Влияние непрямой лимфотропной терапии на показатели синдрома системной воспалительной реакции

Кыргызская государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева, Городская клиническая больница №1 г. Бишкек, Кыргызская Республика

Понятие «синдром системной воспалительной реакции» (ССВР) стал использоваться лишь в последние годы для обозначения общих изменений в организме, возникающих под влиянием различных повреждающих факторов: инфекция, ожог, тяжёлая травма, операции, введение высокотоксичных химио-терапевтических средств, использовании искусственного кровообращения и др.[1,3].

В большинстве случаев синдром системной воспалительной реакции носит компенсаторный характер, но в ряде случаев возникает дисрегуляция этой реакции, которая ведет к развитию полиорганной недостаточности с необратимыми нарушениями [3,8], что является причиной смерти больных.

Клинико-лабораторные методы диагностики синдрома системной воспалительной реакции включают гипер- или гипотермию тела, тахипное или гипокапнию, тахикардию, лейкоцитоз. Установлено, что сохранение или выявление у оперированных больных этих показателей, особенно при отсутствии эффекта от проводимого лечения, это будет являться основанием для поиска причин ухудшения состояния больных. Как отмечают многие исследователи [1,8,9] признаки системного воспаления-это реакция тревоги врача и больного для поиска своевременного и адекватного лечения.

При этом установлено, что при различных патологических состояниях организма в лимфу раньше, чем в кровь [1,6,7] поступают как экзогенные, так и эндогенные токсины. Микробы из первичного очага распространяются по лимфатическим сосудам в лимфатические узлы, где происходит разрушение микроорганизмов, но при обширном воспалительном процессе и при поступлении большого количества микробов и продуктов распада, лимфатические узлы частично или полностью блокируются, становятся непроходимы и узел является очагом распространения инфекции. Это явилось основанием насыщения лимфатической системы медикаментозными средствами (антибиотиками, лимфотропной смесью).

Учитывая все эти обстоятельства была детально разработана методика эндолимфатического введения антибиотиков в лечении воспалительных заболеваний [1,3], но она связана с большими техническими сложностями и поэтому широкого распространения не получила, хотя ее результаты были утешительны.

Наряду с эндолимфатической методикой была разработана методика непрямой эндолимфатической системы [2,5,7].

Левин Ю.М [5] предложил методику введения медикаментозных средств в подкожную клетчатку голени, путем создания временного веностаза, а Джумабаев С.У. и соавт [2] методику региональной лимфостимуляции (зоны введения медикаментозных средств с учетом максимального расположения лимфатических узлов и сосудов). Этот метод нашел применение в лечении и профилактике осложнений при воспалительных заболеваниях органов брюшной полости. Однако в литературе мы не обнаружили оценки влияния непрямой антибиотико лимфостимуляции на показатели синдрома системной воспалительной реакции.

Цель исследования - определить влияние непрямой антибиотико-лимфотропной терапии на показатели синдрома системной воспалительной реакции в абдоминальной хирургии.

Материал и методики исследования. В разработке использовали основные клинико-лабораторные методы выявления синдрома системной воспалительной реакции: температура, частота дыхания, сердечных сокращений, лейкоцитоз в первые сутки после операции, начиная с 1 и до 6 суток, а при необходимости и более продолжительное время. Обработку данных проводили на 1,3,5 сутки.

В обследовании больных, помимо общеклинических исследований (общий анализ мочи и крови, электрокардиограмма, свертываемость крови) использовали ультразвуковое исследование до операции для определения характера заболевания и после операции-для своевременного выявления осложнений, определение лейкоцитарного индекса интоксикации (ЛИИ) по Я.Я. Кальф-Калифу [4], результаты реакции на С-реактивный белок, как наиболее информативных показателей степени тяжести воспалительных реакций.

Полученные клинические результаты представлены в относительных величинах, а результаты лабораторных исследований даны в среднеарифметических (М), средних квадратичных (G) величинах и ошибки ряда (m). Степень достоверности вычисляли по таблице Стьюдента.

Под наблюдением находилось две группы больных: одна 212 больных, оперированных по поводу заболеваний органов брюшной полости, осложненные местным или общим перитонитам, которые получали традиционное лечение: антибиотики, инфузионную терапию, обезболивающие средства- это была для нас группа контроля и вторая группа 72 больных, которые в послеоперационном периоде получали непрямую лимфотропную терапию наряду с традиционным лечением, кроме. В обеих группах женщин было в 2 раза больше, чем мужчин, их возраст от 16 до 90 лет, но большинство больных были старше 40 лет. Все поступившие оперированы в экстренном порядке. Характер заболеваний в обеих группах дан в табл. 1.

Таблица 1. Характер заболеваний основной и контрольной групп

Таблица 1. Характер заболеваний основной и контрольной групп

В разработку нами были включены больные с деструктивными формами холецистита и аппендицита с явлениями местного и у ряда больных общего перитонитам, больные с непроходимостью кишечника, у которых была выполнена резекция кишечника в связи с необратимыми в нем изменениями.

