Рациональный подход при хирургическом лечении диффузного токсического зоба

Cанкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования

Северо-западный окружной медицинский центр Росздрава, г. Санкт-Петербург

По мнению многих авторов, хирургическое лечение - это наиболее быстрый способ избавления от тиреотоксикоза при диффузном токсическом зобе (ДТЗ) [8,9]. В настоящее время нет единой точки зрения относительно объема операции при этом заболевании. Считается, что основная цель операции - достижение эутиреоидного состояния при небольшом количестве интраоперационных осложнений. Наиболее распространенной операцией при ДТЗ в нашей стране остается субтотальная резекция щитовидной железы (СРЩЖ) [1, 2, 3]. Однако многие авторы рекомендуют при этом виде патологии выполнять тиреоидэктомию (ТЭ), так как считают послеоперационный гипотиреоз не осложнением, а целью операции. Свой подход они обосновывают особенностями патогенеза ДТЗ. При сохранении части щитовидной железы, остается тиреоидная ткань, которая является «мишенью» для аутоантител. Следовательно, высока вероятность рецидива тиреотоксикоза - абсолютно неблагоприятного исхода операции при лечении этого заболевания [7]. Такой исход вмешательства создает серьезные проблемы, как для больного, так и для хирурга, значительно затрудняя повторную операцию из-за развивающего рубцового процесса. Частота интраоперационных осложнений при повторном вмешательстве увеличивается в 7-10 раз [11]. Согласно литературным данным и собственным наблюдениям авторов, частота рецидива заболевания после СРЩЖ составляет от 4,7 до 30% [4, 5], а развитие послеоперационного гипотиреоза после операции СРЩЖ имеет место в 66,7 - 76,7%. Стойкий эутиреоз в этом случае достигается в 7,5 - 48% [1, 4, 5, 18, 19]. В то же время доказано, что если тиреоидэктомия проводится в специализированных учреждениях, то риск характерных для операций на щитовидной железе осложнений в виде повреждения возвратного гортанного нерва и развития гипопаратиреоза, не превышает таковой при СРЩЖ [6].

Многие исследователи пытаются определить наиболее важные прогностические факторы развития рецидива заболевания. Установлено, что среди этих факторов важное место занимает масса тиреоидного остатка, наличие или отсутствие лимфоидной инфильтрации щитовидной железы и титр антитиреоидных антител [12-15]. Существуют противоречивые данные о частоте развития рецидива заболевания в зависимости от вышеперечисленных факторов. Доказано, что наиболее достоверный показатель относительно риска рецидива – наличие тиреостимулирующих антител до операции и после хирургического вмешательства. По данным исследователей точность прогноза составляет 80% [7, 10]. В то же время, по мнению многих ученых, основными критериями эффективности лечения ДТЗ следует считать не только ликвидацию тиреотоксикоза, но и достижение иммунологической ремиссии. Кроме того, многие исследователи считают наиболее надежным и чувствительным критерием оценки результатов и эффективности лечения качество жизни пациента (КЖ) [16-19].

Цель работы. Выбор рационального объема хирургического вмешательства. Изучение отдаленных результатов хирургического лечения ДТЗ в зависимости от объема оперативного вмешательства путем оценки иммунологических показателей и качества жизни пациентов.

Материалы и методы. В работе проведен анализ результатов хирургического лечения 187 пациентов с ДТЗ и ДТЗ с узлами, оперированных в СЗЦФО РФ в 2005-2010 г. 80 пациентам была выполнена СРЩЖ (I группа), 107 больным – тиреоидэктомия (II группа). Обе группы аналогичны по возрасту, полу и длительности заболевания. Учитывая, что наиболее достоверным фактором риска рецидива заболевания является уровень антител к рецепторам тиреотропного гормона (Ат к рТТГ) после операции, проведен анализ динамики уровня антител в обеих через 1 и 3 года после оперативного вмешательства. Иммунологические исследования проведены в иммунологической лаборатории Елизаветинской больницы Санкт-Петербурга электрохемолюминисцентным методом на аппарате «Elecsys 2010» (реактивы Хоффман Ля Рош ЛТД).

