Протокол диагностики и лечения больных с открытой травмой грудной клетки

Республиканский научный центр экстренной медицинской помощи, г. Ташкент, Узбекистан

Актуальность проблемы. Диагностика и лечение повреждений груди остается одной из наиболее актуальных проблем в современной неотложной хирургии. В настоящее время колото-резаные ранения груди (РГ) являются одним из самых распространённых видов травм и характеризуются высоким процентом осложнений и летальности. [5, 9, 10, 16, 22].

Частота повреждений груди составляет от 35 до 52%. [27, 29]. Проникающие колото-резаные и огнестрельные ранения встречаются в 12% случаев. [14, 25]. Торакоабдоминальные ранения с повреждением диафрагмы наблюдаются у 5 - 30% пострадавших [7, 17, 18, 20, 24, 26].

Частота легочно-плевральных осложнений достаточно высока и составляет от 5 до 21%. В 40-60% случаев гнойно-воспалительные осложне­ния являются причиной послеоперационной летальности у пациентов с травмами грудной клетки [10].

Летальность при повреждениях груди зависит от характера повреждений и составляет при проникающих колото-резаных ранениях 3%, при огнестрельных ранениях – 20% [14, 19, 23, 28]. Летальность при торакоабдоминальных ранениях достигает 14,1% [1, 2].

Частота ошибок при диагностике и лечении этих повреждений достигает 60-70%. Клинические и рентгенологические методы исследования, диагностические пункции, используемые в практике ургентной хирургии, не всегда позволяют определить особенности повреждений и посттравматических осложнений, что приводит к диагностическим и тактическим ошибкам и заставляют хирурга в качестве диагностического приема использовать торакотомию, которая может вызвать тяжелые осложнения. Число необоснованных торакотомий колеблется от 10 до 15% [3, 15, 21].

Следует отметить, что при выполнении лечебных торакотомий объем вмешательств ограничивается (до 75% случаев) ушиванием небольшого ранения легкого, остановкой кровотечения из мелких сосудов в проекции ранения, эвакуацией гемоторакса (ГТ), санацией и дренированием плевральной полости [13]. Некоторые авторы считают торакотомию при поверхностных ранениях легкого малообоснованной, поскольку у большинства пациентов герметичность и гемостаз восстанавливаются самостоятельно. Открытый торакотомический доступ является высокотравматичным и в 8,2-70,3% случаев становится причиной тяжелых осложнений, в основном, инфекционного характера: нагноения послеоперационной раны, плеврита, эмпиемы плевры, пневмонии [10, 11].

Незнание характера и объема поражения при РГ делает хирургическую тактику необъективной и малообоснованной и ведет либо к неоправданному радикализму в виде гипердиагностики и напрасных торакотомий, либо к излишнему консерватизму в виде недооценки тяжести больного при поступлении и неоправданно длительному «активному наблюдению» с задержкой операции. Оба варианта имеют опасные для пациента последствия [3, 6]. Достоверные данные о повреждениях позволяет получить ревизия при полостной операции, однако как диагностический метод полостная операция малопригодна по причине травматичности.

Для диагностики, а зачастую и устранения повреждений в настоящее время используются видеоэндохирургические методы [3, 5, 8, 16]. Видеоторакоскопия (ВТС), позволяет не только уточнить локализацию повреждения, его тяжесть, развивающиеся осложнения, но и решать вопросы хирургической тактики. Кроме того, ВТС даёт возможность сочетать диагностические и лечебные манипуляции [4]. Несмотря на очевидные преимущества видеоэндохирургии, для экстренной диагностики повреждений этот метод используется редко. Причиной тому, наряду с нехваткой оборудования и подготовленных кадров, можно назвать и недостаточно разработанные показания к использованию метода [12]. Тем не менее, до настоящего времени недостигнут консенсус между хирургами относительно показаний и противопоказаний к торакоскопии при травмах груди.

Цель исследования. Улучшение результатов диагностики и лечения больных с проникающими колото-резаными РГ путём разработки лечебно-диагностического протокола с использованием видеоэндохирургических методов на ранних этапах.

Материалы и методы исследования. В Республиканском научном центре экстренной медицинской помощи на стационарном лечении находилось 695 пациентов с колото-резаными ранениями грудной клетки с 2001 года по 2011 год. Мужчин было 597 (85,9 %), женщин – 98 (14,1 %). Средний возраст пациентов составил 32,9 год.

В диагностический протокол обследования больных при открытой травме грудной клетки включали: жалобы пострадавшего, анамнез заболевания, осмотр, лабораторные (общий анализ крови и мочи), неинвазивные инструментальные (измерение АД, ЭКГ, рентгенологические и сонографические исследования) и инвазивные видеоэндохирургические методы исследования (ВТС и лапароскопия (ЛС)). При рентгенологическом исследовании грудной клетки диагностированы гемопневмоторакс (рис. 1) у 247 (35,5%) раненых, ГТ (рис. 2) – у 179 (25,8%), пневмоторакс (ПТ) (рис. 3) – у 34 (4,9%), расширение границ сердца – у 16 (2,3%) и диафрагмальная грыжа (рис. 4) – у 1 (0,1%).