Мы остановились на введении лимфотропной смеси с антибиотиком в подкожную клетчатку голени на уровне ее средней трети с предварительным наложением манжетки от аппарата Рива-Роччи с созданием давления 30-40 мм рт.ст. на уровне нижней трети бедра для создания временного веностаза с изменением направления движения межтканевой жидкости кожи и подкожной клетчатки в сторону лимфатических капилляров. При этом, как установлено [5,6,7] повышается интенсивность лимфообразования и антибиотик и лимфотропная смесь из подкожного депо вместе с межтканевой жидкостью проникает в лимфатические сосуды, региональные и отдаленные лимфатические узлы, достигая грудной проток и общий кровоток.

Состав лимфотропной смеси: гепарин 70 ЕД/кг веса тела, лидаза 8-12 ЕД, тактивин 1 мл, прозерин - 2 мл, новокаин 0,5%-10,0 и один антибиотик - цефазолин 1,0 (или цефтриаксон 1,0). Препараты вводили перманентно с интервалом 1-2 минуты, после введения постельный режим 1,5-2 часа. На курс лечения 5-6 инъекций. Эту методику мы использовали в комплексном лечении больных в основной группе с синдромом системной воспалительной реакции. Лимфотропную смесь вводили один раз в сутки.

Результаты и их обсуждение. Через сутки в контрольной группе 4 признака синдрома системной воспалительной реакции выявлены у 88 больных (41,5%), три признака у 69 (32,5%), у 55-2 признака (25,9%).

На третьи сутки после операции число больных с 4 признаками увеличилось до 102 (48,1%), с 3 признаками было 72 (33,9%), а у остальных (38 человек-17,9%) по 2 признака (повышение температуры + тахикардия).

На пятые сутки ни у одного обследованного 4 признака не выявлено, у 8 больных было 3 признака (3,8%), у 39 (18,4%)- два признака, у 42 (19,8%)-по одному признаку.

Мы проследили, зависела ли частота возникновения осложнений после операции от количества признаков синдрома системной воспалительной реакции в различные сроки. Так, из 102 больных с 4 признаками на 3 сутки осложнения возникли у 21 (20,6%), на пятые сутки с двумя признаками было 39 больных из них осложнения возникли у 8 (20,5%). Анализ показателей синдрома системной воспалительной реакции больных контрольной группы показал, что применение традиционной терапии при наличии 3-4 признаков синдрома системной воспалительной реакции недостаточно, это явилось для нас основанием для пересмотра объёма медикаментозной терапии больных основной группы. И здесь мы через сутки после операции определяли количество признаков синдрома системной воспалительной реакции и сразу же подключали непрямую лимфотропную терапию.

Анализ показателей основной группы через сутки показал, что все 4 признака имели место у 51 из 72 обследованных (70,8%), три признака у16 (22,3%) и у остальных по 2 признака (5 человек-6.9%).

На третьи сутки увеличения числа больных с 4 признаками синдрома системной воспалительной реакции не наблюдалось. Всего больных с 4 признаками было 29(40,3), три признака у 17(23,6%), а у остальных по 2 признака (26 человек-36,1%). Следовательно, уже на 3 сутки мы отметили положительное влияние непрямой лимфотропной терапии на течение воспалительного процесса.

На пятые сутки ни у одного обследованного 4 признака не выявили, три признака имели место у 7 больных (9,7%), по 2 признака у 21 (29,2%), а у остальных не отмечено ни одного признака, все показатели достигли нормальных величин. Осложнения в этой группе выявлены у 3 больных (4,2%), у которых на 3 сутки имели место 4 признака системной воспалительной реакции.

Мы сопоставили удельный вес показателей в различные сроки у больных, получавших традиционное лечение и у пациентов у которых мы включали непрямую лимфотропную терапию (рис 1).

Рис. 1. Динамика показателей ССВР больных основной и контрольной групп: 1 - наличие 4 признаков, 2 - наличие 3 признаков, 3 - наличие 2 признаков.

Рис. 1. Динамика показателей ССВР больных основной и контрольной групп: 1 - наличие 4 признаков, 2 - наличие 3 признаков, 3 - наличие 2 признаков.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что через сутки после операции существенно больше было больных с 4 признаками и синдрома системной воспалительной реакции в основной группе, что уже указывало, что здесь была более тяжёлая группа. Через трое суток в контрольной группе имела место тенденции к увеличению числа больных с 4 признаками (48,1%), в то время как в основной группе их количество существенно уменьшилось в сравнении с первыми сутками (соответственно 70,0 и 40,3%). Через 5 суток ни в контрольной, ни в основной больных с 4 признаками не выявлено.

Сравнение больных с 3 признаками через сутки после операции показало, что с 3 признаками в контрольной группе составило 32,5%, а в основной 22,3%. Через 3 суток удельный вес больных в контрольной и основной группах оставался на прежнем уровне, через 5 суток в обеих группах число больных с синдромом системной воспалительной реакции уменьшилось. Но более выраженное снижение было в контрольной группе в сравнении с основной (соответственно 3.8 и 9.7%).