Для изучения качества жизни в до- и послеоперационном периоде оценен общий уровень КЖ (универсальный модуль) с помощью опросника SF-36 (the 36-item Short-Form general health survey questionnaire). Опросник состоит из 11 разделов, результаты представляются в виде оценок в баллах по 8 шкалам, составленным таким образом, что более высокая оценка указывает на лучшее КЖ. Количественно оцениваются следующие показатели: 1) General Health (GH) – общее состояние здоровья; 2) Physical Functioning (PF) – физическое функционирование; 3) Role-Physical (RP) - влияние физического состояния на ролевое функционирование; 4) Role-Emotional (RE) - влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование; 5)Social Functioning (SF) - социальное функционирование; 6) Bodily Pain (BP) - интенсивность боли и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома; 7) Vitality (VT) – жизнеспособность; 8) Mental Health (MH) - самооценка психического здоровья. Результат универсального модуля рассчитывался по методике приложенной к опроснику.

Для оценки влияния на больного основного заболевания и последствий хирургического лечения был создан специфический модуль опросника, включающий 7 вопросов. В основу специфического опросника заложена стандартная 5-ранговая шкала R. Likert: «никогда», «редко», «часто», «очень часто», «постоянно», что соответствует значениям от 0 до 4 баллов.

Во второй группе пациентов исследование проводили по методике двойного теста, при этом изучали качество жизни до операции и после хирургического лечения. Это позволило провести сравнительную оценку состояния пациентов до проведения хирургического лечения и в послеоперационном периоде.

Для оценки КЖ после разного типа операций по поводу ДТЗ и с целью выявления влияния хирургического лечения ДТЗ на уровень КЖ пациентов была сформирована контрольная группа практически здоровых лиц (n=64). Из них женщин – 30, мужчин -34 в возрасте от 25 до 52 лет (в среднем 42,99,7 года). Для контрольной группы использовали универсальный модуль опросника, где количество вопросов составило 36. Итоговое количество вопросов составило 43 для I и II групп. Значения специфического модуля рассчитывали, суммируя оценки соответствующих вопросов модуля. Оценка качества жизни проведена через 3 года после операции.

Статистическую обработку данных проводили при помощи программы Statistica V.6.0 (Stat-Soft, 2007 inc., USA). Использовали однофакторный дисперсионный анализ, определяли критерий «Хи-квадрат», парный критерий Стьюдента, критерий Манна— Уитни и Вилкоксона.

Результаты. Анализ уровня Ат к рТТГ в обеих группах наблюдения проведен до оперативного вмешательства и через 1-3 года после операции. В исследование включены больные и с нормальными значениями Ат к рТТГ до операции, так как у некоторых из них было отмечено повышение титра антител после операции. В результате установлено, что у пациентов через 1 год после ТЭ уровень Ат к рТТГ статистически значимо снижается. Так, до ТЭ среднем уровень Ат к рТТГ составил 14,221,5 МЕ\л, через год 7,28,4 МЕ\л (р<0,001), табл. 1. При исследовании титра Ат к рТТГ через 3 года после операции отмечено его последующее уменьшение (2,53,4, р<0,0001).

Таблица 1. Динамика Ат к рТТГ до и после операции во II группе

Таблица 1. Динамика Ат к рТТГ до и после операции во II группе

В группе пациентов после СРЩЖ несмотря на наличие остатка ткани щитовидной железы, который является «мишенью» для аутоантител установлено также уменьшение Ат к рТТГ как через 1 год после операции (12,316,0; 10,615,0, р< 0,001), так и через 3 года (10,615,0; 7,514,2, р<0,001), табл.2.

Таблица 2. Динамика Ат к рТТГ до и после операции в I группе

Таблица 2. Динамика Ат к рТТГ до и после операции в I группе

Произведено сравнение уровней Ат к рТТГ в обеих группах по каждому году наблюдения. Статистически значимых отличий через 1 год после операции не выявлено (10,615,0; 7,28,4, р=0,104). Через 3 года после операции более низкий уровень Ат к рТТГ установлен в группе пациентов, которым выполнена ТЭ (7,514,2; 2,53,4, р<0,0001), табл. 3.