Рис. 1. Гемопневмоторакс	Рис. 2. Гемоторакс.
Рис. 1. Гемопневмоторакс Рис. 2. Гемоторакс.

 

Рис. 3. Пневмоторакс.  Рис. 4. Диафрагмальная грыжа.
Рис. 3. Пневмоторакс.   Рис. 4. Диафрагмальная грыжа.

При ультразвуковом исследовании выявлены свободная жидкость в плевральной полости у 426 (61,3%) пациентов и в брюшной полости – у 61 (8,8%).

При отсутствии или сомнительных признаков проникновения раны в плевральную полость производилась ревизия раны. После ревизии проникающий характер раны выявлен у 489 (70,4%) больных и непроникающий – у 206 (29,6%). Всем больным произведена хирургическая обработка раны грудной клетки.

Вышеперечисленный перечень инструментального обследования у 321 (65,6%) раненого со стабильной гемодинамикой из 489 больных с проникающим РГ было дополнено ВТС, а при торакоабдоминальном ранении выполнена ЛС – у 95 (62,5%) из 152. Значение ВТС возрастает при проникающих ранениях грудной клетки, так как вероятность повреждения сердца и диафрагмы, достоверная диагностика которых с помощью традиционных средств эндовизуализации крайне затруднено. С помощью эндоскопической ревизии плевральной полости у раненых мы смогли обнаружить практически все наиболее вероятные при подробном характере травмы варианты повреждений грудной стенки, плевральных листков, средостения и легких. ВТС позволила диагностировать рану париетальной плевры и ГТ у 489 больных (рис. 5, 6), рану легкого – у 213 (рис. 7), диафрагмы – у 44 (рис. 8), перикарда – у 10 (рис. 9).

Рис. 5. Рана париетальной плевры Рис. 6. Гемоторакс
Рис. 5. Рана париетальной плевры Рис. 6. Гемоторакс

 

Рис. 7. Рана легкого. Рис. 8. Рана диафрагмы. Рис. 9. Рана перикарда.
Рис. 7. Рана легкого. Рис. 8. Рана диафрагмы. Рис. 9. Рана перикарда.

Результаты и обсуждение. В 239 (74,5%) случаях из 321 характер и объем травмы ВТС позволила ограничиться дренированием плевральной полости после удаления фрагментов свернувшейся крови и остановки кровотечения из раны париетальной плевры у 146 (61,1%) раненых, прошивания поврежденных межреберных сосудов – у 36 (15,1%), коагуляции ран легкого – у 26 (10,9%), ушивания раны диафрагмы – у 16 (6,7%), ушивания ран легкого – у 7 (2,9%), удаления инородного тела и коагуляция ран легкого и париетальной плевры – у 3 (1,3%), аргоноплазменной коагуляции раны париетальной плевры – у 2 (0,8%), аргоноплазменной коагуляции раны легкого – у 2 (0,8%), ушивания ран легкого и диафрагмы – у 1 (0,4%).

Из 82 (25,5%) случаев конверсии ВТС в 45 (54,9%) эпизодах мы смогли ограничиться видеоассистированными вмешательствами через миниторакотомный доступ и были выполнены ликвидация свернувшегося гемоторакса и ушивание раны легкого – у 32 (71,1%), ушивание раны диафрагмы – у 7 (15,6%), ликвидация свернувшегося гемоторакса – у 3 (6,7%), прошивание поврежденной межреберной артерии, ушивание раны легкого и диафрагмы – у 1 (2,2%), прошивание поврежденной межреберной артерии и ушивание раны легкого – у 1 (2,2%), ушивание раны перикарда – у 1 (2,2%), а в 37 (45,1%) случаях повреждения органов грудной клетки мы сочли целесообразным прибегнуть к широкой торакотомии, где произведены ушивания раны легкого и диафрагмы – у 19 (51,4%) пациентов, ушивания раны легкого и сердца – у 8 (21,6%), ушивание раны легкого и коагуляция раны париетальной плевры – у 4 (10,8%), прошивание поврежденной внутренней грудной артерии и ушивание раны легкого – у 2 (5,4%), ушивание раны сердца и удаление инородного тела – у 1 (2,7%), ушивание сквозной раны легкого, медиастинальной плевры и шейного отдела трахеи – у 1 (2,7%), прошивание поврежденной межреберной артерии, аргоноплазменная коагуляция ран легкого и париетальной плевры – у 1 (2,7%), ликвидация свернувшегося гемоторакса и декортикация легкого – у 1 (2,7%). ВТС и видеоассистированные вмешательства позволили нам ликвидировать внутриплевральные осложнения травмы у 321 (65,6%) пациентов.