Рассматривая динамику показателей синдрома системной воспалительной реакции необходимо отметить более выраженную положительную динамику у больных основной группы, в ней с увеличением срока после операции снижалось число больных с 4 и 3 признаками, что подтверждало эффективность непрямой лимфотропной терапии.

Однако для решения вопроса об эффективности непрямой лимфотропной терапии только на основании 4 клинических показателей недостаточно, поэтому мы включили лейкоцитарный индекс интоксикации, как наиболее информативный показатель воспаления, сравнили его с показателями лейкоцитоза, уровнем С-реактивного белка (табл. 2). Эти показатели определялись нами в более продолжительное время (до 10 суток) после операции.

Таблица 2. Показатели лейкоцитарного индекса интоксикации, лейкоцитоза в основной и контрольной группах (Р - степень достоверности)

Таблица 2. Показатели лейкоцитарного индекса интоксикации, лейкоцитоза в основной и контрольной группах (Р - степень достоверности)

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в контрольной группе на 3 сутки лейкоцитарный индекс интоксикации повышается, а затем идет снижение, но и на 10 сутки не достигает нормы, в то время как в основной уже на 3 сутки отмечено снижение лейкоцитарного индекса и к 10 суткам он не отличается от нормы (рис. 2).

Рис. 2 Динамика лейкоцитарного индекса интоксикации больных контрольной и основной групп.

Рис. 2 Динамика лейкоцитарного индекса интоксикации больных контрольной и основной групп.

 

Подобная динамика была отмечена и в показателях лейкоцитоза (рис. 3).

Рис. 3. Динамика количества лейкоцитов у больных контрольной и основной групп.

Рис. 3. Динамика количества лейкоцитов у больных контрольной и основной групп.

При анализе результатов исследования на С-реактивный белок нами было отмечено, что через сутки у 60 обследованных контрольной группы положительная и резко положительная реакция имела место у всех обследованных, на 3 сутки положительная реакция была у 48 больных, на 5 сутки у 38 и на 10 сутки, у 26 (43,3%), у остальных слабо положительная. В основной группе это исследование выполнено у 64 больных и здесь так же через сутки у всех была резко положительная и положительная реакции, на 3 сутки положительные реакции имели место у 31 больного, на 5 сутки - у 15 и на 10 сутки лишь у 5 (7,8%). Следовательно снижение реакции на С-реактивный белок было более выражено у больных основной группы.

При сопоставлении частоты осложнений в контрольной и основной групп выявлены достоверные результаты. В контрольной группе осложнения были у 29 больных из 212 (13,6%), а в основной у 3 из 64 обследованных (4,2%).

Таким образом, выполненные нами исследования показали необходимость определения показателей синдрома системной воспалительной реакции после операций на органах брюшной полости и целесообразность использования непрямой лимфотропной терапии при синдроме системной воспалительной реакции, при этом идет более быстрое угасание клинических проявлений синдрома и лабораторных показателей в сравнении с больными получавшими традиционное лечение.

Список использованных источников:

  1. Городов С.Ю. Эффективность эндолимфатической терапии при различной степени выраженности синдрома системной воспалительной реакции: автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 2009. – 21 с.
  2. Экспериментальное и клиническое обоснование лимфотропной антибиотикотерапии в хирургии / С.У. Джумабаев, В.М. Буянов, К.Ю. Данилов// Клиническая хирургия. - 1987. - №7. - С.14-17.
  3. Применение нового интегрального показателя для оценки выраженности системной воспалительной реакции / Н.В. Зотова, Е.Ю. Гусев// Иммунология. - 2006. - №1. - С.54-55.
  4. Кальф-Калиф Я.Я. О лейкоцитарном индексе интоксикации и его практическом значении // Врачебное дело. - 1941. - С. 31 - 33.
  5. Левин Ю.М. Основы лечебной лимфологии. М.: Медицина, 1986. – 287 с.
  6. Лимфатический дренаж тканей при хирургической инфекции и коррекция его нарушений / С.В. Лохвицкий, Ю.М. Шептунов, И.В. Климова // Проблемы клинической и экспериментальной лимфологии. - 1992. - №2. - С100 - 101.
  7. Лимфотропное введение антибиотиков в профилактике послеоперационных раневых осложнений / М.С. Любарский, А.В. Белужников, Э.Д. Филинков// Проблемы клинической и экспериментальной лимфологии. 1992. №2. - С. 104 - 105.
  8. Сепсис в начале XXI века / В.С. Савельев, Б.С. Гельфанд// Практическое руководство. М.: Литерра, 2006. - 175С.
  9. Показатели системной воспалительной реакции в ранней диагностики и прогнозировании послеоперационных осложнений панкреонекроза / А.С.Семенова, В.В. Моррисон, В.Н. Долиший// Саратовский научный медицинский журнал. - 2007. - №3. - С. 14-15.