Таблица 3. Динамика уровня Ат к рТТГ до и после операции у больных ДТЗ

Таблица 3. Динамика уровня Ат к рТТГ до и после операции у больных ДТЗ

В группе пациентов, которым была выполнена СРЩЖ, несмотря на снижение титра Ат к рТТГ в течение 3–х лет после операции, уровень антител через 3 года после операции оставался высоким и превышал норму в 4 раза.

Для изучения влияния хирургического лечения ДТЗ на КЖ были опрошены пациенты до проведения операции и в послеоперационном периоде. При опросе больных II группы до операции установлено, что заболевание оказывает негативное влияние на многие сферы качества жизни (табл.4). Самые низкие показатели (менее 60% баллов) среди всех аспектов КЖ в этой группе до операции отмечены при оценке пациентом общего состояния здоровья (GH), физического состояния, как влияние на ролевое функционирование (RP) и социального функционирования, жизнеспособности. Значения большинства показателей КЖ до и после ТЭ различались статистически значимо (табл.4).

Таблица 4. Динамика изменения КЖ до операции и через 3 года после операции у больных диффузным токсическим зобом, перенесшим ТЭ

Таблица 4. Динамика изменения КЖ до операции и через 3 года после операции у больных диффузным токсическим зобом, перенесшим ТЭ

Значения большинства показателей КЖ (кроме возраста) здоровых лиц, статистически значимо различались с соответствующими показателями у лиц, страдающих ДТЗ до хирургического вмешательства в объеме ТЭ (табл.5).

Таблица 5. Качество жизни больных ДТЗ до операции в сравнении со здоровыми лицами

Таблица 5. Качество жизни больных ДТЗ до операции в сравнении со здоровыми лицами

Через 3 года после ТЭ отмечено достоверно значимое улучшение таких показателей качества жизни как общее состояние здоровья, физическое функционирование, влияние физического и эмоционального состояния на ролевое функционирование, жизнеспособность и самооценка психического здоровья. После хирургического лечения ДТЗ показатель уровня общего состояния здоровья во II группе был соизмерим с соответствующим показателем в группе здоровых лиц (р>0,05) в отличие от показателя в I группе (p<0,05), табл.6. Во II группе, такие показатели качества жизни как влияние физического и эмоционального состояния на ролевое функционирование, самооценка психического здоровья соответственно были соизмеримы с показателями в I группе.

Таблица 6. КЖ пациентов в I и II группах и его сравнение со здоровыми лицами

Таблица 6. КЖ пациентов в I и II группах и его сравнение со здоровыми лицами

Примечания: *между I и II группами; ** между группой здоровых лиц и после выполнения ТЭ; ***между группой здоровых лиц и после выполнения СРЩЖ; РО (ВЛ)- результат операции (восприятие лечения); СЗ - симптомы заболевания.

Хирургическое лечение у пациентов с ДТЗ существенно повышает уровень КЖ больных. При анализе результатов обследования КЖ после хирургического лечения ДТЗ установлено, что статистически значимых различий в I и II группах пациентов не выявлено, за исключением такого параметра как – восприятие лечения. Во II группе пациенты наиболее высоко оценили результат хирургического лечения по сравнению с больными в I группе. Статистически значимых различий по уровню КЖ в I и II группах выявлено не было. При этом следует отметить, что уровень общего состояния здоровья во II группе не отличается от показателя здоровых лиц.

Выводы

  1. Увеличение объема операции при ДТЗ до ТЭ достоверно уменьшает активность аутоиммунного процесса, что подтверждается существенным снижением уровня Ат к рТТГ через 3 года после оперативного вмешательства.
  2. Существенное снижение активности аутоиммунного процесса при ДТЗ после ТЭ, с учетом отсутствия отрицательных последствий увеличения объема операции, делает ее выполнение более рациональным, чем СРЩЖ.
  3. Оценка результатов хирургического лечения ДТЗ путем использования критерия КЖ (опросник SF-36) не позволяет объективно отразить глубокие изменения гомеостаза, возникающие после операций разного объема.