Показаниями к широкой торакотомии без предварительной ВТС были у 107 (21,9%) больных с нестабильной гемодинамикой, причиной которой явилось продолжающее внутриплевральное кровотечение из раны легкого (55), сердца (25), париетальной плевры (11), перикарда (3), поврежденной межреберной артерии (11), внутренней грудной артерии (2).

При торакоабдоминальном ранении у 152 (31,1%) раненых мы также старались проводить миниинвазивные вмешательства, такие как диагностическая и лечебная ЛС у 95 (62,5%) больных. К конверсии при ЛС на лапаротомию подверглись 58 (61,1%) больных. В 57 (37,5%) случаях повреждения органов брюшной полости мы сочли целесообразным и более надежным прибегнуть к широкому хирургическому доступу без предварительной диагностической ЛС.

При наличии показаний к миниинвазивным вмешательствам при торакоабдоминальном ранении первым этапом выполняли ВТС, так как без предварительной ликвидации дефекта диафрагмы ЛС с неизбежной инсуфляцией газа в брюшную полость может усугубить состояние больного вследствие нагнетания воздуха через дефект диафрагмы и развития напряженного ПТ.

При продолжающемся внутрибрюшном кровотечении, когда необходимо выполнять диагностическую ЛС или лапаротомию, первым этапом производился торакоцентез и дренирование плевральной полости у 61 (12,5%) пациентов для ликвидации плевролегочных осложнений, динамического контроля за содержимым, поступающего через дренажную трубку, и профилактики развития ПТ. Умерло 25 больных, летальность составила 3,6%.

Исходя из собственного опыта и с учетом полученных данных нами разработан алгоритм диагностики и лечения больных с РГ (рис. 10), которого мы старались придерживаться при определении показаний к экстренной ВТС.

Рис. 10. Алгоритм диагностики и лечения открытой травмы грудной клетки.

Рис. 10. Алгоритм диагностики и лечения открытой травмы грудной клетки.

Выводы. ВТС и ЛС должны быть включены в протокол диагностики и лечения открытой травмы в силу их малой травматичности, высокой информативности и широких возможностей по ликвидации последствий повреждений органов грудной клетки и брюшной полости. В силу того, что при торакоабдоминальных ранениях повреждения органов брюшной полости, как правило, ограничиваются ее верхним этажом, показания к диагностической ЛС должны быть расширены, так как данная зона живота хорошо поддается эндоскопической визуализации. При наличии показаний и к торакоскопии, и ЛС первым этапом выполняем видеоэндоскопию грудной клетки, так как ЛС с неизбежной инсуфляцией газа в брюшную полость без предварительной ликвидации дефекта диафрагмы или же дренирования плевральной полости может усугубить состояние больного вследствие нагнетания воздуха через дефект диафрагмы. Внедрение видеоэндоскопических вмешательств в практику экстренной торакальной хирургии позволило оптимизировать процесс ранней диагностики неотложных состояний органов грудной клетки и брюшной полости, значительно снизить травматичность хирургических вмешательств и процент послеоперационных осложнений, сократить сроки пребывания больных в стационаре. Наши результаты позволяют утверждать, что лечебные возможности этих методов не уступают, а в ряде случаев превосходят, возможностям традиционной торакоабдоминальной хирургии.

Список использованных источников:

