США).

В основу работы положены результаты комплексного клинико-лабораторного, ультразвукового и термографического обследований 52 больных БПОВГ. Мужчин было 11, женщин – 41. Возраст исследуемых составил от 32 до 76 лет.

Для определения размеров грыж была применена классификация вентральных грыж SWR классификация [5]. Она предусматривает выделение следующих видов грыж:

1) по локализации:

- срединная (М),

- боковая (L),

- сочетанная (ML);

2) по ширине грыжевых ворот:

- W1 – до 5 см,

- W2 – 5 – 10 см,

- W3 – 10 – 15 см,

- W4 – более 15 см;

3) по частоте рецидивов:

- R1, R2, R3, R4 и более.

Методика термографии в нашем исполнении заключалась в следующем: пациент освобождал от одежды переднюю поверхность туловища, исследование проводили в положении пациента стоя, аппарат располагали на специальной стойке в двух метрах от обследуемого, наводили видеоискатель тепловизора на переднюю брюшную стенку. Тепловизионная картина высвечивалась на дисплее аппарата. Длительность исследования составляла 3-5 минут. Результат записывался в память аппарата, затем его переписывали на персональный компьютер и обрабатывали с помощью прилагаемого программного обеспечения ThermoCAM Quick View.

При изучении термографической семиотики в качестве основных критериев мы выбрали минимальные и максимальные значения температуры поверхности тела на передней брюшной стенки. При этом полученную тепловизионную картину интерпретировали следующим образом. Белый спектр цвета соответствовал участку тела с наивысшей отдачей тепла, красный спектр цвета – участку тела со средним уровнем отдачи тепла, желтый - с еще более меньшим, синий - с минимальным уровнем отдачи тепла.

На начальном этапе исследования мы выполнили термографию у 20 здоровых добровольцев, в том числе у 11 мужчин и 9 женщин. При термографии здоровых людей регистрировали участки кожи с разными спектрами цвета (от белого до синего), однако четкой локализации каждого участка спектра цвета, характерного для патологического процесса, мы не наблюдали (рис.2).

Рис. 2. Тепловизионная картина здорового мужчины 45 лет.

Рис. 2. Тепловизионная картина здорового мужчины 45 лет.

Больные с гладким послеоперационным течением в случае отсутствия серозно-геморрагических скоплений в ране, при изучении термографической картинки белый спектр цвета занимал преимущественно область послеоперационной раны передней брюшной стенки. Минимальная температура тела – 36,00С, максимальная – 36,90С (рис. 3).

Рис. 3. Тепловизионная картина больного Т. 50 лет. Диагноз: Состояние после грыжесечения. Пластика INLAY с гладким послеоперационным течением.

Рис. 3. Тепловизионная картина больного Т. 50 лет. Диагноз: Состояние после грыжесечения. Пластика INLAY с гладким послеоперационным течением.

У больных с послеоперационными серомами и инфильтратами на фоне белого и красного спектров цвета отчетливо контурировались участки желтого и синего цвета. Минимальная температура тела в области послеоперационной ране – 32,00С, максимальная – 34,70С (рис. 4 а,б).

 

Рис. 4. Состояние после грыжесечения. Пластика SUBLAY. Серома. А - Тепловизионная картина больного Н. 52 лет Рис. 4. Состояние после грыжесечения. Пластика SUBLAY. Серома. Б - Тепловизионная картина больного Г. 64 лет.

Рис. 4. Состояние после грыжесечения. Пластика SUBLAY. Серома. А - Тепловизионная картина больного Н. 52 лет, Б - Тепловизионная картина больного Г. 64 лет.

Для выявления корреляции между интенсивностью инфракрасного излучения послеоперационной раны, полученные при термографии, данные сравнили с результатами УЗИ, при этом обнаружилось, что зарегистрированные на термограммах данные коррелировали с ультразвуковыми находками. Так, из 52 больных, прооперированных по поводу БПОВГ, у 34 при ультразвуковом исследовании были выявлены послеоперационные осложнения в виде сером, гематом, что полностью совпало с данными термографии.

Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют о том, что термография с помощью тепловизора ThermaCAM P65 дает объективную информацию о развившихся послеоперационных осложнениях после грыжесечения по поводу БПОВГ. К преимуществам термографии на аппарате ThermaCAM P65 мы относим информативность, неинвазивность, быстроту исследования, техническую простоту выполнения, безвредность, отсутствие необходимости в специальной подготовке больного к исследованию и возможность его проведения у постели обследуемого.

Неинвазивный мониторинг состояния пациента с помощью термографии тепловизором ThermaCAM P65 дает объективную информацию о скоплении серозного отделяемого в послеоперационной ране. На наш взгляд, дифференцированное использование вышеперечисленных методов диагностики в комплексной лечебно-диагностической программе у пациентов с большими вентральными грыжами позволяет улучшить результаты хирургического лечения.

Список использованных источников:

  1. Мазурин В.Я. Медицинская термография.- М: Медицина, 1989.-С.56-60.
  2. Ткаченко А.Н. Прогноз и профилактика гнойных осложнений при лечении послеоперационных вентральных грыж: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – СПб.,1995. – 20 с.
  3. Осложнения хирургии грыж живота/ Л.Е. Славин, И.В. Фёдоров, Е.И. Сигал – М., 2005. – 176 с.
  4. Послеоперационные грыжи проблемы и перспективы/ А.В. Растегаев, Ю.В. Плотников// Вестн. герниологии: сб. науч. статей.-М., 2004.-С. 106-108.
  5. Classification of incisional hernias of the abdominal / A.M. Rath, J. Chevrel// Hernia. 2000. Vol. 4. № 1.