Список использованных источников:

  1. Wihelm S.M., McHenry C.R. Total thyroidectomy is superior to subtotal thytoidectomy for management of Graves’ disease in the United States// World J. Surg.- 2010. - № 34(6). – С. 1261-1265.
  2. Ku C.F., Lo C.Y. et al. Total thyroidectomy replaces subtotal thyroidectomy as the preferred surgical treatment for Graves’ disease// ANZ J. Surg. -2005. - № 75(7). – С. 528-531.
  3. Barakate M.S., Agarwal G., Reeve T.S. et al .Total thyreoidectomy is now the preferred option for the surgical management of Graves' disease// ANZ J. Surg.-2002. - Vol. 72, N.5.- P.321-324.
  4. Трухина Л.В. Иммунологические, генетические и морфологические маркеры прогнозирования хирургического лечения диффузного токсического зоба: Автореф. дис. … канд. мед. наук. - М., 2005.
  5. Boostrom S., Richars ML. Total thyroidectomy is the preferred treatment for patients with Graves’ disease and a thyroid nodule// Otolaryngol Head Neck Surg. - 2007.- № 136(2).- С. 278-281.
  6. Veyseller B., Aksoy F., et al. Total thyroidectomy in benign thyroid diseases// Kulak Burun Bogaz Ihtis Derg.- 2009. - № 19(6). – С. 299-303.
  7. Харнас С.С., Ипполитов Л.И., Мамаева С.К. Отдаленные результаты хирургического лечения диффузного токсического зоба// Анналы хирургии.-2007.-№ 3.- С. 15-18.
  8. Torre G., Borgonovo G., Arezzo A. et al. Is euthyroidism the goal of surgical treatment of diffuse toxic goiter// Eur.J.Surg. -1998.- № 164(7).- С. 495-500.
  9. Belfiore A. Graves' disease// Thyroid international.– 2002. – N. 2.
  10. Трунин Е.М., Кузмичев А.С., Зубарева Т.С. и др. Иммунологическое прогнозирование результатов хирургического лечения больных с диффузным токсическим зобом// Матер. VII (IX) Росс. Симп. по хирургической эндокринологии. - Липецк, 1998. С. 240-242.
  11. Хавин И.Б., Николаев О.В. Болезни щитовидной железы. - М., 1961.
  12. Петрова Н.Д., Хомякова В.Н., Мельниченко Г.А. Отдаленные результаты консервативного и оперативного лечения больных диффузным токсическим зобом// Проблемы эндокринологии. 2000. №6. С. 12-18.
  13. Пантелеев И.В. Морфофункциональное обоснование объема резекции щитовидной железы при диффузном токсическом зобе: Авто-реф. дис. … канд. мед. наук. - Рязань, 1996. 20 с.
  14. Kuma K., Miyakawa M. et al. Natural course of Graves’ disease after subtotal thyroidectomy and management of patients with postoperative thyroid dysfunction// Am. J. Med. Sci.- 1991.- С. 8-12.
  15. Noh S.H., Soh E.Y., Park C.S. et al. Evaluation of thyroid function after bilateral subtotal thyroidectomy for Graves’ disease – a long term follow – up of 100 patients// Yonsei. Med. J. -1994. -С. 177-183.
  16. Ilana N., Ackerman, Sternen E. et al. Evaluating quality of life in hip and knee replacement: psychometric properties of the world health organization quality of life short version instrument// Arthritis Car & Research. -2006.- Vol. 55, № 4. -P. 583-590.
  17. Grzegorz K., Karakiewicz B. et al. Quality of life assessment in patients with Graves’ disease and progressive infiltrative ophthalmopathy during combined treatment with methylprednisolone and orbital radiotherapy// Polish J. of End. - 2009. -Vol. 60, № 3.- Р. 158-165.
  18. Lee H., Roh H., Yoon J. et al. Assessment of Quality of life and depression in Korean patients with Graves’ ophthalmopathy// Korean J. Ophthalmopathy.- 2010. Vol. 24, № 2.- Р. 65-72.
  19. Watt T., Groenvold M., Bonnema S., et al. Quality of life in patients with benign thyroid disoders// Europ. J. of Endocrinology.- 2006. -Vol. 154.- P. 501-510.