  1. Абакумов М.М., Воскресенский О.В., Жестков К.Г. Торакоскопия в диагностике и лечении ранений легкого// Хирургия. – 2007. – № 10. – С. 4-9.
  2. Абакумов М.М., Воскресенский О.В., Жестков К.Г. Торакоскопия в лечении внутриплеврального кровотечения при ранениях сосудов грудной стенки// Хирургия. – 2007. – № 2. – С. 4-9.28.
  3. Баранова О.А. Эндовидеоторакоскопия при травмах грудной клетки: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Волгоград, 2003; — 24 с.
  4. Бояринцев В; В; Эндовидеохирургия в диагностике и лечении ранений и травм: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. — СПб., 2004. 38 с.
  5. Бояринцев В.В., Гаврилин С.В., Рудь А.А., Суворов В.В., Маркевич В.Ю., Кузин А.А., Коваленко Р.А. Возможности эндовидеохирургии в лечении инфекционных осложнений ранений и травм / Эндоскоп. хир. – 2006. – № 2. – С. 22.
  6. Диагностические операции в клинической медицине / В. П. Быков, Р. Н. Калашников. - Архангельск: Издат. центр СГМУ. - 2001. — 320 с.
  7. Воскресенский О.В., Жестков К.Г., Абакумов М.М., Гуляев А.А. Применение торакоскопии в лечении торакоабдоминальных ранений// Эндоскоп. хир. – 2006. – № 2. – С. 30.
  8. Дмитриева А.М. Ошибки и трудности распознавания закрытых повреждений органов грудной полости// Перм. мед. журн. 2003. - Т. 20, № 2. - С. 153-156
  9. Добровольский С.Р. О лечении ранений груди// Хирургия. – 2007. – № 5. – С. 32-38.
  10. Ермолов А.С., Абакумов А.М., Погодина А.Н., Щербатенко М.К., Бармина Т.Г., Донова Л.В. Диагностика и лечение посттравматического свернувшегося гемоторакса// Хирургия. – 2002. – № 10. – С. 4-9.
  11. Жестков К.Г., Воскресенский О.В., Барский Б.В., Фурса Е.В.Анализ причин конверсии и осложнений после торакоскопических операций при проницающих ранениях груди// Эндоскоп.хир. – 2005. – № 1. – С. 51-52.
  12. Кочергаев О. В. Особенности диагностики прямых повреждений лёгких при сочетанных травмах груди// Грудная и сердечнососудистая хирургия. 2002. - № 1. - С. 48-52.
  13. Порханов В.А., Поляков И.С., Кононенко В.Б., Бодня В.Н., Мезеря А.Л., Краснослободцева Г.Л. Видеоторакоскопия в лечении больных с травматическими повреждениями грудной клетки// Анналы хир. – 2001. – №2. – С. 44-50.
  14. Уразовский Н.Ю., Курицын А.Н., Семенцов В.К., Пинчук О.В. Видеоторакоскопия в лечении огнестрельных проникающих ранений груди// Эндоскоп.хир., приложение. – 2003. – С. 170.
  15. Шарипов И.А. Травма груди (проблемы и решения). - М.: Издательский Дом "ГРААЛЬ", 2003 – 328 с.
  16. Ahmed N., Jones D. Video-assisted thoracic surgery: state of the art in trauma care// Int. J. Care Injured. – 2004. – Vol. 35. – P. 479-489.
  17. Bergeron E., Lavoie A., Razek T., Belcaid A., Lessard J., Clas D. Penetrating thoracoabdominal injuries in Quebec: implications for surgical training and maintenance of competence// Canad.J.Surg. – 2005. – Vol. 48, № 4. – P. 284-288.
  18. Hanna W.C., Ferri L.E., Fata P., Razek T., Mulder D.S. The current status of traumatic diaphragmatic injury: lessons learned from 105 patients over 13 years// Ann.Thorac.Surg. – 2008. – Vol. 85. – P. 1044–1048.
  19. Karmy-Jones R., Jurkovich G.J. Blunt Chest Trauma// Curr. Probl. Surg. – 2004. – Vol. 41. – P. 223-380.
  20. Leppäniemi A.K. Global trends in trauma// J.Trauma. – 2004. – Vol. 6. – P. 193–203.
  21. Wilson L.W.L., Rosanna L.L.M., Lee T.W. et al. The impact of thoracic surgical access on early shoulder function: video-assisted thoracic surgery versus posterolateral thoracotomy// Europ.J.Cardiothorac.Surg. – 2003. – Vol. 23. – P. 390–396.
  22. Meyer D.M. Hemothorax related to trauma// Thorac.Surg.Clin. – 2007. – Vol. 17. – P. 47-55.
  23. Scaglione M., Pinto A., Pedrosa I., Sparano A., Romano L. Multi-detector row computed tomography and blunt chest trauma// Europ.J.Radiol. – 2008. – Vol. 65. – P. 377-388.
  24. Scharff J.R., Naunheim K.S. Traumatic diaphragmatic injuries// Thorac. Surg. Clin. – 2007. – Vol. 17. – P. 81-85.
  25. Shanmuganathan K., Matsumoto J. Imaging of penetrating chest trauma// Radiol.Clin.of N.Amer. – 2006. – Vol. 44. – P. 225-238.
  26. Sliker C.W. Imaging of diaphragm injuries// Radiol.Clin.N.Amer. – 2006. – Vol. 44 – P. 199-211.
  27. Smolle J., Prause G., Smolle-Juttner F.M. Emergency treatment of chest trauma — an e-learning simulation model for undergraduate medical students// Europ.J.Cardiothorac.Surg. – 2007. – Vol. 32. – P. 644—647.
  28. Stafford R.E., Linn J., Washington L. Incidence and management of occult hemothoraces// Amer.J.Surg. – 2006. – Vol. 192. – P. 722–726.
  29. Stahel P.F., Schneider P., Buhr H.J., Kruschewski M. Emergency management of thoracic trauma// Orthopade. – 2005. – Vol. 34, № 9. – P. 865-879.